Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

 

Организация производственной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергооборудования: современное состояние и перспективы

Леонов В.М., Кондратьев А.В.
ЗАО "ЦКТБ ЦЭР", Московский энергетический институт (технический университет)


 

 

За последние годы в организации производственной эксплуатации и ремонта оборудования на предприятиях, особенно промышленных, произошли коренные изменения. Одновременно с сокращением числа промышленных министерств ликвидированы общеотраслевые и общесоюзные ремонтные организации (ремонтные объединения, тресты и др.), осуществлявшие централизованный ремонт основного энергетического оборудования. Упразднено централизованное обеспечение предприятий оборудованием, ремонтными запчастями. Перестали существовать отраслевые управления главного механика и главного энергетика, осуществлявшие координацию ремонта оборудования в рамках отраслей. Многие производства полностью или частично прекратили существование, загрузка действующих предприятий резко снизилась. Ремонтные службы предприятий потеряли 40—60 % квалифицированных рабочих. До 70 % ремонтных рабочих сегодня составляют лица пенсионного и предпенсионного возраста. Большая часть электротехнического оборудования (до 60 %) исчерпала свой амортизационный срок, требует замены или восстановительного капитального ремонта.

Если сегодня, в силу неполной загрузки мощностей, предприятия ещё могут компенсировать выбытие из эксплуатации многих единиц оборудования за счет не участвующего в производственном процессе, то при экономическом росте проблема восстановления ресурса активной части основных фондов энергетики встанет с особой остротой.

При всех недостатках и трудностях настоящего времени многие организационные и технологические решения, мучительно пробивавшие себе дорогу в течение десятилетий, в новых условиях, возможно, будут быстро реализованы в силу их очевидной практической и экономической целесообразности.

В рыночных отношениях уже нельзя больше оправдывать проведение сверхнормативных капитальных ремонтов. Повсеместная практика проведения капитальных ремонтов путём полной разборки оборудования также обречена: на смену ей должно прийти восстановление ресурса оборудования на основе массовой замены неисправных узлов и агрегатов. Нынешние свободные промышленные мощности заводов-изготовителей энергооборудования в дальнейшем неизбежно будут загружены производством товарных запасных частей (далее — сменных ремонтных элементов). Мировой опыт свидетельствует, что производство сменных ремонтных элементов весьма выгодно, цена на них всегда на 25—30 % выше, чем в собранном оборудовании. Заводы-изготовители будут заинтересованы в расширенном производстве и реализации своей продукции и, несомненно, пойдут на активнейшее участие в сервисном обслуживании или ремонте всего оборудования, в результате чего агрегатно-узловой метод ремонта, который давно научно обоснован, но практически реализован лишь для 7—10 % оборудования (за рубежом подобный метод ремонта с обязательным участием предприятий-изготовителей называется фирменным), очень скоро станет обыденной практикой и у нас.

В сегодняшних условиях основная тенденция в планировании и организации ремонта характеризуется переносом всей ответственности за техническое состояние оборудования непосредственно на предприятиях при одновременном расширении их прав при решении следующих проблем:

  • применение различных систем технического обслуживания и ремонта;
  • планирования технического ремонта и обслуживания;
  • финансирование ремонта и его материального обеспечения;
  • регулирование численности ремонтного и оперативного персонала.

Существующие положения, нормы и нормативы к ремонту и техническому обслуживанию оборудования имеют скорее рекомендательный, нежели директивный характер. Жесткое регламентирование сохраняется только в части безопасности эксплуатации и ремонта сетей и оборудования. Однако техническое регламентирование основных положений и нормативов будет востребовано, поскольку энергетические службы заинтересованы в получении материала, содержащий полный набор рекомендаций, норм и нормативов для всех основных этапов жизненного цикла электрооборудования ( от его ввода в эксплуатацию до снятия с учёта).

Сейчас в Российской Федерации установлено по 40 млн. единиц электрооборудования отечественного и зарубежного производства (низковольтных и высоковольтных электрических машин переменного тока общепромышленного назначения и взрывозащищённого исполнения, машин и грузоподъемных электромагнитов постоянного тока, трансформаторов), из них 25 млн. единиц - непосредственно в эксплуатации в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и в быту.

Чтобы поддерживать такое количество электрооборудования в эксплуатационно надежном состоянии, чтобы каждый типопредставитель электрооборудования вырабатывал ресурс, спрогнозированный заводом-изготовителем, необходимо выполнять требования правильной производственной эксплуатации, осмотр или проверку, своевременное техническое обслуживание, диагностику, текущий и капитальный ремонты.

В России сейчас более тысячи ремонтных подразделений: одни — в структурах акционерных обществ, другие (самостоятельные юридические лица) — специализированные ремонтные предприятия. Они располагают разной численностью персонала, оснащением, обеспеченностью документацией, специализацией, объемом ремонта, подготовленностью кадров (профессиональными навыками) по применению конкретных операций ремонта и соблюдению режимов технологического процесса при применении и переработке различных электроизоляционных и электротехнических материалов, что, собственно, и влияет на объемы ремонта, эксплуатационную надежность и, как следствие, на ресурс электрооборудования.

Ремонтные предприятия выполняют заказ по восстановлению эксплуатационной надежности хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих различную номенклатуру низковольтного и высоковольтного электрооборудования, так как замена того или иного электрооборудования, вышедшего из строя по разным причинам, на новое, как правило, не всегда целесообразна. Хозяйствующие субъекты - юридические лица (предприятия, комбинаты) с различной организационно-правовой формой, эксплуатирующие электрооборудование (как общепромышленного назначения, так и взрывозащищенного исполнения), осуществляя производственную эксплуатацию и техническое обслуживание электрооборудования, довольно часто решают вопрос: где выполнить текущий или капитальный ремонт электрооборудования так, чтобы он был качественным и, желательно, доступным по цене. Если в структуре, к примеру, акционерного общества есть электроремонтный цех, эти устремления выполнить возможно, так как ремонтное подразделение выполняет собственное предназначение, и все затраты для ремонта электрооборудования перекладываются на стоимостную составляющую основной продукции данного АО. При этом, чтобы качественно выполнить ремонт с соблюдением технологии, ремонтному предприятию (цеху) необходимо иметь профессионально подготовленный персонал, соответствующее специальное технологическое оборудование (СТО), испытательное стандартизированное оборудование, соответствующую техническую документацию и нормативную базу.

При ремонте электрооборудования взрывозащищённого исполнения ( - оборудование) обязательное условие для предприятия (цеха) — иметь разрешение, т.е. право на ремонт такого оборудования (конкретной группы и конкретного вида взрывозащиты), что должно быть подтверждено межведомственной комиссией: согласно требованию РД 16.407—2000 "Электрооборудование взрывозащищённое. Ремонт", комиссия проверяет готовность ремонтного цеха и отражает результаты проверки в акте. На основании акта предоставляется право на ремонт.

Ремонт -оборудования как предмет деятельности не лицензируется, так как не указан в перечне последней редакции закона о лицензировании, но в то же время должен остаться контролируемым надзорными органами РФ, потому что невозможно поддерживать эксплуатационную надежность -оборудования без технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов

В настоящее время и электромашиностроительные заводы России проявляют интерес к выполнению ремонтных работ (очевидно, в силу не загруженности по производству нового электрооборудования), становясь конкурентами ремонтных предприятий по своей номенклатуре электрооборудования. Ремонтные же предприятия, имеющие хорошее оснащение и подготовленные кадры, выполняют ремонт электрооборудования любой номенклатуры:

  • К примеру, среднее электроремонтное предприятие общей численностью 100—200 чел. (основной производственный персонал — 50—70 чел.) выполняет следующий объем ремонта;
  • порядка 300 электродвигателей низковольтных с всыпной обмоткой и жёсткими секциями;
  • от 6 до 10 электродвигателей высоковольтных различной мощности;
  • от 3 до 6 трансформаторов силовых масляных различной мощности;
  • 10—12 машин постоянного тока различной мощности.

Предприятие нарабатывает (реализуя указанные выше номенклатурные объемы отремонтированного электрооборудования) в стоимостном рублевом выражении от 3 до 4 млн. руб. согласно прейскурантным ценам (Прейскурант № 26-05-43 "Оптовые цены на ремонт турбо(гидро)генераторов, электрических машин и трансформаторов предприятий Российской Федерации").

Естественно, есть ремонтные предприятия большей или меньшей численности, с различным уровнем заработной платы (от 3500 до 12500 руб., в зависимости от регионов и уровня жизни в этих регионах), что влияет на уровень стоимости ремонта. Но во всех случаях цена ремонта остается выигрышной по отношению к цене приобретения нового электрооборудования (в случае замены его на новое). Пo статистике стоимость ремонта электрических машин высотой оси вращения до 355 габарита и трансформаторов I и II габаритов по отношению к стоимости приобретения новых составляет 50—60 %. Для крупных электрических машин и печных трансформаторов или мелких электрических машин мощностью менее 0,5 кВт (стартёров, генераторов) цена ремонта составляет 70—85 % от стоимости приобретения новых.

Таким образом, ремонт электрооборудования по-прежнему выгоден для предприятий.

 

  Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике.  
  Источник:  ©  Электрика.
Материал размещен на www.transform.ru09.12.2005 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????