ОБ ОДНОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА "ЭЛЕКТРИЧЕСТВО"

(К оценке итогов реструктуризации РАО «ЕЭС»)

Бутырин П.А.

 

 
Инженерная деятельность выделилась из общетехнической около 850 лет назад. Тогда же появилось и само слово «инженер», звание генерал-инженера имел, например, Леонардо да Винчи. В XX в. инженерная деятельность оказывается силой, влияющей на социальные процессы, и в этом отношении опыт нашей страны особенно впечатляющ. Создание и реализация плана ГОЭЛРО, поднявшего буквально из руин страну, а затем её Единой электроэнергетической системы (ЕЭС) являются вершинами мировой инженерной мысли, а разработчиков этих грандиозных планов и специалистов, воплотивших их в жизнь, следует считать великими инженерами.

Вообще история инженерной мысли, приведшая к созданию ЕЭС, достойна скрупулезнейшего изучения, так как позволит оценить огромное интеллектуальное богатство страны. И сейчас, в эпоху упадка интереса к инженерному делу, когда даже квалификация «инженер» заменяется в вузах на безликие «бакалавр», «специалист» и «магистр», а планы развития электроэнергетики разрабатываются не инженерами, а менеджерами, позволим себе вновь обратиться к истории.

В январском (№ 1) и сдвоенном февральском (№ 2–3) номерах журнала «Электричество» за 1917 г. была опубликована большая статья инженера П. Гуревича ( Гуревич П. Основные вопросы электрической политики в послевоенную эпоху в России. – Электричество, 1917, № 1, с. 8-18; № 2-3, с. 29-37). Анализируя процессы развития электроэнергетики в Северной Америке и Европе (главным образом в германских странах – Баварии, Пруссии, Саксонии, Бадене), а также в России, П. Гуревич сделал ряд небезынтересных и в наши дни выводов о соотношении государственного и частного интересов. Вот что он, в частности, писал:

«Если электрические станции будут строиться частным капиталом без единообразного плана, то капитал этот будет стараться выбрать полем своей деятельности лишь узко ограниченные области с густым населением и хорошо развитой промышленностью, т.е. прежде всего большие города, обеспечивающие скорую и особенно высокую прибыль вложенному капиталу. Будут способствовать образованию мелких, неэкономно работающих местных станций и правовые условия, именно права городов и общин на улицы и дороги. Каждый город или при районных станциях уезд или губерния будут передавать свое право на пользование дорогами для прокладки кабелей или проводов концессионным порядком отдельным обществам за известное вознаграждение, так что политическая граница данного города или уезда явится вместе с тем и пределом, за которым данная станция не вправе будет распространять свою деятельность, чтобы не было коллизии с другим обществом. Да и общественные и городские управления при постройке станции будут руководиться лишь узко-местными интересами, и в результате явится огромное число разрозненных небольших или в лучшем случае средних электрических станций, предел действия которых обусловлен не техническими или экономическими мотивами, а случайными правовыми условиями. Эти станции явятся, как показал опыт других стран, сплошь и рядом помехой друг другу в естественном их развитии, будут производить электроэнергию по дорогой цене, а если через некоторое время они и будут вынуждены объединиться, то возможно это будет лишь с большим трудом и с большими экономическими жертвами. Единственное рациональное решение вопроса заключается в выработке единообразного плана электрификации России с монополизацией производства в руках го­сударства при широком участии губернских и уездных земств, городских самоуправлений и т.д.».

 
 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Бутырин П.А. Об одной дореволюционной публикации журнала "Электричество" / Электричество, № 9,  2008. С. 70.
Материал размещен на www.transform.ru29.10.2008 г.