Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

О псевдодиагностике технического состояния оборудования
 

О псевдодиагностике технического состояния оборудования

Львов Ю.Н., Шакарян Ю.Г., Поляков Ф.А., Самородов Ю.Н.

 

 
Показана неправомерность использования метода контроля частичных разрядов (ЧР) внутри электрооборудования с помощью датчиков, установленных на его наружной поверхности

Показана неправомерность использования метода контроля частичных разрядов (ЧР) внутри электрооборудования с помощью датчиков, установленных на его наружной поверхности. Приведены примеры ошибок, возникших в результате таких измерений. Установлено, что выполнение рекомендаций, составленных на основании этих измерений, может привести к повреждению электрического оборудования.

 

Ключевые слова: электрическое оборудование, частичные разряды, техниче­ское состояние.

 

В настоящее время значительное число зарубежных и отечественных фирм занимается внедрением систем контроля технического состояния элек­трического оборудования в работе, а нередко и непосредственным выполнением процедуры контроля. Цель подобных систем, используемых, в частности, для вращающихся электрических машинах и трансформаторов, состоит в выявлении дефектов на ран­ней стадии возникновения и информи­ровании об изменении технического состояния оборудования в процессе эксплуатации.

Такие системы состоят из множества принципиально различных измеритель­ных датчиков: температуры, вибрации, электромагнитных полей, влажности и пр. Как правило, часть датчиков, изме­ряющих основные параметры, устанавливается непосредственно внутри кор­пуса оборудования или вблизи активных элементов, работу которых необхо­димо контролировать. Важнейшая опе­рация при оценке технического состоя­ния турбогенератора — контроль, в частности, теплового и вибрационного состояний обмотки статора, чистоты и влажности водорода, возникновения те­чей в полых проводниках обмоток с во­дяным охлаждением, параметров ка­чества дистиллята, обнаружения виткового замыкания в обмотке ротора и пр.

Наиболее информативный метод контроля силовых трансформаторов — хроматографический контроль диагностических газов в масле. Измерение ЧР — лишь дополнительный метод кон­троля, поэтому только на его основе нельзя сделать обоснованное и досто­верное заключение о наличии и степени опасности дефектов в конкретном узле электротехнического оборудования.

Ряд фирм, такие как Iris Power (Ка­нада), Alstom (Франция), Doble (Швей­цария), Power Diagnostix (Германия) и пр., предлагают комплексы обору­дования и программного обеспечения, позволяющие проводить измерение и анализ ЧР при работе генераторов. На­пример, контрольные датчики устанав­ливаются в пазы сердечника статора или на выводах обмотки во время капи­тальных ремонтов или при изготовлении генераторов.

Одна из главных проблем в измере­нии уровня ЧР — наличие внешних (по отношению к корпусу генератора) электромагнитных помех с характери­стиками, очень похожими на ЧР от са­мых разных источников разряда. К ним относятся: искрение в щётках и пере­ключателях, ЧР в силовых трансформа­торах, искрение коллекторных электрических машин и инструментов, электро­сварка, работающие люминесцентные лампы и пр.

Как отмечают разработчики систем контроля, измеренный уровень ЧР сам по себе не может точно характери­зовать состояние изоляции. Поэтому необходимо проводить либо продол­жительные по времени измерения с оценкой тренда изменения уровня ЧР, либо сравнительный анализ с данными измерений по аналогичному типу ма­шин с одинаковым исполнением изоля­ции. И даже в этом случае такие отла­женные системы диагностического кон­троля обмоток статоров генераторов могут дать непростительные сбои и не всегда предотвращают аварии.

Подобная авария совсем недавно произошла из-за повреждения обмотки статора мощного гидрогенератора, который оборудован импортной системой диагностического контроля ЧР. При­чиной оказалось некачественно выполненное паяное соединение в головке обмотки, в результате чего постепенно возросло переходное сопротивление в нём и, как следствие, место соединения расплавилось из-за недопустимого на­грева, однако система контроля не только не предотвратила аварию, но даже не зафиксировала повреждение.

Следует отметить, что измеритель­ный комплекс фирмы ООО «Диакс» по своему техническому оснащению значительно проще зарубежных и отече­ственных аналогов. Техническое состоя­ние оборудования в работе оценивается на основании показаний нескольких датчиков ЧР, виброакустической эмис­сии и тепловизора. При этом датчики устанавливаются на корпус электри­ческой машины (т. е. на значительном удалении от активных частей) и на до­вольно короткое время, что исключает возможность построения временных трендов. С помощью тепловизора оценивается температура корпуса статора, которая определяется температурами потоков горячего газа, проходящих над спинкой сердечника статора.

Для подтверждения эффективности предложенной методики ООО «Ди­акс», к сожалению, не приводит результатов физических эксперимен­тов, математического моделирования, оценки уровня электромагнитных и виб­рационных помех, а также влияния дру­гих факторов. Кроме того, ООО «Диакс» не выполняет анализ корреля­ции степени развития дефектов и ха­рактеристик измеряемых сигналов. При этом критерием эффективности мето­дики служит довольно неоднозначное, а попросту случайное совпадение изме­ренных сигналов с дефектами, обнару­женными уже при осмотре.

 

 

 

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Львов Ю.Н., Шакарян Ю.Г., Поляков Ф.А., Самородов Ю.Н. О псевдодиагностике технического состояния оборудования. Энергетик, №  4,  2012.– С.5-7.
Материал размещен на www.transform.ru: 17.05.2012 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????