Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

 

Новые подходы к техническому обслуживанию и ремонту оборудования атомных электростанций

Янченко Ю.А., Гуринович В.Д., кандидаты техн. наук,. Дементьев В.Н., инж.
ОАО ВНИИАЭС – концерн «Росэнергоатом»


 

 

Рассматриваются новые подходы к техническому обслуживанию (ТО) и ремонту оборудования атомных электростанций, в том числе применение стратегии ремонта по техническому состоянию, внедрение новых форм организации ТО и ремонта, современных систем информационной поддержки управления ремонтом и совершенствование системы подготовки ремонтного персонала.

Сложившаяся к настоящему времени система ТО и ремонта оборудования атомных электростанций России в целом позволяет поддерживать работоспособность оборудования и систем АЭС на требуемом уровне и обеспечивать их безопасную эксплуатацию. В то же время имеются значительные резервы для повышения эффективности эксплуатации атомных электростанций благодаря сокращению продолжительности плановых остановов и снижению затрат на ремонт.

Как и в тепловой энергетике, основными традиционными направлениями повышения эффективности ремонта оборудования на атомных электростанциях являются:

  • сокращение продолжительности капитального и среднего ремонта энергоблоков;
  • увеличение продолжительности межремонтных циклов оборудования;
  • внедрение новых технологий, материалов, высокопроизводительных средств технологического оснащения ремонта и корректировка нормативной базы.

Анализ отечественного и мирового опыта в области организации и совершенствования ремонта оборудования атомных электростанций позволяет определить новые подходы к повышению эффективности ремонтов, в том числе внедрение стратегии ремонта по техническому состоянию оборудования и современной компьютерной системы информационной поддержки ТО и ремонта, а также совершенствование системы подготовки ремонтного персонала для АЭС.

Освоение методологии ремонта по техническому состоянию оборудования

В настоящее время базовым подходом к ремонту оборудования АЭС России является применение системы регламентного ТО и ремонта, предполагающей выполнение его по истечении определенных календарных сроков или достижении назначенной наработки. При этом планируются объемы работ независимо от технического состояния оборудования. Такой подход характеризуется, с одной стороны, явной избыточностью объемов работ, так как некоторое оборудование по своему техническому состоянию не нуждается в ремонте, а с другой стороны – возможностью возникновения отказов оборудования в межремонтный период вследствие отсутствия оперативной и достоверной информации о его техническом состоянии на данный момент времени.

В соответствии с нормами и правилами для оборудования АЭС по его влиянию на безопасность установлены 4 класса безопасности. К первому классу относится оборудование, в наибольшей степени влияющее на безопасность АЭС.

Исходя из приоритета безопасности АЭС стратегия регламентированного ремонта должна применяться для гарантированного поддержания исправности и работоспособности оборудования первого и второго классов безопасности. Такая позиция обусловлена существующим уровнем развития систем контроля целостности металла оборудования, некоторыми неопределенностями механизмов зарождения и скоростей развития дефектов в металле.

Стратегия ремонта по техническому состоянию с применением средств технического диагностирования в основном должна распространяться на оборудование третьего и четвертого классов безопасности.

Стратегия ремонта оборудования по техническому состоянию предполагает периодический в заданном объеме контроль состояния и ремонт оборудования при достижении диагностируемыми параметрами «тревожных» значений. Из состава параметров, характеризующих техническое состояние оборудования, выделяют так называемые определяющие параметры, которые необходимо диагностировать и для которых должны быть установлены предельные значения. Знание предельного и текущего значений определяющего параметра, а также механизма развития повреждения до состояния дефекта, а дефекта — до отказа позволяет корректно установить время вывода оборудования в ремонт.

Указанное диагностирование позволяет управлять техническим состоянием конкретного оборудования. Например, оценка технического состояния арматуры может осуществляться контролем электрических характеристик привода, тензометрированием силы, воздействующей на шток, акустическим контролем протечек; вращающегося оборудования (насосов, электродвигателей, вентиляторов) — виброизмерениями, контролем температурных полей (тепловидение); турбин - виброизмерениями, диагностированием системы автоматического регулирования и защиты, эндоскопированием, анализом масла; статоров турбогенераторов и электродвигателей — контролем состояния изоляции; оборудования высокого напряжения (изоляторов, контактов) — визуализацией излучения разрядов.

Важнейшими средствами, позволяющими прогнозировать техническое состояние эрозионно-коррозионно изнашиваемых участков трубопроводов, и, следовательно, сроки их ремонта, являются соответствующие программные продукты, в частности программа ЭКИ-02, разработанная ЭНИЦ ВНИИАЭС и ОАО ВНИИАЭС [1].

Одним из примеров реализации стратегии ремонта оборудования является внедрение средств технического диагностирования системы автоматического регулирования и защиты (САРЗ) турбин, разработанных ОАО ВНИИАЭС.

Надежная эксплуатация турбины зависит от способности САРЗ управлять статическими и динамическими характеристиками регулирования, которые определяют ее техническое состояние как при нормальной эксплуатации, так и при экстремальных условиях (например, сброс электрической нагрузки при отключении генератора от сети). Принятая в настоящее время система оценки технического состояния САРЗ основана на получении статических характеристик персоналом при испытании в заданных режимах работы турбины, а динамических характеристик — с помощью шлейфовых осциллографов или электросекундомеров.

Главный недостаток данной системы — высокая трудоемкость при недостаточной точности диагностирования. Радикальным средством повышения надежности турбин являются методы технического диагностирования САРЗ, основанные на использовании переносных и встраиваемых (стационарных) компьютерных систем диагностики. Применение таких систем обеспечивает ремонт оборудования по техническому состоянию.

Переносные системы аналогового и цифрового типов разработаны и изготовлены в ОАО ВНИИАЭС с участием ООО «ПО Союзэнергосервис-М». Данные системы находятся в эксплуатации с 1996 г. на ТЭЦ-25, ТЭЦ-11, ТЭЦ-16 и ЦРМЗ ОАО «Мосэнерго», в «Самараэнерго», «Татэнерго», ПРП «Нижнекамск» и др. Стационарные системы непрерывного технического диагностирования с 1998 г. используются на ТЭЦ-25 (на двух турбинах Т-250/300-240 ТМЗ, ПТ-60-130/13), ГРЭС-24 (турбина К-300-240) ОАО «Мосэнерго». В настоящее время осуществляется подготовка к внедрению аналогичных, но более совершенных диагностических систем на Нововоронежской и других АЭС.

Перспективным малозатратным и достаточно экономичным направлением оптимизации ремонта в отношении сокращения работ, выполнение которых не определяется реальной необходимостью, является подход, базирующийся на обоснованном выборе оборудования, эксплуатировать которое можно до наступления отказа. Такого рода подход может быть реализован применительно к оборудованию четвертого и частично третьего классов безопасности, группируемому по следующим признакам: не влияет на безопасность и не используется для управления аварией; отказ оборудования не отражается на выработке электроэнергии, оборудование имеет резервирование или возможность быть отремонтированным либо замененным при работе энергоблока на мощности; отказ оборудования не может привести к выходу из строя элементов, используемых для управления аварией, или к недовыработке электроэнергии.

Основными резервами для оптимизации ремонта оборудования первого и второго классов безопасности, а также оборудования третьего класса систем, важных для безопасности, являются:

  • обоснование и внедрение в практику оптимальных сроков (периодичности) технического освидетельствования и эксплуатационного контроля за состоянием металла и сварных соединений, например увеличение сроков технического освидетельствования с 4 до 10 лет;
  • оптимизация сроков проверок защитных и предохранительных устройств;
  • совершенствование планирования ремонтов;
  • эффективное использование рабочего времени путем сокращения времени на допуск персонала в зону контролируемого режима;
  • учет при планировании ремонтов данных, полученных системами оперативного диагностирования и штатной системой технологического контроля;
  • применение прогрессивных средств технологического оснащения ремонта (гайковертов для главного разъема корпуса реактора, главных циркуляционных насосов, коллекторов парогенераторов и др.).

Информационная система поддержки управления ремонтом

Мировой опыт показывает, что компьютеризированные системы информационной поддержки управления ТО и ремонтом оборудования являются одним из наиболее эффективных средств повышения коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) и сокращения всех видов затрат на обеспечение работоспособности оборудования в течение жизненного цикла АЭС, естественно, при безусловном выполнении требований к их безопасности. В настоящее время ни одна крупная зарубежная энергетическая компания не может эффективно функционировать на рынке электроэнергии без информации, получаемой с помощью указанных систем, интегрированных в корпоративные информационные системы (КИС). Так, компания Kinetic Strategic Solution [2] считает, что положительный эффект от внедрения информационной системы поддержки управления ТО и ремонтом оборудования состоит в следующем:

  • повышении эксплуатационной готовности оборудования (позволяет сократить потери из-за простоев);
  • увеличении производительности труда ремонтного персонала (позволяет рационально перераспределить персонал по ремонтным бригадам);
  • уменьшении сверхурочных работ посредством правильного планирования и прогнозирования хода работ;
  • сокращении: объемов неплановых работ; используемых материальных ресурсов; сверхнормативных запасов (за счет рационализации планирования потребности в ресурсах и контроля за их расходованием);
  • уменьшении случаев нехватки запасов;
  • сокращении срочных закупок.

Внедрение аналогичных информационных систем позволяет на 10... 15 % повысить КИУМ энергоблока, на 20 % и более снизить затраты материальных и финансовых ресурсов на ремонт.

Руководство концерна «Росэнергоатом» в 2002 г. приняло решение о создании системы информационной поддержки управления ТО и ремонтом (ИСУ ТОиР) АЭС на базе хорошо известных отработанных программных продуктов. Функции генерального конструктора и генподрядчика по созданию ИСУ ТОиР возложены на ОАО ВНИИАЭС. Основной целью создания ИСУ ТОиР является информационная поддержка руководителей и ведущих специалистов по ремонту на уровне департаментов и дирекций атомных электростанций концерна «Росэнергоатом» при планировании, подготовке и проведении ТО и ремонта систем и оборудования АЭС.

В качестве базовых программных средств ИСУ ТОиР приняты:

  • программное обеспечение ERP-системы SAP R/3 (управления предприятием) как программно-методического инструментария для формирования модулей ИСУ ТОиР на уровне АЭС, интеграции их в информационные подсистемы КИС на верхнем уровне концерна «Росэнергоатом»;
  • программное обеспечение системы управления проектом Primavera Enterprise Suite— P3е/с, предназначенной для управления ремонтной кампанией концерна как проектом, включая решение задач календарно-сетевого планирования ремонта и оперативного управления им, анализа хода ремонта на АЭС.

Полномасштабное функционирование ИСУ ТОиР обеспечит информационную прозрачность деятельности по ТО и ремонту и дальнейшее ее совершенствование на основе развивающихся информационных систем.

Пилотными атомными электростанциями для внедрения первой очереди данной информационной системы приняты Ленинградская (с реакторными установками РБМК-1000), Калининская и Волгодонская атомные электростанции (с реакторными установками ВВЭР-1000).

В рамках первой очереди ИСУ ТОиР на пилотных АЭС в практику ТО и ремонта будут внедрены отдельные элементы информационной системы, позволяющие вести регистр систем и оборудования, учитывать средства технологического оснащения ремонта; формировать ведомости объемов работ, реестр подрядных организаций и привлекаемого персонала; вести журнал учета неисправностей оборудования, осуществлять календарно-сетевое планирование работ на остановленном энергоблоке.

Внедрение второй очереди ИСУ ТОиР позволит ввести нарядно-допускную систему, журнал учета работ по нарядам и распоряжениям, разрабатывать годовой план-график ТО и ремонта оборудования и др. Кроме того, будет обеспечена возможность формирования базы данных по нормам расхода запасных частей и материалов с автоматизированным расчетом потребности в ресурсах на конкретный плановый ремонт.

Поскольку ТО и ремонт тесно интегрированы с другими сферами деятельности концерна «Росэнергоатом» (управление финансовыми и материальными ресурсами, развитием и др.), внедрение ИСУ ТОиР будет способствовать созданию единого информационного пространства по всем ремонтным задачам как органической части эксплуатации атомных электростанций.

В настоящее время в рамках работ по внедрению первой очереди ИСУ ТОиР в центре научно-технической поддержки ТО и ремонта в ОАО ВНИИАЭС создан стенд, организован учебный класс, развернуты модуль PM SAP R/3 и система P3е/с.

На пилотные АЭС поставлены серверы с инсталлированной системой SAP R/3, все АЭС оснащены программными средствами P3е/с.

Определена инфраструктура внедрения первой очереди ИСУ ТОиР, для чего сформированы команды разработчиков в концерне, в ОАО ВНИИАЭС и на пилотных АЭС, обучено более 50 специалистов атомных электростанций в учебном классе по курсам P3е/с, администрирования SAP R/3, настройки данных систем и работе пользователей, созданы типовые графики ремонта энергоблоков ВВЭР-440, ВВЭР-1000 и РБМК-1000 в программной среде P3е/с.

С января 2004 г. начата опытная эксплуатация первой очереди ИСУ ТОиР на пилотных АЭС. В течение 2004-2008 гг. данная система будет в полном объеме развернута на других АЭС, решены вопросы интеграции с имеющимися базами данных и информационными системами. С конца 2003 г. календарно- сетевые графики ремонта атомных электростанций разрабатываются с использованием P3е/с, а с 2004 г. концерн «Росэнергоатом» постепенно начал реализовывать модель управления ремонтной кампанией на АЭС как множеством проектов.

Развитие рынка услуг по техническому обслуживанию и ремонту

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой организации и выполнения ремонта оборудования АЭС в отношении затрат и обеспечения качества работ является привлечение специализированных подрядных организаций. Это предполагает формирование цивилизованного рынка услуг по ремонту оборудования, включая непосредственное выполнение работ, своевременную поставку качественных материалов, запасных частей и оборудования, научно-техническую поддержку (разработку нормативной и технологической документации, проведение специальных исследований, информационное обеспечение ремонтной кампании и т.д.). Пример зарубежных АЭС показывает, что в штате атомной электростанции целесообразно иметь минимально необходимое количество собственного ремонтного персонала для обеспечения надежной и бесперебойной работы оборудования и поддержания заданного технологического процесса выработки электрической и тепловой энергии. Соотношение численности штатного (собственного) и привлеченного ремонтного персонала на отечественных АЭС в среднем находится на уровне 70 к 30 %, что затрудняет оптимизацию процессов ТО и ремонта. В связи с этим в концерне «Росэнергоатом» реализуется программа передачи подрядным организациям ряда работ, ранее выполнявшихся собственными силами (ремонт общестанционных систем, паротурбинной установки, ремонтно-строительные работы на зданиях и сооружениях, дезактивация оборудования, уборка рабочих мест и другие работы, мало влияющие на безопасность эксплуатации АЭС).

В настоящее время на рынке услуг по ремонту оборудования наряду с имеющими солидную деловую репутацию организациями (Атомэнергоремонт, Курсктурбоатомэнергоремонт и Севатомэнергоремонт), присутствует примерно 160 малых предприятий различных форм собственности, которые не всегда в состоянии обеспечить требуемое качество работ и не способны нести финансовую ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязательств. В связи с этим в концерне «Росэнергоатом» с первого октября 2003 г. введена система аккредитации организаций — исполнителей работ по ремонту оборудования АЭС.

Критериями оценки организаций-претендентов являются: наличие лицензий надзорных органов; опыт работы по ТО и ремонту оборудования на АЭС; производственно-технические возможности (численность персонала, наличие конструкторско-технологической службы и др.); обеспечение качества работ, финансовые показатели (уровень накладных расходов и др.).

При положительном решении экспертного совета концерна «Росэнергоатом» подрядной организации-претенденту на выполнение ремонтных работ выдается свидетельство об аккредитации установленного образца с занесением в соответствующий реестр. Информация об аккредитации организаций направляется на атомные электростанции концерна.

Действие аккредитации может быть прекращено или приостановлено при некачественном исполнении ремонтных работ, расторжении договора подряда из-за невыполнения договорных обязательств, наступления форс-мажорных обстоятельств и в других случаях.

Для выполнения работ по контролю за состоянием металла оборудования (корпуса реактора, верхнего блока, коллекторов и теплообменных трубок парогенераторов и др.) и замене технологических каналов энергоблоков РБМК-1000 предполагается создание специализированных организаций. Это позволит повысить качество работ и уменьшить дозовые нагрузки на ремонтный персонал.

Для проведения сложных ремонтных работ или модернизации, например, при замене парогенераторов, теплообменных аппаратов, крупных насосов, трубопроводов и других элементов, представляется целесообразным привлекать заводы-изготовители основного оборудования, а также предприятий по изготовлению специальной и специализированной оснастки для ремонта и термообработки оборудования АЭС.

Список литературы

[1].Программное средство «Программа ЭКИ-02». Регистрационный номер 165 паспорта аттестации ПС. 19.09.2003.

[2].Научно-практический семинар «Современная организация и новые технологии проведения ремонтов оборудования электростанций». М.: 8-11 декабря 2003. Тезисы докладов компании Kinetic Strategic Solution(www.kss-indus.ru)

 
  Полное содержание материала Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Теплоэнергетика. - 2005, № 12. - С. 10-14.
Материал размещен на www.transform.ru21.03.2006 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????