Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

transform.ru ::Дискриминация потребителей электроэнергии при "недискриминационном" доступе к услугам по её передаче, А. И. Сюсюкин//Электрика. - 2007, № 8. - С.3-4.
 

Дискриминация потребителей электроэнергии при "недискриминационном" доступе к услугам по её передаче

А. И. Сюсюкин


 

 

В последние годы к основному пакету законов о реформировании электроэнергетики принят ряд подзаконных актов, устанавливающих правила и методы достижения целей и решения поставленных в них задач. О том, что некоторые положения этих законов носят односторонний характер, зачастую игнорируют интересы потребителей электроэнергии (далее - потребитель) и могут привести к негативным последствиям для экономики России, широко обсуждалось и обсуждается в прессе и в специальных изданиях (например). Однако вместо корректировки таких положений Правительство РФ в новых нормативных документах усиливает негативные воздействия на потребителей, хотя в преамбулах утверждается, что они направлены на защиту прав потребителей от действий монополий. Приведём несколько примеров.

В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 426) договор об энергоснабжении является публичным, т. е. обязательным к заключению для энергоснабжающих организаций. Однако во всех нормативных документах оговаривается: "при наличии технической возможности". В п. 28 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" приведены критерии наличия технической возможности технологического присоединения потребителей к электрическим сетям энергоснабжающих организаций и сетевых организаций:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надёжности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

Пункты а) и в) не могут быть критериями, поскольку тогда лишается смысла выдача технических условий на технологическое присоединение потребителя, в которых сетевая организация в соответствии с требованиями п. 25 того же документа устанавливает:

  • схемы выдачи и точки присоединения;
  • обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надёжности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией;
  • требования по устройству учёта электроэнергии, релейной защиты противоаварийной и режимной автоматики и ряд других.

Только подпункт б). в какой-то степени можно отнести к критерию технической возможности, да и то, если не выполняется п. 30 документа или если присоединяемая мощность гораздо более 750 кВА. Градацию потребителей по условиям технологического присоединения к электрической сети можно было бы принять в соответствии с предложениями:

Все материальные затраты на выполнение указанных мероприятий входят в размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям. При этом первый опыт взимания таких плат показал невероятные аппетиты монополий. Так, в Москве плата за технологическое присоединение на среднем напряжении при мощности более 750 кВт составляет 39,2 тыс. руб/кВт, на низком напряжении при мощности более 30 кВт - 45,1 тыс. руб/кВт. За такую плату можно построить и генерирующие мощности, и сетевую составляющую электроснабжения, вообще не вкладывая собственные средства монополии в развитие генерации и электрических сетей. Конечно, если потребитель запрашивает значительные мощности, например, свыше 10000 кВт, то плата за технологическое присоединение и технические условия должны осуществляться по индивидуальному проекту, как это и предусмотрено п. 30 документа.

Другой пример - потребитель обязан оснастить энергопринимающие устройства системами контроля и учёта потребляемой электроэнергии (мощности) и её качества, а также обеспечить их функционирование, а энергоснабжающая организация только проверит её и опломбирует, да в последующем изредка проверит, не нарушены ли пломбы. На каком это рынке потребитель обязан при покупке продукции иметь собственные средства для измерения количества и качества приобретаемой продукции? Только на рынке электроэнергии!

Более того, если граница балансовой и эксплуатационной ответственности находится в электроустановке сетевой организации, то потребитель должен подать письменное заявление на установку системы учёта сетевой организации, а последняя в соответствии с п. 30 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг" может дать ему "обоснованный отказ", и никаких последствий для неё не будет. А вот если потребитель по каким-то причинам не обеспечит функционирование устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, то сетевая организация в соответствии с п. 17 того же документа вправе приостановить исполнение своих обязательств по договору об энергоснабжении или вообще отказаться от их исполнения.

И, наконец, последний пример. В соответствии с требованиями документов сетевая организация определяет (для потребителей, присоединённых к электрическим сетям до 35 кВ - единолично, а к сетям напряжением свыше 35 кВ - совместно с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления соотношения потребления активной и реактивной мощности в порядке, установленном Минпромэнерго РФ, где определены предельные значения коэффициента реактивной мощности в часы больших суточных нагрузок электрической сети в зависимости от напряжения в точке присоединения потребителя к сети:

Этот документ переносит нас в 60-70-е (даже не 80-е!) годы прошлого столетия, когда в нашем государстве были совершенно иные производственные и правовые отношения между поставщиками и потребителями энергии. Но даже в то время специалисты знали, что коэффициент реактивной мощности в вопросах оптимизации процессов по перетокам реактивной мощности в сложных электроэнергетических системах - величина, подобная средней температуре больных по больнице. На основе обобщения научных и практических работ в этой области было установлено, а затем и закреплено в нормативных документах положение, что экономическое значение реактивной мощности, передаваемой в электрическую сеть потребителя из электроэнергетической системы, не зависит от значения коэффициентов энергопринимающего устройства потребителя, и эту величину на основании технико-экономических расчётов всей электрической сети (от генератора до электроприёмника) надо задавать в именованных единицах (квар). Это положение является фундаментальным и определяется физическими законами передачи активной мощности по сетям переменного тока.

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Электрические станции
Материал размещен на www.transform.ru 19.12.2007 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????