Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

РЕМОНТ - ДЕЛО ТОНКОЕ И ОТВЕТСТВЕННОЕ
 

РЕМОНТ - ДЕЛО ТОНКОЕ И ОТВЕТСТВЕННОЕ

Ростик Г.В.

 

 

Качественное техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования (ТО и Р) в значительной степени определяют его безопасность. Этот вид деятельности многогранен и определяется такими составляющими, как проектирование и изготовление, монтаж, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, научно-техническая поддержка, организация обучения персонала, трудовые ресурсы.

В статье раскрываются особенности ТО и Р, анализ рынка услуг по ремонту электрических машин с учётом современного состояния энергетики, даются предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: турбогенератор; техническое обслуживание; ремонт; ремонтная документация; модернизация; продление срока службы

Трудно оспаривать тот факт, что электроэнергетика является основной отраслью, обеспечивающей промышленность, транспорт, быт. Перебои в энергообеспечении граничат в ряде случаев с покушением на безопасность страны.

Автор более 50 лет работал в ремонтной под отрасли электроэнергетики, в её более узком направлении -техническом обслуживании и ремонте электротехнического оборудования, в т.ч. вращающихся электрических машин. Энергоремонт этого вида оборудования и является предметом нижеизложенных рассуждений.

Техническое состояние электрических машин, в первую очередь, генерирующего оборудования определяется несколькими составляющими:

• проектирование и изготовление,

• монтаж,

• эксплуатация,

• техническое обслуживание и ремонт,

• научно-техническая поддержка,

• организация обучения персонала,

• трудовые ресурсы.

Вся система обеспечения безотказной работы оборудования будет функционировать только при чёткой и согласованной деятельности всех участников. Попробуем разобраться поэлементно.

Проектирование и изготовление

От исходной конструкции и качества энергетического оборудования зависят не только их влияние на экономичность и надёжность эксплуатации, но и на структуру ремонтного цикла, на контролепригодность, в конечном итоге, на затраты и эффективность технического обслуживания и ремонта. В бытность Министерства энергетики СССР и на начальном этапе существования РАО «ЕЭС России» технические требования на новые электрические машины задавались изготовителям отраслью. В подготовке заданий принимали участие Главное техническое управление и его помощники: ВНИИЭ, ОР-ГРЭС, ЦКБ Энергоремонт. Более того, в согласование технических условий на новое оборудование привлекались ремонтные предприятия НПО Главэнергоремонт. Даже существовал такой документ Минэнерго, как «Требования к вновь проектируемым и модернизируемым генераторам». Сегодня же достаточно согласования новой разработки изготовителя с заказчиком - генерирующей компанией. Большое сомнение вызывает рост квалификации сегодняшних заказчиков до уровня ранее использованной системы. Но зато у заказчиков появилась возможность приобретения оборудования у иностранных фирм: Альстом, Ансальдо, Мицубиши и др. И, наконец, оказывается, что «... у нас есть секретный резерв главного командования на совсем тяжелый случай. Он называется китайский энергомаш» (из ответов на вопросы после выступления Председателя Правления РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайса «Новая инвестиционная программа Холдинга РАО «ЕЭС России» 13.02.07).

Причиной обращения к иностранным поставщикам является высокая цена отечественных электрических машин при недостаточном их качестве. Тем не менее, выход найден, путь приобретения иностранного оборудования есть и можно ожидать его расширения. В тенденции привлечения иностранного оборудования для оснащения российских электростанций нельзя не согласиться с мнением академика А.Е. Шейдлина, опубликованном в труде «Электроэнергетика России 2030. Целевое видение» (под общей редакцией Б.Ф. Вайнзихера, Москва, 2008 г.). «Абсолютно неприемлем явно прослеживающийся тезис приоритета закупок технологически сложного современного электрогенерирующего и сетевого оборудования над развитием собственного производства такового (включая разработку). Ожидание реакции на сигналы рынка только зафиксирует окончательную смерть отечественного энергомашиностроения и вымирание кадрового потенциала отрасли».

Монтаж

Качество монтажа снижается. Основная причина практически в том же, что и в далее излагаемых проблемах ремонта: организация, люди, цены. Нет монтажа, монтажники занялись ремонтом, но, оказывается, что это не одно и то же.

Эксплуатация

Эта составляющая при всех имеющихся трудностях наиболее стабильна, что определяется, прежде всего, условиями работы, заработной платой и имеющейся документацией. Именно этот сегмент обсуждаемой системы наиболее оснащён нормативными документами, разработанными в бытность старой энергетики и поддерживаемой остатками отраслевых организаций. Эксплуатация более на виду, поскольку непосредственно связана с выработкой энергии, а это деньги не уходящие, а приходящие. Значит ей и внимание. Но и здесь не всё благополучно. Катастрофически падает квалификация, (вернее всего, не падает, а не приобретается, поскольку у новых работников её просто нет), особенно у той части персонала, которая связана с планированием, организацией и контролем ремонта. Причин много, основные заключаются в том, что преемственность знаний не положена на бумагу, в том, что раздробление энергетики на куски снизило возможность обмена опытом, широко осуществляемого ранее путём ежегодных семинаров специалистов, обязательного обучения персонала в сети повышения квалификации.

Сказывается ограничение финансирования, которое в своей основе рассчитано на высокую надёжность оборудования. А ведь у оборудования есть даже узаконенный термин - стареющее. Как и люди. Тем и другим лечиться надо. А лечение нынче не бесплатное.

Ну, а если ошибки планирования приведут к отказу оборудования? Здесь есть несколько возможностей уйти от прямой ответственности. Главный довод - оборудование старое, хотя очень часто оборудование претерпело модернизацию и его состояние не соответствует календарной наработке, упоминаемой в доказательство старения. И, конечно, генерирующая компания не дала денег, поскольку их не хватает не только на сверхтиповые работы (а это надёжность!), но и на плановые регламентированные - типовые. А уж тот, кто эти деньги планирует, успешно может свалить проблему на акционера, на кризис и ещё дальше. Ещё когда о кризисе не говорили, я пришел к выводу, что это здорово, когда нет денег. Работы меньше. Но когда говорят об экономии, очень хочется рядом увидеть две цифры: сколько сэкономили в плановом порядке, сколько затратили на устранение отказов, сколько потеряли при работе на менее экономичном оборудовании. А если деньги взяли от других объектов, то, что же будет дальше? На неплановые ремонты для устранения отказов с учётом упущенной выгоды уходят сотни миллионов. А если бы эти миллионы да в плановом порядке использовать?

Техническое обслуживание и ремонт

Борьба в энергетике с непрофильными структурами обеднила электростанции. Выбросила из своего состава специализированные подразделения, которые рассосались и перестали обслуживать своих бывших владельцев. Но ведь нашлись разумные руководители, которые не позволили этого сделать. И оказались в выигрыше. Выкидывая ремонтные предприятия из структуры генерирующих компаний, как непрофильное направление деятельности, отправив их «на вольные хлеба», почему-то считали, что создастся рынок услуг, начнётся конкуренция, улучшится качество ремонта, да и цены снизятся. Кто так считал? Всё должно было получиться наоборот. И получилось. Нет ожидаемого рынка услуг по следующим причинам.

Ремонт оборудования - невероятно особенный и специфически квалифицированный вид деятельности. И основывается он на документах, обеспечивающих требования и порядок действий. Есть таковые в рассматриваемом нами направлении? Кое-что есть. Смотрим на дату выпуска. С 1974 г. существуют отраслевые технологии, которые до настоящего времени носят статус «временные указания». Остальные далеко не ушли. В конце 80-х практически все разработки закончились. А разрабатывали их ведущие ремонтные предприятия НПО Главэнергоремонт Минэнерго: Мосэнергоремонт, Ленэнергоремонт, Каунасэнергоремонт, Харьковэнергоремонт и др. А ЦКБ Энергоремонт и ОРГРЭС их корректировали, редактировали и выпускали. Эти труды сегодня - библиографическая редкость, и новые предприятия о них и не слышали. Проблемы специализированного ремонта, в т.ч. направления эффективной модернизации, систематически (ежегодно) рассматривались на рабочих группах технических советов Главэнергоремонта, Союзэнергоремтреста. Там же составлялись планы разработки предприятиями нормативной и ремонтной документации. Эти планы неукоснительно выполнялись, ведь в ответственных за выполнение ходили главные инженеры предприятий, начальники цехов. Знания персонала поддерживались систематической информацией об авариях и отказах на объектах энергетики с подробным описанием и анализом. А на предприятиях Главэнергоремонта ошибки одного предприятия немедленно через главных специалистов ремонтных трестов становились известными всем. Таким образом, имелась возможность всем знать всё. Сейчас эта возможность потеряна: обмен опытом и информацией происходит только через личные связи, которые постепенно уходят вместе с ветеранами.

Может быть, есть другой выход - привлечь изготовителей к разработке ремонтной документации и к фирменному ремонту. По турбогенераторам «Электросилы» мне известно три случая, из которых только в одном ремонтная документация вошла в поставку генератора. В начале 2000 года со стороны РАО «ЕЭС России» была попытка привлечь заводы к фирменному ремонту. Приказом А.Б.Чубайса для пилотного внедрения наметили Каширскую, Сургутскую и Пермскую ГРЭС. А где внедрение? Нет, и в ближайшие годы не ожидается. Нет у заводов интереса к ремонту и продлению срока службы машин, особенно малой и средней мощности, 30 - 60 МВт, хотя их и много и они во многих регионах определяют надёжность, в первую очередь, теплоснабжения. К тому же время потеряно. И многолетний опыт распределения деятельности заводов и энергетики в организации и выполнении ремонтов преодолеть не просто. Особенно серьёзно положение машин, произведенных не в России. То, что можно было осуществить 30 лет тому назад, сегодня не реально. Сейчас можно по очень высоким ценам получить на ремонт консультантов, можно надеяться на отдельные работы по модернизации генераторов свыше 300 МВт, но не более.

У заводов-изготовителей специфический и вполне объяснимый интерес к замене оборудования даже в тех случаях, когда есть иные, более дешевые альтернативные решения. А это означает для электростанций - необоснованные затраты.

Сегодня стоимость ремонта оценивается по «Базовым ценам», разработанным много лет тому назад. Практически это не договорные цены, это прейскуранты со снижающими коэффициентами, не учитывающие, в первую очередь, экономические изменения в экономике страны. Оказывается, у ремонтников, основной труд которых на электростанциях не механизирован, растёт производительность труда. Не говоря о том, что накладные расходы, заложенные в «Базовые цены», не в состоянии обеспечить приобретение современных средств технологического оснащения, средств контроля, заводской конструкторской документации, введение новых производственных мощностей.

Введение прозрачности закупок ремонтных потребностей в виде конкурсов - фикция при отсутствии существующего рынка услуг. Этот вид деятельности генерирующих компаний ударил и по ремонтным предприятиям, и по электростанциям. Здесь можно выделить следующие моменты:

• ценовое соревнование выводит в качестве победителей предприятия-однодневки; определяющим является более низкая цена и дополнительные договорённости, о которых все знают, но говорить нельзя;

• электростанции потеряли постоянных исполнителей ремонта, а ремонтные предприятия перестали отслеживать историю эксплуатационных изменений оборудования и каждый раз начинают ремонтное обслуживание заново, изучая стиль и квалификацию предшественников,

• неопределённость в победе на конкурсах не стимулирует развитие ремонтных предприятий, поскольку надо быть очень неумным и расточительным, чтобы деньги вкладывать в неизвестность;

• в ряде случаев условия конкурсов столь не профессиональны и подготавливаются столь безграмотными специалистами, что можно только удивляться;

• искусственное занижение объемов плановых работ с уверенностью увеличения запланированных работ при выполнении ремонта – ещё один удар по ремонтникам; дополнительные объёмы появляются, но уже не обеспеченные ресурсами, включая трудовые, материальные и финансовые.

Активное участие владельца оборудования в планировании и контроле предусмотрено «Правилами организации технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений электростанций и сетей» (СО 34.04.181 -2003). Но этот документ со всеми его изменениями стареет быстрее, чем хотелось бы и сегодня используется с преимуществом в пользу владельца в части распределения обязанностей, условий договоров. Владелец энергообъекта теперь далеко от него и мелочи его не интересуют. В результате такого отношения в условия конкурса попадают такие требования, что без комментариев не понять, какая задача ставится, не понять, почему не включены работы по дополнительной, не входящей в объём регламентированного ремонта оценке оборудования, предусмотренной нормативными документами. Ремонт выставляется на конкурсе, а от исполнителя ремонта требуют то, что он умеет и не умеет, а точнее, еще не научился уметь.

А условия оплаты? А фактическая оплата? Неужели ремонтников кто-то считает богачами? Задержки оплаты на полтора - два месяца, расчёт векселями - это не что иное, как кредитование энергетики ремонтными предприятиями. Нонсенс.

Выход есть? Есть. Конкурсы надо проводить двухэтапными: сначала техника, знание ремонтным предприятием оборудования, его квалификационный уровень, затем цена. Более того, в техническое задание конкурса должны включаться работы перспективного плана - на 3-5 лет с правом отказаться от исполнителя ремонта при определённых условиях, закреплённых в договоре. И платить надо регулярно, если нет претензий.

Может быть, фирменный ремонт изготовителя оборудования способен решить проблему? Но не идут заводы, за малым исключением, навстречу заказчикам по выполнению типовых ремонтов, по продлению срока службы генераторов. У заводов специфический интерес в замене оборудования даже в тех случаях, когда есть иные альтернативные решения. Не говоря о цене.

Так, может быть, не надо тратить деньги на ремонт, а менять оборудование? Сколько можно эксплуатировать старое? Уже более 60% оборудования эксплуатируется за пределами установленных сроков. Но здесь нужно остановиться. Срок службы исчисляется по календарным срокам с момента установки оборудования. А если заменены или модернизированы базовые составные части (роторы, статоры, обмотки)? И это произошло 10 лет тому назад, то почему считается, что оборудованию 40 лет?

Почему надо менять, если есть эффективные решения по модернизации, оправданные экономически, многократно и успешно апробированные? Потому что в дорогих инвестициях кто-то заинтересован? Модернизация выгодна и технически, и экономически. Но нужны расчеты экономической эффективности. И методы расчётные есть, методы, которые вместе с данными об отказах и связанных с ними ущербах должны использоваться генерирующими компаниями для экономического обоснования модернизаций. Хорошо бы иметь независимые экспертные комиссии, которые могли бы сделать экспертизу планируемых решений, обоснованности инвестиций. В этой проблеме имеется смысл проявить осторожность и разумность.

Новое оборудование тоже надо ремонтировать. А конструктивно новое оборудование ещё будет иметь отказы в первый приработочный период, что подтверждается как отечественным, так и мировым опытом. А объёмы работ приработочного периода необходимо выполнять в соответствии с назначенными изготовителями.

В бытность Министерства энергетики СССР энергоремонту уделялось большое внимание. По сути этот вид деятельности был под отраслью электроэнергетики. И было бы правильным с учётом сложившихся новых условий создавать нечто подобное. А вот в упомянутом выше выступлении А.Б. Чубайса «О Новой инвестиционной программе Холдинга РАО «ЕЭС России» нет терминов «ремонт», «техническое обслуживание», «модернизация», «продление срока службы». Очень поверхностно определены задачи продления срока службы в концепции технической политики РАО «ЕЭС России», т.е. в электроэнергетике.

Научно-техническая поддержка

Повторимся, если скажем, что для грамотного и оптимального по стоимостным показателям ремонта нужна хорошая организационная и техническая подготовка. В электроэнергетической отрасли для постановки задачи и оказания содействия в её реализации работали достаточно серьёзные организации. До определённого времени на ремонтников работал ЦКБ Энергоремонт. Руководства по ремонту, технологические процессы, технические условия на капитальный ремонт, не говоря о проектах модернизации, - весь этот тяжёлый пласт подготовительных работ поднимался вместе с ремонтными предприятиями, их квалифицированными конструкторско-технологическими подразделениями.

Министерством энергетики была поставлена задача оптимизации системы технического обслуживания и ремонта путём внедрения системы ремонта с учётом состояния оборудования. Ну и где она? У фирм «Westinghouse», «Siemens», «General Electric», «Toshiba», «Alstom», но не у нас. Нет концепции, нет постановки задачи производителям на то, чтобы хоть новое оборудование отвечало этим принципам. И всё это не удивительно, если посмотреть на кадровый состав бывших отраслевых организаций. Специалистов стало, мягко говоря, мало, и возраст их желает лучшего.

За последние годы не создано ни одного эффективного метода контроля генераторов. В этой области мы начали отставать от иностранных фирм.

Причины возникновения такой ситуации изложены в предлагаемой таблице.

Организационные проблемы контроля технического состояния

Проводить квалифицированные целевые обследования турбогенераторов для оценки их технического состояния некому. По контролю отдельных составных частей турбогенераторов можно найти исполнителей, а комплексные обследования в силу своей оснащенности и опыта может выполнить специализированное подразделение «Силовых машин», но заказчики шарахаются от их цен. Да и работы эти не планируются владельцами оборудования. Сейчас после выхода в 2008 году «Методических указаний по оценке технического оборудования, отслужившего срок службы», может быть, что-то сдвинется с места. В обследованиях тепломеханического оборудования положение лучше, так как там висит молот «Ростехнадзора» с требованиями контроля металла.

Организация обучения персонала

Обучение ремонтного персонала специализированных предприятий и электростанций в должной мере не проводится. Нет учителей, нет необходимой документации, нет программ обучения. Остаётся самообразование, с которым далеко не каждый может справиться. А институты повышения квалификации ИТР в Москве (ВИПКЭнерго), в Санкт-Петербурге (ПЭИПК) имеют наполнение групп в 1 - 3 (пять - уже редко). Так сколько человек обучается в год? И к качеству обучения тоже можно предъявить претензии. Попытки ВИПК Энерго организовать «электронное обучение» к успеху не привели.

В последние три года по ремонту турбогенераторов вышло несколько очень нужных книг, авторами которых являются ветераны энергетики Ю.Н. Самородов, О.С. Голоднова, С.Е. Пузаков, Г.В. Ростик и др. Книги не расходятся. И не потому, что специалистов не удовлетворяет их качество, а потому, что нет денег, потому что их распространяют издательства, а не книжные магазины. Периодическую литературу не выписывают, не читают. Её просматривают лишь немногие энтузиасты, те, кто как раз и пишет.

Программные задачи электроэнергетики поставлены в труде «Электроэнергетика России 2030. Целевое видение», под общей редакцией Б.Ф. Вайнзихера. Подробно и глубоко рассмотрены ожидаемые проблемы, в т.ч. структурные. Обозначены направления развития и обеспечения развития отрасли.

В большой 352-страничной работе совсем конспективно обозначены отдельные элементы проблем, о которых идет речь в представленном анализе. Так, по строительно-монтажному комплексу предлагается «формирование конкурентоспособного на мировом рынке кластера... услуг за счёт:

 

• формирования института генподрядных организаций с созданием в России нескольких крупных компаний общенационального масштаба;

• целевого формирования системы отраслевого образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированных кадров;

• закрытия доступа на рынок компаниям, поставляющим неэффективное и ненадёжное оборудование, а также некачественные услуги по завышенным ценам».

Скромно поставлена задача продления срока службы энергетического оборудования с учётом больших потребностей в капитальных вложениях в новые электростанции и дефицитом инвестиций. Отмечено, что «агрегаты АЭС не снимаются с эксплуатации, осуществляется масштабная программа их модернизации …, срок службы агрегатов АЭС продлевается до 45 лет». «На АЭС продолжаются работы по продлению сроков эксплуатации до 25 лет после достижения ими срока эксплуатации в 30 лет».

«Исследования (оборудования ТЭС) показали возможность увеличения до 20 - 25% срока службы оборудования по отношению к проектному». А проблема ремонтного обслуживания? Eе оказывается, нет. Вероятно, расчёт на то, что само получится. Не получится само. Вероятнее всего, необходим подход, близкий к постановке задачи по строительно-монтажному комплексу. Ремонт просто обязан получить поддержку и встать под контроль отрасли. И совсем не имеет значения, идёт ли речь о стареющем оборудовании или о вновь устанавливаемом.

Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы - одна из самых сложных проблем энергетики. Ушли специалисты из ремонта. Ушли, когда предприятия уничтожались сверху- работы не было. Со снижением выработки электроэнергии появился резерв мощности. Ремонты сократились. Видимость ремонта создали фирмы-однодневки с черезколенной технологией. Зато заказчики были удовлетворены ценами.

Уходят и сегодня, поскольку тяжелый ремонтный труд, да и на стороне заработать легче. И вот уже Ленинград-Петербург, известный ранее как центр энергетики, становится центром автомобилестроения и пошла молодёжь на конвейер, где зарплата выше и думать можно меньше. Аналогичная ситуация в регионах.

Кто же остался? Те, кому за 60 и немного молодых, которые ещё в жизни не определились. Первые уйдут естественным путём, вторые - как только найдут что-нибудь более подходящее, в первую очередь, более оплачиваемое. Молодые, кроме зарплаты, тянутся к автоматизированной технике, а мы им слесарный инструмент в руки.

И вот уже в энергетике появились мигранты: Средняя Азия, Белоруссия, Украина. Хорошие среди них есть ребята, но одно плохо - временщики.

Как же решать эту задачу? Материнский капитал и иная поддержка демографии отразится через много лет. А сейчас:

• зарплата должна быть достойной, а это значит,что цены надо поднимать;

• необходима корректировка трудового кодекса,чтобы можно было работать сверхурочно в течение месяца;

• к ремонту необходимо привлекать эксплуатационный персонал. По крайней мере, хотя бы все электрические измерения и испытания выполнять силами электролабораторий электростанций;

• и учить, учить, учить.

Печальная картина? Да, печальная, но не безвыходная.

Во-первых, все проблемы электроэнергетики, в т.ч. ремонт оборудования, необходимо связывать с безопасностью регионов и страны.

Во-вторых, учитывая невозможность решения технических проблем, связанных с ремонтом отдельными и даже квалифицированными предприятиями в одиночку, необходимо создание при Минэнерго департамента ремонта, который взял бы на себя координацию ремонтной деятельности, который мог бы быть судьёй, по крайней мере, в решении технических вопросов, в контроле организации и качества энергоремонта.

В-третьих, необходимо пересмотреть основополагающие критерии конкурсов, памятуя о том, что рынок услуг мифический.

В-четвёртых, не стоит драматизировать ситуацию разговорами о финансовом кризисе, оперируя которым можно вообще уничтожить ремонтные предприятия.

В-пятых, есть резон посмотреть, как эти вопросы решаются в концерне «Росэнергоатом», где порядка значительно больше, нежели в теплоэнергетике.

В-шестых, ценообразование надо подправить и платить аренду за использование средств технологического оснащения, специализированных средств измерений, принадлежащих ремонтным предприятиям. Ведь есть же заказчики, которые требуют оплату аренды за предоставляемые ремонтникам на электростанциях производственные и служебные площади. Решаются же эти вопросы за границей, и ремонтные предприятия, работающие там, знают это.

Зарплату надо увеличивать. И коллективный разум нужен, и обмен опытом, достаточно сложно реализуемый в условиях конкуренции. Есть и в-седьмых, в-восьмых и т.д. Надо думать. Представляется полезным обсудить эти проблемы в широком составе представителей ремонтных предприятий, генерирующих энергопредприятий, заводов-изготовителей и тех, кто ответственен за энергобезопасность в нашей стране. Может быть и ветеранов послушать.

Проблема большая и поднимать и решать её надо на высоком уровне.

Несомненно, предложенные автором соображения отдают ностальгией, но что поделаешь, если надо с чем-то сравнивать. И как хочется, чтобы сегодня было лучше, чем вчера.

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Ростик Герман Владимирович - главный специалист по ремонту электрических машин предприятия ООО «ЛЭР-ЭЛЕКТРОСЕРВИС».Ремонт-дело тонкое и ответственное. Электро, №  1,  2010.– С.48-54.
Материал размещен на www.transform.ru: 10.03.2010 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????