В настоящее время в России значительная часть электротехнического оборудования, в том числе и силовых трансформаторов, выработала свой ресурс. В соответствии с Энергетической стратегией России отечественное оборудование, используемое для замены изношенного и
устанавливаемое на новых объектах строительства, должно соответствовать задачам инновационного развития энергетического сектора страны.
При принятии проектных
решений следует
максимально использовать современные разработки в области трансфор-маторостроения, ориентированные на новые энергосберегающие методы эксплуатации электрических сетей. В России есть возможность (при инновационном развитии отечественной электроэнергетики) учесть опыт зарубежных стран и уменьшить
риски, неизбежно возникающие при освоении новой техники.
В
настоящее время много оборудования закупается у зарубежных производителей
— мировых лидеров технического прогресса.
Некоторое отечественное оборудование
уже имеет технические
характеристики, сопоставимые с
зарубежными аналогами, но не всегда выигрывает по качеству или цене [1].
Важная характеристика
инновационных трансформаторов — затраты на их
техническое обслуживание (ТО), что во многом определяет энергоэффективность электрических сетей. Для современного оборудования при правильной эксплуатации серьёзные ремонты не потребуются в течение всего срока службы.
Отечественный и зарубежный опыт показывает,
что, с одной стороны, при качественном
ТО, а также своевременном выявлении
и устранении дефектов срок службы трансформаторов
может достигать 40 лет и более. Однако, с другой стороны, современное оборудование становится фактически неремонтопригодным или затраты на ремонт оказываются сопоставимыми с покупкой
нового оборудования.
По современным
оценкам объём рынка ТО
электроэнергетических объектов
(в том числе поставки запасных частей)
достигает 80 % объёма нового строительства,
что отражает риски необратимых последствий ошибок эксплуатационного персонала. К сожалению, при выборе оборудования не всегда в должной степени учитывается стоимость ТО
с учётом влияния человеческого
фактора и природно-климатических
условий России.
В
программе РАО «ЕЭС России» на период 2003 -
2012 гг. планируется разработать и внедрить
гибкие (управляемые) системы
электропередачи переменного тока и
устройства регулирования напряжения
в ЕЭС России. Для управляемости
электрических сетей интерес
представляют трансформаторы, позволяющие
осуществлять продольно-поперечное
регулирование потоков мощности в
электрических сетях, а также перераспределять
нагрузку между параллельно
работающими её участками.
В целях
расширения возможностей
регулирования реактивной мощности и напряжений в сетях необходимо увеличить интенсивность
использования устройств
РПН трансформаторов. Опыт эксплуатации
последних показывает, что срок
службы устройств РПН при указанном условии существенно меньше ресурса изоляции. В случае частых переключений устройств
РПН в масле и на поверхности изоляции появляются проводящие частицы, повышающие опасность
возникновения разрядов как при перенапряжениях, так и при рабочем напряжении.
Известно, что до 40 % отказов трансформаторов связано с регулировочными катушками или устройствами РПН, поэтому необходимы новые отечественные разработки
в этой области. Например, в Японии созданы переключатели устройств РПН с контактами, работающими по принципу качения вместо скольжения, что позволяет уменьшить их механический износ и количество попадающих в масло металлических частиц.
В последние
десятилетия значительные
усилия направлены на повышение надёжности и увеличение срока службы изоляции трансформаторов [2, 3]. Основные причины старения изоляции — наличие
электрического поля и кислорода. Влияние
окислительных процессов можно
уменьшить с помощью антиоксидантов,
например ионола. Реакции окислительного старения масла ускоряются под воздействием тепла, влаги и
катализаторов — меди и железа.
Чтобы
восстановить масло, его очищают и периодически регенерируют. Для этого используют фильтры, поглощающие кислород и
воду, а также ограничивают нагрев масла в процессе эксплуатации. В целях регенерации масла применяются методы химической очистки: сернокислотный, щёлочноземельный, обработка адсорбентами. Трансформаторы для очистки масла приходится,
как правило, выводить из работы и отключать от сети.
Объём работ по
ТО трансформаторов можно
уменьшить заменой трансформаторного
масла более инертными диэлектрическими
жидкостями, например
фторорганическими. Фторуглерод-ные
жидкости инертны по отношению к любым воздействиям, в том числе к электрическому полю и температуре. Они не
взаимодействуют ни с маслами, ни с резиной, ни с водой; инертны по отношению к металлам и твёрдым диэлектрикам; не горят и не выделяют
токсины; имеют высокий коэффициент температурного расширения, что способствует
увеличению нагрузочной способности трансформаторов за счёт увеличения в 3 — 4 раза конвективного теплоотвода по сравнению с трансформаторным маслом.
Разновидности
фторуглеродных жидкостей
имеют температуру замерзания -70 °С и ниже, что важно для северных районов России. Основной их недостаток — чрезвычайно высокая цена
(в десятки раз превышает стоимость трансформаторного масла). Однако существует перспектива удешевления технологии производства фторуглеродных жидкостей, позволяющая надеяться на более широкое их применение в силовых трансформаторах.
Промежуточное
положение между трансформаторным
маслом и фтор-углеродными жидкостями занимают жидкие диэлектрики — хлордифенилы (хлорбифенилы). К ним относятся «со-вол», «совтол» и «калория». Хлордифенилы применяют в трансформаторах, которые работают в пожароопасных условиях. Их широкое распространение ограничивается высокой токсичностью и разрушающим влиянием на озоновый слой. В России и некоторых других странах рассматривается целесообразность применения
вместо масла кремнийорга-нических жидкостей, которые, к сожалению, пожароопасны и в несколько раз дороже трансформаторного масла.
Параметры
диэлектрических жидкостей,
используемых в силовых трансформаторах, во многом определяют их нагрузочную способность и, следовательно, оказывают влияние на энергоэффективность электросетевого хозяйства России [4]. В настоящее время суммарная установленная мощность трансформаторов
в стране примерно в три раза превышает
суммарную мощность всех генераторов [5], что косвенно свидетельствует о нерациональном применении трансформаторов и завышении их мощности при проектировании подстанций.
Выбор мощности трансформаторов должен
быть основан на максимальном
использовании их перегрузочной
способности с учётом эффективности
системы охлаждения.
Кроме
надёжности, срока службы и затрат
на ТО силовых трансформаторов,
энергоэффективность электрических сетей существенно зависит от потерь
электроэнергии в трансформаторах. Известно, что стоимость суммарных потерь в трансформаторе за весь срок службы сопоставима с его закупочной стоимостью.
Потери в трансформаторах
могут снижаться
несколькими способами. Один из них —
оптимизация работы системы охлаждения
трансформаторов. В последние годы
появились трансформаторы с комбинированными
системами охлаждения [6]. При малых нагрузках действует система
охлаждения ONAN (М), работающая на естественной циркуляции воздуха и масла. По мере увеличения нагрузки и температуры масла включаются вентиляторы принудительной циркуляция воздуха указанной системы, а затем и маслонасосы системы OFAF (ДЦ). Комбинированная система охлаждения трансформаторов позволяет не только экономить расход электроэнергии на охлаждение трансформаторов, но и продлевать моторесурс вентиляторов и
насосов.
Другой способ — уменьшение потерь в обмотках и магнитопроводе трансформатора
— потерь короткого замыкания (КЗ) и холостого хода (XX) соответственно. Потери
в магнитопроводе зависят от
характеристик стали, из которой он изготовлен. Альтернатива холоднокатаной
электротехнической стали, традиционно
применяемой для изготовления сердечников, — аморфная электротехническая сталь, позволяющая снизить
потери XX в четыре раза. Кроме низких
потерь, аморфная сталь имеет повышенную
коррозионную стойкость, поэтому не
требуется межлистовая изоляция [7].
Недостаток
аморфной стали состоит в
более низкой (по сравнению с холоднокатаной сталью) допустимой рабочей
индукции — до 1,45 вместо 1,7 Тл, а также
заниженном коэффициенте заполнения.
Широкое применение аморфной стали
ограничивается её хрупкостью, необходимостью
отжига в магнитном поле,
чувствительностью к ударам и высокой стоимостью. Для изготовления шихтованных магнитопроводов из аморфной стали необходимо будет склеивать несколько
слоев стальной ленты.
В настоящее
время силовые трансформаторы
с сердечниками из аморфной
стали изготовляют в США, Японии, Канаде, Индии, Китае мощностью не более
1000 кВ∙А и используют в распределительных
сетях. Осваивается производство
таких трансформаторов и в России.
Значительно
снизить потери в обмотках
силовых трансформаторов можно за счёт использования высокотемпературных сверхпроводников, что позволит
уменьшить также массу и
габаритные размеры
трансформаторов при увеличении
их единичной мощности. Первый
силовой трансформатор мощностью 630
кВ∙А с азотным охлаждением работает в
энергосистеме г. Женевы (Швейцария) более 4 лет.
Важная
характеристика силовых трансформаторов —
наработка на отказ. Одно из «слабых» мест в них — высоковольтные вводы. В последние годы к конструкции вводов силовых трансформаторов, размещаемых в крупных городах, предъявляются специфические требования по уменьшению занимаемой площади и приспособлению вводов для подключения кабельных линий.
Классический
способ соединения кабеля — использование проходного
ввода наружной установки «кабель - воздух»,
гибкой ошиновки и трансформаторного ввода «воздух — масло». При относительно низкой цене и простоте обслуживания трансформатора этот способ используется наиболее широко. Однако
он имеет недостаток — высокую повреждаемость
вводов (до 20 % всех отказов силовых трансформаторов).
Для вводов 110 - 220 кВ «воздух -масло» необходимы регулярные испытания с
периодичностью 4 года, для вводов 500 кВ — 2 года, что связано с продолжительными отключениями силовых трансформаторов. Открытые токо-ведущие части таких вводов увеличивают габаритные размеры трансформаторной камеры. Ещё один недостаток классических
вводов — пожароопасность, обусловленная применением трансформаторного масла.
Несколько лучшими
характеристиками
обладает конструкция присоединения кабеля через проходной изолятор «кабель
- масло», токоведущую шину переходного
маслонаполненного модуля и проходной
трансформаторный ввод «масло - масло». Отсутствие открытых токоведущих частей позволяет уменьшить габаритные размеры трансформатора и повысить безопасность персонала.
Существенный недостаток
ввода «масло - масло» — усложнение испытаний трансформаторов, при проведении которых необходима
расшиновка выводов обмоток. Кроме
того, поставщики кабельных муфт не рекомендуют многократный демонтаж кабелей,
что снижает надёжность вводов. Второй
недостаток — возможность распространения
пожара по оболочке кабеля.
Прогрессивный
способ, лишенный большинства
перечисленных недостатков — подключение
высоковольтного кабеля к силовому
трансформатору через переходной
элегазовый модуль. Последний
разработан для КРУЭ напряжением 110, 220, 500 кВ и позволяет соединять трансформаторы с высоковольтным кабелем через проходной изолятор. Элегазовые модули дают возможность уменьшить размеры трансформаторных камер и сократить время ТО трансформаторов, а также обеспечивают пожаробезопасность и экологически безопасные условия эксплуатации.
Один из главных способов
повышения надёжности
силовых трансформаторов — увеличение их
электродинамической стойкости. Актуальность
этого направления обусловлена
стремительным ростом уровней токов КЗ в развивающихся
сетях России. Анализ повреждений
силовых трансформаторов показывает,
что токи КЗ и броски токов включения могут вызывать осевые остаточные деформации обмоток (распрес-совку и повреждение прессующей системы обмоток), радиальные остаточные деформации и скручивание или раскручивание обмоток. Деформации обмоток приводят к витковым замыканиям. Степень деформации зависит от многих факторов, наиболее важный из которых
— конструктивное исполнение трансформатора и
уровень токов КЗ на шинах, к которым он подключён.
Электродинамическую
стойкость трансформаторов
необходимо увеличивать
не только из-за роста токов КЗ, но и для повышения стойкости обмоток к броскам тока, возникающим при включении трансформатора под напряжение [8]. Следует отметить, что стремление уменьшить потери в трансформаторах при малых нагрузках в сети путём снятия напряжения также может приводить к деформациям обмоток.
Ещё одно «слабое» место в
трансформаторах — электронасосы систем
охлаждения OFAF (ДЦ) и OFWF (Ц). При эксплуатации электронасосов (вследствие износа подшипников и ослабления их насадки) возникают биения ротора, когда рабочее колесо насоса задевает о корпус. Последнее приводит к появлению металлических частиц, уносимых потоком масла в бак трансформатора, и снижению электрической прочности изоляции, что способствует повреждению трансформатора. Проблема частично решается за счёт применения более качественных подшипников и вставки
пластмассового кольца между рабочим
колесом и корпусом насоса. В современных
же трансформаторах для устранения
указанного недостатка используются прямоточные маслонасосы.
Основной критерий
допустимости перегрузки трансформатора —
температура наиболее нагретой точки [9]. Многочисленные
опыты, проводившиеся в разных странах,
показали, что при температуре 140 °С из
изоляции в масло начинает выделяться газ,
что снижает её электрическую прочность на 20 — 50 %. Температура, превышение которой приводит к образованию пузырьков газа, существенно зависит от влажности изоляции.
Повышение влагосодержания до 3,1 % приводит к снижению температуры
возникновения пузырьков до 100 — 125 °С. Влагосодержанию изоляции 0,2 — 0,5 % соответствует
температура 175 - 200 "С.
Трудность точной оценки
допустимости той или иной нагрузки трансформатора заключается в том, что температура наиболее
нагретой точки изоляции обмоток
определяется косвенно путём оценки её превышения над температурой верхнего слоя масла. Ошибка оценки приемлема для систем охлаждения масла типа М и
Д, но недопустима для
ДЦ.
В соответствии с п. 6.2.7 ГОСТ [2] допустимые систематические нагрузки и перегрузки (в
том числе с повышенным износом
изоляции при учёте предшествующей нагрузки трансформатора и температуры охлаждающей среды), а также кратковременные аварийные (чрезвычайные) перегрузки всех элементов трансформатора (в том числе комплектующие
изделия) должны быть установлены:
ГОСТ 14209-85 «Трансформаторы силовые масляные общего назначения. Допустимые нагрузки» для масляных трансформаторов мощностью до 100 MB∙А включительно, если нет других
указаний на конкретные трансформаторы;
заводскими нормативными
документами для
трансформаторов мощностью свыше 100 MB∙А, сухих трансформаторов
и трансформаторов с жидким негорючим
диэлектриком.
Приказом
Ростехрегулирования от 28.03.2008 г. № 73-ст
отменено постановление «О введении в
действие для применения в Российской
Федерации ГОСТ 14209-97» от 02.04.2001 г. № 158-ст.
Рост нагрузочной
способности трансформаторов
способствует увеличению использования
установленной трансформаторной
мощности в электрических сетях
и достигается путём повышения эффективности работы системы охлаждения. Последнее связано с увеличением числа охладителей и применением выносных охладителей, удалённых от трансформатора.
Повышение эффективности
системы охлаждения ODAF
(НДЦ) с помощью направленной циркуляции
масла в трансформаторах не нашло
применения в России из-за присущей этому методу статической электризации масла. Эксперименты на реальных трансформаторах показали, что статическая электризация в неблагоприятных условиях может вызвать местное повышение напряженности электрического поля на 10 —
20 %.
В баке трансформатора
содержатся десятки тонн
трансформаторного масла,
возгорание которого может привести к значительному экологическому и экономическому ущербу, обусловленному повреждением
как самого трансформатора,
так и рядом расположенного
оборудования. Во время ремонта повреждённого пожаром оборудования снижается надёжность электроснабжения потребителей.
Для сокращения ущербов, вызванных возгораниями трансформаторов, используются
системы автоматического водяного пожаротушения
[10]. Однако их эффективность не велика, в
лучшем случае они способны
локализовать пожар. Более эффективная защита трансформаторов от
взрывов и пожаров — система, обеспечивающая
сброс давления в баке трансформатора
в течение нескольких миллисекунд с
помощью мембраны, автоматически разрывающейся при повышении давления, и
последующее вытеснение горючих газов азотом,
подаваемым через специальный клапан
из баллонов.
Однако и эти системы не
могут гарантировать
предотвращение взрывов и пожаров,
особенно при разгерметизации
бака трансформатора, вызванного разрушением высоковольтных вводов и устройств РПН. Кроме того, такие системы весьма дорогие, а в процессе их эксплуатации требуется многократная
замена защитных клапанов и предохранительных разрывных мембран.
Кардинальное решение
проблемы по-жаро- и
взрывобезопасности — использование
трансформаторов с негорючим жидким
диэлектриком или силовых эле-газовых
трансформаторов. Негорючие жидкие
диэлектрики, как уже отмечалось, пока
чрезвычайно дороги, поэтому
трансформаторостроители предлагают
второй вариант.
Элегазовые
трансформаторы позволяют уменьшить размеры трансформаторной камеры и площадь подстанции в цепом за счёт их непосредственного
присоединения к КРУЭ. Особенно эффективными они могут оказаться на подземных подстанциях, в
городах с плотной
застройкой и высокой стоимостью земли. Охлаждение таких трансформаторов обеспечивается принудительной циркуляцией элегаза через охладители выносного типа «элегаз - вода». Кроме того, элегазовые трансформаторы, заполненные инертным газом и герметично закрытые, более просты в обслуживании и имеют увеличенный срок службы.
Недостаток элегазовых
трансформаторов, как и
другого элегазового оборудования, — переход
элегаза в жидкое состояние при сравнительно
высоких температурах и повышенном давлении. Для обеспечения работы элегазового оборудования при температуре —40 °С давление элегаза должно быть не более 0,4 МПа, но при
этом его электрическая прочность будет
такой же, как у трансформаторного
масла. В настоящее время элегазовые трансформаторы из-за ограничений по давлению используются лишь в сетях напряжением до 150 кВ. Другой
существенный недостаток элегаза — его разложение под действием электрических разрядов и дуги с образованием очень токсичных и химически активных веществ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лизунов
С. Д., Лоханин А. К. Проблемы современного
трансформаторостроения в России //
Электричество. 2000. № 8, 9.
2. ГОСТ 30830-2002 (МЭК
60076-1-93). Трансформаторы
силовые.
Часть 1. Общие положения.
3. ГОСТР
52719-2007. Трансформаторы силовые.
Общие технические
условия.
4. ГОСТ 3484.2-88. Трансформаторы
силовые. Испытания на нагрев.Справочник по проектированию электрических сетей /
Под ред. Д. Л. Файбисовича. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2009.
5. Модернизация силовых трансформаторов с увеличением их нагрузочной
способности
/ В. А.
Передельский, В. Ф.
Колбасов, В. А.
Садовников, В. А. Якимов // Электро. 2009. № 5.
6. Данилевич Я. Б., Иванов К. С. Распределительные трансформаторы нового
поколения из аморфной стали // Изв. РАН.
Энергетика. 2006. № 5.
7. Хренников А.
Ю. Электродинамические испытания силовых трансформаторов на стойкость к токам КЗ
//Промышленная энергетика. 2007. № 8.
8. Физические аспекты
локального повышения температуры
в охлаждающих каналах силовых трансформаторов с принудительной циркуляцией масла/ Б. В. Ванин, Ю. Н.
Львов, Л. Г. Мамиконянц и др. // Электричество. 2007. № 1.
10. РД 34.49.104.
Рекомендации по проектированию
автоматических установок водяного
пожаротушения масляных силовых
трансформаторов.