Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

Борьба с гальванической коррозией или технологии присоединения алюминия к меди
 

Борьба с гальванической коррозией или технологии присоединения алюминия к меди

Бонх М., Умарова М.

 

 

Медь и алюминий - два металла, наиболее часто используемые при изготовлении токопроводящих жил в кабельно-проводниковой продукции. Алюминий, в силу небольшой стоимости (порядка трех-четырех раз ниже стоимости меди) получил широкое распространение в производстве силовых кабелей. Однако этот металл обладает рядом особенностей и недостатков, оказывающих существенное влияние на качество и надежность электрического соединения.

По своей электропроводимости алюминий значительно уступает меди, серебру и золоту, поэтому алюминиевая кабельная жила в сравнении с медной обладает более слабой способностью выдерживать длительные токовые нагрузки, что приходится компенсировать увеличением ее сечения. К недостаткам алюминия можно отнести его быструю окисляемость на открытом воздухе, в результате чего на поверхности проводника образуется тугоплавкая (с температурой плавления около 200СГС) окисная пленка, обладающая высоким сопротивлением и плохо проводящая электрический ток.

Помимо этого в энергетике существует проблема подключения кабелей с алюминиевыми жилами к медным шинам электрических шкафов и медных устройств. Это связано с разными электрохимическими потенциалами меди и алюминия, которые, в свою очередь, под воздействием влажной агрессивной внешней среды образуют гальваническую пару. В результате электрокоррозии ухудшается качество контакта, как следствие, происходит нагрев места соединения и потеря электроэнергии. По этой причине контактные соединения AI и Сu необходимо защищать от проникновения влаги специальными пастами или наносить на них дополнительное покрытие (как правило- олово) для избегания прямого контакта двух разнородных металлов.

На практике существуют следующие варианты присоединения алюминиевого наконечника к медной шине:

- Наиболее грамотным и профессиональным является монтаж с использованием биметаллических алюмомедных наконечников, контактная часть лопатки которых изготавливается из электротехнической меди, а хвостовик- из алюминия. Среди всех возможных модификаций алюмомедных наконечников наиболее надежными являются наконечники, изготовленные по технологии сварки трением;

- Применение дополнительной прокладки в виде оцинкованной стальной шайбы уменьшает вероятность образования гальванической пары Al-Cu. Однако,использование стали с ее низкой электропроводимостью негативно сказывается на качестве контакта;

- Абсолютно недопустимым, но, к сожалению, иногда используемым способом является прямое подключение алюминиевого наконечника к медной шине.

Однако помимо вышеупомянутых допустимых и недопустимых способов присоединения алюминиевых наконечников к электрическим аппаратам с медными шинами существует еще один экономный, практичный и профессионально грамотный метод;

Для обеспечения безопасного и долговечного подключения алюминиевых наконечников к медным шинам, во избежание прямого гальванического контакта, а также снижения себестоимости конструкции рекомендовано использование специальных алюмомедных шайб ШАМ в качестве биметаллической прокладки между медной шиной и контактной лопаткой алюминиевого наконечника. Использование данного продукта позволяет:

1. Предотвратить гальваническую коррозию.

2. Полностью ликвидировать потери электроэнергии, возникающие при протекании процесса электротехнической коррозии между алюминием и медью.

3. Избежать перегревания места соединения.

4. Обеспечить быстрый и удобный монтаж за счет несложной конструкции.

5. Охватить несколько типоразмеров как алюминиевых, так и медных наконечникови шин.

6. Найти достойную и экономически выгодную альтернативу алюмомедным наконечникам.

 

 

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Бонх М., Умарова М.Борьба с гальванической коррозией или технологии присоединения алюминия к меди. Энерго Info, №  11,  2010.– С.71.
Материал размещен на www.transform.ru: 7.02.2011 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????