Утверждены заместителем главного государственного санитарного врача СССР 5 мая 1988 г. № 4616-88
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
2.1 Санитарно технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных или допустимых параметров микроклимата не позднее, через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.
Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости
движения воздуха а кабинах автомобилей
Сезон года |
Тип автомобилей |
Температура воздуха, С0 |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с не более |
Холодный период и переходные периоды года |
Легковые Грузовые и автобусы |
20-23 18-20 |
60-40 60-40 |
0,2 0,2 |
Теплый период |
Легковые Грузовые и автобусы |
20-25 21-23 |
60-40 60-40 |
0,2 0,2 |
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года
Тип автомобилей |
Температура воздуха, С0 |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с не более |
Легковые Грузовые и автобусы |
19-25 17-23 |
75 75 |
0,2 0,2 |
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года
Тип автомобилей |
Температура воздуха, С0 |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с не более |
Легковые Грузовые и автобусы |
Не более чем на 30 выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 280 |
При 280 не более 55 При 270 не более 60 При 250 не более 70 При 240 и ниже не более 75 |
0,2 – 0,5 |
*
- В теплый период года нижние границы допускаемых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в таблице для холодного периода года.**
- Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая – минимальной температуре воздуха.2.2. В четвертой строительно – климатической зоне (согласно СНиП 2.01.01-82 “Строительная климатология и геофизика”) в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в таблице, но не выше 310 С – в кабине легковых автомобилей и 300 С – в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.
2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 30 С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на различных уровнях кабины должны находится в пределах величин, указанных в таблице, при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в таблицах, для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.
2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 30 С. ъ
2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), также от работающего двигателя, обеспечивающие остаточную облученность водителя от стен кабины и двигателя – не более 35 Вт/м2 , а от окон – не более 100 Вт/м2.
2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования качества и направления поступающего в кабину воздуха с тем, чтобы в кабине водителя обеспечивать нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп. 2.1-2.5. настоящих Правил.
2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевания (обмерзания) стекол кабины.
2.8. Концентрация вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в “ Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны”, утвержденных Минздравом РФ.
2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.
2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.
2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:
а) бензины А-76, А-93 и т.д – определяются концентрации углеродов алифатических предельных С1 – С10 (в пересчете на С, ПДК – 300мг/м3), окиси углерода (ПДК – 20 мг/м3) окислов азота (в пересчете на NO2, ПДК – 5 мг/м3) ; при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (средне – сменная ПДК – 0,01/0,007 мг/м3 );
б) метилированный бензин и чистый метанол – углеводородов и алифатических предельных С1 – С10 (в пересчете на С), окиси углерода, (в пересчете на NO2) метанола (ПДК – 5 мг/м3), формальдегида (ПДК – 0,5 мг/м3).
в) дизельное топливо - углеводородов и алифатических предельных С1 – С10 (в пересчете на С), окислов азота (в пересчете на NO2), акроленна (ПДК – 0,2 мг/м3).
Г) газовое топливо - углеводородов и алифатических предельных С1 – С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), меркаптананов.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА< ИНФРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ
3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).
35,1 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
100 |
87 |
79 |
72 |
68 |
65 |
63 |
61 |
59 |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБа – 70 дБа.
Уровни звука а кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБа. (ПС 55)
35,1 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
93 |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
52 |
50 |
49 |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБа – 60 дБа.
3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин в соответствии с “Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах” № 2274 – 80 от 12.12.80г. Министерства здравоохранения.
3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в таблицах.
Среднегеометрические частоты полос, ГЦ |
Допустимые значения виброускорения |
||||||
М/с2 |
В 1/1 окт. |
дБ |
|||||
В 1/3 окт. |
В 1/3 окт. |
В 1/1 окт. |
|||||
Z0 |
X0 Y0 |
||||||
Z0X0Y0 |
Z0 |
X0Y0 |
|||||
Z0 |
X0 Y0 |
||||||
0,8 |
0,71 |
0,224 |
1,12 |
0,4 |
67 57 |
71 |
62 |
1,0 |
0,63 |
0,224 |
66 57 |
||||
1,25 |
0,56 |
0,224 |
65 57 |
||||
1,6 |
0,50 |
0,224 |
64 57 |
||||
2,0 |
0,45 |
0,224 |
0,8 |
0,4 |
63 57 |
68 |
62 |
2,5 |
0,40 |
0,280 |
62 59 |
||||
3,15 |
0,335 |
0,335 |
61 61 |
||||
4,0 |
0,315 |
0,450 |
0,56 |
0,8 |
60 63 |
65 |
68 |
5,0 |
0,315 |
0,56 |
60 65 |
||||
6,3 |
0,315 |
0,710 |
60 67 |
||||
8,0 |
0,315 |
0,900 |
0,56 |
1,6 |
60 69 |
65 |
71 |
10,0 |
0,40 |
1,12 |
62 71 |
||||
12,5 |
0,50 |
1,40 |
63 73 |
||||
16,0 |
0,63 |
1,80 |
1,12 |
3,10 |
66 73 |
71 |
80 |
20,0 |
0,80 |
2,24 |
67 77 |
||||
25,0 |
1,0 |
2,80 |
70 79 |
||||
31,5 |
1,25 |
3,55 |
2,24 |
6,3 |
72 81 |
77 |
86 |
40,0 |
1,60 |
4,50 |
74 83 |
||||
50,0 |
2,0 |
5,60 |
76 85 |
||||
63,0 |
2,50 |
7,10 |
4,50 |
12,5 |
78 87 |
83 |
92 |
80,0 |
3,15 |
9,00 |
80 89 |
||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
0,56 |
0,4 |
65 |
62 |
Продолжение таблицы
Среднегеометрические частоты полос, ГЦ |
Допустимые значения виброускорения |
||||||
М/с2 |
В 1/1 окт. |
дБ |
|||||
В 1/3 окт. |
В 1/3 окт. |
В 1/1 окт. |
|||||
Z0 |
X0 Y0 |
||||||
Z0X0Y0 |
Z0 |
X0Y0 |
|||||
Z0 |
X0 Y0 |
||||||
0,8 |
14,0 |
4,5 |
129 199 |
||||
1,0 |
10 |
3,5 |
20,0 |
6,3 |
126 117 |
132 |
122 |
1,25 |
7,10 |
2,8 |
123 115 |
||||
1,6 |
5,0 |
2,2 |
120 113 |
||||
2,0 |
3,5 |
1,8 |
7,1 |
3,5 |
117 111 |
123 |
117 |
2,5 |
2,5 |
1,8 |
114 111 |
||||
3,15 |
1,8 |
1,8 |
111 111 |
||||
4,0 |
1,25 |
1,8 |
2,5 |
3,2 |
108 111 |
114 |
116 |
5,0 |
1,0 |
1,8 |
106 111 |
||||
6,3 |
0,80 |
1,8 |
104 111 |
||||
8,0 |
0,63 |
1,8 |
1,3 |
3,2 |
102 111 |
108 |
116 |
10,0 |
0,63 |
1,8 |
102 111 |
||||
12,5 |
0,63 |
1,8 |
102 111 |
||||
16,0 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 111 |
107 |
116 |
20,0 |
0,63 |
1,8 |
102 111 |
||||
25,0 |
0,63 |
1,8 |
102 111 |
||||
31,5 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 111 |
107 |
116 |
40,0 |
0,63 |
1,8 |
102 111 |
||||
50,0 |
0,63 |
1,8 |
102 111 |
||||
63,0 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 111 |
107 |
116 |
80,0 |
0,63 |
1,8 |
102 111 |
||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
1,1 |
3,2 |
107 |
116* |
* Различие между расчетными величинами корректированных уровней и нормативными объясняются тем, что реальные спектры воздействующие на человека общей вибрацией отличаются по форме спектра нормативной кривой, так как основная энергия в них распределена неравномерно и приходится, главным образом, на часть октав. Поэтому измеренный корректированный уровень виброскорости ( при условии получения в результате частного анализа значений, не превышающих ПДУ) значительно меньше 122 дБ. Это обстоятельство было учтено в ходе обоснования нормативного корректированного уровня виброскорости общей вибрации 116 дБ.
Санитарные нормы вибрации для легковых автомобилей и автобусов
Среднегеометрические частоты полос, ГЦ |
Допустимые значения по осям X0Y0 Z0 |
|||||||
виброускорения |
виброскорости |
|||||||
м/с2 |
дБ |
М/с 10-2 |
дБ |
|||||
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
|
1,6 |
0,25 |
58 |
2,5 |
114 |
||||
2,0 |
0,224 |
0,4 |
57 |
62 |
1,8 |
3,5 |
111 |
117 |
2,5 |
0,20 |
56 |
1,25 |
108 |
||||
3,15 |
0,18 |
55 |
0,9 |
105 |
||||
4,0 |
0,16 |
0,28 |
54 |
59 |
0,63 |
1,3 |
102 |
108 |
5,0 |
0,16 |
54 |
0,50 |
100 |
||||
6,3 |
0,16 |
54 |
0,40 |
98 |
||||
8,0 |
0,16 |
0,28 |
54 |
59 |
0,32 |
0,63 |
96 |
102 |
10,0 |
0,20 |
56 |
0,32 |
96 |
||||
12,5 |
0,25 |
58 |
0,32 |
96 |
||||
16,0 |
0,315 |
0,56 |
60 |
65 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
20,0 |
0,40 |
62 |
0,32 |
96 |
||||
25,0 |
0,50 |
64 |
0,32 |
96 |
||||
31,5 |
0,63 |
1,12 |
66 |
71 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
40,0 |
0,80 |
68 |
0,32 |
96 |
||||
50,0 |
1,00 |
70 |
0,32 |
96 |
||||
63,0 |
1,25 |
2,25 |
72 |
77 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
80,0 |
1,60 |
74 |
0,32 |
96 |
||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
0,28 |
59 |
0,56 |
101 |
3.4. Уровни локальной вибрации на рычагах и органах управления не должны превышать величин, указанных в “Санитарных нормах и правилах при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих” 3041-84 Министерства здравоохранения РФ.
Допустимые значения нормируемых параметров локальной вибрации
Среднегеометрические частоты октавных полос, ГЦ |
Допустимые значения по осям X0Y0 Z0 |
|||
виброускорения |
виброскорости |
|||
м/с2 |
дБ |
М/с 10-2 |
ДБ |
|
8 |
1,4 |
73 |
2,8 |
115 |
16 |
1,4 |
73 |
1,4 |
109 |
31,5 |
2,7 |
79 |
1,4 |
109 |
63 |
5,4 |
85 |
1,4 |
109 |
125 |
10,7 |
91 |
1,4 |
109 |
250 |
21,3 |
97 |
1,4 |
109 |
500 |
32,5 |
103 |
1,4 |
109 |
1000 |
85 |
109 |
1,4 |
109 |
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
2,0 |
76 |
2,0 |
112 |
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ
4.1. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.
4.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМАМ ТРУДА И ОТДЫХА
5.1. Режим труда и отдыха водителей государственного автотранспорта устанавливается в соответствии с “Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей”.
5.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и климато- географических условий среды движения. Рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2-3 часа после начала работы на линии, во второй половине дня – не реже через каждые два часа продолжительностью по10 минут. Длительность непременного пребывания за рулем рекомендуется ограничить двумя часами. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками лечебно – профилактических учреждений, обслуживающих данное АТП, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения АТП.
Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно- психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.).
5.3 Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 часов: водителям со стажем вождения автомобиля менее 3-х лет, в возрасте старше 55 лет, часто и длительностью болеющим (3 более раз в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней), допущенными медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения.
5.4. Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью, как правило, 45-60 минут, но не более двух часов, желательно в середине рабочей смены, но не позднее чем через четыре часа после начала работы.
5.5. В случаях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.
ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
6.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требованиям, изложенным в таблице.
Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей различных типов
Типы автомобилей |
Уровень звука, дБА |
Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля |
82 |
Грузовые и грузопассажирские автомобили, автомобили – тягачи; автомобили – фургоны с полной массой, кг: |
|
До 3500 включ. |
84 |
Св. 3500 до 12000 включ. |
89 |
Св. 1200 с двигателем мощностью: |
|
До 162 кВт. включ |
89 |
Св. 162 кВт. |
91 |
Автобусы с полной массой, кг: |
|
До 3500 включ. |
84 |
Св. 3500 до 12000 включ. |
|
Св. 1200 с двигателем мощностью: |
|
До 162 кВт. включ |
89 |
Св. 162 кВт. |
91 |
Предельно допустимые уровни окиси углерода и углеводорода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями
Частота вращения коленвала |
Предельно допустимое содержание окиси углерода, объемная доля, % |
Предельно допустимое содержание углеводородов, объемная доля, млн -1 |
|
Для двигателем с числом чилиндров |
|||
До 4 |
Более 4 |
||
П мнн* |
1,5 |
1200 |
3000 |
П пов.* |
2,0 |
600 |
1000 |
* Значения частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.
Предельно допустимые уровни дымности отработавших газов автомобилей с дизелями
Автомобили |
Дымность, % для режимов |
|
Свободного ускорения |
Максимальной частоты вращения вала |
|
КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и их модификации с дизелями выпуска |
40 60 |
15 15 |
6.2. Отработавшие газы автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 21393 –75 и ГОСТ 17.22.03 – 87, изложенным в таблицах.
Эксплуатация в подземных выработках автомобилей, не оборудованных средствами снижения токсичности отработанных газов, также как и применение при этом в качестве топлива этилированного бензина, запрещается.
6.3 Необходимо проводить контроль состава отработавших газов автомобилей при проведении ТО 2, после ремонта автомобилей или регулировки системы питания двигателя, на авторемонтных предприятиях при выпуске автомобилей из ремонта.
6.4 В целях охраны окружающей среды при эксплуатации автомобилей не допускается:
а) разлив топлива при заправке автомобиля;
б) утечка масла из картера, слив масла на линии;
в) мойка кузова, очистка кузовов и салонов в не установленных местах;
г) проведение ремонтных работ, связанных с загрязнением окружающей среды, атмосферы, почвы и воды в открытых водоемах (окраска, сварка, пайка и т.п.), в не установленных местах и помещениях.
ТРЕБОВАНИЯ ПО САНИТАРНО - БЫТОВОМУ И МЕДИКО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно- бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно – профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ. Состав и оборудование помещений регламентируются СНиП 11-93-74 (нормы проектирования, предприятия по обслуживанию автомобилей) СНиП 2-09-04-87 (административные и бытовые здания), СН – 245-71 (санитарные нормы проектирования), ОНТП – 01-86 и ОНТП – 02-86 (отраслевые нормы технологического проектирования).
7.2. Диспетчерские пункты (пункты по выдаче и приему путевых документов), обслуживание водителей городских и пригородных автобусов и расположенные вне территории автопредприятия, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с СНиП 11-93-74 и СНиП 2-09-04-87 (в зависимости от количества обслуживаемых водителей).
7.3. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле ( в соответствии с действующими отраслевыми нормами, с учетом специфики автомобиля, вида топлива, условий перевозок и тд.), моющие средства, щетку, для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горючесмазочных материалов.
Водители имеющие контакт (загрязнение рук) с различными СОЖ, маслами, лакокрасочными материалами и т.п. (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ) должны обеспечиваться защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ 12.4.068-79 “Средства дерматологические защитные”.
7.4. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных санитарных правил.
Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4 - 5 часов, обязателен прием пищи при выходе на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2 –3 часа до сна.
7.5. Водители, занятые междугородними грузовыми перевозками (за исключением плечевых при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией АТП:
а) рейсовыми чемоданами, в комплект которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи, примус или портативная газовая плита с запасным баллоном, средства для мытья посуды термос объемом не менее двух литров, фляга для питьевой воды объемом не менее двух литров.
б) картой – схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха (гостиниц), пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.
7.6. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.
7.7. Администрация АТП и других организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказам Минздрава.
7.8. Руководители предприятий обязаны организовывать и проводить с участием территориальных органов здравоохранения гигиеническое обучение водителей по “Программе гигиеническое обучение водителей предприятий автотранспорта”, а также полный курс подготовки по программе оказания первой помощи при ДТП.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
8.1. При привлечении водителей к выполнению ремонтных работ на них должны быть распространены действующие отраслевые нормативно- технические документы, регламентирующие организацию и проведение указанных работ и гигиенические требования к этим работам.
При выполнении водителями ремонтных работ а АТП и других организациях, имеющих транспорт, вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника запрещается работа без лежаков на полу (земле).
8.2. Выполнение в помещениях работ по проверке, ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличии местного отсоса, эффективно удаляющего отработавшие газы.
8.3. Водители, выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средства индивидуальной защиты, личной гигиены и защитными приспособлениями, в соответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами.
8.4. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном – насосом; засасывать топливо ртом в шланг для переливания запрещено.
8.5. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты (в соответствии с действующими типовыми нормами).
Перечень санитарно – гигиенических характеристик
(санитарный паспорт рабочего места водителя автомобиля)
1. Кабина
2. Сиденье
Рекомендации к питанию водителя
Энерготраты и суточная потребность водителей автомобилей в белках, жирах и углеводах в зависимости от пола и возраста.
Пол |
Возраст |
Энерготраты |
Белки(г) |
Жиры (г) |
Углеводы (г) |
|
ккал |
мДж |
|||||
Муж. |
18-39 лет |
3000 |
12,55 |
97 |
100 |
428 |
Жен. |
19-39 лет |
2550 |
10,66 |
83 |
95 |
353 |
а) дневная смена – ранний завтрак перед работой (15 - 20%), обед на работе (30-35%), полдник после работы (20 – 25%), ужин (20 – 25%).
б) вечерняя смена поздний завтрак после работы (10 – 25%), поздний обед дома (30-35%), ужин дома (20 – 25%), прием пищи на работе (15-20%).
в) ночная смена – прием пищи (из трех блюд) в первую половину смены, энергоемкость пищи 700 – 800 ккал.