Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

transform.ru :: Недостатки конкурентного рынка электроэнергии и целесообразность корректировки концепции реформирования электроэнергетики России
 

Недостатки конкурентного рынка электроэнергии и целесообразность корректировки концепции реформирования электроэнергетики России

БЕЛЯЕВ Л. С., доктор техн. наук, ИСЭМ СО РАН


 

 

Переход к рынку в электроэнергетике.

В бывшем СССР развитие и функционирование электроэнергетики планировались централизованно в комплексе с другими отраслями народного хозяйства. Электроэнергетика развивалась высокими темпами, а ЕЭС СССР была самой надежной и эффективной энергосистемой мира. Тарифы на электроэнергию обеспечивали самоокупаемость отрасли, т.е. покрывали издержки производства и капиталовложения, необходимые для ее быстрого развития.

С переходом России к рыночной экономике электроэнергетика в начале 1990-х годов была приватизирована (акционирована) и также оказалась в рыночной среде. По примеру других стран с рыночной экономикой была создана двухуровневая регулируемая монополия: РАО "ЕЭС России" на федеральном уровне и 74 АО-энерго на уровне регионов. Потребовалось формирование государственных органов по регулированию тарифов и соответствующей законодательной и методической базы, что было в то время для России новой и достаточно сложной сферой деятельности. В связи с общим экономическим кризисом и изменением форм управления отрасль оказалась в тяжелом положении, и ее экономические показатели и технологическое состояние постепенно ухудшались. Особенно серьезной стала проблема старения (необновления) оборудования электростанций и электрических сетей.

В самом начале XXI века по инициативе РАО "ЕЭС России" на основыве опять-таки опыта стран Запада началось новое реформирование электроэнергетики в целях введения и углубления конкурентных отношений на рынке электроэнергии. Необходимость реформирования была обусловлена кризисным состоянием электроэнергетики. Ожидается, что конкуренция будет способствовать повышению эффективности производства, снижению цен на электроэнергию и привлечению частных (в том числе зарубежных) инвестиций на развитие ЕЭС.

Несмотря на большое разнообразие возможных структур, принято различать четыре основные модели организации электроэнергетического рынка:

1. Регулируемая естественная монополия (отсутствие конкуренции) целесообразна в рыночных условиях, если одна компания (фирма), благодаря положительному эффекту "масштабов производства", может снабжать потребителей с меньшими издержками (и ценами на продукцию), чем две или большее число компаний. Такие компании регулируются государством, чтобы они не использовали свое монопольное положение. В электроэнергетике это так называемые вертикальноинтегрированные компании, охватывающие все сферы производства, транспортирования, распределения и сбыта электроэнергии. До недавнего времени данная модель рынка считалась наиболее эффективной для электроэнергетики и применялась в развитых странах с рыночной экономикой. Теперь эта модель ставится под сомнение.

2. Единственный покупатель (закупочное агентство), когда на рынке конкурируют между собой лишь производители электроэнергии. При этом остальные сферы остаются интегрированными в рамках единой регулируемой компании.

3. Конкуренция на оптовом рынке, когда имеется несколько производителей и несколько покупателей электроэнергии (распределительно-сбытовых компаний). Последние монопольно распределяют (перепродают) электроэнергию потребителям на выделенной для них территории.

4. Конкуренция на оптовом и розничных рынках, когда свободно конкурируют друг с другом как производители, так и потребители электроэнергии. Эту модель в дальнейшем будем называть свободным рынком.

Перечисленные модели характеризуются последовательным расширением возможностей и сфер конкуренции, поэтому они могут представлять собой также этапы перехода в электроэнергетике от монополии к свободному рынку. При этом все более разделяются сферы производства, транспортирования, распределения и сбыта электроэнергии с образованием все большего числа соответствующих компаний.

Концепция реформирования электроэнергетики России, предложенная РАО "ЕЭС России" и заложенная в Законе РФ "Об электроэнергетике", предполагает переход от первой непосредственно к четвертой модели (минуя промежуточные стадии). Согласно этой концепции РАО "ЕЭС России" производит в последние годы грандиозные организационно-структурные и инженерно-технологические преобразования и несет связанные с ними затраты.

Следует отметить, что до начала реформирования не было проведено комплексного обоснования его экономической эффективности, т.е. сопоставления положительного эффекта, ожидаемого от введения конкуренции, с затратами на организацию оптового и розничных рынков, а также с другими отрицательными последствиями (в том числе с повышением цен на электроэнергию) при переходе к свободному рынку. Между тем эти затраты и отрицательные последствия весьма велики и могут значительно превысить эффект от конкуренции. Во многом они обусловлены тем, что электроэнергетика представляет собой фактически очень сложную, высоко организованную техническую систему, надежно функционирующую лишь в узком диапазоне основных параметров (уровней напряжения, частоты тока и пр.).

Недостатки реализуемой концепции реформирования электроэнергетики

При переходе к конкурентным оптовому и розничным рынкам электроэнергии возникает множество проблем, трудностей и негативных последствий. Далее рассматриваются лишь некоторые наиболее важные из них.

Нарушение целостности ЕЭС вследствие разделения сфер генерации, транспортирования, распределения и сбыта электроэнергии и раздробления единых монопольных компаний на множество генерирующих, сетевых и сбытовых компаний с противоречивыми интересами. Это приведет к утрате положительных качеств, присущих ЕЭС как единой системе, к ликвидации централизованного управления развитием генерирующих мощностей, чрезвычайному усложнению оперативно-диспетчерского управления и общему снижению надежности электроснабжения. Кроме того, утрачивается положительный эффект масштаба, в частности, от объединения региональных электроэнергетических систем (ЭЭС).

Повышение оптовых цен электроэнергии до уровня маргинальных, соответствующих издержкам наименее экономичных электростанций из востребованных на рынке. Это приведет к неоправданным дополнительным расходам потребителей и к образованию у более эффективных электростанций сверхприбыли ("излишка производителя"), не являющейся заслугой производителей. Ее образование — одна из отрицательных особенностей конкурентного оптового рынка электроэнергии. Маргинальные цены будут значительно выше регулируемых оптовых цен (тарифов), устанавливаемых регулирующими органами на уровне средних (средневзвешенных) издержек по ЭЭС в целом. Для Европейской секции ЕЭС России это повышение оценивается в 20 — 40 %, для энергосистем Сибири (где велика доля ГЭС) — 1,6 - 2,3 раза.

РАО "ЕЭС России" пытается замедлить и "смягчить" рост цен до уровня маргинальных путем введения с 2006 г. чрезвычайно сложной системы регулируемых двусторонних договоров, заключаемых на один, три и пять лет (для разных категорий потребителей). Эта система предусматривает принудительное постепенное вытеснение потребителей с регулируемого сектора Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) на конкурентный сектор с повышением, в конечном итоге, цен до маргинальных.

Раздробление АО-энерго на множество компаний по видам деятельности (генерирующих, сетевых, сбытовых) и создание розничных рынков электроэнергии. При этом "исчезает" организация, ответственная за электроснабжение территорий (областей, краев, республик) и контролирующая розничные цены. "Гарантирующие поставщики", предусмотренные Законом "Об электроэнергетике", обязаны лишь заключать договоры на поставку электроэнергии со всеми желающими потребителями. Однако они не имеют никаких "рычагов" для устранения дефицита или роста цен на оптовом рынке, где будут закупать электроэнергию, т.е. "гарантирующие поставщики" фактически не смогут гарантировать удовлетворение всех потребностей в электроэнергии по приемлемым ценам.

Кроме того, при организации конкурентных розничных рынков потребуется создание очень сложных автоматизированных систем измерения и учета потоков электроэнергии, что под силу лишь экономически развитым странам. Поэтому сроки и сама возможность организации конкурентных розничных рынков у нас в России остаются еще неясными.

Появление трудностей при строительстве новых электростанций, которые обусловлены изменением механизма финансирования и образованием ценового барьера для вхождения в рынок новых производителей. В условиях конкурентного рынка новые электростанции должны строиться частными инвесторами. Однако цены на электроэнергию, при которых инвестиции могут окупиться, должны превышать издержки аналогичных действующих электростанций на величину "инвестиционной составляющей", необходимой для окупаемости инвестиций. Специалисты оценивают это повышение для разных видов электростанций в 2-3 цент/(кВт • ч).

Поэтому при ценах оптового рынка (даже маргинальных), формирующихся на уровне издержек действующих электростанций, будет существовать ценовой барьер для строительства новых электростанций, что будет сдерживать их строительство. Надежды на привлечение частных инвестиций при переходе к свободному рынку оказались необоснованными. Это грозит образованием дефицита мощностей и неуправляемым повышением цен (сверх маргинальных).

Данное обстоятельство уже достаточно хорошо осознано, поэтому обсуждается создание специального фонда, который будет формироваться за счет потребителей электроэнергии и использоваться на строительство электростанций, необходимых для бездефицитного и оптимального развития ЕЭС, но не обеспеченных частными инвестициями. Такие предложения выдвигаются самим РАО "ЕЭС России", ИНЭИ РАН, ИСЭМ СО РАН, Институтом высоких температур РАН и другими организациями. Предлагаются принципиально различающиеся способы формирования и использования такого фонда. В любом случае это очень сложная задача, которую необходимо будет решать.

Усложнение оперативно-диспетчерского управления вследствие необходимости учета поставок электроэнергии по многочисленным двусторонним контрактам производителей и покупателей. Системный оператор фактически не сможет обеспечить в полной мере оптимальность режимов ЕЭС. Одновременно будет затруднена его деятельность в аварийных ситуациях. Крупнейшая системная авария на Северо-Востоке США и в прилегающих районах Канады летом 2003 г. — яркое свидетельство этих трудностей. Раздробление Мосэнерго на множество компаний — одна из причин московской системной аварии, происшедшей в мае 2005 г.

Большие затраты на создание Торговой Системы и енотового (или балансирующего) рынка электроэнергии с автоматизированными системами учета заявок и поставок, взаиморасчетов и т.п. Все это должно сопровождаться разработкой соответствующих правил, процедур и программ расчетов и пр. К настоящему времени уже потрачены значительные средства, но еще больше потребуются в дальнейшем.

Увеличение административных и накладных расходов в связи с возникновением множества новых компаний и специальных рыночных структур. Появляется целая "армия" высокооплачиваемых менеджеров, которые должны содержаться в конечном итоге за счет потребителей электроэнергии. Имеют место и другие недостатки конкурентного рынка электроэнергии, а также трудности, связанные с его введением. Между тем отмеченные недостатки отсутствуют в модели "Единственный покупатель".

Полный текст статьи можно прочитать в журнале "Энергетик" №5 за 2006 год.

 
 
Материал размещен на www.transform.ru 25.09.2006 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????