4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА БОЛОТАХ

4.1. Общие положения

4.1.1. Работы на болотах следует производить только при наличии технологических карт на данную операцию, в которых устанавливается порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях, обеспечивающих безопасность работы, указываются места рабочих и необходимые средства защиты.

Технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источникам производственной опасности при выполнении последующих.

4.1.2. Даты начала и конца прохода, проезда и производства строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.

4.1.3. Бесперебойная работа строительного отряда в указанных условиях достигается в том случае, если гарантирована проходимость строительной техники по слабой торфяной почве, исключающая аварийные ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.

4.1.4. Для обеспечения гарантированной проходимости строительной техники по слабой торфяной толще по условиям техники безопасности работ до начала их производства необходимо:

определить несущую способность торфяной залежи;

назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;

установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;

назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;

установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.

4.1.5. По условиям техники безопасности работа землеройно-транспортной техники допускается на болотистых грунтах с несущей способностью, приведенной в табл. 3.

Таблица 3

Тип болота

Общая характеристика грунта

Основные внешние признаки

Характер деформаций под нагрузкой

Влажность, %

Коэффициент пористости

Степень разложения, %

Примерная несущая способность, кгс/см2

Осадка при нагрузке 0, 5 кгс/см2, % первоначальной мощности залежи

I-A

Уплотненный торф, обладающий структурной прочностью

Осушенный или уплотненный вышележащий минеральный слой

Сжатие при незначительном боковом расширении

<600

<7

<60

>0, 5

<30

I-Б

Рыхлый торф, обладающий структурной прочностью

Влажность близка к максимальной. Короткое время удерживает вертикальные откосы

Сжатие при незначительном боковом расширении

600-1500

<20

<40

>0,3

30-50

I-В

Аморфный грунт (торф) вязкопластичной консистенции

Торф высокой степени разложения или сапропель, уплотненные вышележащими слоями

Преимущественно выдавливание из контура загружения

<400

<5

>60

<0,3

При отсутствии вышележащих более плотных слоев - до полного выдавливания

II-Б

Аморфный грунт (торф) мягкопластичной консистенции

Торф высокой степени разложения или сапропель при влажности, близкой к максимальной

Выдавливание из контура загружения

400-1000

4-10

>40

0X)

До полного выдавливания

III

Аморфный грунт текучей консистенции

Жидкие слои сплавинных болот

Растекание

Не ограничены

-

0

Под нагрузкой растекается

Х) При отсутствии более прочного покровного слоя

4.1.6. Нормированная толщина промерзшего слоя торфяной залежи, обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости от ее грузоподъемности, не должна быть меньше значений, приведенных в табл. 4. Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий по регулированию движения и усилению (в случае необходимости) несущей способности торфяной залежи, соответствующей массе тяжелых транспортных средств в процессе производства земляных работ.

Таблица 4

Тип машины

Наименьшая толщина промерзшего верхнего слоя болота, см, с растительностью

 

торфяной

моховой

Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс, гусеничные машины или тракторы массой до 12 т

12-15

15-20

Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс, гусеничные тягачи и тракторы массой до 25 т

15-20

25-30

Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс, груженные автомобили с прицепом

25-30

35-48

Примечание. Минимальная толщина промерзания для торфяного грунта и тундрового мерзлого грунта, перемешанного с моховыми покрытиями, должна быть на 15-20 % больше приведенных.

4.1.7. Продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания работ по устройству промороженного основания могут быть определены расчетом в зависимости от температуры воздуха.

4.1.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда машин следует учитывать допустимые давления для того или иного вида грунта с максимальным их превышением на 25-30 % (табл. 5).

Таблица 5

Характеристика торфа

Влажность по к массе сухого торфа, %

Допустимое давление, МПа (кгс/см2)

Очень плотный слабоувлажненный

200-400

0,060 (0,60)

Плотный среднеувлажненный

400-600

0,042 (0,42)

Рыхлый увлажненный

600-1000

0,033 (0,33)

Очень рыхлый сильноувлажненный, сапропель

1000-1500

0,015 (0,15)

Жидкий, сапропель

>1500

<0,007 (0,07)

4.1.9. Значения средних давлений для отдельных типов гусеничных машин не должны превышать норм, приведенных в табл. 6.

Таблица 6

Марка машины

Масса снаряженной машины, кг

Ширина звена гусеницы, мм

Опорная длина гусеницы, мм

Площадь опирания, см2

Среднее удельное давление, МПа (кгс/см2)

ДТ-54

5400

390

1795

14000

0,039(0,39)

Т-100

11400

500

2375

23750

0,048(0,48)

Т-140

15100

700

2570

36000

0,042(0,42)

ГАЗ-47

3750+1000Х)

390

3630

28314

0,017(0,17)

АТЛ

6300+2000Х)

314

3058

18910

0,034-0,047 (0,34-0,47)

ГТТ

8200+2000Х)

540

4047

43686

0,020-0,024 (0,20-0,24)

Х) Масса машины в снаряженном состоянии + масса груза.

4.1.10. Практически можно считать, что тракторы и экскаваторы болотной модификации с давлением на грунт 0, 025 МПа (0, 25 кгс/см2) могут работать с предусмотренной технологическими параметрами нагрузкой на осушенной болотной залежи; если залежь не осушена, то допустим лишь один проход.

Тракторы и экскаваторы общего назначения, имеющие давление на грунт около 0, 05 МПа (0, 5 кгс/см2), для работы на поверхности слабого грунта непригодны.

4.1.11. Допустимое время стоянки на промороженном грунте не должно превышать значений, приведенных в табл. 7.

Таблица 7

Коэффициент запаса

Допустимое время стоянки, ч,

при температуре воздуха, ° С

прочности Х)

-5 и выше

от -5 до -10

от -10 до -15

ниже -15

1,1

0,0

0,0

0,0

0,0

1,2

0,0

0,1

0,2

0,5

1,3

0,1

0,5

2,0

4,0

1,4

0,3

2,4

8,0

20,0

1,5

1,0

7,0

24,0

24,0

1,6

2,0

18,0

-

-

1,7

5,0

24,0

-

-

2,0

24,0

-

-

-

Х) Отношение расчетной нагрузки на ледяной покров к фактической.

4.1.12. Рекомендуемые конструкции земляного полотна в зависимости от типа болота, категории дороги и глубины залегания торфяной толщи предоставлены в табл. 8.

Таблица 8

Тип болота

Глубина болота, м

Рекомендуемая конструкция земляного полотна по категории дороги

I-A

<2

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание; торф в нижней части насыпи

Массивная насыпь, отсыпаемая на поверхность залежи

 

2-4

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание или дренажные прорези (для плотных торфов); торф в нижней части насыпи

Массивная насыпь, отсыпаемая на поверхность залежи

I-Б

3

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание; торф в нижней части насыпи

Массивная насыпь, отсыпаемая на поверхность залежи

 

4

Вертикальные дрены

Массивная насыпь, отсыпаемая на поверхность залежи

II-A

<2

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание; торф в нижней части насыпи

Облегченная плавающая насыпь

 

2-6

Посадка на минеральное дно болота

Облегченная плавающая насыпь

II-Б

<6

-

Вертикальные дрены (для плотных торфов); торф в нижней части насыпи

Земляное полотно на промороженном основании

 

6

Свайная эстакада

Вертикальные дрены (для плотных торфов)

Облегченная плавающая насыпь

III-A

<6

Посадка на минеральное дно болота Х)

Плавающие жесткие конструкции; усиленные насыпи

III-Б

6

Свайная эстакада

Прокладка трассы по болоту экономически нецелесообразна

Х) Для дорог I и III категорий.

4.1.13. Организация и технологические приемы строительства земляного полотна на болотах должны быть приведены в соответствующих технологических картах.

4.2. Подготовительные работы

4.2.1. В проекте организации работ должен быть предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по безопасным методам работ в зимнее время, включающий:

подготовку условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда;

выбор типа и марки машин;

подготовку карьеров и резервов;

подготовительные работы на полосе отвода;

обустройство рабочей зоны;

организацию движения по временным дорогам.

4.2.2. Подготовка условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда заключается в обеспечении людей передвижными теплыми помещениями для отдыха, приготовления и приема пищи, средствами связи (рация), передвижения и освещения, а также санными прицепами с необходимым количеством горючих и смазочных материалов, запасными частями и оборудованием для ремонта машин и механизмов.

4.2.3. Машины следует выбирать с учетом природно-климатических и мерзлотно-грунтовых условий, влияющих на их эксплуатационные показатели и безопасность выполнения работ.

На земляных работах, кроме машин обычных модификаций, применяют машины в северном исполнении и повышенной проходимости.

4.2.4. Немеханизированные подготовительные работы (разбивка местности, определение опасных зон, изучение общей обстановки и т.д.) следует выполнять по непосредственным руководством и наблюдением мастера.

В летнее время работы на топких болотах должны производиться группой рабочих не менее чем из трех человек, оснащенных шестом диаметром 5-6 см и длинной не менее 5 м. К поясу каждого рабочего карабином прикрепляется прочная пеньковая веревка (без узлов), выдерживающая нагрузку 180 кгс.

Эти веревки должны храниться в сухом месте и перед применением должны быть осмотрены мастером.

Встречающиеся в болотистой местности “окна” (они выделяются своей яркой сочной зеленью) следует обходить.

Спасательный шест должен быть изготовлен из сухой ели, сосны или дюралюминиевой трубы, заваренной по концам.

При переходе опасных топких мест необходимо делать настилы (гати) из жердей и веток. В случае провала в “окно” следует не делать резких движений, а продолжать держаться за шест, положенный горизонтально поперек “окна”. Помощь надо оказывать с прочного места с помощью веревки или длинного шеста.

Передвижение по топям и марям должно производиться “след в след” с интервалами между идущими не менее 2-3 м с обязательным применением “медвежьих лап” или плетеных лыж, охранных веревок, шестов и других средств. Крепления “медвежьих лап” и плетеных лыж к обуви должны быть легкосъемными, а тесемки следует завязывать узлом, освобождаемым натягиванием одного из концов тесемки. Передвижение “след в след” по торфяным болотам, образовавшимся на месте бывших озер, по болотам с малой прочностью верхнего слоя запрещается. Через зыбкие торфяные болота следует переходить при взаимной страховке веревкой (связкой) интервалом 8-10 м.

На лесных болотах следует остерегаться заклинивания ног между корнями деревьев. Кочковатые болота следует переходить по кочками обязательно с шестом.

4.2.5. Микрорельеф болота дает представление о его проходимости, строительном типе залежи. Верховые болота относятся к I типу; о степени уплотнения залежи можно косвенно судить по наличию открытой воды на поверхности, характеру микрорельефа.

Наличие деревьев хвойных пород указывает на достаточную плотность торфа (тип I-А). Торфяные залежи, образовавшиеся вследствие зарастания водоемов, как правило, подстилаются слоями ила и сапропеля. В низинных торфяниках степень разложения обычно возрастает по глубине, и при высокой влажности их следует относить ко II типу. Наличие перекрытых сплавиной жидких образований III типа можно распознать по упругой подвижности верхнего слоя, угнетенности или отсутствию древесного яруса.

Особое внимание следует уделить наличию топей, в которых торф имеет крайне высокую влажность, иногда разжижен. Топи представляют собой как бы “болота во второй степени” и наблюдаются либо в местах повышенной интенсивности внутреннего стока, либо при застое воды. Крупные застойные топи образуются на водоразделах или краях верховых болот, проточные топи - в местах концентрации стока: между выпуклостями, в устьях или истоках ручьев и т.д. Топи зачастую не имеют открытых водных поверхностей, поэтому представляют особую опасность. При трассировании дороги крупные топи целесообразно обходить.

В болотах, образовавшихся вследствие заторфовывания озер и других водоемов с застойной водой, пласты торфа подстилаются более или менее мощными отложениями органического ила - сапропеля.

Органический ил имеет разнообразную структуру и плотность в зависимости от состава и условий залегания. Консистенция его может определяться обычным для грунтов терминами - твердый, пластичный, текучий. В залежи (болота типа II-А) наиболее плотный ил имеет вид пластичной глины, а в озерных болотах (типы II-Б и III) с незавершенным развитием может быть текучим. Также разнообразной может быть и структура сапропелей - от аморфной, близкой к обычным типам грунтов, до чешуйчатой, тонкослоистой или зернистой.

4.2.6. В зимнее время меры безопасности при обследовании состояния льда изложены в “Правилах по охране труда при сооружении мостов” (утверждены Минтрансстроем, 1980 г.).

4.2.7. Механизированные подготовительные работы о всех районах II дорожно-климатической зоны следует проводить, как правило, в зимнее время.

Перед началом работы техники на болоте все непромерзшие участки должны быть обозначены хорошо видимыми вешками, указателями и знаками.

Производить работы на непромороженном, необследованном болоте, а также в темное время суток запрещается.

На болотах с низкой несущей способностью следует проводить искусственное промораживание поверхности на глубину не менее 40 см способами, предусмотренными проектом производства работ (очистка от снега, проминка, намораживание, армирование хворостом и т.п.).

Обязательными мероприятиями, обеспечивающими безопасное движение техники по заболоченной местности, являются:

предварительное обследование мест предполагаемого передвижения техники по торфяникам и определение вероятности опасных выделений и скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов;

снабжение машин на гусеничном ходу люками в крыше кабины (или открытые двери в кабине). Курить в кабинах машин при преодолении заболоченных участков, в частности торфяных болот, категорически запрещается.

Транспортные средства должны быть снабжены шанцевым инструментом (топор, пила, лопата) и буксировочным тросом длиной не менее 10 м, один конец которого должен быть зацеплен за фаркоп транспортного средства, а другой закреплен на кабине мягкой проволокой.

Расстояние между машинами должно быть не менее 10 м.

Производство работ на болотах с мочажинами или вблизи озер одиночными машинами не разрешается.

Заболоченные участки и болота на гусеничных машинах следует преодолевать, предварительно убедившие в проходимости участка, кратчайшим путем и в направлении, требующем минимального количества поворотов. До подхода к заболоченному участку необходимо выбрать оптимальную передачу, до минимума снизив необходимость переключения скорости. Во время движения нельзя резко менять частоту вращения двигателя во избежание пробуксовывания гусеничных цепей.

Запрещается передвижение гусеничных машин с людьми по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев. В этих случаях люди должны идти за машиной на расстоянии не менее 100 м, надев защитные каски.

4.2.8. В состав отряда для разбивки пионерной траншеи и полосы отвода обязательно надо включать группу обследования, которая определяет толщину промерзшего слоя грунта бурением через каждые 100 м на болотах I типа и через каждые 50 м - на болотах II типа в трех точках трассы дороги (по оси, влево и вправо на 10 м от оси); оценивает несущую способность толщи; выявляет полыньи, пропарины, возможность опасных выделений и скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов.

Отряд должен быть укомплектован универсальным тракторным агрегатом с лебедкой, бульдозером, корчевателями-собирателями, двухотвальным снегоочистителем и бензомоторными пилами.

4.2.9. Землеройная и транспортная техника, занятая на пробивке пионерной траншеи и подготовительных работах, должна иметь комплект необходимых спасательных средств для людей (пояса, жилеты, веревки, шесты, при необходимости лодка).

4.2.10. За механизированной колонной должна идти бригада рабочих, которая ставит указательные знаки, обставляет полосу отвода вехами, устраивает на отдельных участках выравнивающий слой из грунта в ямах, образовавшихся после удаления деревьев и пней.

4.2.11. Расчистку полосы отвода от леса, кустарника и корчевку пней надлежит выполнять только в дневное время.

Запрещается производить расчистку и перемещаться за границами полосы отвода.

4.2.12. Валку, трелевку и раскряжевку леса следует проводить в соответствии с “Правилами техники безопасности и производственной санитарии на лесозаготовках, лесосплаве и в лесном хозяйстве” и “Правилами по охране труда при изысканиях и проектировании автомобильных дорог”.

4.2.13. На болотах типа I-А допускается применение кусторезов Д-174В и Д-514 в виде навесного оборудования к трактору Т-100 с удельным давлением на грунт около 0,06 МПа (0,6 кгс/см2), а также кусторезов с граблями КБ-2,8 на тракторе ДТ-55 и КБ-4 на тракторе Т-100Б.

На болотах типа I-Б используется сменное оборудование к экскаватору МТП-71.

4.2.14. Категорически запрещается курить в кабинах транспортных средств, где возможна концентрация болотного газа, вытесненного днищем машины, а также бросать горящие спички и разводить костры.

4.2.15. При появлении признаков пожара (запах болотного газа, дыма, гарь, массовый перелет птиц в одном направлении и т.п.) необходимо принять срочные меры для выведения людей в безопасное место.

При возникновении пожара следует приступить к тушению с помощью имеющихся средств, сообщив об этом руководству строительством и местным органам власти.

4.2.16. Одним из основных мероприятий в период подготовительных работ является обустройство рабочей зоны для обеспечения проходимости землеройных, транспортных и других машин и оборудования: устройство рабочей платформы для землеройно-транспортных машин и путей для безопасного перемещения грунта. Перечень мероприятий записывается в проекте производства работ и должен отражать специфику конкретных инженерно-геологических условий строительства.

4.2.17. Для безопасного передвижения экскаватора при выторфовывании следует применять переносные бревенчатые щиты и деревянные настилы (слани). Щиты собирают из трех-четырех бревен диаметром 18-24 см, скрепленных болтами. Щиты перекладывают с помощью экскаватора, зачаливая их к его ковшу, по направлению движения гусениц. Заменяют щиты после двух-трех смен работы экскаватора. Расход леса составляет до 1 м3 на 1000 м3 грунта.

4.2.18. Для обеспечения безопасности движения транспорта до начала дорожных работ должны быть сооружены подъездные пути к карьерам торфа, грунта и участкам работ. Эти пути в зимнее время следует систематически очищать от снега, а на кривых и участках с уклонами посыпать песком или грунтом.

4.2.19. При сооружении временных дорог через болота следует:

проводить выравнивание поверхности будущей дороги путем подсыпки грунта либо укладки древесных остатков, но не срезкой неровностей;

при отсутствии на полосе будущей дороги целостной моховой дернины усиливать основание дорожного полотна укладкой хворостяной выстилки;

прижимать к земле (а не срезать) мелкий лес и кустарник на полосе под дорогу продольными проходами бульдозера.

4.2.20. Для организации безопасного движения на временных дорогах необходимо предусматривать:

установку предупреждающих дорожных знаков и вех, ограничивающих ширину полотна дороги, а при снегопадах и метелях - установку вех с двух сторон подъездных путей через каждые 20 м;

обеспечение строительных подразделений средствами связи;

обеспечение дежурными тягачами буксировки машин;

наличие проводников для сопровождения автомобильных колонн на опасных участках; контроль за скоростью движения и интервалами между машинами, за состоянием проезжей части;

устранение дефектов на проезжей части.

4.3. Устройство различных конструкций земляного полотна

4.3.1. В зимний период допускается устройство сухих траншей выторфовывания и заполнения их минеральным грунтом до отметки на 0,5 м выше поверхности болота.

Эти работы (помимо общих организационно-технических) имеют свои особенности:

в проведении подготовительных работ в полосе отвода и на основании;

в механизированной разработке траншеи выторфовывания;

в послойной отсыпке и уплотнении минерального грунта нижней части насыпи.

4.3.2. На осушенных болотах I и II типов с плотным минеральным дном выторфовывание торфяной залежи следует выполнять бульдозером или экскаватором-драглайном болотной модификации и повышенной проходимости сразу на полную глубину залегания слабого грунта.

4.3.3. На болотах I типа при устройстве траншей полного профиля под насыпь необходимо использовать экскаваторы с уширенно-удлиненной гусеницей.

4.3.4. Разработку траншей в летнее время на болотах I типа рекомендуется осуществлять одноковшовыми экскаваторами на уширенных гусеницах либо (при их отсутствии) одноковшовыми экскаваторами, передвигающимися на сланях, и болотными.

4.3.5. На болотах II III типов траншеи рекомендуется разрабатывать болотными экскаваторами либо (при их отсутствии) обычными экскаваторами, установленными на понтоны.

4.3.6. Работы разрешается производить на торфах с несущей способностью, обеспечивающей проходимость землеройной техники.

Уровень грунтовых вод должен быть не выше 0, 5 м от дна болота.

Во избежание обрушения грунта расстояние между краем гусениц экскаватора и краем траншеи должно быть не менее 1,5 м.

4.3.7. На болотах I типа при разработке траншей выторфовывания должна использоваться схема “две траншеи” при одновременной работе двух экскаваторов.

На болотах II типа работу экскаватора следует организовывать по схеме поперечных траншей. Рабочая зона ограничивается торцевым участком возводимой насыпи.

4.3.8. Для обеспечения безопасной работы бульдозера допускается разрабатывать слабый грунт слоями толщиной не более 0,2-0,3 м с обязательным перемещением его в отвал и последующим разравниванием до смерзания торфа.

При разработке траншеи выторфовывания экскаватором удаление слабого грунта следует проводить “на себя”.

4.3.9. При разработке бульдозером траншея должна иметь крутизну откоса не более 1:3,5.

Вынутый грунт следует размещать на расстоянии не менее 1-1,5 м от бровки траншеи.

4.3.10. Во время загрузки автомобиля-самосвала экскаватором водитель автомобиля должен покинуть кабину и следить за погрузкой, находясь на безопасном расстоянии.

При вынужденной остановке машины водителю запрещается отдыхать или спать в кабине.

4.3.11. В зоне действия рабочих органов землеройных машин проведение других работ и нахождение людей запрещается.

4.3.12. Не допускается скопление дорожно-строительной техники в рабочей зоне.

4.3.13. Не разрешается длительная работа машин на одной стоянке.

4.3.14. Разработку траншей выторфовывания на болотах II типа в зимнее время следует производить при температуре воздуха не выше минус 10 °С; при мощности сильнообводненных торфов более 2 м необходимо устраивать дополнительные боковые траншеи шириной 0,5 м на расстоянии 1,5-2 м от основной траншеи выторфовывания для обеспечения промерзания торфа по стенкам траншеи на всю глубину и прекращения доступа воды в основную траншею.

Для ускорения промерзания стенок из дополнительных боковых траншей необходимо откачивать воду насосами.

В комплекс подготовительных организационно-технических мероприятий должны быть включены подбор количества насосов и выбор их производительности для непрерывного понижения уровня воды, поступающей в открытую траншею.

4.3.15. При производстве работ на болотах II типа во избежание аварийной ситуации во время работы экскаватора с мощным слоем жидкого шлама, образующегося в результате оплывания откосов траншей, при любом способе разработки они должны немедленно после отрытия заполняться минеральным грунтом.

4.3.16. Вывоз разработанного торфа автомобилями-самосвалами и завоз минерального грунта для нижней части насыпи допускаются только после промерзания дна подготовленной траншеи на глубину 10-15 см.

4.3.17. Вывезенный торф складируется в кавальер.

Для обеспечения безопасной работы экскаватора расстояние от него до кавальера должно быть равно максимальному радиусу выгрузки экскаватора.

Расстояние от края траншеи до кавальера должно превышать глубину болота.

4.3.18. Торф в кавальере следует разравнивать слоем толщиной не более 0,5 м. Разравнивание бульдозером на уширенных гусеницах допускается только на болотах типа 1-А.

4.3.19. Во избежание самовозгорания торфа кавальеры необходимо прикрывать слоем минерального грунта толщиной 10-20 см.

4.3.20. Минеральный грунт в карьерах следует разрабатывать двумя способами:

бульдозерами послойно по мере естественного оттаивания с перемещением в бурты и последующей погрузкой в транспортные средства экскаваторами;

прямой экскавацией и погрузкой в транспортные средства.

Первым способом следует разрабатывать сухо- и твердомерзлые грунты, вторым - сыпучемерзлые.

Экскавацию грунта из буртов осуществляют в летнее время, а также зимой после просушивания.

При зимней разработке карьеров и буртов заготовленного летом грунта необходимо удалять снег с поверхности в расчете на одну смену работы экскаваторов, а в сильные морозы - половину смены.

4.3.21. При рыхлении грунтов в карьерах взрывами радиус опасной зоны для людей составляет не менее 200 м, для техники - не менее 100 м.

В целях исключения обрушения вышележащей толщи мерзлых грунтов запрещается предварительно делать врубы в забое карьера.

При рыхлении мерзлого грунта экскаватором не разрешается находиться людям в радиусе 50 м. Расстояние между работающими экскаваторами должно быть не менее 50 м.

4.3.22. Погрузку грунта на автомобили-самосвалы экскаваторами необходимо производить со стороны заднего борта автомобиля.

4.3.23. При выполнении отделочных и укрепительных работ должны соблюдаться требования, предусмотренные в п. 3.4.