Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

Инновационные аспекты применения силовых трансформаторов в сетевом строителестве
 

Инновационные аспекты применения силовых трансформаторов в сетевом строителестве

Гусев Ю.П., Филиппов А.Е.

 

 
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ - НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОДСТАНЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В настоящее время в России значитель­ная часть электротехнического обо­рудования, в том числе и силовых транс­форматоров, выработала свой ресурс. В соответствии с Энергетической страте­гией России отечественное оборудова­ние, используемое для замены изношен­ного и устанавливаемое на новых объек­тах строительства, должно соответство­вать задачам инновационного развития энергетического сектора страны.

При принятии проектных решений следует максимально использовать совре­менные разработки в области трансфор-маторостроения, ориентированные на новые энергосберегающие методы экс­плуатации электрических сетей. В России есть возможность (при инновационном развитии отечественной электроэнерге­тики) учесть опыт зарубежных стран и уменьшить риски, неизбежно возникаю­щие при освоении новой техники.

В настоящее время много оборудо­вания закупается у зарубежных про­изводителей — мировых лидеров техни­ческого прогресса. Некоторое отече­ственное оборудование уже имеет тех­нические характеристики, сопоставимые с зарубежными аналогами, но не всегда выигрывает по качеству или цене [1].

Важная характеристика инновацион­ных трансформаторов — затраты на их техническое обслуживание (ТО), что во многом определяет энергоэффектив­ность электрических сетей. Для совре­менного оборудования при правильной эксплуатации серьёзные ремонты не по­требуются в течение всего срока служ­бы. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что, с одной стороны, при качественном ТО, а также своевремен­ном выявлении и устранении дефектов срок службы трансформаторов может достигать 40 лет и более. Однако, с дру­гой стороны, современное оборудо­вание становится фактически нере­монтопригодным или затраты на ремонт оказываются сопоставимыми с покупкой нового оборудования.

По современным оценкам объём рынка ТО электроэнергетических объ­ектов (в том числе поставки запасных частей) достигает 80 % объёма нового строительства, что отражает риски не­обратимых последствий ошибок экс­плуатационного персонала. К сожа­лению, при выборе оборудования не всегда в должной степени учитывается стоимость ТО с учётом влияния чело­веческого фактора и природно-климати­ческих условий России.

В программе РАО «ЕЭС России» на период 2003 - 2012 гг. планируется раз­работать и внедрить гибкие (управ­ляемые) системы электропередачи пе­ременного тока и устройства регулиро­вания напряжения в ЕЭС России. Для управляемости электрических сетей ин­терес представляют трансформаторы, позволяющие осуществлять продольно-поперечное регулирование потоков мощ­ности в электрических сетях, а также пе­рераспределять нагрузку между парал­лельно работающими её участками.

В целях расширения возмож­ностей регулирования реактивной мощ­ности и напряжений в сетях необходимо увеличить интенсивность использования устройств РПН трансформаторов. Опыт эксплуатации последних показывает, что срок службы устройств РПН при ука­занном условии существенно меньше ресурса изоляции. В случае частых пе­реключений устройств РПН в масле и на поверхности изоляции появляются про­водящие частицы, повышающие опас­ность возникновения разрядов как при перенапряжениях, так и при рабочем напряжении.

Известно, что до 40 % отказов транс­форматоров связано с регулировочны­ми катушками или устройствами РПН, поэтому необходимы новые отечествен­ные разработки в этой области. Напри­мер, в Японии созданы переключатели устройств РПН с контактами, работаю­щими по принципу качения вместо сколь­жения, что позволяет уменьшить их ме­ханический износ и количество попадаю­щих в масло металлических частиц.

В последние десятилетия значитель­ные усилия направлены на повыше­ние надёжности и увеличение срока службы изоляции трансформаторов [2, 3]. Основные причины старения изо­ляции — наличие электрического поля и кислорода. Влияние окислительных про­цессов можно уменьшить с помощью антиоксидантов, например ионола. Ре­акции окислительного старения масла ускоряются под воздействием тепла, влаги и катализаторов — меди и железа.

Чтобы восстановить масло, его очи­щают и периодически регенерируют. Для этого используют фильтры, погло­щающие кислород и воду, а также огра­ничивают нагрев масла в процессе экс­плуатации. В целях регенерации масла применяются методы химической очист­ки: сернокислотный, щёлочноземель­ный, обработка адсорбентами. Транс­форматоры для очистки масла прихо­дится, как правило, выводить из работы и отключать от сети.

Объём работ по ТО трансформато­ров можно уменьшить заменой транс­форматорного масла более инертными диэлектрическими жидкостями, напри­мер фторорганическими. Фторуглерод-ные жидкости инертны по отношению к любым воздействиям, в том числе к электрическому полю и температуре. Они не взаимодействуют ни с маслами, ни с резиной, ни с водой; инертны по отношению к металлам и твёрдым ди­электрикам; не горят и не выделяют токсины; имеют высокий коэффициент температурного расширения, что спо­собствует увеличению нагрузочной способности трансформаторов за счёт увеличения в 3 — 4 раза конвективного теплоотвода по сравнению с трансфор­маторным маслом.

Разновидности фторуглеродных жид­костей имеют температуру замерзания -70 °С и ниже, что важно для северных районов России. Основной их недо­статок — чрезвычайно высокая цена (в десятки раз превышает стоимость трансформаторного масла). Однако су­ществует перспектива удешевления технологии производства фторуглеродных жидкостей, позволяющая надеяться на более широкое их применение в сило­вых трансформаторах.

Промежуточное положение между трансформаторным маслом и фтор-углеродными жидкостями занимают жидкие диэлектрики — хлордифенилы (хлорбифенилы). К ним относятся «со-вол», «совтол» и «калория». Хлорди­фенилы применяют в трансформаторах, которые работают в пожароопасных условиях. Их широкое распространение ограничивается высокой токсичностью и разрушающим влиянием на озоновый слой. В России и некоторых других стра­нах рассматривается целесообразность применения вместо масла кремнийорга-нических жидкостей, которые, к сожа­лению, пожароопасны и в несколько раз дороже трансформаторного масла.

Параметры диэлектрических жидко­стей, используемых в силовых транс­форматорах, во многом определяют их нагрузочную способность и, следова­тельно, оказывают влияние на энерго­эффективность электросетевого хозяй­ства России [4]. В настоящее время суммарная установленная мощность трансформаторов в стране примерно в три раза превышает суммарную мощ­ность всех генераторов [5], что косвен­но свидетельствует о нерациональном применении трансформаторов и завы­шении их мощности при проектировании подстанций. Выбор мощности транс­форматоров должен быть основан на максимальном использовании их пере­грузочной способности с учётом эф­фективности системы охлаждения.

Кроме надёжности, срока службы и затрат на ТО силовых трансформа­торов, энергоэффективность электри­ческих сетей существенно зависит от потерь электроэнергии в трансформато­рах. Известно, что стоимость суммар­ных потерь в трансформаторе за весь срок службы сопоставима с его заку­почной стоимостью.

Потери в трансформаторах могут снижаться несколькими способами. Один из них — оптимизация работы сис­темы охлаждения трансформаторов. В последние годы появились трансформа­торы с комбинированными системами охлаждения [6]. При малых нагрузках действует система охлаждения ONAN (М), работающая на естественной цир­куляции воздуха и масла. По мере уве­личения нагрузки и температуры масла включаются вентиляторы принудитель­ной циркуляция воздуха указанной сис­темы, а затем и маслонасосы системы OFAF (ДЦ). Комбинированная система охлаждения трансформаторов позволя­ет не только экономить расход электро­энергии на охлаждение трансформато­ров, но и продлевать моторесурс венти­ляторов и насосов.

Другой способ — уменьшение потерь в обмотках и магнитопроводе транс­форматора — потерь короткого замы­кания (КЗ) и холостого хода (XX) соответственно. Потери в магнитопроводе зависят от характеристик стали, из кото­рой он изготовлен. Альтернатива холод­нокатаной электротехнической стали, традиционно применяемой для изготов­ления сердечников, — аморфная элек­тротехническая сталь, позволяющая сни­зить потери XX в четыре раза. Кроме низких потерь, аморфная сталь имеет повышенную коррозионную стойкость, поэтому не требуется межлистовая изо­ляция [7].

Недостаток аморфной стали состоит в более низкой (по сравнению с хо­лоднокатаной сталью) допустимой рабо­чей индукции — до 1,45 вместо 1,7 Тл, а также заниженном коэффициенте запол­нения. Широкое применение аморфной стали ограничивается её хрупкостью, необходимостью отжига в магнитном поле, чувствительностью к ударам и вы­сокой стоимостью. Для изготовления ших­тованных магнитопроводов из аморф­ной стали необходимо будет склеивать несколько слоев стальной ленты.

В настоящее время силовые транс­форматоры с сердечниками из аморф­ной стали изготовляют в США, Японии, Канаде, Индии, Китае мощностью не более 1000 кВ∙А и используют в рас­пределительных сетях. Осваивается про­изводство таких трансформаторов и в России.

Значительно снизить потери в обмот­ках силовых трансформаторов можно за счёт использования высокотемпера­турных сверхпроводников, что позволит уменьшить также массу и габаритные размеры трансформаторов при уве­личении их единичной мощности. Пер­вый силовой трансформатор мощ­ностью 630 кВ∙А с азотным охлаж­дением работает в энергосистеме г. Женевы (Швейцария) более 4 лет.

Важная характеристика силовых трансформаторов — наработка на от­каз. Одно из «слабых» мест в них — вы­соковольтные вводы. В последние годы к конструкции вводов силовых транс­форматоров, размещаемых в крупных городах, предъявляются специфические требования по уменьшению занимаемой площади и приспособлению вводов для подключения кабельных линий.

Классический способ соединения ка­беля — использование проходного вво­да наружной установки «кабель - воз­дух», гибкой ошиновки и трансформа­торного ввода «воздух — масло». При относительно низкой цене и простоте обслуживания трансформатора этот способ используется наиболее широ­ко. Однако он имеет недостаток — высокую повреждаемость вводов (до 20 % всех отказов силовых трансфор­маторов).

Для вводов 110 - 220 кВ «воздух -масло» необходимы регулярные ис­пытания с периодичностью 4 года, для вводов 500 кВ — 2 года, что связано с продолжительными отключениями сило­вых трансформаторов. Открытые токо-ведущие части таких вводов увеличивают габаритные размеры трансформатор­ной камеры. Ещё один недостаток клас­сических вводов — пожароопасность, обусловленная применением трансфор­маторного масла.

Несколько лучшими характеристи­ками обладает конструкция присоеди­нения кабеля через проходной изолятор «кабель - масло», токоведущую шину переходного маслонаполненного моду­ля и проходной трансформаторный ввод «масло - масло». Отсутствие открытых токоведущих частей позволяет умень­шить габаритные размеры трансфор­матора и повысить безопасность пер­сонала.

Существенный недостаток ввода «масло - масло» — усложнение испы­таний трансформаторов, при проведе­нии которых необходима расшиновка выводов обмоток. Кроме того, постав­щики кабельных муфт не рекомендуют многократный демонтаж кабелей, что снижает надёжность вводов. Второй не­достаток — возможность распростра­нения пожара по оболочке кабеля.

Прогрессивный способ, лишенный большинства перечисленных недостат­ков — подключение высоковольтного кабеля к силовому трансформатору через переходной элегазовый модуль. Последний разработан для КРУЭ напря­жением 110, 220, 500 кВ и позволяет соединять трансформаторы с высоко­вольтным кабелем через проходной изолятор. Элегазовые модули дают воз­можность уменьшить размеры транс­форматорных камер и сократить время ТО трансформаторов, а также обеспе­чивают пожаробезопасность и экологи­чески безопасные условия эксплуатации.

Один из главных способов повыше­ния надёжности силовых трансформато­ров — увеличение их электродинами­ческой стойкости. Актуальность этого направления обусловлена стремитель­ным ростом уровней токов КЗ в разви­вающихся сетях России. Анализ повреж­дений силовых трансформаторов пока­зывает, что токи КЗ и броски токов включения могут вызывать осевые оста­точные деформации обмоток (распрес-совку и повреждение прессующей сис­темы обмоток), радиальные остаточные деформации и скручивание или раскру­чивание обмоток. Деформации об­моток приводят к витковым замыка­ниям. Степень деформации зависит от многих факторов, наиболее важный из которых — конструктивное исполнение трансформатора и уровень токов КЗ на шинах, к которым он подключён.

Электродинамическую стойкость трансформаторов необходимо увеличи­вать не только из-за роста токов КЗ, но и для повышения стойкости обмоток к броскам тока, возникающим при вклю­чении трансформатора под напряжение [8]. Следует отметить, что стремление уменьшить потери в трансформаторах при малых нагрузках в сети путём снятия напряжения также может приводить к деформациям обмоток.

Ещё одно «слабое» место в транс­форматорах — электронасосы систем охлаждения OFAF (ДЦ) и OFWF (Ц). При эксплуатации электронасосов (вследствие износа подшипников и ослабления их насадки) возникают бие­ния ротора, когда рабочее колесо насо­са задевает о корпус. Последнее приво­дит к появлению металлических частиц, уносимых потоком масла в бак транс­форматора, и снижению электрической прочности изоляции, что способствует повреждению трансформатора. Проб­лема частично решается за счёт приме­нения более качественных подшипников и вставки пластмассового кольца между рабочим колесом и корпусом насоса. В современных же трансформаторах для устранения указанного недостатка ис­пользуются прямоточные маслонасосы.

Основной критерий допустимости пе­регрузки трансформатора — темпера­тура наиболее нагретой точки [9]. Мно­гочисленные опыты, проводившиеся в разных странах, показали, что при тем­пературе 140 °С из изоляции в масло на­чинает выделяться газ, что снижает её электрическую прочность на 20 — 50 %. Температура, превышение которой при­водит к образованию пузырьков газа, существенно зависит от влажности изо­ляции. Повышение влагосодержания до 3,1 % приводит к снижению температу­ры возникновения пузырьков до 100 — 125 °С. Влагосодержанию изоляции 0,2 — 0,5 % соответствует температура 175 - 200 "С.

Трудность точной оценки допустимо­сти той или иной нагрузки трансфор­матора заключается в том, что темпера­тура наиболее нагретой точки изоляции обмоток определяется косвенно путём оценки её превышения над темпера­турой верхнего слоя масла. Ошибка оценки приемлема для систем охлаж­дения масла типа М и Д, но недопустима для ДЦ.

В соответствии с п. 6.2.7 ГОСТ [2] до­пустимые систематические нагрузки и перегрузки (в том числе с повышенным износом изоляции при учёте пред­шествующей нагрузки трансформатора и температуры охлаждающей среды), а также кратковременные аварийные (чрезвычайные) перегрузки всех эле­ментов трансформатора (в том числе комплектующие изделия) должны быть установлены:

ГОСТ 14209-85 «Трансформаторы силовые масляные общего назначения. Допустимые нагрузки» для масляных трансформаторов мощностью до 100 MB∙А включительно, если нет других указаний на конкретные транс­форматоры;

заводскими нормативными докумен­тами для трансформаторов мощностью свыше 100 MB∙А, сухих трансформа­торов и трансформаторов с жидким не­горючим диэлектриком.

Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 г. № 73-ст отменено по­становление «О введении в действие для применения в Российской Федера­ции ГОСТ 14209-97» от 02.04.2001 г. № 158-ст.

Рост нагрузочной способности транс­форматоров способствует увеличению использования установленной трансфор­маторной мощности в электрических сетях и достигается путём повышения эффективности работы системы охлаж­дения. Последнее связано с увеличени­ем числа охладителей и применением выносных охладителей, удалённых от трансформатора.

Повышение эффективности системы охлаждения ODAF (НДЦ) с помощью направленной циркуляции масла в транс­форматорах не нашло применения в России из-за присущей этому методу статической электризации масла. Экспе­рименты на реальных трансформаторах показали, что статическая электризация в неблагоприятных условиях может вы­звать местное повышение напряженно­сти электрического поля на 10 — 20 %.

В баке трансформатора содержатся десятки тонн трансформаторного мас­ла, возгорание которого может привес­ти к значительному экологическому и экономическому ущербу, обусловлен­ному повреждением как самого транс­форматора, так и рядом расположен­ного оборудования. Во время ремонта повреждённого пожаром оборудования снижается надёжность электроснабже­ния потребителей.

Для сокращения ущербов, вызванных возгораниями трансформаторов, ис­пользуются системы автоматического водяного пожаротушения [10]. Однако их эффективность не велика, в лучшем случае они способны локализовать по­жар. Более эффективная защита транс­форматоров от взрывов и пожаров — система, обеспечивающая сброс дав­ления в баке трансформатора в течение нескольких миллисекунд с помощью мембраны, автоматически разрываю­щейся при повышении давления, и после­дующее вытеснение горючих газов азо­том, подаваемым через специальный клапан из баллонов.

Однако и эти системы не могут га­рантировать предотвращение взрывов и пожаров, особенно при разгермети­зации бака трансформатора, вызванно­го разрушением высоковольтных вводов и устройств РПН. Кроме того, такие сис­темы весьма дорогие, а в процессе их эксплуатации требуется многократная замена защитных клапанов и предохра­нительных разрывных мембран.

Кардинальное решение проблемы по-жаро- и взрывобезопасности — исполь­зование трансформаторов с негорючим жидким диэлектриком или силовых эле-газовых трансформаторов. Негорючие жидкие диэлектрики, как уже отме­чалось, пока чрезвычайно дороги, по­этому трансформаторостроители пред­лагают второй вариант.

Элегазовые трансформаторы поз­воляют уменьшить размеры трансфор­маторной камеры и площадь подстанции в цепом за счёт их непосредственного присоединения к КРУЭ. Особенно эф­фективными они могут оказаться на подземных подстанциях, в городах с плотной застройкой и высокой стоимо­стью земли. Охлаждение таких транс­форматоров обеспечивается прину­дительной циркуляцией элегаза через охладители выносного типа «элегаз - во­да». Кроме того, элегазовые трансфор­маторы, заполненные инертным газом и герметично закрытые, более просты в обслуживании и имеют увеличенный срок службы.

Недостаток элегазовых трансфор­маторов, как и другого элегазового оборудования, — переход элегаза в жидкое состояние при сравнительно вы­соких температурах и повышенном дав­лении. Для обеспечения работы элегазо­вого оборудования при температуре —40 °С давление элегаза должно быть не более 0,4 МПа, но при этом его элек­трическая прочность будет такой же, как у трансформаторного масла. В на­стоящее время элегазовые трансфор­маторы из-за ограничений по давлению используются лишь в сетях напряжением до 150 кВ. Другой существенный недо­статок элегаза — его разложение под действием электрических разрядов и дуги с образованием очень токсичных и химически активных веществ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лизунов  С.  Д., Лоханин А.  К. Проблемы современного трансформаторостроения в России // Электричество. 2000. № 8, 9.

2. ГОСТ 30830-2002  (МЭК  60076-1-93).  Трансформаторы силовые.
Часть 1. Общие положения.

3. ГОСТР   52719-2007.   Трансфор­маторы  силовые.   Общие  технические
условия.

4. ГОСТ 3484.2-88. Трансформаторы силовые. Испытания на нагрев.Справочник по проектированию элек­трических сетей / Под ред. Д. Л. Файбисовича. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2009.

5. Модернизация силовых трансфор­маторов с увеличением их нагрузочной
способности   /   В.   А.   Передельский, В.    Ф.    Колбасов,    В.    А.    Садовников, В. А. Якимов // Электро. 2009. № 5.

6. Данилевич Я. Б., Иванов К. С. Рас­пределительные трансформаторы нового
поколения из аморфной стали // Изв. РАН. Энергетика. 2006. № 5.

7. Хренников  А.   Ю.   Электродинамические испытания силовых трансфор­маторов на стойкость к токам КЗ //Промышленная энергетика. 2007. № 8.

8. Физические   аспекты   локального повышения   температуры   в   охлажда­ющих каналах силовых трансформаторов с принудительной циркуляцией масла/ Б. В. Ванин, Ю. Н. Львов, Л. Г. Мамиконянц и др. // Электричество. 2007. № 1.

10.   РД 34.49.104. Рекомендации по проектированию автоматических установок водяного пожаротушения масляных силовых трансформаторов.

 

 

 

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Гусев Ю.П., Филиппов А.Е. Инновационные аспекты применения силовых трансформаторов в сетевом строителестве. Энергетик, №  11,  2010.– С.9-11.
Материал размещен на www.transform.ru: 26.11.2010 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????