Прочность магнитопровода силового трансформатора, стойкость его обмоток
к токам короткого замыкания обеспечивается специальными элементами
(элементами остова), являющимися неотъемлемой частью его конструкции.
Эти элементы (ЭО) присутствуют с небольшими конструктивными различиями
во всех трансформаторах. Они находятся под воздействием сильных
переменных электрических и магнитных полей и вследствие этого
заземляются с помощью специальных шинок и изолируются друг от друга.
В практике эксплуатации возможны повреждения изоляции ЭО и обрывы шинок.
Возникающие из-за повреждения изоляции короткозамкнутые контура
пронизываются потоками рассеяния или рабочими магнитными потоками [11. В
контурах возникают циркулирующие токи, вызывающие локальные перегревы.
Разземленный ЭО становится источником электрических разрядов. Перегревы
и разряды в масле вызывают появление водорода и углеводородных газов,
которые обнаруживаются при проведении хроматографических анализов (ХАРГ).
Аналогичные газы в масле появляются и при возникновении более опасных
для трансформатора дефектов, вызванных частичными разрядами в глубине
или на поверхности твердой изоляции. При внутреннем обследовании
трансформатора в случае его отключения по результатам ХАРГ в первую
очередь оценивают состояние ЭО. Это связано с тем, что вероятность
повреждения ЭО гораздо выше, чем твердой изоляции. Проверка ЭО
предусматривается также при капитальном ремонте трансформатора [2J.
Целью настоящей статьи является:
анализ наиболее распространенных схем заземления ЭО;
выбор последовательности измерений сопротивления изоляции ЭО,
позволяющей при необходимом объеме измерений минимизировать трудовые
затраты и время нахождения персонала внутри бака трансформатора;
анализ конструкции узла вывода заземления элементов остова наружу бака,
предназначенного для контроля их изоляции без слива масла и внутреннего
осмотра.