РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ КОМПАНИЯМИ

Орлов Ю.В., МГТУ"МАМИ"


 

 

В настоящее время в мире развиваются тенденции глобализации рынков, в том числе рынка энергетики, происходит глобальная интеграция энергетических компаний, которые вытесняют просто топливные или электроэнергетические компании. В качестве примеров могут служить такие компании, как Сименс, Лукойл, Норильский никель, Дженерал электрик, Шелл, Газпром и др. На базе некогда газовых, нефтяных, электроэнергетических компаний выстраиваются энергетические гиганты, которые обладают большей устойчивостью на рынке благодаря нацеленности на конечный результат - оказание энергетических услуг потребителям. Этот путь очень перспективен для России. Благодаря появлению комплексных энергетических компаний могут решаться задачи, ставящие сейчас в тупик органы власти и вызывающие многочисленные межотраслевые споры. Интегрированная энергетическая компания может самостоятельно разобраться, насколько рационально применять для производства электричества уголь или мазут, получая дополнительные выгоды от промышленной переработки или экспорта газа. Но для управления новыми образованиями необходимы и новые подходы.

Эволюция от мира разрозненных и самодостаточных национальных рынков к взаимосвязанным глобальным рынкам осуществляется уже в течение нескольких десятилетий. Она продолжает постоянно подпитываться действующими силами, работающими на сближение потребительских запросов, постепенное снижение торговых барьеров и конкуренции, что обеспечивает явные преимущества для организаций, действующих в глобальных масштабах. Этот процесс затрагивает и энергетический рынок. Ядром этих тенденций являются технологические перемены, которые значительно облегчают координирование операций, последствия от которых будут ощущаться очень долго, и ведение коммуникаций с потребителями, преодолевая все национальные границы.

В условиях современного Интернета и глобального рынка становится практически невозможно участвовать в конкурентной борьбе, сохраняя, усиливая или даже совершенствуя традиционную управленческую парадигму, основанную на схеме массового производства как в промышленном производстве, так и в сфере услуг.

На сегодняшнем этапе экономического развития информация имеет самый высокий приоритет ценностей, в последние годы она превратилась в мощный стратегический ресурс. По уровню потребления информации в какой-либо стране можно судить о степени ее экономического развития.

В то же время любая технология рано или поздно становится технологией информационной (ИТ), если не целиком, то, по крайней мере, отдельные ее компоненты имеют или будут в скором времени иметь отношение к ИТ. Бизнес, системы управления, культура во многом определяются ИТ.

Информационные технологии и системы (ИТ/С) - прежде всего инструмент управления, как и любой другой, этот инструмент служит для достижения поставленных целей путем координации и контроля хода производственных процессов. Главное отличие качественных ИТ/С - не количество средств, затраченных на ИТ, а добавленная ими стоимость. Чтобы инвестиции приносили пользу, необходимо грамотно пользоваться ИТ, а не просто обладать капиталом. ИТ и их разновидности (ERR EPO, CAB, CMS, CRM, BPK) - это мощные инструменты, обладание которыми - необходимое, но не достаточное условие успеха в бизнесе.

Подлинный ключ к ИТ - это знания, то есть умение целенаправленно координировать процессы и отдельные действия. Без этих знаний ИТ остается инструментом, и не более того, просто "куском железа" с программным обеспечением. Инструмент надо уметь использовать там, где это необходимо. Пользователи ИТ должны знать, что делать, когда и почему. Именно знания, а не деньги, являются главным условием возрастания капитала.

Успех бизнеса компаний энергетической и коммунальной отраслей существенно зависит от состояния их основных фондов и активов. Руководителям предприятий приходится иметь дело с целым набором стратегических активов, каждый из которых использует собственный набор ИТ-систем.

Энергетические компании и предприятия, занимающиеся оказанием энергетических и коммунальных услуг, постоянно сталкиваются с новыми изменениями, которые возникают вследствие дерегуляции, глобализации и реструктуризации. В условиях жесткой конкуренции руководители предприятий энергетической отрасли должны оптимизировать биржевую стоимость акций, заботиться о выполнении строгих требований в области безопасности, а также удовлетворять запросы потребителей. Руководители должны использовать все более совершенные методы управления активами.

В современных условиях многие проблемы управления бизнес-процессами энергетических компаний могут быть решены с помощью информационных технологий. Вместе с тем на отечественных предприятиях, как правило, отсутствует единая корпоративная политика в области информационных технологий и стратегии создания информационно-управляющей системы предприятия в целом, в то время как за границей успешно внедряется использование информационных технологий.

В 2003 г. Белхатовская ТЭС внедрила информационную систему, поддерживающую процессы управления. В течение последних 15 лет на электростанции изменили свое отношение к хозяйственно-экономической деятельности. 15 лет назад самым важным фактором была эксплуатационная готовность оборудования - способность производить электроэнергию. На сегодняшний день наиболее важным фактором является экономический результат.

После тендера, в котором принимали участие 30 ИТ компаний, Белхатовская ТЭС выбрала систему IFS Applications, которая была успешно внедрена и надежно работает по сегодняшний день. Основные преимущества от внедрения информационных систем:

  • быстрое получение информации руководством,дающее компании возможность поддерживать конку рентоспособность на рынке;
  • возможность создавать системы расчета внутренних экономических показателей для определенных областей бизнеса, чтобы оценивать их экономическую эффективность;
  • повышение достоверности информации;
  • ограничение доступа к информации персонала без соответствующих прав;
  • упрощение документооборота за счет фактического устранения бумажных документов;
  • регистрация всех финансовых операций.

В последние годы внедрением информационных систем занялись и отечественные энергетические компании. "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК"), специализирующаяся на генерации, транспортировке и продаже населению теплоэнергии, и представительство SAP в странах СНГ в сентябре 2006 г. объявили о подписании контракта о внедрении решения "Управление современным предприятием" (mySAP Business Suite).

Соглашение предусматривает автоматизацию основных бизнес-процессов предприятия: управления учетом и бюджетом, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, материальными потоками, техническим и коммерческим учетом электроэнергии, персоналом, основными средствами и недвижимостью.

Цель проекта - повышение управляемости энергетическими и тепловыми коммуникациями, обеспечение прозрачности работы компании для инвесторов и потребителей, а также более эффективный контроль над использованием ресурсов и совершенствование качества предоставляемых услуг.

Руководство ОАО "МОЭК" в 2005 г. приняло решение о переходе на единую информационную платформу. Выбор решения SAP обусловлен возможностью расширения функциональности системы в соответствии с ростом бизнеса и "бесшовной" интеграцией всех приложений на базе единой информационной платформы, охватывающей все сферы деятельности предприятия.

По итогам закрытого конкурса по выбору генерального подрядчика победителем была объявлена "Группа Смарт Технологий", предложившая наиболее выгодные условия. Другим решающим фактором в пользу такого выбора стал большой опыт компании в сфере внедрения ИТ-решений на предприятиях города Москвы.

Проект включает три этапа: на первом (II кв. 2007 г.) предполагалось построение эталонного решения и автоматизация материального снабжения и сбыта. Так, в 4-ом "Восточном" филиале, 13-ом "Энер-гкомллексе" и 11-ом "Горэнергосбыте" планировалось внедрение таких функциональностей, как РМ - "Техническое обслуживание и ремонт оборудования", ММ - "Материально-техническое снабжение", FI-FM - "Управление бюджетом", СО - "Управленческий учет" и IS-U - "Расчет платежей за потребленную электро- и теплоэнергию".

На втором этапе (IV кв. 2007 г.) - предполагается расширение функциональностей, а также автоматизация аппарата управления предприятия и тиражирование решения на все остальные эксплутационные филиалы. С внедрением решений "Стратегическое управление предприятием" (SAP Strategic Enterprise Management) и "Хранилище бизнес-информации" (SAP Business Information Warehouse) станет возможным создание единой системы консолидированной финансовой отчетности и переход на международные стандарты бухгалтерского учета.

На третьем этапе (I кв. 2009 г.) планируется дальнейшее развитие функциональности корпоративной информационной системы с целью создания полнофункциональной корпоративной информационной системы.

По мнению руководства "Московской объединенной энергетической компании", число пользователей SAP в 2006 г. составит 500, в 2007 г. - 2500, а в 2008 г. - 3500 чел. Автоматизация коснется около 2900000 лицевых счетов физических и более 28000 юридических лиц.

Данный проект реализуется в рамках стратегии повышения эффективности управления бизнесом компании за счет последовательного внедрения единых управленческих стандартов и принципов на основе современных программных продуктов. Потребители ОАО "МОЭК" смогут оценить на себе роль новых технологий уже в скором времени; так, с внедрением SAP они получат более прозрачные механизмы тарифообразования и выставления счетов.

В мае 2007 г. было объявлено, что ОАО "ЛЕНЭНЕРГО" и ООО "АЛЬФА-ИНТЕГРАТОР-ИНФОЭНЕРГО" заключили договоры на поставку и внедрение программного комплекса "Информационная система Электроснабжение". Система устанавливается для организации выполнения функций, возлагаемых на ОАО "ЛЕНЭНЕРГО" по учету услуг транспорта электрической энергии и качественного исполнения обязательств по договорам со сбытовыми компаниями, в следующем функциональном составе:

  • подсистемы "Ведение абонентов и договоров -юридические лица";
  • подсистемы "Электроснабжение - юридические лица";
  • подсистемы "Управление и надстройки ИС":

-управление ресурсами ИС,

-описание сетей электроснабжения,

-паспортизация и метрология средств измерения электрической энергии и мощности,

-балансы энергии в электрических сетях.

Промышленная эксплуатация данных модулей предусмотрена в исполнительном аппарате ОАО "ЛЕНЭНЕРГО", филиалах ПЭС ОАО "ЛЕНЭНЕРГО" Выборгские ЭС, Кингисеппские ЭС, Гатчинские ЭС, Ло-дейнопольские ЭС, Лужские ЭС, Новоладожские ЭС, Пригородные ЭС, Тихвинские ЭС.

Внимание компаний, работающих в сфере ИТ, к энергетическому рынку особенно возросло в последние годы. Например, корпорация Oracle объявила о промышленном выпуске индустриального решения для энергетических компаний России - "Электроэнергетика. Строительство, модернизация, ремонт и техническое обслуживание". Это первое специализированное индустриальное решение, созданное на основе современной полнофункциональной ERP-системы.

ERP-система - одна из разновидностей информационных систем управления ресурсами предприятий. Как известно, выпуск практически любой продукции напрямую связан с тем, насколько хорошо и ритмично предприятие снабжается сырьем или комплектующими, насколько рационально используются складские площади и, наконец, с тем, насколько выпуск готовой продукции связан с заказами клиентов или потребностью рынка. Изменение оптимального соотношения любой из этих составляющих практичеcки всегда влечет за собой те или иные проблемы. Требуется четко спланировать и оперативно управлять всем производственным циклом: от поставки сырья и комплектующих до удовлетворения запросов конечных потребителей.

Именно с целью оптимального управления производством и возможного устранения указанных выше проблем в середине 60-х гг. американское общество управления производством и запасами (APICS) сформулировало принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу концепции MRP (Material Requirement Planning - планирование материальных потребностей), базовыми положениями которой являются:

  • производственная деятельность описывается как поток взаимосвязанных заказов;
  • при выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов;
  • обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов;
  • заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков;
  • движение заказов увязывается с экономическими показателями;
  • заказы выполняются в срок.

Развитие вычислительных средств и наличие концепции привело к тому, что в 70-х годах стали появляться первые автоматизированные системы, реализующие MRP-концепцию.

В дальнейшем развитие концепции MRP шло по пути расширения функциональных возможностей предприятия в сторону более полного удовлетворения потребностей клиентов и снижения производственных издержек. Затем появилась концепция MRPII (планирование производственных ресурсов - Manufacturing Resource Planning), основная суть которой сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляются по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю.

Дальнейшее развитие систем MRPII связано с их перерастанием в системы нового класса - Планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning). Системы этого класса ориентированы на работу с финансовой информацией для решения задач управления большими корпорациями с разнесенными территориально ресурсами. Сюда включается все, что необходимо для получения ресурсов, изготовления продукции, ее транспортировки и расчетов по заказам клиентов. Системы этого класса активно развиваются с конца 80-х годов. ERP-системы полностью поглощают системы класса MRPII, расширяясь за счет новых функциональных модулей, в первую очередь связанных с управлением финансами и персоналом.

Сегодня энергетический сектор России находится на этапе коренных преобразований. Их цель - выстроить более эффективные технологии управления бизнесом, что предъявляет новые требования к уровню управления предприятиями отрасли. На первое место выходит автоматизация направлений, непосредственно влияющих на безопасность и надежность энергоснабжения, и одновременно на финансовые результаты предприятий. Главной задачей информационных систем для энергетических компаний сегодня становится повышение эффективности по четырем ключевым направлениям: управление финансами, управление сбытом и взаимоотношениями с абонентами, управление материальными потоками и управление ТОиР (техническим обслуживанием и ремонтами).

Новый интегрированный комплекс Oracle обеспечивает оперативный контроль и стратегическое планирование технического обслуживания и повышает эффективность использования оборудования.

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Электро
Материал размещен на www.transform.ru 9.04.2008 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????