www.transform.ru
—делать "домашней" страницей ѕорекомендовать друзь€м ѕоместить в папку "»збранное" Ќовости
More информации о трансформаторах и электротехническом оборудовании
“еори€  онструкци€ “ехнологи€ “ранспортировка ƒиагностика ќбслуживание «амена
“еори€ ѕроектирование ѕроизводство “ранспортировка Ёксплуатаци€ –емонты ”тилизаци€
–асчеты ѕроектирование ѕроизводство ћонтаж Ёксплуатаци€ –емонты ”тилизаци€
 
ѕолный жизненный цикл силового трансформатора


  TRANSFORMаторы
  о проекте
  цены
  контакты
  выдающиес€ представители
  карта станций ќ√ 
  форум
  ƒиагностика+
  јрхив
  объ€влени€
  библиографи€
  ресурсы отрасли
  новости
  выставки
  терминологический словарь
  часто задаваемые вопросы (FAQ)
  Ѕанк данных
  предпри€ти€
  спрос - предложение
  зарегистрироватьс€
  ќхрана труда
  Ѕиржа труда
  разместить резюме
  разместить вакансию
  поиск резюме
  поиск вакансии
  “еори€, расчеты
   онструкци€, проектирование
  “ехнологи€, производство
  “ранспортировка, монтаж
  Ёксплуатаци€
  –емонты
  ”тилизаци€
  ќбучение
  очное
  дистанционное



Ќќ¬ќ—“»
¬ера јфанасьева. ќткрытое письмо министру образовани€ –‘ ќльге ¬асильевой
”важаема€ ќльга ёрьевна!

ѕрошу ¬ас на основании моего письма радикально изменить Ђ‘едеральную программу развити€ российского образовани€ на 2016-2020 годыї, поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образовани€, изложенные ниже. я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состо€нии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение.

ќбразование Ч стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. ќт него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. –оссийское образование имеет славные традиции, но сегодн€ оно находитс€ в бедственном, плачевном положении. ќно давно и т€жело болеет, и налицо признаки этой болезни.

1. “отальна€ нищета.

√осударственные вложени€ в российское образование чрезвычайно малы и не позвол€ют ему достойно существовать. ” нас ветха€ высша€ школа Ц разрушающиес€ здани€, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиес€ еще от ———– книги и учебные пособи€. ≈стественные факультеты, традиционно €вл€ющиес€ гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. √уманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыл€ют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направлени€ подготовки, чем умал€ют свой изначальный профессионализм. ѕосто€нное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

ѕреподаватели вузов и школьные учител€ получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. ƒостаточно сказать, что жалование провинциального профессора составл€ет смехотворную сумму Ц менее 500 евро, что гораздо меньше пособи€ по безработице в развитых странах и на пор€док меньше зарплаты европейского профессора. Ёто превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных посто€нно искать дополнительные источники существовани€, что плачевно сказываетс€ и на качестве их труда, и на их здоровье. Ќе лучше обстоит дело и у школьных учителей.

ѕри таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. ¬ажным механизмом недоплаты преподавател€м €вл€етс€ чудовищна€ часова€ нагрузка (перегрузка!), не учитывающа€ врем€, необходимое дл€ подготовки к зан€ти€м и дл€ научных изысканий. Ќе должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Ќо читает и от этого изнур€етс€, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. ”величение нагрузки преподавателей без повышени€ зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровн€ оплаты неквалифицированного труда. ”становление необоснованного соотношени€ числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихс€. —тало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

Ќищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучи€ вузовских администраций, бесстыдство которых позвол€ет им иметь зарплаты в дес€тки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, Ц зарплаты, которых в –оссии не удостаиваютс€ даже гении. Ёто противоестественное и безнравственное расслоение €вл€етс€ еще одним немаловажным источником недоплат преподавател€м.   теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известна€ тема коррупции в образовании, котора€ достигает самых высоких уровней. “ак, в насто€щее врем€ расследуетс€ коррупционное дело в ћинистерстве образовани€ —аратовской области.

„удовищна€ нищета российского образовани€ Ц подлинна€ национальна€ катастрофа. ƒовод€ образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодн€, возвращаетс€ дес€тикратной прибылью в недалеком будущем.

2. Ѕумажна€ параной€ и канцел€рска€ шизофрени€

–оссийское образование в последние годы превратилось в безумную контору. ¬от формула этого превращени€:

Ђконторизаци€ образовани€ = беспрецедентна€ бюрократизации + абсурдна€ канцел€ризаци€ + бессмысленна€ формализаци€ + жесточайший чиновничий диктатї.

–оссийское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписани€ми Ц и лавина бумаг катастрофически растет. ѕосто€нно мен€ющиес€ федеральные образовательные стандарты не принос€т ничего нового по существу, зато делают из образовани€ неэффективную механическую машину, основной целью которой становитс€ производство и воспроизводство бумаг. ѕосто€нно мен€юща€с€ самодовлеюща€ форма вытесн€ет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

ѕреподаватели всей страны, от ѕетропавловска- амчатского до  алининграда, сегодн€ превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Ћюди изнемогают от многократного переписывани€ программ, составлени€ бесчисленных отчетов, заполнени€ одних и тех же анкет. ”ма не приложить Ц куда деваетс€ все написанное? √де складируютс€ все эти горы измаранной бумаги? «ато совершенно очевидно, кому они нужны Ц чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. ј возможно Ц и тем, кто пытаетс€ заполнить вс€кой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомысли€, не дать ей врем€ задуматьс€ о проблемах страны, о судьбах –одины.

Ёта бессмысленна€ канцел€рщина, это бездарное бумагомарание унос€т у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставл€ют времени на подготовку к зан€ти€м, научные изыскани€, отдых. ј самое страшное Ц занимают мысли, вытесн€ют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. “руд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачиваетс€ Ц это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд.

Ћюди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, гр€дут. ѕостепенно вводитс€ и система Ђэффективных контрактовї, призванна€ измер€ть неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередна€ благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

 ак результат, подлинна€ де€тельность подмен€етс€ »Ѕƒ. Ќасто€щие начинани€ Ц отписками-приписками-переписками-дописками-списками. ќткрыти€ Ц сокрыти€ми.  ачество Ц количеством. ”м, знание, таланты Ц умением составл€ть отчеты. ƒостойным преподавателем отныне считаетс€ не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги.

¬се, что происходит при этом, Ц симул€ци€, фикци€, фальсификаци€, манипул€ци€, престидижитаци€, блеф, жонглирование канцел€ризмами и фокусы с Ќичто. ¬се, что при этом производитс€, Ц пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симул€кр. Ќе новые инновации. Ќикак и никем нереализуемые акции. Ќеэффективные и неметодичные методики эффективности. Ќикого не включающа€ инклюзи€.

¬ечна€ пишуща€ машинка. ¬збесившийс€ принтер. Ѕумажна€ суета сует. ÷иркул€рное увеличение энтропии ¬селенной. ÷елеполагающий абсурд. ƒокументальна€ параной€.

ѕризрак бродит по –оссии, призрак канцел€ризма. » пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, де€телей культуры. ј насильственна€ канцел€ризаци€ всей страны рождает Ђбумажное образованиеї и убивает подлинное.

¬сероссийска€ писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. ќна имеет  ѕƒ паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занима€сь тем, что может сделать люба€ секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. » забиваютс€ эти гвозди в крышку гроба российского образовани€. ј государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных

3. ѕатологическа€ ложь Ц псевдологи€ и мифомани€.

—егодн€ российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи.

—ама€ больша€ ложь Ц наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Ќеловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Ќапример, у нас не прижилс€ институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подр€д, загон€ем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижа€ их квалификацию.

ћы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Ћжем, списыва€ у самих себ€ научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было врем€ подумать. Ћжем, второп€х списыва€ у других, и лжем, что Ђјнтиплагиатї защищает от повального списывани€. Ћжем, формально и заочно участву€ в научных полуконференци€х. Ћжем, что размещение в ЂeLIBRARYї эквивалентно научной известности. Ћжем, укладыва€ выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцел€ризмами диссертаций, Ћжем в экспертизах, потворству€ бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышесто€щим или из сочувстви€ к таким же, как мы, замученным. Ћжем, что все академики Ц это академики, а профессора и доценты Ц поголовно профессора и доценты.

» все эти частные, личные, мелкие неправды сливаютс€ в одну огромную, губительную ложь Ц недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

ћы лжем, отписыва€сь за то, чего не делали. Ћжем, что создаем новые педагогические продукты. Ћжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во врем€ бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Ћжем, выставл€€ оценки. Ћжем, что во всем согласны с администрацией. Ћжем, скрыва€ собственные идеи и взгл€ды. Ћжем, что ≈√Ё полезно и объективно. Ћжем, что —колково не хуже —иликоновой долины. Ћжем, что в –оссии превосходное образование и наука, способна€ догнать и перегнать. Ќаши носы давно уже выт€нулись от лжи, а глаза ужасно кос€т, но мы все лжем, лжем, лжем.

Ћожь наказуема Ц и нас накрыла повальна€ ангедони€, мы в плену неустранимого уныни€. ћы давно уже забыли о радости научного общени€, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

4. ƒевальваци€ знани€

—егодн€ молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. –еальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составл€ет основу социального успеха, не почитаетс€, не уважаетс€. ќбразованность подмен€етс€ дипломированностью, профессионализм Ц умением устроитьс€ и приспособитьс€.

ќбесценивание знани€ и просвещени€ имеет серьезные материальные основани€ Ц сложна€ экономическа€ ситуаци€ в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Ќо не менее значительными €вл€ютс€ и ментальные основани€ этого €влени€: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образовани€, идеологии образовани€.

ѕудовой гирей на чашу обесценивани€ отечественного образовани€ упало придание ему статуса ”—Ћ”√», что уравн€ло учител€, преподавател€ с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. —делать это мог только враг российского образовани€, а значит Ц и враг –оссии, и вред от этого насильственного акта неизмерим. ѕринима€ образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учитьс€. »нтересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как ¬авилов или Ћандау?

ѕодн€ть значимость образовани€ Ц значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Ёто многотрудный и многолетний путь, сопр€женный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Ќо без этого нельз€ не только сохранить великую российскую культуру Ц нельз€ выжить.

5. ƒушевное нездоровье

ќно складываетс€ из страха, суетности умов, скудоуми€, лживости, лицемери€.
—трах господствует в системе российского образовани€ Ц вернее, многочисленные страхи. ќни св€заны с нашей нищетой, с ужесточением административного контрол€, с существованием рычагов давлени€, с помощью которых из сферы образовани€ можно устранить любого. —трах перед начальством. —трах потери работы. —трах показатьс€ политически нело€льным. —трах быть не христианином. —трах перед очередными бумажными компани€ми. —трах упасть во врем€ рейтинговой гонки. —трах перед студентами. —трах остатьс€ без студентов.

Ёти страхи заставл€ют нас тер€ть человеческое лицо, забывать о достоинстве. ”ниверситеты давно уже перестали быть оплотами свободомысли€, столь необходимого любому здоровому обществу. » в этих услови€х любое правдивое высказывание воспринимаетс€ как подвиг или сумасшествие.

¬ сфере образовани€ практически нет насто€щих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы Ц существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. ƒа что профсоюзы Ц у нас давно нет простого товарищества! ћы молчим, предаем, не заступаемс€, уступаем произволу. Ќо трусливый не может быть учителем, не годитс€ в воспитатели. «апуганный всегда глуп.

Ќаши мысли сегодн€ суетны. √оловы зан€ты не тем, как се€ть разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. ћы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. ќ том, как не проштрафитьс€, успеть, угодить, схитрить, улизнуть.  анцел€рское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. —кудоумие питаетс€ творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышлени€, отсутствием подлинной цели.
ќ лживости сказано уже достаточно. ≈е посто€нный спутник Ц лицемерие.

»стинность сказанного легко проверить Ц достаточно высокопоставленным чиновникам от образовани€ погрузитьс€ в реальность. Ќа годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. ѕожить на преподавательскую зарплату. ¬сласть почитать лекции, штук п€ть-семь в неделю, разбавл€€ их таким же числом семинаров Ц чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ≈√Ё нынешние студенты. ¬ свое удовольствие пописать Ц программы, ‘ќ—ы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними Ц научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитировани€. — энтузиазмом поруководить ђЦ аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по п€ть-семь лекций в неделю, а в свободное врем€ пишущими все те же программы и отчеты. ј еще лучше Ц делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. ¬от тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Ќо только делать это следует инкогнито Ц дл€ чистоты эксперимента.

я только сформулировала проблемы, решать их не мне. ќбразование есть только часть еще большей системы, котора€ именуетс€ государством. » многие болезненные симптомы нельз€ устранить, реформиру€ только образование.

Ќо кое-что все-таки могу подсказать и €. Ќет денег? ѕрекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искорен€йте коррупцию. Ќет успехов? ƒайте люд€м работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. ѕадает престиж? Ќачните с того, что избавьте образование от клейма Ђуслугаї.

¬ любом случае, концепци€ современного российского образовани€ требует серьезнейших, глубочайших изменений. » позитивными эти изменени€ могут стать только в том случае, если будут опиратьс€ на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже по€вл€ютс€.
ј € желаю российскому образованию здоровь€ и благополучи€.

ƒоктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры философии и методологии науки —аратовского государственного университета им. Ќ.√. „ернышевского јфанасьева ¬ера ¬ладимировна



»сточник: http://muzobozrenie.ru/vera-afanas-eva-otkry-toe-pis-mo-ministru-obrazovaniya-rf-ol-ge-vasil-evoj/

14.04.2017
- п€тница
TRANSFORMаторы | Ѕиблиографи€ | ѕредпри€ти€ | —прос-ѕредложение | “еори€, расчеты | онструкци€, проектирование | “ехнологи€, производство | “ранспортировка, монтаж | Ёксплуатаци€ | –емонты | ”тилизаци€

Rambler's Top100 –†–µ–є—В–Є–љ–≥@Mail.ru –ѓ–љ–і–µ–Ї—Б —Ж–Є—В–Є—А–Њ–≤–∞–љ–Є—П Ёлектросайт года

  ©  TRANSFORMаторы 2005—2011