Раздел 7.

Требования к размещению производственного оборудования

и организации рабочих мест

Глава 7.1.

Размещение строительных машин

7.1.1. Перемещение, установка и работа строительных машин должны производиться в соответствии с требованиями строительных норм и правил СНиП 111-4-80, ГОСТ 12.3.033.

7.1.2. Работа строительных машин вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) разрешается при условии соблюдения расстояний, указанных в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до ближайших опор крана при ненасыпанном грунте

Глубина котлована (канавы), м

Грунт

Песчаный и гравийный

Супесчаный

Суглинистый

Глинистый

Лессовый сухой

1

1,5

1,25

1,0

1,0

1,0

2

3,0

2,4

2,0

1,5

2,0

3

4,0

3,6

3,25

1,75

2,5

4

5,0

4,4

4,0

3,0

3,0

5

6,0

5,3

4,75

3,5

3,5

7.1.3. Работа машин и механизмов в охранной зоне линий электропередачи (ВЛ) проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.013.

7.1.4. Строительно-монтажные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ, форма наряда-допуска приведена в приложении 10.

7.1.5. Наряд-допуск на производство строительно-монтажных работ в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи должен быть подписан главным инженером строительно-монтажной организации и лицом, ответственным за безопасное производство работ.

7.1.6. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, указанном в таблице 7.2.

Таблица 7.2

Для линий напряжением, кВ

Расстояние, м

До 1

2

От 1 до 20 вкл.

10

35

15

110

20

150

25

220

25

330

30

+-400

30

500

30

750+-750

40

1150

55

7.1.7. Перед началом работы строительных машин (стреловых грузоподъемных кранов, экскаваторов и т.п.) в охранной зоне воздушной линии электропередачи должно обеспечиваться снятие напряжения с воздушной линии электропередачи, при этом должны соблюдаться требования, предусмотренные в п. 7.1.4, 7.1.5 настоящих Правил.

При наличии обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 7.1.4. и пп. 7.1.8,7.1.9.

7.1.8. Расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи, должно быть не менее указанного в таблице 7.3.

Таблица 7.3.

Напряжение воздушной линии электропередачи, кВ

Наименьшее расстояние, м

До 1

1,5

От 1 до 20

2,0

От 35 до 110

4,0

От 150 до 220

5,0

330

6,0

От 500 до 750

9,0

800 (постоянного тока)

9,0

При этом корпусы машин и механизмов, за исключением машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены при помощи переносного заземления.

7.1.9. Допускается работа машин и механизмов непосредственно под проводами ВЛ, находящимися под напряжением 110 кВ и выше, при условии, что расстояние от подъемной или выдвижной частей машин, а также от перемещаемого ими груза, находящихся в любом положении, до ближайшего провода должно быть не менее указанного в таблице 7.2 для соответствующего напряжения.

7.1.10. При проезде под линией электропередачи, находящейся под напряжением, рабочие органы машины должны быть в транспортном положении. Передвижение машин вне дорог под проводами линий электропередачи, находящихся под напряжением, следует производить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).

7.1.11. Работа и перемещение строительных машин и механизмов вблизи фидерных линий проводного вещания (радиофикации) и линий связи с дистанционным питанием должны проводиться под непосредственным руководством руководителя работ, с соблюдением требований п.п, 7.1.4, 7.1.8, 7.1.10.

7.1.12. При работе вблизи линии электропередачи машинист должен следить за тем, чтобы из-за неровности местности не произошло резкого инерционною наклона рабочего органа машины в сторону проводов.

При случайном соприкосновении рабочего органа машины с проводом линии электропередачи, находящейся под напряжением, или возникновения между ними электрического разряда, запрещается до снятия напряжения с линии электропередачи или отвода стрелы крана на безопасное расстояние прикасаться, стоя на земле, к машине, сходить с нее на землю или подниматься на нее.

Если в результате соприкосновения или электрического разряда произойдет загорание машины, не позволяющее оставаться в ней, водитель должен, не держась руками за части машины, спрыгнуть на землю обеими ногами сразу. Удаляться от машины можно только прыжками на одной ноге или на обеих ногах одновременно, или не отрывая носков и пяток от земли с длиной шага полступни, во избежании попадания под шаговое напряжение.

 

Глава 7.2.

Требования к расстояниям между кабелями связи и другими сооружениями

Наименьшие допустимые расстояния между кабелем связи, проложенным в грунте,

или кабельной сигнализацией и другими сооружениями, указанными в таблице 7.4

 

Таблица 7.4

Наименование сооружений

Минимальное расстояние до кабелей связи и кабельной канализации, м

При параллельном прохождении

На пересечениях (по вертикали)

Водопровод диаметром до 300 мм включительно

0,50

0,25/0,15

То же, свыше 300 мм

1,00

0,25/0,15

Канализация, дренажи и водостоки

0,50

0,25/0,15

Теплопроводы

1,00

0,25/0,15

Газопроводы (независимо от давления)

1,00

0,50/0,15

Силовые кабели

0,50

0,50/0,15

Кабельная канализация (от блоков и колодцев)

0,25

0,1

Железные и автомобильные дороги (от края подошвы насыпи)

5,0

Не менее 1,0 от полотна автомобильной дороги или подошвы рельсов и 0,8 ниже дна кювета при его наличии

Трамвайные пути

2,0 от ближайшего рельса

1,0 ниже подошвы рельса

Общие коллекторы для подземных сетей

1,0

-

Мачты и опоры контактной сети, сети наружного освещения и связи

0,5

-

Кабели связи магистральной внутризоновой сетей и соединительные линии местных сетей с использованием систем передачи

0,5/0,25

(при условии разработки траншей ручным способом)

-/0,1

Кабели радиотрансляционных сетей 1 класса

1,0

-/0,25

Кабели радиотрансляционных сетей II класса

0,5

-/0,25

Мосты автомобильных и железных дорог через несудоходные реки

50-100

ниже по течению

-

Примечание: в числителе указаны расстояния при прокладке кабелей непосредственно в грунте, а в знаменателе - в трубах, а при отсутствии дроби - в обоих случаях.

Габариты подвесных кабелей указаны в таблице 7.5.

Таблица 7.5.

Наименование габарита

Минимальная величина, м

1. Расстояние между двумя подвесными кабелями на их пересечении при наименьшей и наивысшей температурах

0,6

2. Расстояние по вертикали между пересекающимися кабелями связи и линией электропередачи напряжением не более 1 кВ

1,25

3. Расстояние между наинизшей точкой кабеля и коньком крыши

1,5

4. Расстояние между подвесным кабелем и головкой рельса при переходе через железнодорожное полотно нормальной и узкой колеи

7,5

5. Расстояние между кабелем и канатом, несущим контактный провод электрифицированной железной дороги

2,0

6. Расстояние от кабеля на пересечении с контактными проводами трамвая или троллейбуса до головки рельса для трамвая или до поверхности дорожного покрытия для троллейбуса

8,0

7. Расстояние от земли до кабеля на переходах через шоссейные, грунтовые, полевые (степные) дороги

5,5

8. Расстояние от земли до кабеля в черте населенных пунктов

4,5