ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

ДЕМИРЧЯН К.С., БУТЫРИН П.А.


 

 

Состояние экономики России, ее производственные и финансовые возможности и таковые самой РАО ЕЭС отличаются от состояния процветающей экономики США. По этой причине искать выход из кризиса для РАО ЕЭС в создании конкурентного рынка электроэнергии, требующего крупных дополнительных вложений для выхода из кризисного состояния, неграмотно и непрофессионально. Более того, даже в самых благоприятных условиях США первый опыт работы свободного от регулирования рынка электроэнергии показал, что повышение стоимости электроэнергии (почти 200%) настолько велико, что проблему ее стоимости приходится решать на уровне президента США. При этом основным критерием для вынесения окончательного суждения считается установление факта "снижения" рыночной цены электроэнергии.

Что можно предложить?

В настоящих условиях судьба отрасли зависит от решения следующих задач.

1.Создание надежного источника целевого финансирования для строительства новых электростанций и реконструкции старых.

2.Организация специализированного строительного комплекса со своими подразделениями для выполнения проектных разработок и организациями для снижения стоимости строительства станций.

3.Организация постоянной и согласованной работы министерств, ведомств, объединений, курирующих энергетическую, атомную промышленности, РАО ЕЭС и его преемников, соответствующих структур федеральных округов, для целевого финансирования и обеспечения долгосрочными заказами энерго- и электромашиностроительной и приборостроительной и других отраслей, ответственных за развитие электроэнергетики России.

4.Организация воспроизводства высококвалифицированных инженерных и научных кадров и сохранение ответственной научно-технической среды в области электроэнергетики.

Что нужно предпринять для решения перечисленных проблем с учетом реального состояния экономики и существующих законов? Очевидна необходимость организации на федеральном, окружных и региональных уровнях взаимодействия государственных, акционированных, частных структур и создание соответствующей законодательной базы. В связи с укреплением вертикали власти исключительное значение приобретает включение Федеральных округов в работу по интеграции интересов региональных экономик. В этом смысле решение задачи надежного снабжения населения и экономики электро- и тепловой энергией именно на уровне Федеральных округов является весьма важным с экономической и политической точек зрения. Организовать работу такого масштаба может только государство. Поэтому в условиях современной России такая задача может быть решена только на основе государственной, а еще лучше, президентской Программы развития электроэнергетики страны (ПРЭС). Она должна быть общефедеральной и базироваться на долгосрочных программах развития экономики ипромышленной базы семи Федеральных округов, самой РАО ЕЭС и его преемников для снабжения их электро- и тепловой энергией и необходимым оборудованием. Финансовой основой программы должны служить долевые вклады Федеральных округов, образованных на отчислениях инвестиционной части поступлений на электроэнергию и тепло в округах. Очевидно также, что размеры отчислений будут увеличиваться по мере приведения тарифов в соответствие с реальным положением в экономике. Такое повышение в период 2007-2010 гг. и далее должно сопровождаться повышением пенсий и зарплат низкооплачиваемых служащих для сохранения уровня их жизни.

Оценка доли отчислений для капитальных вложений в зависимости от тарифа и роста цен на топливо, показывает возможность развития электроэнергетики на основе самофинансирования. Даже при условии достаточно низких темпов роста тарифов, но при относительно низких ценах на топливо можно обеспечить высокие темпы развития электроэнергетики, внести более существенный вклад в налоговую базу и поддержать развитие топливных отраслей энергетики в целом. При этом каждый вложенный в топливную составляющую рубль приносит в полтора раза больше дохода, чем при условии высоких цен и на топливо, и на электроэнергию.

Анализ общей картины поступлений и расходов, на основе усредненного по всей стране тарифа, дает возможность выработать более обоснованную тарифную политику по Федеральным округам и регионам. Интегрированные по стране показатели капитальных вложений в промышленность и ЭЭС должны быть разработаны в рамках долгосрочной программы развития электро- и теплоэнергетики. Они должны соответствовать реальной ситуации по округам и регионам, что позволит выработать такие местные тарифы, которые, обеспечивая усредненный по стране тариф, дадут возможность учесть реальные экономические и социальные условия региона. Например, при помощи учета дополнительного дохода в регионах, где по ПРЕС осуществляется строительство или размещаются заказы на изготовление оборудования для ЭЭС, окажется возможным с экономической и социальной точек зрения обоснованно распределить тарифную нагрузку по стране в целом. В этих условиях выработка федеральной, окружными и региональными комиссиями тарифной политики будет основана не просто на долгосрочных прогнозах, а на реальных и взаимосвязанных потоках поступлений и расходов в масштабах региона, округа и страны в целом. Необходимость в такой системе определения тарифов в России следует сохранить до тех пор, пока во внешней торговле именно промышленность не будет обеспечивать положительный денежный баланс экспорта над импортом.Любой переходный период в нерегулируемом рынке приводит к нарушению баланса поступлений и расходов не только субъектов рынка, но и доходов и расходов в семейном бюджете. Для случая с экономикой России с резким снижением уровня жизни населения изменения тарифов должны быть соотнесены с уровнем доходов низкооплачиваемых работников и пенсионеров, для которых повышение цен на энергию и тепло, а также на основные продукты жизнеобеспечения могут привести к фатальному нарушению условий выживаемости. Для того, чтобы предотвратить падение условий жизни ниже уровня выживаемости, соответствующие пенсии и месячный доход молодой семьи из трех человек должны быть привязаны к динамике изменений тарифов.

В целях повышения эффективности расходования средств, собранных для капитальных вложений, выбор типа, мощности и месторасположения новых электрических станций следует производить на основе долгосрочной, периодически корректируемой программы их строительства, разрабатываемой компетентными представителями Федеральных округов, Минэнергопрома и РАО ЕЭС и его преемников. На основе разработок этой программы, поступившие финансовые средства должны быть выделены специальной общефедеральной организации, ответственной за реализацию ПРЭС. При оптимальной реализации Программы вполне реально снижение расходов на изготовление оборудования и строительство на 10-15%, что приведет к уменьшению средней стоимости станций.

Следует учесть важную особенность энергетического оборудования. Для определения паркового ресурса работы этого оборудования нет ни теории, ни апробированной методики, которые дали бы однозначный ответ, возможна ли дальнейшая эксплуатация или нет за его пределами? Безусловно только утверждение, что проектный срок гарантированной работы данного оборудования закончился. Однако нельзя утверждать, и это подтверждает практика, что следует немедленно и в массовом порядке выводить такое оборудование из эксплуатации. Начатые в 80-х годах в СССР и продолженные в России теоретические и прикладные исследования указывают на возможность продления срока работы до 40-60 лет (-300000 ч). Результаты этих исследований показывают возможность обеспечения живучести оборудования в эти сроки. При этом увеличивается вероятность ненадежной работы, постепенно ухудшаются технические экономические характеристики, связанные с дополнительными расходами, для повышения этих параметров. Однако при надлежащем уровне эксплуатации отслужившее свой расчетный ресурс работы оборудование при необходимости можно эксплуатировать. В настоящее время в РАО ЕЭС эксплуатируется оборудование, в основном введенное в работу в течение 1970-1990 гг., т.е. возраста 20-30 лет. И по этой причине возможность продления паркового ресурса еще на 10-15 лет не вызывает сомнений. В этой связи панические, продиктованные большей частью политическими соображениями оценки состояния ЭЭС и ее неспособности обеспечить электропотребление страны после 2010 г. технически необоснованны. Однако при отсутствии заказов на оборудование для ЭЭС в среднесрочной (пять-десять лет) перспективе, с точки зрения обеспечения ЭЭС квалифицированными научными, инженерными и рабочими кадрами, особенно в промышленности и научно-исследовательских институтах, ответственных за разработку и изготовление оборудования и систем их управления, состояние этих отраслей действительно будет катастрофичным. Именно поэтому разработку ПРЭС и срочное начало ее реализации следует считать государственным приоритетом.

Принципиальное значение для реализации ПРЭС имеет накопление отчислений на капитальное строительство из ежемесячных поступлений за оплату энергии. Для этой цели имеет смысл создать специальный Энергобанк, куда следует автоматически направлять 20-25% от платы за энергию. Взаимодействие между Энергобанком и Сбербанком даст возможность без излишних расходов использовать множество действующих операторных пунктов Сбербанка для сбора поступлений. Накопленные средства и будут служить основой для организации предоплаты и других финансовых операций в области энергетики, в настоящее время проблематичных через частные банки. Например, такой банк мог бы управлять потоками бюджетных отчислений для оплаты энергии бюджетными организациями. В этом случае выделенные для бюджетных организаций средства оплаты за энергию должны быть перечислены на их счета в Энергобанке. При грамотной организации работы такого банка процентный рост накопленных неиспользованных средств, образованных за счет накопительных отчислений на капитальные вложения и на оплату энергии бюджетным и другим организациям, может дать ежегодный дополнительный доход. При современной системе поступления всех финансовых сборов на счет РАО ЕЭС России эти накопления появляются, однако при существующей "непрозрачности" функционирования РАО ЕЭС они не видны. Энергобанк под низкие проценты был бы в состоянии также производить предоплату за энергию бюджетных организаций и, таким образом, освободить правительство от проблемы неплатежей и предотвратить социальные кризисы от недопоставки энергии населению. В связи с созданием Федеральных округов и необходимостью повышения инвестиционной привлекательности отрасли, финансовой устойчивости ее составных частей и снижения расходов на аппарат управления следует объединить входящие в Федеральные округа региональные АО и образовать на их основе семь окружных энергообъединений.

Организация, ответственная за реализацию ПРЭС, должна быть создана на основе совместного участия Минэнергопрома и Федеральных округов. Ей должны быть переданы необходимые для проектирования и строительства научные и проектные отраслевые институты и соответствующие промышленные объекты. Созданные по ПРЭС и введенные в эксплуатацию электрические станции должны иметь Федеральный статус и входить в состав ЕЭС в качестве государственной собственности наравне с акционированными, атомными и частными электростанциями. Доходы от функционирования этих станций должны быть переданы непосредственно в бюджеты страны и Федеральных округов, согласно рекомендациям долгосрочной программы. За эксплуатацию федеральных станций должны нести ответственность Минэнергопром и Федеральные округа. Форма управления ими может быть уточнена по мере организации и детализации Программы.

Реализация Программы откроет перспективы для развития науки, промышленности и электроэнергетики России. Она будет способствовать гармонизации социальных, политических и экономических интересов регионов, Федеральных округов и приведет к укреплению их взаимных связей. Важное значение ПРЭС имеет для развития ЕЭС в целом, поскольку при ее реализации акционерные и частные участники получат возможность организовать централизованное финансирование и поставку запасных частей и основного оборудования. Это даст возможность на основе долгосрочных соглашений существенно сократить расходы на функционирование и развитие ЕЭС в целом. Наличие устойчиво развивающегося участника повысит надежность не только работы ЕЭС, но и ценность ее акций, что приведет к повышению общей стоимости ЕЭС. Именно такой путь реального повышения надежности и перспективности функционирования и развития ЕЭС обеспечит увеличение притока капитальных вложений, т.е. ее "капитализацию". В этом смысле ПРЭС будет достойным противовесом разрушительной "капитализации" и "реструктуризации РАО ЕЭС России", предлагаемой А.Б. Чубайсом, и ответом на упрек, приведенный в концепции в адрес государства, где сказано "...отсутствие государственной поддержки развития электроэнергетики приводит к постоянному снижению объемов инвестиций в электроэнергетику".

Подготовка кадров для реализации ПРЭС

В преддверии реализации как плана "ГОЭЛРО", так и предстоящего реформирования электроэнергетики России (т.е. выполнения, так называемого, плана "ГОЭЛРО-2"), особое значение приобретает проблема кадрового обеспечения электротехнической отрасли России.

Одной из причин отставания России в промышленном развитии на рубеже XIX-XX веков был хронический дефицит квалифицированных кадров: из более 20 тыс. руководителей крупных и средних предприятий только 8% имели специальное техническое образование. Повышение бюджетных расходов на нужды просвещения с 1,8% в 1900 г. до 4,3% в 1913 г. привело, в частности, к увеличению числа студентов в четыре раза. К началу первой мировой войны решение задачи электротехнического образования на базе Электротехнического и Политехнического институтов Санкт-Петербурга и Московского Высшего технического училища принимает первоочередное значение. Вопросы содержания этого образования оказываются в центре внимания не только научно-технической, но и студенческой общественности. Так, в журнале "Электричество" № 5 за 1914 г. публикуется обстоятельная статья проф. (впоследствии чл.-корр. АН СССР) М.А. Шателена, составленная по материалам работ студенческой организации "Кружок электриков" Санкт-Петербургского Политехнического института Императора Петра Великого, в которой дается глубокий анализ качества полученных выпускниками этого института знаний и не только научно-технических (с отдельной оценкой полезности теоретических и лабораторных курсов), но и языковых (-50% студентов владели двумя-четырьмя иностранными языками, более 75% выпускников регулярно читали иностранные научно-технические журналы), экономических и общественно-научных знаний, полезности этих знаний и необходимости их корректировки, востребованности выпускников на рынке занятости и оплаты их профессиональной деятельности, характеристика электротехнической среды, в которой приходится работать, и ее отношения к выпускникам института и т.д. Следует отметить, что, несмотря на революцию и послереволюционные трудности, профессорско-преподавательский состав остался в России, что обеспечило возможность сохранения и развития высококвалифицированной преподавательской среды, в т.ч. за счет притока кадров из новых социальных групп, например, в рамках, так называемого, института Красной профессуры. Из профессорской среды вышли два выдающихся деятеля электротехнической науки и практики - акад. АН СССР В.Ф. Миткевич и чл.-корр. АН СССР К.А. Круг, которые не только создали санкт-петербургскую и московскую научные школы по теоретической электротехнике, не имеющие мировых аналогов, но и внесли огромный вклад в работу комиссии ГОЭЛРО. Наличие ответственной и высококвалифицированной профессорско-преподавательской среды позволило создать систему массовой, качественной подготовки отечественных инженерных электротехнических кадров, которая и обеспечила успех в реализации такого крупного проекта, как проект комиссии ГОЭЛРО.

На рубеже XX-XXI веков ситуация зеркально-симметричная: доля расходов на образование в бюджете страны упала от 3,8% в 1994 г. до 1,57% в 2002 г. с некоторым ростом в последующие годы. Ввиду крайне низкой зарплаты и перспективы превращения в социальных изгоев начался отток молодых преподавателей из высшей школы, который особенно сильно коснулся Москвы и Санкт-Петербурга, где базировались ведущие научно-технические школы по электротехнике и теплоэнергетике, массово готовились кадры высшей научной квалификации, проводилось повышение квалификации работников электротехнического образования и науки. Сохранением методической базы и преподавательской среды высшая школа обязана исключительно самоотверженному труду профессоров и преподавателей среднего и старшего возраста. В настоящее время средний возраст профессорско-преподавательского штата в передовых вузах энергетического профиля около 55 лет (т.е., учитывая большую долю женщин - близок к пенсионному), 40% штата старше 60 лет, профессорский состав имеет пенсионный возраст. Тревожна слабая представимость в этом штате наиболее дееспособных возрастных групп 30-39-летних (-10%) и 40-49-летних (-10%). Представители именно этих групп обычно лучше всего передают технологические знания, осуществляют модернизацию лабораторий, а в институте подготовки кадров высшей квалификации - аспирантуре и докторантуре - традиционно играют роль "микрошефов". Современные выпускники электротехнических факультетов даже передовых вузов заведомо отстают в области технологий. Следует сказать о самой молодой возрастной группе преподавателей, имеющей возраст до 30 лет, она в основном состоит из преподающих студентов - старшекурсников, аспирантов и "уклонистов" от армии. Этот контингент не планирует связывать свою профессиональную деятельность с преподаванием в вузах. Без кардинального повышения зарплаты преподавателям (не в разы, а на порядок) кадровую ситуацию в вузах не исправить. Временной ресурс полноценной подготовки высококвалифицированных специалистов-электротехников в вузах Москвы и Санкт-Петербурга не превышает трех-пяти лет, далее - резкий провал до уровня техникумов. Таким образом, планировать осуществление такого крупного национального проекта как "ГОЭЛРО-2" без привлечения к преподавательской деятельности в самое ближайшее время молодежи, готовой и способной передавать научно-технические знания студентам, нельзя.

О подготовке кадров высшей квалификации по энергетике: отрезок времени между основными возрастами защит кандидатских диссертаций (до 30 лет) и докторских диссертаций (более 60 лет) составляет -30 лет. Но самым тревожным является то обстоятельство, что новые доктора наук, как правило, уже не становятся научными руководителями аспирантов, т.е. под угрозой оказывается сам институт воспроизводства кадров. Следует отметить, что последние решения ВАК об увеличении состава диссертационных советов заведомо приведут как к закрытию целого их ряда, так и невозможности нового образования для большинства регионов страны, особенно удаленных - Юга России, Сибири, Дальнего Востока. Как следствие - прекращение деятельности в этих регионах аспирантуры и докторантуры, а в перспективе - практически полное отсутствие в этих регионах кадров для занятия должностей доцентов и профессоров и превращения высших учебных заведений, по сути, в техникумы. Перечисленные отрицательные моменты принятого ВАК решения по укрупнению диссертационных советов заведомо создадут серьезные проблемы в кадровом обеспечении выполнения обсуждаемого проекта реформирования электроэнергетики России.

В настоящее время деградация фундаментального электротехнического образования уже происходит. Так, во многих, даже самых известных и крупных вузах закрываются кафедры Теоретических основ электротехники, резко сокращается сам курс ТОЭ и из него полностью исключается раздел "Теория электромагнитного поля", без знания которого подготовить грамотного инженера-электроэнергетика невозможно. Специальные кафедры объединяются, что в целом снижает уровень преподавания, сокращается число читаемых курсов, особенно оригинальных - технологических. Таким образом, можно констатировать, что в преддверии роста экономики и промышленности, локомотивом которого должно стать обсуждаемое реформирование электроэнергетики, страна может остаться без высококвалифицированных электротехнических кадров, а руководство предприятиями электротехнической отрасли оказаться в руках людей, не имеющих специального технического образования. Последствия такой кадровой ситуации известны (см. выше). Следует отметить, что все решения в области подготовки электротехнических кадров, в особенности касающиеся выпуска бакалавров-магистров, вместо полноценных инженеров, принимались без учета мнения электротехнической общественности, запросов промышленности, без дискуссий в ведущих электротехнических журналах, а последствия этих решений не просчитывались.

Сами проекты новых "Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования", созданные в Год русского языка ответственными за образование в России чиновниками, отличает низкая культура владения русским языком. Так, вводная часть документов написана на канцелярском жаргоне и для его понимания снабжена специальным толкователем используемых слов и словосочетаний. Результаты подготовки выпускников вузов в проектах оцениваются многочисленными "компетенциями (?)".

Не оценивая содержания этих весьма "сырых" проектов по сути, отметим, что важнейшие для инженерного образования вопросы производственной практики в них фактически не отражены, а акцент делается на гуманитарную составляющую образования.

Следует сказать о среднем техническом образовании. Передача в 2005 г. энергетических техникумов (колледжей) из Росэнерго в ведение Рособразования вызвала у энергетической общественности опасения о том, что в угоду модным специальностям (менеджмент, бухгалтерский учет и т.п.) в них будет сокращена или ухудшена подготовка специалистов по энергетическим специальностям. Два центральных учреждения - Московский экономико-энергетический колледж и Санкт-Петербургский энергетический техникум - единственный в Северо-Западном регионе - могут прекратить свое существование. В этой связи безусловного внимания и поддержки заслуживает обращение в мае 2005 г. к заместителю министра Минобрнауки А.Г. Свинаренко ректора Московского энергетического института чл.-корр. РАН Е.В. Аметистова, от имени ректоров энергетических вузов и вузов энергетического профиля, о включении энергетических техникумов и колледжей бывшего Минэнерго России в состав университетских комплексов энергетических вузов России.

Предельные сроки начала реализации ПРЭС

В основе возможности создания и реализации Программы лежит наличие в России остатков от СССР научных, инженерных и трудовых кадров, наработанных проектов и технологической оснастки. К сожалению, десять лет реформ, особенно приватизация и спад производства привели к тому, что весь этот потенциал пришел в упадок и сохраняется лишь благодаря старым по возрасту кадрам. В приватизированных предприятиях владельцы, как правило, оказались не только некомпетентными, но и безответственными, из-за этого многие технические и технологические основы организа- ции производства были просто уничтожены. В этих условиях даже восстановить дореформенный уровень проектирования и производства энергетических объектов и оборудования в состоянии только в большинстве своем пожилые люди. По этой объективной причине резерв времени ничтожен - не более трех-восьми лет. С учетом этого обстоятельства, важно срочно принять принципиальное решение о создании такой Программы и немедленно мобилизовать имеющиеся кадры для ее составления и начальной стадии реализации. Решить проблему такого масштаба и характера способно только государство. Профессионалов, от рабочих высокой квалификации до инженеров и научных работников, способных реализовать такую Программу, в настоящее время пока можно найти. Реализация программы позволит сохранить уникальный, и все еще значимый, научный, технический и технологический потенциалы и школы подготовки высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Она позволит в дальнейшем разрабатывать и производить собственную конкурентоспособную продукцию на самом высоком мировом уровне. Без такой программы, надеясь только на стихийно действующие механизмы рыночного саморегулирования, Россия потеряет современную промышленность и окажется на задворках мировой экономики.

Энергетические ресурсы и их роль в рыночных процессах

В условиях перехода от общественной к частной собственности любому грамотному специалисту очевидна необходимость управления процессом организации реальной, созидательной, а не спекулятивной рыночной экономики. Учитывая необходимость и неизбежность управления экономикой в период перехода от плановой к рыночной, государство должно обладать достаточно надежными финансовыми средствами, источником которых могут служить главным образом природные ресурсы. Необходимо, чтобы такое общенародное достояние, каким являются природные ресурсы, а именно сама земля, нефть, природный газ, уголь, древесина, вода и руда, особенно содержащая золото, платину, редкоземельные элементы и другие, принадлежало государству, и было использовано им в качестве товара. Особое место в переходном периоде занимает проблема собственности земли. Без отнесения земли в перечень управляемых государством и изначально принадлежащих всему населению ресурсов, невозможно будет обеспечить единство государства. Наличие частной собственности на землю предполагает возможность частной групповой, региональной, национальной и других видов владения землей, с правом запрета пользоваться ею, вплоть до запрета находиться на ней, иным гражданам России. Такой запрет противоречит основному праву гражданина - праву свободного передвижения в пределах своей страны. Частное владение землей предопределяет право владельца также и на природные ресурсы в недрах приватизированных территорий. В условиях современной России это открывает законные возможности для дезинтеграции страны. Но, сохранив землю в качестве общефедеральной собственности, государство получает возможность входить в рыночные отношения в качестве полноправного участника, продавая право на эксплуатацию земли, а также сам природный продукт - нефть, газ и другие его виды приватизированным добывающим компаниям по условиям рынка.В деле экономической и политической интеграции регионов и максимального учета их интересов большую роль смогут играть Федеральные округа при возложении на них ответственности за эффективное использование природных ресурсов. Тогда государство получает возможность непосредственно входить в рыночные отношения в качестве полноправного участника этого рынка через продаваемый приватизированным компаниям природный продукт. В таком качестве государство будет в состоянии не просто контролировать и фискальными методами регулировать рынок, но и рыночными методами управлять экономическими процессами. Введение продажи государством частным компаниям добываемого им сырья, вместо выдачи лицензий на эксплуатацию месторождений и рентных отчислений, в настоящее время может сыграть существенную роль в увеличении доходной части государственного бюджета. Можно будет возродить научно-технические и геологоразведочные разработки в области энергетики.

Такая программа создаст возможность выработать эффективные варианты упорядочения и улучшения экономических отношений между государством, частными и акционерными компаниями без пересмотра результатов приватизации. В частности, может быть сохранена существующая в настоящее время ситуация с приватизацией с одной законной поправкой. Государство сохраняет за приватизированными предприятиями право собственности на все имущество за исключением самого природного продукта. В деле организации долевого участия государства в частных или акционированных компаниях следует воспользоваться опытом работы "комиссий по регулированию взаимоотношений между электрокомпаниями и потребителями" США. Федеральные или окружные комиссии по природным продуктам определяют обоснованные затраты частных компаний на их добычу, транспортировку, распределение и другие законные расходы. Государство принимает решающее участие в определении рынка продажи исходного и переработанного природного продукта. На основании решений комиссий производится окончательный расчет с частной компанией. При этом государство приобретает не только надежный источник доходов, но и способность рыночными методами контролировать нормы прибылей частных компаний. В настоящее время, передав все права на энергоресурсы в распоряжение частных добывающих и распределяющих компаний, государство потеряло возможность целевым образом использовать их даже для удовлетворения нужд армии и незащищенных бюджетных организаций. Однако, если государству принадлежат нефть и газ, то используя акционерную компанию (например Газпром, ЕЭС), оно будет в состоянии напрямую распределять часть добытого энергоносителя (газ, нефть, электроэнергия) на собственные нужды с меньшими ценами. При этом государство окажется в состоянии снизить бюджетные расходы и обеспечить надежное энергоснабжение особо важных объектов и отраслей экономики в условиях рыночной неопределенности.

Участвуя в рыночных процессах в качестве полноправного собственника ресурсов, государство получает возможность не только фискальными, но и рыночными методами регулировать цены и упорядочить распределение финансовых и материальных потоков в экономике. Эту возможность государство может использовать для повышения эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, при необходимости доводя цены энергоносителей до мировых на те виды продукции и услуги, которые обременительны или не нужны для эффективного функционирования экономики страны.

Возможности и роль электротехнической отрасли России

Разработка программы перспектив развития электроэнергетики России на ближайшие 5-10-25 лет требует оценить возможность электротехнической отрасли обеспечить поставку электротехнического оборудования. Значимость возможностей, качества и характеристик этого оборудования следует из особых свойств электромагнитной энергии, существенным образом влияющих на процесс выработки, преобразования и управления ее передачей к конечному потребителю. Опыт, накопленный в СССР в течение поэтапного создания единой электроэнергетической системы, показывает, что управление процессами, происходящими в ней, возможно только при соблюдении весьма жестких правил и создании сложнейших устройств и процедур, которые могут быть освоены только квалифицированными кадрами. Особенностью единой системы является то, что возмущение в любой ее части распространяется на всю систему за доли секунды. В этих условиях ее надежная работа может быть обеспечена только при условии проведения многочисленных предварительных расчетных исследований процессов протекания переходных электромагнитных процессов и разработки автоматических систем управления ими. Поскольку ЕЭС СССР создавалась в течение более 30 лет, такие работы проводились в многочисленных научно-исследовательских институтах и в высших учебных заведениях. Следует учитывать и то обстоятельство, что поэтапное изменение конфигурации взаимных соединений частей ЕЭС происходило в течение больших промежутков времени, и исследовательские центры успевали с опережением разрабатывать управляющую аппаратуру и требования к ней применительно к новым режимам работы. Опережающая работа была возможна благодаря тому, что все оборудование электроэнергетической системы разрабатывалось в СССР, и его эксплуатационные характеристики заблаговременно передавались научно-исследовательским институтам.

Необходимость разработки систем и методов управления ЕЭС, опережающих во времени ввод в эксплуатацию новых мощностей, диктуется требованием обеспечить работу всех электрических машин переменного тока, генерирующих электрическую энергию при единой частоте в сети, т.е. при синхронном вращении их роторов. Отклонение скорости вращения любой электрической машины и выход ее из синхронного режима работы имеют тяжелые последствия вплоть до разрушения электрической машины. Избежать их удается только благодаря своевременной и надежной работе противоаварийной защиты, которая до ввода в эксплуатацию нового элемента системы настраивалась и испытывалась заблаговременно на основе предварительных исследований. Выбор электрических машин и сетей в ЕЭС на переменном токе диктовался простотой конструкции электрических генераторов переменного тока и трансформации напряжения и тока в сетях, поэтому использовали электроэнергетические системы именно с переменными токами.

Начиная с 1948 г., по инициативе Г.М. Кржижановского в СССР начали исследовать возможность решить проблему предотвращения выпадения электрической системы из синхронизма при помощи линий передач постоянного тока. Эту работу возглавил Л.Р. Нейман, исследования которого позволили в конце 1958 г. сформулировать концепцию, позволяющую существенно повысить надежность работы ЕЭС. Она предусматривала, наряду с линиями электропередачи на переменном токе, передавать электроэнергию по магистральным линиям передач постоянного тока (ЭППТ). Эта концепция была принята в качестве основы перспективного развития ЕЭС. За сравнительно короткий срок, 20 лет, в СССР были созданы все научные и технические предпосылки для создания линии передач постоянного тока напряжением 1500 кВ от Эки-бастуза до Тамбова. Были созданы уникальные по параметрам управляемые силовые полупроводниковые приборы, было организовано их серийное производство и производство уникальных по мощности высоковольтных преобразователей на их основе. В начале шестидесятых годов Л.Р. Нейман, М.П. Костенко и И.А. Глебов выступили с инициативой создания электротехнического оборудования на основе использования явления сверхпроводимости. Эта инициатива нашла поддержку в ГКНТ, и в академических и отраслевых институтах были реализованы разработки, позволяющие считать эту концепцию перспективной. Еще одним новым направлением развития исследований и разработок стало создание генераторов электрической энергии на основе топливных элементов. В конце 60-х годов в Институте источников тока были созданы, изготовлены и прошли апробацию головные образцы таких генераторов для подводных лодок, эксплуатация которых показала высокий уровень их характеристик. В последующем были созданы экспериментальные образцы таких генераторов для автомобилей. В настоящее время это направление в концерне "Энергия" успешно развивается. В начале 70-х годов, в связи с программой ускоренного развития атомной энергетики, для загрузки атомных станций во время спада потребляемой энергии в ЕЭС намечалась выработка водорода в качестве "горючего". Для изучения особенностей водородной энергетики были проведены исследования в Академии наук, получены актуальные и в настоящее время научные и технологические результаты.

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК ЭНЕРГЕТИКА. №1. 2008.
Материал размещен на www.transform.ru 1.04.2008 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????