Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

transform.ru :: Денисов В.И., Дзюба А.А. Основы рыночных отношений в электроэнергетике / Электрические станции
 

      

ВЫБОР КОМПОЗИТОВ

ДЛЯ РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Волков Г.М., д-р техн. наук, проф.,Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реновация изношенных или поврежденных металлических деталей техники традиционно выполняется преимущественно методами тер­мической сварки и наплавки. В последнее время все чаще для восстановления техники используют ремонтные композиционные материалы (сокра­щенно Реком).Технологически они скомпанованы в двух упаковках, содержимое которых смешивают в определенном соотношении. После нанесения на ремонтируемую поверхность пастообразная смесь затвердевает. Процесс твердения не требует термического и механического воздействия. Свойства затвердевшей смеси зависят от свойств компонентов, использованных для создания конкретной марки Реком.

Реком состоит из полимерной матрицы, в которой равномерно распределены дисперсные частицы наполнителя. Полимерная матрица обеспечивает адгезию Реком к ремонтируемой поверхности, т. е. является клеевой основой композиционного материала. Все марки Реком обладают хорошей адгезией практически ко всем металлическим и неметаллическим машиностроительным материалам конструкционного и функционального назначения.

Наличие наполнителя придает Реком новые свойства, предопределяющие их технологиче­ские преимущества как перед термическими, так и перед клеевыми способами соединения деталей в ремонтно-восстановительных работах:

-           отсутствие нагрева исключает вероят­ность возникновения термических напряжений и деформирования восстановленной детали. При термических способах ремонта трудно избежать данного дефекта работ, устранение которого сопряжено с дополнительными ма­териальными и трудовыми затратами;

-           технология не нарушает заданного тер­мической обработкой уровня физико-меха­нических свойств материала восстанавлива­емой детали. Это исключает необходимость дополнительной термической обработки вос­становленных деталей, обязательной после термических способов ремонта;

-           оптимальная по физико-механическим свойствам толщина слоя Реком между сопрягаемыми деталями составляет 0,5-1,0 мм в отличие от необходимого минимальнейшего расстояния в случае клеевого соединения. Это позволяет соединять детали без их предвари­тельной геометрической подгонки, что осо­бенно сложно для деталей с криволинейными поверхностями сопряжения;

-          Реком позволяет соединять металличе­ские детали с неметаллическими (полимеры, керамика, дерево и др.);

-          Реком обладает комплексом объемных свойств, чего в принципе не могут иметь клеи на уровне силуминов;

-          в отличие от клеев Реком позволяет заполнять выработку деталей машин и обо­рудования глубиной 10 мм и более;

-          из Реком может быть изготовлена цели- ковая деталь методами литья, пластического деформирования на определенной стадии затвердевания композита или путем механи­ческой обработки затвердевшего композита;

-         технология Реком не использует ка- кое-либо оборудование. Единственный инструмент непосредственного исполнителя работ - шпатель для формирования конфигурации сварного шва;

- технология не предъявляет практиче­ски никаких требований к квалификации не­посредственного исполнителя работ.

Немаловажным условием выбора оптималь­ной технологии ремонтно-восстановительных работ в современных условиях является эколо­гическая безопасность технологических процес­сов, поскольку обеспечение работоспособности изношенной инфраструктуры технической дея­тельности носит массовый характер и затрагивает практически всю территорию страны.

Термические методы экологически характе­ризуются интенсивным тепловым излучением в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, которые воздействуют преимущественно на исполнителя данной технологии. Кроме того, термические процессы протекают с выделением вредных для здоровья химических элементов в виде пыли, паров и аэрозолей, которые не только воздействуют на непосредственного исполнителя ремонтных работ, но и загрязняют окружающую среду.

Предлагаемая технология исключает эколо­гическое загрязнение окружающей среды, чем выгодно отличается от термических способов ремонтно-восстановительных работ. Экологи­ческая безопасность обеспечена исключением из состава Реком органических растворителей и отсутствием выделений побочных продуктов молекулярного взаимодействия компонентов Реком в процессе затвердевания сварного шва. Все компоненты Реком без остатка участвуют в формировании прочного сварного шва.

Экономические преимущества технологии Реком также достойны внимания. Стоимость та­кого ремонта обходится в 5 раз ниже аналогичных работ, выполненных с использованием методов традиционной термической сварки. Затраты на приобретение расходных материалов и освоение несложной технологии Реком окупаются после первого ремонта. Научные основы процесса и его технические преимущества рассмотрены нами ранее [1]. Для ремонтно-восстановительных работ пред­лагаемым методом доступен большой арсенал отечественных Реком, которые по техническим и технологическим характеристикам не уступают более дорогим зарубежным аналогам [2].

Отмеченные достоинства Реком находят практическое применение преимущественно в ремонтно-восстановительных работах машино­строительной продукции и тех-нологического оборудования разнообразного назначения как на специализированных ремонтных пред­приятиях (Славянский судоремонтный завод), так и в ремонтных подразделениях крупных машиностроительных (КАМАЗ, Волгоградский Атоммаш, Первомайский завод химического машиностроения, Свердловский завод путевых машин), химических (Алтайский завод кровель­ных материалов), литейных (Мценский литейный завод) предприятий. На всех этих и других предприятиях технологии Реком, несомненно, используют и для восстановления вышедшего из строя электрооборудования, однако среди специализированных ремонтных предприятий можно отметить только Новосибирский и, периодически применяющий Реком, Ростовский- на-Дону электровозоремонтные заводы,

Такой перекос между потенциальными воз­можностями рассматриваемой технологии и уровнем потребления расходных материалов для ее осуществления между промышленными предприятиями, специализирующимися на ремонте машиностроительной продукции и электрооборудования, можно объяснить только отсутствием доступной для потенциальных потребителей Реком информации. Большая за­груженность текущей производственной деятель­ностью не позволяет инженерно-техническому персоналу энергетических предприятий активно следить за используемыми в смежных отраслях промышленности современными технологиями ремонтно-восстановительных работ.

В данной работе предпринята попытка восполнить данный информационный вакуум путем анализа результатов нашего многолетнего сотрудничества с промышленностью в области технологии Реком.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

С целью разработки оптимальной номенкла­туры нами был проведен маркетинг производственного спроса промышленных предприятий на отечественные марки Реком.

Маркетинг проводится с 1993 г. по настоящее время и охватил 25 тыс. функционирующих пред­приятий всех регионов и отраслей производств, что, по нашему мнению, является достаточно представительным объемом выборки генераль­ной совокупности и позволяет надеяться на объективность полученных результатов. Всем предприятиям была доставлена информация о предлагаемой технологии и технико-экономи­ческих преимуществах отечественных марок Реком для ее осуществления. Первичный отклик составил 4,6% от объема выборки. С откликнувшимися предприятиями проводилась активная работа по выявлению сферы технико-экономически эффективного использования предлагаемой технологии.

Научно-техническая продукция поставлена 39,4% от количества предприятий, откликнув­шихся на первичную рассылку информационных сообщений. Поставка сопровождалась кон­сультациями по организации ремонтно-восстано- вительных работ в производственных условиях данного предприятия и регламенту работ по ремонту конкретной детали. По виду ремонтных работ поставленная продукция распределилась следующим образом. Поставка расходного материала универсального назначения марки Реком-Б составляет 85,6% от общего объема поставок. Рекомендуемые виды ремонт­ных работ сознательно указаны применительно к автомобильной технике, поскольку ни одно предприятие или учреждение не обходится без услуг автотранспорта, а многие сотрудники этих организаций имеют личные автомобили. Хотя с не меньшим успехом Реком-Б используется для ремонтов широкой номенклатуры машинострои­тельной продукции разнообразного назначения. Следующим по рангу распределения идет рас­ходный материал марки Реком-И с частотой 5,6%.

Отмеченные марки рекомендованы для обе­спечения работоспособности автотранспорта, а также основного производственного обо­рудования и инфраструктуры промышленных предприятий любого профиля, т. е. для этих целей востребовано 91,2% предложенной про­дукции. Оставшаяся часть поставок представлена Реком специального назначения, в которых усилена одна из эксплуатационных или технологических характеристик Реком универсального назначения. Они используются для решения специфических ремонтных задач (химическая стойкость, электроизоляционные свойства, абразивостойкость, адгезия к мокрой, ржавой или замасленной поверхностям и др.). Для ремонта электрооборудования представляет интерес марка Реком-ЭИ, в течение многих лет используемая Новосибирским электровозоремонтным заводом.

Новейшей разработкой является расходный материал нового поколения марки Реком РА-У, который не только заменяет большинство Реком специального назначения, но и может быть использован в качестве быстроотверждаемого ремкомплекта аварийного назначения, поскольку время отверждения смеси его компонентов не превышает 15 мин.

РЕМКОМПЛЕКТ АВАРИЙНЫЙ

УНИВЕРСАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

МАРКИ РЕКОМ РА-У

Композиционный материал нового поколения сочетает в себе технические и технологические свойства многих марок ремонтных композици­онных материалов (Реком) и ремкомплектов аварийного назначения (РА) с временем за­твердевания 15 мин:

-           позволяет выполнять аварийный ремонт в полевых условиях при любых плюсовых тем­пературах, в туман, дождь, заменяя Реком-Б+;

-           схватывается с мокрой поверхностью, заменяя Реком-В. Рекомендуется для ава­рийного ремонта инженерного оборудования систем тепло- и водоснабжения;

-           схватывается с ржавой поверхностью металлов и сплавов, заменяя Реком-Р. Реко­мендуется для аварийного ремонта прокорро- дированных труб и резервуаров;

-           обладает повышенной стойкостью к химически активным средам, заменяя Реком-Х. Рекомендуется для аварийного ре­монта деталей машин и оборудования хими­ческих производств;

-           является электроизолятором, заменяя Реком-ЭИ. Рекомендуется для аварийного ремонта токонесущих деталей машин и обо­рудования;

-           схватывается с поверхностью, загряз­ненной нефтью, маслом и др. нефтепродуктами. Рекомендуется для аварийного ремонта емко­стей и трубопроводов нефти и нефтепродуктов.

ВЫВОДЫ

1.  Работоспособность изношенного оборудо­вания и инфраструктуры предприятий любого профиля может быть обеспечена поставками трех марок ремонтных композитов отечествен­ного производства в следующем соотношении: Реком-Б 85%, Реком-И 5%, Реком РА-У 10%.

2.  Мы полагаем, что представленный про­изводственный опыт смежных отраслей может быть полезным для практической деятельности специалистов, ремонтирующих или эксплуати­рующих электрооборудование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Волков Г. М. Особенности холодной моле­кулярной сварки как ключевой технологии ре­новации действующих машин и оборудования // Ремонт, восстановление, модернизация. - 2002. - № 8. - 2992. - С. 37-45.

2.  Волков Г. М. Расходные материалы нового поколения для холодной молекулярной сварки // Конверсия в машиностроении. - 1999. - № 1. - 199.-С. 49-62.  

 


 

 

 

 

 

  Полное содержание материала Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  © Волков Г.М.  Выбор композитов для ремонта электрооборудования.

Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. - 2013, № 12. - С. 13-17
20.01.2014  
Материал размещен на www.transform.ru: 28.01.2014 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????