8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

8.1. Общие положения

8.1.1. Зимним периодом при производстве дорожно-строительных работ считается период между датами наступления устойчивой нулевой среднесуточной температуры осенью и весной. Начало и конец зимнего периода следует определять по данным метеорологических станций района расположения дорожных организаций.

8.1.2. Температура наружного воздуха и сила ветра в данном климатическом районе, при которых следует организовывать перерывы для обогрева рабочих или прекращать производство дорожных работ на открытом воздухе, устанавливаются местными исполкомами Советов народных депутатов.

8.1.3. Передвижные обогреваемые помещения для обогрева, отдыха и приема пищи должны обеспечиваться аптечками с медикаментами против обмораживания, необходимым запасом воды и средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Помещения должны размещаться на расстоянии не более 300 м от рабочих мест.

8.1.4. Температура воздуха в помещении для обогрева, отдыха и приема пищи должна быть не ниже 10° С, а относительная влажность - в пределах 55-80 %.

8.1.5. Освещенность рабочих мест и подходов к ним должна соответствовать требованиям СНиП II-4-79. При густом тумане, во время снегопада и в темное время суток (при видимости менее 100 м) следует предусматривать дополнительное освещение. При использовании для этих целей прожекторов необходимо продумать направление освещения, не допуская ослепляющего воздействия на работающих.

8.1.6. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009.76. Места производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком или заменяющими его материалами.

8.1.7. Зону работ и подъездные пути надлежит ограничивать хорошо видимыми и не заносимыми снегом дорожными знаками и вехами; следует ликвидировать крупные колеи, очищать от снега и посыпать песком уклоны, пересечения дорог и кривые малых радиусов.

8.1.8. Дробильные, помольные и смесительные установки необходимо размещать в помещениях, оборудованных общей вентиляцией и подогревающими устройствами. При работе установок на открытом воздухе необходимо утеплять рабочие места машинистов.

8.1.9. Хранящиеся на участке дорожно-строительных работ строительные материалы, изделия, оборудование и др. необходимо размещать на площадках, очищенных от снега и льда, удобных для подъезда и маневрирования автомобильного транспорта. Кроме того, они должны быть защищены от снежных заносов.

Складирование каменных и минеральных материалов на площадке с уклоном более 3,0 ‰ не допускается.

8.1.10. Перевозка рабочих к местам дорожно-строительных работ в зимнее время должна осуществляться в автобусах или в специально оборудованных для этих целей автомобилях-фургонах.

8.2. Возведение земляного полотна

8.2.1. При рыхлении мерзлого грунта навешенными на экскаваторы шар- и клин-молотами люди и механизмы выводятся из зоны поражения разлетающимися кусками мерзлой породы (табл. 10).

Таблица 10

Грунт

Масса клин-молота, кг

Дальность разлета кусков мерзлого грунта, м при падении клин-молота

 

Высота

под углом, град

 

падения, м

80

75

70

65

Несвязный

1500

3,5

12

19

29

40

 

2500

3,5

12

19

34

50

 

3500

4,0

13

20

36

59

 

4000

4,5

14

24

42

63

Связный

1500

3,5

10

17

27

39

 

2500

3,5

10

13

33

42

 

3500

4,0

11

18

33

47

 

4000

4,5

13

23

40

57

Примечание. При температуре воздуха ниже минус 20°С дальность разлета увеличивается в 1,5 раза.

При ведении таких работ вблизи зданий, инженерных сооружений и на стесненных строительных площадках, где невозможно обеспечить безопасную зону, место производства работ необходимо ограждать защитными сетками определенной высоты (табл. 11).

Таблица 11

Расстояние от места падения рабочего органа до места

Высота защитных сеток, м, при падении рабочего органа под углом, град

установки защитных сеток, м

80

70

65

4

1,0

1,5

1,8

6

1,0

2,0

2,5

8

1,5

3,0

3,5

10

1,8

3,2

4,0

12

1,4

3,4

4,0

16

1,0

2,8

3,8

18

1,0

2,5

3,5

8.2.2. В процессе работ с трехклинным мерзлото-рыхлителем и дизель-молотом установка базовой машины на поверхности, имеющей продольный уклон более 122 ‰ , не разрешается.

8.2.3. Электроотогрев грунта должен вестись под наблюдением электромонтера с квалификацией не ниже 3-го разряда. Для электроотогрева грунта нормальной влажности допускается применение тока напряжение не выше 380 В.

Площадка, где производится электроотогрев, должна быть ограждена и снабжена предупредительными знаками “Опасно, “Ток включен”, а в ночное время освещена. Инвентарные ограждения устанавливают на расстоянии не менее 3 м от границ отогреваемого участка.

8.2.4. За поддержанием безопасного режима работы установки должен круглосуточно наблюдать электромонтер.

8.2.5. Нулевая точка трансформатора, к которому подключена площадка, должна быть заземлена, а подводящие провода электролинии изолированы. При невозможности проложить провода по постоянным столбам на высоте более 3 м разрешается использовать для прокладки проводов переносные козелки, высотой не менее 0, 5 м.

8.2.6. Кроме вышеизложенных общих требований безопасности, при электроотогреве необходимо руководствоваться положениями “Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

8.2.7. При теплоотогреве мерзлого грунта должны быть приняты меры против возможных ожогов и отравлений: трубы теплоизолированы, краны и вентили снабжены деревянными или пластмассовыми ручками, осуществлен отвод вредных газов из рабочей зоны.

8.2.8. При оттаивании грунта пиками (пойнтами) паропроводный шланг у паропровода и пойнта должен быть надежно закреплен, соединительные шланги должны быть исправны и не иметь дефектов.

8.2.9. При отогреве грунта горячей водой брандспойты должны быть надежно теплоизолированы, а температура воды не должна превышать 50°С. Во время действия брандспойта все другие работы в забое приостанавливаются.

8.2.10. Тепляки, устроенные для предохранения грунта от замерзания, должны иметь не менее двух выходов. Для ограждения тепляка от затопления с нагорной стороны утепленного участка обязательно устройство водоотводных канав.

8.2.11. Состояние крепежных элементов тепляка систематически проверяется назначенными ответственными лицами. Не реже 1 раза в неделю ими должен проводиться осмотр всей системы тепляка с регистрацией его результатов в специальном журнале.

8.2.12. При водо- и пароотогреве грунта следует дополнительно руководствоваться “Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды”.

8.2.13. Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с горячими растворами. При разведении соли надо надевать очки и пользоваться черпаками с длинными ручками. Транспортировать растворы разрешается только в емкостях, снабженных плотно закрывающимися крышками с запорами на резиновой прокладке.

8.2.14. В процессе работ надлежит постоянно контролировать состояние и сохранность шлангов и соединений и в случае их повреждения немедленно заменять новыми. В конце смены все металлические части машин и инструментов, соприкасающиеся с солью или ее растворами, следует тщательно промыть горячей водой и протереть ветошью.

8.2.15. Разработку грунта в котлованах, выемках и траншеях в зимнее время на глубину промерзания разрешается вести без креплений стенок (за исключением сыпучих грунтов).

8.2.16. Разрабатывать траншеи в водо-насыщенных грунтах и на болотах методом замораживания необходимо отдельными секциями по длине, оставляя между ними перемычки из мерзлого грунта толщиной не менее 0,5 м.

8.2.17. За незакрепленными стенками следует вести непрерывное наблюдение, осматривая грунт перед началом каждой смены. При появлении трещин, размывов, при наступлении оттаивания необходима срочная установка крепления во избежание обрушения стенок.

8.2.18. Вынутый из котлованов и траншей грунт следует складировать на расстоянии от них, исключающем возможность его обрушения при оттаивании. С наступлением заморозков откосы необходимо очищать от комьев и камней во избежание их скатывания в котлован во время оттепели.

8.2.19. Зимние подъездные пути следует оконтуривать хорошо различимыми вехами и освещать; необходимо систематически убирать с них крупные комья, очищать от снега, а уклоны, пересечения, кривые малых радиусов посыпать песком.

8.2.20. Скорость движения на строящихся объектах, узких участках пути, участках с ограниченной видимостью, в снежных траншеях не должна превышать 10 км/ч, а при поворотах - 5 км/ч. В узких снежных траншеях устраиваются ниши для укрытия людей при встречах с транспортом.

8.2.21. Движение построечного транспорта при возведении насыпей на болотах без предварительного выторфовывания допускается после промерзания болота на глубину более 30-40 см.

8.2.22. При возведении намывных сооружений в зимних условиях не допускается намораживание льда на поверхности карты, а также замыв льда и снега. Вокруг землесосного снаряда необходимо систематически скалывать лед и наледь, стоя на специальных деревянных мостках. Скалывать лед в зоне действия струи запрещается.

8.2.23. Чтобы предотвратить образование наледей и обледенение по линии среза гидронамыва, следует избегать широкого потока воды и пульпы и работать непрерывно на узком фронте.

8.2.24. Пульпопроводы должны иметь теплоизоляцию, а работу землесосного снаряда следует организовывать по возможности без перерывов. Время вынужденных простоев необходимо ограничивать в зависимости от температуры воздуха, диаметра пульпопровода, наличия теплоизоляции.

8.2.25. С наступлением отрицательных температур надлежит контролировать состояние площадок, трапов, ограждений, перил землесосного снаряда, производить их очистку и посыпать обледенелые проходы песком и шлаком.

8.2.26. Насосные станции и землесосные снаряды оборудуются обогревающими устройствами для обслуживающего персонала. Рабочее место гидромониторщика должно быть защищено от ветра.

8.2.27. В темное время суток должны освещаться весь забой в зоне действия струи, рабочая площадка возле гидромонитора, путь к перекрывающей задвижке на трубопроводе, подводящем воду, и сама задвижка (освещенность не менее 10 Лк).

8.2.28. Работы по гидронамыву в период ледохода и паводка на реках прекращаются, а землесосный снаряд отводится в безопасное место.

8.3. Строительство дорожных одежд

8.3.1. Не допускается складирование каменных органических в минеральных материалов на площадках с уклоном более 3 ‰ .

8.3.2. При подогреве каменных материалов “острым” (перегретым) паром деревянные бункеры или другие емкости обивают кровельным железом, чтобы исключить выход пара наружу.

8.3.3. Подогреваемая острым паром вода должна находиться в баках, плотно закрытых крышкой и снабженных переливной трубой.

8.3.4. При выполнении дорожно-строительных работ на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С запрещается браться незащищенной рукой за металлические поверхности.

8.3.5. При использовании автомобильных кранов при устройстве дорожных покрытий из сборных элементов поверхности под выносными опорами кранов следует очищать от снега и льда.

8.4. Строительство и ремонт мостов, труб, зданий и сооружений

8.4.1. Строительство и ремонт мостов, труб, зданий и сооружений должны производиться в соответствии с утвержденным проектом, содержащим способы производства работ и устанавливающим время года, в течение которого эти работы выполняются. При этом необходимо соблюдать требования, изложенные в разд. 4.

8.4.2. В проектах следует предусматривать применение конструкций, ограждений, материалов и технологий, облегчающих производство работ в суровых климатических условиях с учетом малой населенности района, низких температур, силы ветра и мощности снегозаносов.

8.4.3. Входы в здания и склады следует располагать с наветренной стороны, а двери должны открываться вовнутрь. Для складов целесообразно также устраивать раздвижные ворота.

8.4.4. Кровли зданий и складов во избежание снежных заносов не следует загромождать парапетами, подмостями, транспарантами и т.д.

8.4.5. Складировать песок, щебень, лесоматериалы необходимо на очищенных от снега площадках с наветренной стороны зданий или частично в зоне вихревой области снежных отложений перед зданием. Высота штабелей лесоматериалов не должна превышать 1-1,5 м. Их располагают перпендикулярно господствующему направлению ветров; расстояние между штабелями принимают равным 10-20 м.

8.4.6. Склады угля, как правило, следует строить закрытыми. Должен быть предусмотрен запас угля в складах на случай возможных перебоев в снабжении во время пурги.

8.4.7. При производстве земляных работ и устройстве каменной или бетонной кладки с электропрогревом следует выполнять требования ГОСТ 12.2.098-84.

8.4.8. Рабочие места, проезды, проходы и склады на строительной площадке в темное время суток должны быть освещены в соответствии с СН 81-80. Работа в неосвещенных местах запрещается, а доступ к ним людей должен быть закрыт.

При использовании для освещения прожекторов следует исключить их ослепляющее действие на работающих.

8.4.9. Не допускается выполнять монтажные работы на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более, во время гололеда, грозы или тумана. Перемещение и установку вертикальных панелей и подобных им конструкций с большой парусностью следует прекращать при скорости ветра 10 м/с и более.

8.4.10. Отдельные детали строительных машин (стрелы кранов, гусеницы тракторов, ходовые рамы, пики отбойных молотков, рамы буровых станков и др.) должны быть изготовлены из морозостойких сталей.

8.4.11. Кабины машин должны быть утеплены, а двигатели оборудованы специальными приспособления пуска при низких температурах.

8.4.12. Для предотвращения заболевания глаз вследствие одновременного воздействия солнца и снега необходимо обеспечивать рабочих солнцезащитными очками.

8.4.13. При производстве каменной кладки зимой необходимо:

очищать рабочее место от снега и наледи;

применять при использовании способа замораживания более прочные растворы, приготовленные с подогревом воды;

устраивать карнизы способом замораживания лишь в том случае, если толщина их выноса меньше толщины стены;

устанавливать с наступлением оттепели постоянное наблюдение за состоянием кладки, выполненной методом замораживания, и в случае неравномерной осадки принимать меры против ее обрушения.

8.4.14. Запрещается отапливать тепляки жаровнями различного типа, а также применять для растопки бензин, керосин.

8.5. Работа машин

8.5.1. При температурах наружного воздуха ниже 0°С эксплуатация строительных и дорожных машин переводится на зимний режим. В таких условиях устанавливается дополнительный технический надзор за машинами для предупреждения поломок: наличие горячей воды, незамерзающей жидкости, применение зимних сортов топлива и масел.

8.5.2. Во время длительных перерывов в работе следует полностью удалить воду из систем охлаждения двигателей.

8.5.3. Заправка топливных и гидравлических систем машин должна производиться зимними сортами топлива, смазочных материалов и рабочих жидкостей в строгом соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации машин и оборудования.

При температуре воздуха ниже 0°С в системе охлаждения двигателей следует применять антифризы, соблюдая требования инструкции по их использованию.

8.5.4. Заправлять систему охлаждения двигателей антифризом следует с помощью насосов. Запрещается переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом.

8.5.5. Систему охлаждения следует заполнять не более чем на 96 % ее вместимости, так как при нагревании антифриз и низкозамерзающие смеси расширяются. Проверку уровня низкозамерзающих смесей в радиаторе следует проводить на прогретом двигателе.

Необходимо помнить, что антифриз В-2 (этиленгликоль) - яд, водо-спиртовые смеси пожароопасны, а водоглицериновые легко вспениваются, поэтому следует соблюдать меры безопасности при его применении.

8.5.6. Запрещается заменять низкозамерзающие смеси растворами солей, керосином или дизельным топливом.

8.5.7. Не рекомендуется сливать воду из систем охлаждения, отстойников, ресиверов и золотников управления непосредственно под машину во избежание примерзания гусениц или колес к грунту.

8.5.8. Для облегчения пуска двигателя в холодную погоду необходимо заливать в радиатор горячую воду, а в картер двигателя - подогретое масло.

8.5.9. Запрещается применять открытое пламя (факел, паяльная лампа и др.) для отогрева радиаторов, топливо- и маслопроводов, редукторов и других элементов машин.

8.5.10. Все дорожно-строительные и транспортные машины к началу зимнего сезона должны быть укомплектованы приспособлениями для повышения проходимости по снегу и наледи (цепи и т.д.), а также ручным инструментом для очистки от намерзающего грунта, снега и льда. Очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов и ковшей экскаваторов следует скребками или лопатами с рукоятью длиной не менее 2 м, находясь в стороне от возможного направления падения грунта.

8.5.11. Для облегчения пуска дизельных двигателей допускается применять смеси эфиров и дизельного топлива (1:1), а также эфира (34 %), дизельного топлива (33 %) и тракторного керосина (33 %).

Применять эфир в чистом виде из-за взрывоопасности запрещается.

8.5.12. Перед пуском двигателей необходимо осмотреть механизмы с целью предупредить примерзание деталей особенно тормозных и фрикционных лент экскаваторов, к механическим приводам.

8.5.13. Кабины машинистов строительных и дорожных машин должны быть остеклены и утеплены так, чтобы температура воздуха в кабине была не ниже 15° С.

8.5.14. Стекла кабины машиниста экскаватора, оборудованного установкой ударного действия для рыхления мерзлого грунта, должны иметь защитные приспособления, например металлическую сетку.

8.5.15. Лобовое и заднее стекла кабин самоходных машин должны оборудоваться стеклоочистителями и подогревательными устройствами, предупреждающими обледенение. Для защиты от обледенения можно рекомендовать и протирку стекол изнутри солевым раствором, смешанным с глицерином.

8.5.16. Осмотр рыхлителей ударного действия во время технического обслуживания следует вести при опущенных на землю ударных частях рыхлительных установок. При необходимости осмотра рыхлительных зубьев подъемная рама или ковш должны быть зафиксированы специальным стопором или опущены на опоры.

8.5.17. Для работы в зимних условиях все самоходные машины, прицепы и полуприцепы должны оборудоваться сигналами торможения, указателями поворота, габаритными фонарями и лампами заднего номерного знака.

8.5.18. Самоходные машины должны иметь двухсветные фары с переключением на ближний и дальний свет, а машины, работающие челночным способом (бульдозеры, катки), - две задние фары, регулирующие направление пучка света. Кроме того, должно быть предусмотрено аварийное освещение, действующее также в период остановки двигателя.

8.5.19. Щитки измерительных приборов в кабинах оборудуются устройствами подсветки шкал приборов с освещенностью не менее 1,2 Лк.

8.5.20. При буксировке на гибкой сцепке транспортное средство должно иметь переднее и заднее освещение, а буксируемое - габаритное освещение. Длина связывающего звена - от 4 до 6 м; на его середине должен быть отчетливо виден флажок.

8.5.21. При совместной работе или транспортных перемещениях расстояние между дорожно-строительными машинами должно быть не менее 10 м.

8.5.22. Передвижение экскаватора во время гололедицы допускается только после принятия мер против скольжения его гусениц (посыпка дороги или площадки песком, шлаком и т.п.).

8.5.23. При стоянке автомобиля на открытом воздухе при сильном морозе (минус 40-50°С) не рекомендуется пользоваться ручным тормозом, так как возможно примерзание тормозных накладок; под задние колеса следует установить подкладки.

8.5.24. В случае движения автомобиля по наледи необходимо учитывать ее недостаточную прочность (толщина льда обычно не превышает 25-30 см) и плохую видимость из-за тумана. Двигаться следует по возможности без остановок, включив передний, ведущий мост на третьей или четвертой передаче, рядом с колеей идущего впереди на расстоянии 5-10 м автомобиля.

8.5.25. Между пунктами обогрева и рабочими местами должны быть протянуты специальные канаты для перехода рабочих в помещения в условиях плохой видимости. Канаты прикрепляются к стойкам на высоте 1 м от уровня плотного снежного покрова.

8.5.26. Для движения механизмов по снежной целине следует по возможности выбирать возвышенные участки местности, на которых снежный покров менее глубокий. При этом следует двигаться по проложенной колее, не отклоняясь в сторону.

Вождение головного автомобиля следует поручать наиболее опытному водителю.

8.5.27. Автомобили, следующие за головной машиной, должны двигаться на дистанции не менее 30-40 м, не отклоняясь в сторону. Нельзя допускать переключения передач и резких изменений оборотов коленчатого вала двигателя, так как это вызывает пробуксовку колес, вследствие чего нарушается целостность поверхностного уплотненного слоя снега в колее. Скорость движения не должна превышать 30-40 км/ч.