Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

Организация промышленного электроремонта в условиях модернизации и инноваций
 

Организация промышленного электроремонта в условиях модернизации и инноваций

Б. И. Кудрин, д-р. техн. наук, МЭИ (ТУ), Ю. В. Марков, аспирант, МЭИ (ТУ)

 

 

Все годы в стране пытались преодолеть неизбежное многообразие свойств и условий работы электрооборудования, то есть создать научно-методические и практические основы планирования, нормирования, контроля, использующие типовые объемы работ при электроремонте и дающие жесткое и однозначное определение материальной базы (площадей и оборудования), численности персонала, экономических показателей, норм расхода и складского резерва, комплектующих, запчастей и материалов. Реальность же такова, что жестко и однозначно все подсчитать из одного центра невозможно (нагляден опыт Госплана), да и не нужно. Постиндустриализация и глобализация обострили проблему повышения эффективности электрического хозяйства, составной и неотъемлемой частью которого является организация эксплуатации. Стала очевидной необходимость перехода к новой организации ремонта, основанной на фундаментальности ценологической закономерности инвариантности (устойчивости) явления разнообразия и соотношения «крупное-мелкое» [10,14,18,21]. Мировой опыт ремонта и обслуживания электрооборудования в условиях рыночной экономики привел к различным способам оптимизации электроремонта. В частности, ценологические свойства установленных устройств, современный уровень электрооборудования, усложнение электрических машин и механизмов и др. указывали на то, что на перспективу следует производить ремонт только 10-20% установленного электрооборудования, остальное при отказе выводить из использования; отказ от планово-предупредительного ремонта и переход на ремонт по техническому состоянию. Было доказано, что производство сменных ремонтных элементов производителю весьма выгодно, цена на них всегда на 25-30% выше, чем в собранном оборудовании. Заводы-изготовители заинтересованы в расширенном производстве и реализации своей продукции и, несомненно, будут активно участвовать в сервисном обслуживании и ремонте электрооборудования [7, 18,19], причем многие предприятия начинают считать сервисное обслуживание основным видом электроремонта [20].

Следует иметь в виду, что американские электроремонтные и ремонтные компании опираются на следующие принципы работы:

1) при конструировании уделять исключительное внимание быстрозаменяемости деталей, узлов машин и агрегатов;

2) электромашиностроительными фирмами производить в большом количестве все виды запчастей и бесперебойно снабжать ими потребителей;

3) минимизировать ремонтные работы действующими промышленными предприятиями;

4) электромашиностроению организовать специализированные монтажные ремонтные базы заводского типа, с квалифицированным персоналом и современным оснащением;

5) осуществлять подробную проработку документации по ремонту механической части, обмотки, пропитке, лакированию, сушке, приемосдаточным испытаниям.

Обобщая сказанное, можно назвать и главные тенденции современного развития электрики (электрического хозяйства):

  • в области электроснабжения: снижение зависимости от электроэнергетики за счет прогнозирования и управления потребляемой мощностью и объемом электроэнергии, развития собственной генерации и организации энергоснабжения;
  • структурное преобразование в области электропривода, электротермии, электроосвещения, ведущее к неизбежным структурным преобразованиям электрослужб, направленным на тотальное сокращение (вывод) персонала (есть случаи, когда в службе главного энергетика оставляют несколько человек, выводя всех остальных в самостоятельные фирмы), и ставящее целью обязательность развития сервисного обслуживания с тенденцией к 100%-ному охвату;
  • отказ от практики ППР (жесткое планирование по срокам и видам электроремонта) и переход к обслуживанию по техническому состоянию;
  • диагностирование и вибродиагностирование состояния энергетических машин, балансировка якорей с использованием современных методов центровки ответственных механизмов приборами повышенной точности;
  • термовизуальный контроль состояния трансформаторов и сетей.
  • Кроме главных тенденций, следует также исследовать уже существующую систему организации ремонта электрооборудования. Нельзя забывать, что количество установленных двигателей, трансформаторов, высоковольтных выключателей на предприятии счетно и образует сообщество единиц электротехнического оборудования (техноценоз). Под техноценозом понимается в данном случае ограниченное во времени и пространстве, классифицируемое по видам электрическое хозяйство как сообщество изделий со слабыми связями, но едиными целями [9, 10, 14]. Ценологическая теория, внедренная на ряде предприятий, а наиболее полно - в Центроэлектрочермете, позволяет повысить производительность труда на 10-15%.

    Существующая система определяла эффективность электроремонтного производства соотношением затрат на ремонт (численности электротехнического персонала) и количества эксплуатируемого электротехнического оборудования. Когда рассматривается конкретный двигатель, то время, необходимое для его обслуживания как вида (типа двигателя), нормировано вплоть до отдельных операций. Но уже при расчете трудоемкости на уровне цеха исчезает однозначная зависимость количества электрических машин от численности электротехнического персонала. Ведь если отремонтирован двигатель какого-либо малоизвестного вида, а затем сразу же ремонтируется другой двигатель такого же вида, то трудоемкость ремонта второго всегда меньше документация, заказ, навыки), как показали исследования, на 40-60% (наполовину), третьего - на четверть, пятого - на 10%, далее эффект повторяемости исчезает. Так можно говорить о партии двигателей (штук-особей) одного вида.

    На сегодняшний день, в сложившихся условиях рыночной экономики (конкуренция, повышение эффективности использования ресурсов и др.), современные промышленные предприятия ищут новые подходы к организации ремонта и эксплуатации электрооборудования для уменьшения затрат и получения прибыли.

    Таким образом, опираясь на историю развития электроремонта в нашей стране и за ее пределами, можно дать следующие рекомендации для повышения эффективности ремонта:

    1. Вывести из состава заводов цехи электроремонта и создать на их основе акционерное общество или другую юридическую форму предприятия для осуществления ремонта электрооборудования, с целью уменьшения себестоимости продукции;

    2. Отказаться от системы планово-предупредительного ремонта и перейти на систему ремонта по техническому состоянию, с использованием современных средств вибро- и термодиагностики;

    3. Отказаться от ремонта 80% видов электрооборудования с заменой его (в случае выхода из строя) резервными из ценологически рассчитанного обменного фонда;

    4. Увеличить замену электрооборудования новым, подходящим по габаритно-присоединительным размерам;

    5. Расширить фирменное обслуживание (особенно уникальное) с отнесением затрат на основную продукцию;

    6. Внедрить на предприятиях основные положения ценологического подхода, с целью повышения производительность труда на 10-15%;

    7. Использовать для менеджмента цено- логические ограничения на различие производительности труда ремонтного (и иного) персонала, называемое 20/80, и отличие в разы затрат на ремонт двигателей одного вида.

    Список литературы

    1. Кудрин Б. И. Организационные проблемы эффективности электропотребления и электроремонта // Электрика. - 2002. - № 8. - С. 3-6.

    2. Трапицын В., Толстой К. Проектирование электроремонтных мастерских крупных металлургических заводов. Выбор основных элементов электроремонтных мастерских // Гипромез, 1930. - № 7 (15). - С. 37-52.

    3. Эсман С. А. Электроремонтный цех Магнитогорского завода. - Свердловск: Уральское областное изд., 1932. - 144 с.

    4. Борисов Ю. С. Планово-предупредительный ремонт в промышленности СССР. - М.: Машгиз, 1949.-460 с.

    5. Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий. - М.: Машгиз, 1964. - 584 с.

    6. Синягин Н.Н., Афанасьев Н. А., Новиков С. А. Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики. 3-е изд. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 448 с.

    7. Хисамутдинов Р.Х., Агре Л.Э. Ремонт электрооборудования в США. Обследование 1946 г. - М.: Черметинформация, 1946. - 41 С.

    8. Положение о планово-предупреди- тельном ремонте электрооборудования предприятий Минчермета СССР. - Харьков: ВНИИО-Чермет, 1977. - 128 с.

    9. Указания и нормы технологического проектирования и технические показатели энергетического хозяйства предприятий черной металлургии. - Т. 8. - Электроремонт. В НПЛ 1 -31 -80. - М„ 1981; ОРД 14.370.48.87.1987.

    10. Кудрин Б. И. Электроснабжение промышленных предприятий: учебник для вузов. - М.: Энергоатомиздат, 1995. - 416 с.

    11. Кудрин Б. И. К вопросу о проектировании электроремонтных цехов металлургических заводов // Промышленная энергетика. - 1969. - № 11.-С. 15-16.

    12. Баннов С. Е. Ремонт электрооборудования металлургических заводов. - М.: Металлургия, 1975. - 422 с.

    13. Кудрин Б. И. Электроремонт на Оскольском электрометаллургическом комбинате // Электрика. - 2002. - № 8. - С. 23-28.

    14. Кудрин Б. И. О некоторых вопросах теротехнологии электрического хозяйства крупных промышленных предприятий // Электрификация металлургических предприятий Сибири. Вып. 3. - Томск: Изд-во ТГУ, 1976. - С. 97-145.

    15. Блинов В. А., Новоселов В. В. Электроремонтная база Запсиба // Электрика. - 2002. - № 8. - С. 7-16.

    16. Блинов В. А. Электроснабжение Запсиба: 50 лет развития // Электрика. - 2008. - № 6. - С. 3-14.

    17. Гензель Л. Л., Гапоненко А. Ю. Организация работ и структура ЦЭТЛ Запсиба // Электрика. - 2002. - № 9. - С. 7-10.

    18. Кондратьев А. В. Становление системы планового ремонта электрооборудования // Электрика. - 2008. - № 1. - С. 7-14.

    19. Леонов В. М., Кондратьев А. В. Организация производственный эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергооборудования: состояние и перспективы // Электрика. - 2005. - № 9. - С. 40-42.

    20. Аршинов Н.П. Переход на сервисное обслуживание электрооборудования//Электрика. - 2006. - № 5. - С. 32-34.

    21. Фуфаев В. В. Общеценологический метод структурно-топологического анализа самоорганизующихся систем // Общая и прикладная ценология. - 2007. - № 3. - С. 23-31.

     

     

     
     
    Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
    Источник:  ©  Б. И. Кудрин, д-р. техн. наук, МЭИ (ТУ), Ю. В. Марков, аспирант, МЭИ (ТУ). Организация промышленного электроремонта в условиях модернизации и инноваций. Эксплуатация и ремонт, №  9,  2011.– С.27-31.
    Материал размещен на www.transform.ru: 21.10.2011 г.
     

     

    Перейти в форум для обсуждения

      ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????