Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

transform.ru :: "Черные" ИТ-проекты прижились в Росcии / Матаренко А. // CNEWS - 2005. - №3. - с. 26-27
 

"Черные" ИТ-проекты прижились в Росcии

Матаренко А.


 

 

Внедрения корпоративных информационных систем часто заканчиваются неудачно. Одна из причин подобных провалов — использование проекта исполнителем или заказчиком в целях личного обогащения.

Статистические оценки количества неудачных проектов по установке ИТ-систем на предприятиях значительно расходятся, но неизменно пессимистичны — по различным данным, от половины до 80% внедрений не решают поставленных перед ними задач.

Дискуссии о том, кто явился виновником, протекают достаточно однообразно. Заказчики, как правило, обвиняют системных интеграторов. Те, в свою очередь, ссылаются на неготовность персонала предприятия к нововведениям, отсутствие поддержки со стороны высшего руководства и плохо организованные бизнес-процессы, которые трудно автоматизировать.

Вместе с тем, ряд проектов заканчивается неудачно в силу достаточно специфических обстоятельств: основной их целью изначально является «вывод» денег из предприятий - объектов внедрения. Причем российская практика показывает, что в качестве «виновной» стороны, ориентированной на недобросовестное выполнение работ, могут выступать как ответственные лица со стороны ИТ-компании, так и руководящие кадры заказчика.

Выкачивание денег ИТ-компаниями

Наиболее распространенная схема действий недобросовестных ИТ-компаний - привлечение предприятия к участию в крупном проекте путем объявления демпинговых цен на свои услуги, либо очень сжатых сроков внедрения. В подобных ситуациях по истечении времени, отведенного на первые этапы проекта, обычно выясняется, что выполнена только часть запланированного. При этом ИТ-компания обвиняет в своих неудачах заказчика, в качестве аргументов приводя, например, низкую квалификацию его сотрудников или недостаток нужных данных.

В результате заказчик сталкивается с необходимостью либо свернуть проект, либо расширить его бюджет. В большинстве случаев предприятие склоняется ко второму варианту. Такой сценарий может повторяться далеко не один раз, поскольку, чем больше средств компания уже вложила в проект, тем труднее от него отказаться. Тем более, что, помимо огромных убытков, известия о неудачных попытках автоматизации наносят серьезный ущерб и репутации.

Даже завершение работ по установке и настройке информационной системы не гарантирует компании спокойную жизнь. Любой программный продукт требует регулярного исправления ошибок и расширения функциональности. Последнее часто оборачивается для заказчика серьезными проблемами.

Пользуясь тем, что внедренная система становится для предприятия фактически безальтернативной информационной средой, ИТ-компании устанавливают баснословные тарифы на программные доработки. При этом обычно объявляется, что ИТ-отдел заказчика, в принципе, может изменять функциональность самостоятельно, однако при обновлении версий системы поддержка локальных разработок не гарантируется.

Периодически становится известно о скандальных судебных процессах, при помощи которых потерявшие всякое терпение жертвы внедрений пытаются добиться компенсации от ИТ-компаний. Так, можно назвать, иск (который, кстати, был удовлетворен) Evans Industries к компании J.D.Edwards, оказывавшей услуги по инсталляции и конфигурированию ERP-системы One World. Обращает на себя внимание использование в иске таких терминов, как «нарушение условий контракта», «мошенничество» и «преступная халатность».

Консультант по выбору консультанта

Безусловно, грамотно составленный контракт способен во многом защитить заказчика от неприятных сюрпризов. Последние годы в России и к вопросам выбора системы, и к составлению технических заданий предприятия относятся все более ответственно. Сегодня уже мало кто принимает решение о программе только на основании прослушанных презентаций.

Тем не менее, в технологии внедрения любой крупной информационной системы очень много нюансов. И охотников среди ИТ-компаний заключить контракт на небольшую сумму с целью последующего вытягивания средств остается много. Масштаб явления таков, что в России появились и успешно действуют «консультанты по работе с консультантами» — фирмы, оказывающие помощь предприятиям при выборе ERP-системы.

Основная задача подобных компаний заключается в проведении тендера на оптимальное для заказчика решение. В пакет их услуг обычно входит не только определение бизнес-областей проекта, согласование стоимости и сроков, но и тщательная проверка потенциальных поставщиков информационных систем. При этом, однако, необходимо учитывать, что даже солидные и известные фирмы могут допускать неточности в описании своих систем или затрат на внедрение.

Совместное хищение

В ряде случаев ИТ-компания и руководящий состав объекта автоматизации «успешно» выводят деньги из фирмы совместными усилиями. Результаты подобных действий чаще всего закрыты для огласки, поскольку, как правило, такие проекты формально считаются состоявшимися.

Подобная практика успешно прижилась в России. Используются различные схемы, например, работы, которые должен делать системный интегратор, перекладываются на рядовых сотрудников заказчика, как правило, на ИТ-отдел. Это может быть обучение пользователей, предпроектное обследование, создание дополнительных отчетов и даже настройка системы.

Можно привести такой пример: одна из крупнейших российских нефтяных компаний заключила договор на постановку системы налогового учета в головное предприятие и в несколько десятков филиалов. После подписания договора в филиалы пришло указание самостоятельно заполнить регистры налогового учета по аналогии с присланными образцами. Сотрудники дисциплинированно выполнили задачу, получили нужные данные и отослали в головной офис. После чего ИТ-компания консолидировала присланные документы в масштабах всей корпорации и успешно подписала акт выполненных работ.

Другой характерный для российского рынка вариант недобросовестных действий - постоянная ротация внедряемых систем. Такая схема удобна тем, что реально оценить результаты работы информационной среды, от которой уже отказались, почти невозможно. При этом оправдания замене систем звучат самые разные - «изменение масштаба фирмы», «появление на рынке решения, полностью учитывающего отраслевую специфику» и т.д.

Еще один способ, снискавший популярность, - начало масштабного обследования предприятия в преддверии значительных организационных перемен (слияние с другой компанией, изменение профильного производства и т.п.). В этом случае результаты обследования, которое могло проводиться месяцами, зачастую оказываются неактуальными и никого не интересуют. Соответственно, сотни документов с описанием бизнес-процессов и другой информацией, не получив даже адекватного рассмотрения, отправляются в архив.

Нередко под видом готовых решений заказчику продаются, по сути, лишь платформы, на которых впоследствии действительно можно реализовать практически все, но на это требуются большие трудозатраты программистов. Либо же под видом полноценной программы, которая должна учитывать специфику предприятия, продается система без каких-либо отраслевых особенностей. В подобных случаях для успешного завершения внедрения также необходимы огромные дополнительные материальные и трудовые ресурсы. Естественно, что чаще всего такие проекты могут стартовать и продолжаться только с помощью взяток.

Крупные информационные системы стали излюбленным инструментом для выкачивания или даже хищения корпоративных средств по ряду причин. Во-первых, объективно сравнить цены различных решений очень сложно, поскольку такой анализ требует учета стоимости не только лицензий, но и внедрения, сопровождения и возможных программных доработок. Во-вторых, корректно оценить результаты установки системы в целом, а не с точки зрения отдельных пользователей, опять-таки трудно, причем привлечение для этой цели экспертов обычно стоит немалых денег.

 
  Источник:  ©  Матаренко А. // CNEWS. - 2005
Материал размещен на www.transform.ru16.09.2005 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????