Рассмотрены неотложные меры в российской электроэнергетике, позволяющие
сгладить кризисные явления и создать условия для надежного и эффективного
электроснабжения в последующий период. На основании отраслевых показателей
за новейшую историю России сделан вывод о том, что энергетическая отрасль
отброшена на 25-30 лет от уровня, который она имела в 1990 г. В то же время
в ряде ведущих государств предприняты серьезные меры по развитию
национальных энергокомплексов. В настоящее время еще сохраняется возможность
исправить положение, поскольку в собственности государства находится треть
генерирующих мощностей, основные электрические сети и диспетчерское
управление. Сформулированы первоочередные проблемы, требующие
государственной поддержки, и мероприятия по их реализации.
Ключевые слова: электроэнергегика; кризисные явления; эффективное
электроснабжение; отраслевые показатели; развитие национальных
энергокомплексов; государственная поддержка; первоочередные проблемы
В период
системного кризиса, влияющего на благосостояние граждан, одними из важнейших
задач государства являются;
-
обеспечение социальной стабильности общества;
-
исключение действий, вызывающих снижение ВВП;
-
создание предпосылок для подъема экономики.
Конечно,
столь универсальные задачи должны быть конкретизированы по секторам
экономики и ведущим отраслям. Это позволяет упростить анализ предложений для
компетентного выбора оптимальных мер и принятия реальных шагов для
достижения цели.
В России
из-за климатических условий и обширной территории особое место в решении
столь сложных проблем занимает электроэнергетика, являющаяся основой системы
жизнеобеспечения страны, определяющей саму возможность функционирования
систем теплоснабжения и водоснабжения; трубопроводного и железнодорожного
транспорта; средств связи; обработки информации и диспетчерского управления
гражданских и оборонных отраслей. В современном обществе электроэнергия
является мгновенно используемой незаменимой услугой для жизни и труда
граждан, прекращение подачи которой по последствиям аналогично крупнейшим
техногенным катастрофам.
Непрерывность поставок электроэнергии, приемлемые тарифы, возможность
подключения новых потребителей - именно эти критерии определяют сегодня зону
ответственности национального энергокомплекса за социальную стабильность и
выход страны из кризиса.
Однако
следует объективно признать, что реформированная по дезинтеграционным
принципам российская электроэнергетика вышеперечисленные задачи выполнить не
сможет по следующим причинам.
1.
Единые вертикально-интегрированные региональные энергокомплексы разделены на
несколько энергокомпаний даже в стратегических субъектах РФ (Москва, С.-
Петербург, топливодобывающие регионы: Тюмень, Кузбасс, Красноярск и тд.).
2. В
Уставах новых энергокомпаний утверждена одна цель получение прибыли.
Ответственность Советов директоров и Исполнительных органов энергокомпаний
за надежность электроснабжения национальных потребителей полностью
отсутствует.
3. Сотни
электросетевых и энергосбытовых компаний через систему «котловых» тарифов и
посреднические услуги повышают стоимость электроэнергии для потребителей.
Так например, на дальнем Востоке доля гидроэнергетики доведена почти до 50%,
однако вместо снижения стоимость электроэнергии для промышленности с 1999 г.
увеличилась в 8 раз, составляя в самом теплофикационном регионе страны —
Хабаровском крае — 10 цент/(кВт ч), что на 30% выше среднего тарифа в США.
4.
Финансирование НИОКР практически не осуществляется, и это несмотря на
отставание по основным технологиям и оборудованию на 10-15 лет от
зарубежного уровня. Массовое использование зарубежного оборудования на новых
ТЭС ведет к росту стоимости строительства и увеличивает затраты на
техническое обслуживание на весь период эксплуатации.
5.
Производственные мощности машиностроительного и строительно-монтажного
комплексов дезинтегрированы до уровня кратно ниже необходимого. В результате
инвестиционная программа 2006-2010 гг. будет
выполнена лишь на одну треть, что не позволит после окончания кризиса
форсированно поднять экономику, имеющую с 2006 г. ежегодное снижение ВВП на
1500 млрд руб. из-за недостатка энергомощностей (см. таблицу).
Отраслевые показатели за новейшую историю России
Наименование |
Единица измерения |
1990 г. |
2007 г. |
Показатели аналогичные 2007 г. |
Результат сравнения |
Технологические ограничения мощности |
млн кВт |
12,0 |
28,0 |
не было в период 1946-1990 г. |
Выведено из баланса
16,0 млн кВт энергомощности |
Потенциал ввода новых
энергомощностей |
млн кВт/год |
4,9 |
2,2 |
1959 г. |
Не обеспечивается
выполнение программы 2006-2010 гг. (ввод 31,5 млн кВт) |
Специализированные ремонтные
предприятия |
численность персонала |
40 000 |
7 000 |
1952 г. |
Не обеспечена
готовность к плановым и аварийным ремонтам |
Износ основных фондов |
% |
40,6 |
56,4 |
1947 г. |
Снижена надежность
электроснабжения потребителей |
Потери электроэнергии в
электрических сетях |
%
млрд кВт•ч |
8,2
82,0 |
14,0
112,0 |
1946 г. |
Потеря равна годовому
приросту потребления электроэнергии |
Удельные расходы топлива на отпуск
электроэнергии |
т у.т./(кВт•ч) |
311,9 |
333,5 |
1976 г. |
Из-за снижения
отпуска тепла ТЭЦ перерасход 5 млрд куб. м газа |
Коэффициент использования мощности |
% |
57,2 |
51,9 |
не было в период
1946-1990 г. |
Равнозначно потери 10
млн кВт новых энергомощностей |
Тариф для промышленных потребителей |
цент/(кВт•ч) |
1,2 |
5,7 |
не было в период
1946-1990 г. |
Снижается
конкурентоспособность отечественных товаров |
Финансирование НИОКР |
млн долл |
150 |
10 |
1950 г. |
Потеряно 10 лет для
развития передовых технологий |
Доля отечественного оборудования в
новых проектах |
% |
99,0 |
35,0 |
1940 г. |
Угроза энергетической
безопасности |
Доход топ - менеджеров,
среднеотраслевая оплата труда |
превышение |
в 3-5 раз |
в 70-100 раз |
не было в период
1946-1990 г. |
Десятикратный рост
расходов на управление |
Приведенные в таблице данные показывают, что отрасль отброшена на 25-30 лет
от уровня, который она имела в 1990 г. Третий энергокомплекс мира фактически
превращен в конгломерат третьеразрядных компаний. Мы потеряли даже
возможность надеяться на какую-либо паузу для ликвидации отставания.
Дальнейшее промедление с консолидацией активов отрасли и подъемом
энергомашиностроения не позволит создать эффективный отечественный бизнес,
работающий в конкурентных условиях внешнего и внутреннего рынка.
В это же
время наши потенциальные конку ренты согласно решений первых лиц государств
и правительств в Азии, США, Европе предприняли беспрецедентные меры по
развитию национальных энергокомплексов:
• в США
в 2001 г. остановлены либеральные ре формы в электроэнергетике. За период
2004-2007 гг. отработано уникальное законодательство по обеспечению
приоритета надежности электроснабжения в рыночной экономике, в т.ч.
установлен 30% -ный норматив резерва мощности. По разработке ведущих
институтов «Сеть 2030 г.» реализуется амбициозная про грамма строительства «умных»
электросетей ХХI века Единой энергосистемы США - Канады - Мексики.
• в
Европе в 2003 - 2008 гг. через корпоративные мегаслияния образованы
финансово устойчивые энерготопливные компании мощностью и капитализацией в
8-10 раз выше послереформенных ОГК и ТГК. Это позволило
RWE, E.ON Ruhrgas,
ENEL, Fortum по
демпинговым ценам скупить акции российских генерирующих компаний.
•
в Китае с конца 90-х годов реализуется беспрецедентная программа
строительства электростанций по типовым проектам при сокращении номенклатуры
энергооборудования до нескольких единиц. Заказы для национальной
промышленности размещают одно временно для нескольких каскадов ГЭС и групп
ТЭС. В результате вводы энергомощностей в 30 раз превышают темп развития РАС
«ЕЭС России» за 1998-2008 гг. при снижении удельных затрат в 1,5-2,0 раза.
Повсеместно либеральная модель рынка продаж электроэнергии по равновесной
цене заменяется на модель «Единый покупатель» позволяющую усреднять тарифы и
стимулировать инвестиции без сверх прибылей энергокомпаний.
По
антикризисным мерам в Китае, США и в других странах сохранены (в ряде
случаев увеличены) вложения в энергетическую инфраструктуру. Это загружает
промышленность, строительство, транспорт, создавая условия для последующего
подъема экономики на базе эффективной энергетики.
В
настоящее время у нас еще остаются возможности исправить положение. В
собственности государства находится треть генерирующих мощностей, основные
электрические сети, диспетчерские управления. Наличие проправительственного
большинства в парламенте, кратная девальвация фондового рынка позволяют
провести оперативные меры по консолидации активов. Необходимы лишь воля
государства как заинтересованного собственника и компетентный, дееспособный
Центр для разработки и реализации необходимых решений.
К
сожалению, Минэнерго России как общеотраслевой Центр ТЭКа с такой задачей
справиться вряд ли сможет. Во-первых, электроэнергетика до сих пор находится
в тени сложных проблем нефтегазовых отраслей; во-вторых, его ресурсы
абсолютно недостаточны для антикризисных мер и тем более для достижения
целей Энергетической стратегии; в-третьих, численность и состав
электроэнергетического блока на порядок ниже министерств зарубежных стран и
абсолютно не соответствуют ведущей роли электроэнергетики в «создании
условий для достойной жизни и свободного развития человека» (Конституция РФ,
ст. 7).
Представляется целесообразным на уровне Правительства РФ и Госсовета РФ
обобщить отечественный и зарубежный опыт по эффективному управлению
национальными энергокомплексами, выслушать мнения руководителей регионов,
специалистов и ученых по выработке нормативных и исполнительных мер на
государственном и корпоративном уровне, позволяющих использовать потенциал
отрасли для быстрейшего преодоления кризиса.
Первоочередные проблемы, требующие государственной поддержки.
1.
Нормативное закрепление прав и обязанностей, обеспечивающих надежность
электроснабжения на государственном и корпоративном уровнях.
2.
Создание укрупненных вертикально-интегрированных энергокомпаний с
потенциалом на уровне крупнейших компаний мира, ответственных за
энергоснабжение на обслуживаемых Федеральных Округах.
3.
Организация системы гарантийного технического обслуживания действующего
энергооборудования, обеспечивающего ресурс работы на ближайшие 15-20 лет.
4.
Возрождение научного, конструкторского, технологического потенциала для
развития отрасли на базе отечественного оборудования.
5.
Переход на модель рынка «Единый покупатель», позволяющую решать
инвестиционные задачи без чрезмерного обременения российского бизнеса.
В итоге
необходимо обеспечить:
-
организацию дееспособной структуры управления отраслью, позволяющей
проводить эффективную политику в эксплуатации и развитии;
-
оптимизацию топливно-энергетического баланса, исходя из энергетической
безопасности и народно-хозяйственной эффективности.
В этих
условиях представляется целесообразным
1. Для
обеспечения социальной стабильности
1.1.
Минимизировать рост тарифов на энергию на уровне динамики изменения доходов
граждан.
Создать
систему независимой экспертизы расчетов энергокомпаний, представляемых в
органы госрегулирования, и проверки их фактических затрат по всем статьям
расходов. Внедрение системы оценки энергокомпаний по результатам
противозатратной деятельности, обеспечивающей приближение к показателям
лучших «эталонных» предприятий по всем видам энергетического бизнеса.
1.2.
Провести оперативно переаттестацию, а при необходимости - замену
руководителей, что в кризисный период дает наиболее быстрый эффект. Для
структур жизнеобеспечения (тем более в период кризиса) необходимо, чтобы их
возглавляли лучшие топ менеджеры — энергетики, имеющие положительный опыт
руководящей работы, способные эффективно управлять текущей надежностью и
развитием энергокомпаний и умением организовать предотвращение, локализацию
и устранение системных и объектовых аварий.
1.3. Организовать пересмотр Уставов энергокомпаний, образованных при
реформировании РАО «ЕЭС России», в части закрепления приоритета надежности и
ответственности органов управления за стабильность поставки электроэнергии
потребителям. За основу могут быть приняты Уставы энергокомпаний
Башкирэнерго, Иркутскэнерго, Татэнерго (контрольный пакет в собственности
регионов), в учредительных документах которых приоритет надежности —
основная цель.
1.4. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее ответственными и успешными
собственниками контрольных и блокирующих пакетов региональных энергокомпаний
являются муниципалитеты (Северная Европа), провинции (Канада), правительства
земель (Германия). В США муниципалитеты владеют в среднем 15% акций
энергокомпаний, в ряде штатов в их собственности блокирующие пакеты, В
России эффективность управления региональными энергокомплексами в течение 17
лет убедительно продемонстрировали администрации регионов Татарии, Башкирии,
Иркутска. К сожалению, 90% регионов, отвечая за социально экономическое
развитие, не владеют даже миноритарными пакетами акций энергокомпаний.
В течение 2009 г. целесообразно провести через корпоративные процедуры
передачу (продажу, обмен активами) не менее блокирующего пакета акций
администрациям субъектов РФ. Эта работа уже проведена в 2008 г. в городах
Москве и Санкт-Петербурге. В период кризиса для государства создались
предпосылки, которые надо использовать для создания оптимальной структуры
отрасли.
1.5. Разработать комплекс мер по снижению рисков дестабилизации работы
отрасли из-за не платежей потребителей. Это связано с ростом убыточности
предприятий, снижением доходов граждан и ослаблением административного
ресурса сбытовых организаций, выделенных в отдельный бизнес. Эффективными
мерами могут быть:
- возврат к вертикально интегрированным компаниям; объединение сбытовых
компаний регионов в единую структуру — Гарантирующий поставщик; передача
контрольного пакета акций ответственным стратегическим инвесторам;
проработка схем бартерных операций между взаимосвязанными хозяйствующими
субъектами;
- исключение случаев задержки распределения проведенных платежей и нарушения
долевых соотношений между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями за
счет унификации договорных отношений с банками;
- безусловно абсолютную дисциплину оплаты энергии должны обеспечить
Федеральные ведомства и предприятия муниципальной собственности.
2. для
предотвращения глубокого падения ВВП
2.1.
Использовать при начавшемся кризисе опыт правительства Е.М. Примакова по
стабилизации в 1998-99 гг. тарифов для естественных монополий, тем более,
что в настоящее время снизились цены на материальные ресурсы и услуги.
2.2.
Исключить превращение деятельности энергокомпаний в сверхприбыльный бизнес
по модели свободного ценообразования. Расчеты экспертов показывают, что
данная система рынка обременяет российский бизнес на 600 млрд руб. ежегодно.
Большинство энергокомпаний в мире уже перешло к модели «Единый покупатель»,
дополнив ее оптимизационным эффектом, применяемым ранее в советской
энергетике, что дает экономию миллиардов рублей. Российская централизованная
электроэнергетика с нормативной базой технических характеристик фактически
создана для этой модели.
2.3. В
случае углубления кризиса представляется возможным снижение прибыли
энергокомпаний вплоть до нулевой, конечно, при полном финансировании
регламентных затрат (эксплуатация, ремонт, топливо). Это реальная поддержка
реальных секторов экономики в экстремальных условиях, которая может найти
поддержку у новых собственников ОГК и ТГК, владеющих энергоемкими бизнесами
других отраслей. Им важно получить эффект от подъема экономики, а не
одаривать в период кризиса портфельных инвесторов. Практика работы
энергокомпаний без выплаты дивидендов не является исключением. В США в таком
режиме в разное время работают от 5 до 10% энергокомпаний. В Китае для
работы в аналогичных условиях энергокомпании законодательно защищены и не
подлежат процедуре банкротства.
2.4.
Инвестиционная деятельность отрасли в период кризиса не должна прекращаться.
Однако ее качественное наполнение должно быть противозатратным, а итоговый
результат иметь перспективную направленность. Спад потребления позволяет
уйти от вынужденных дорогостоящих решений. В первую очередь, целесообразно
сосредоточить ресурсы на снятии ограничений мощности электростанций, которые
составляют 28,0 ГВт. Снижение ограничений мощности до советского уровня
(10,0-12,0 ГВт) равнозначно пятилетней программе нового строительства.
Экономия средств оценивается величиной около 10,0 млрд долл.
Важно,
что электросетевое строительство, позволяющее снять основную часть
ограничений мощности, практически полностью обеспечено поставками
отечественного оборудования и исполнителями строительно-монтажных работ.
Инвестиции в тепловые сети должны обеспечивать дополнительную загрузку
тепловых мощностей ТЭЦ, что позволяет за счет когенерации снизить тарифы на
электрическую и тепловую энергию в 2 раза относительно раздельного
производства энергии на котельных и электростанциях.
2.5.
Необходимо увеличить долю стоимости российского оборудования и работ в
энергетическом строительстве за счет загрузки отечественных заводов.
Электроэнергетический комплекс стабильными заказами в объеме 80 млрд долл.
по может стабилизировать работу транспорта, металлургии, машиностроения,
электротехники. При этом приоритет выбора места и срока строительства
мощности энергообъектов должен исходить из возможности прежде всего
ликвидировать дефицит мощности и стабилизировать тарифы.
2.6. В
последние годы Россия катастрофически теряет позиции в теплофикации,
осуществляя «котельнизацию» страны. Прирост тепловой мощности котельных
превосходит развитие ТЭЦ в 2-5 раз. По Москве потенциал экономии топлива от
дополнительной загрузки теплофикационных турбин в летний период — 1,0 млрд
куб. м газа/год, в годовом разрезе до 3,0 млрд куб. м газа. По стране из-за
чрезмерного строительства котельных ежегодно теряется десятки млрд куб. м
газа.
Причина
форсированного строительства котельных действующий порядок отнесения всей
экономии топлива на ТЭЦ на электрическую энергию. Для создания экономических
стимулов загрузки ТЭЦ целесообразно изменить методику распределения топлива
между электрической и тепловой энергией на общепринятую в мире (экономия
когенерации относится на тепловую энергию). Это позволит снизить объем
платежей за тепловую энергию, которая не регулируется и не учитывается
гражданами поквартирно. Для бизнеса это позволит получать тепловую энергию в
два раза дешевле, чем выработанную на котельных. Конечно, при этом
произойдет соответствующее увеличение стоимости электроэнергии, но для
граждан и бизнеса электроэнергия (в отличие от тепла), является точно
учитываемой и управляемой величиной. Применяемые почасовые тарифы дают
возможность дополнительной оптимизации каждому потребителю. Переход на новую
методику повышает эффективность экономики за счет использования топлива, а
для каждого потребителя уменьшает общую сумму платежей за тепло и
электроэнергию.
3. Для
последующего подъема экономики
3.1. Для
возврата инвестиций представляется целесообразным обеспечить
инфраструктурное развитие электроэнергетики не за счет роста тарифов, а
через прямые государственные вложения или механизм частно-государственного
партнерства (ЧГП), гарантирующий возврат инвестиций. Именно такие
направления реализуют сегодня в США и Китае две крупнейшие энергетические
инфраструктуры мира.
Анализ
зависимости развития инфраструктур и повышения эффективности экономики
показывает, что производительность труда в развитых странах, в зависимости
от доли в ВВП государственных инвестиций в инфраструктуру, увеличивается в
соотношении 1:1. Можно полагать, что в российских условиях эта зависимость
удваивается, значит, окупаемость инфра структурных вложений составляет около
5-6 лет. ЧГП, применяющееся в этих странах, по сути своей является аналогом
российского механизма гарантирующих инвестиций, но с серьезным отличием: в
нашем механизме гарантом выступает Системный оператор (что ему абсолютно
несвойственно), в зарубежном — государство как
объективно заитересованный субъект. По данному механизму у нас пятый год не
реализовано ни одного проекта, а в Китае вводится по данной системе до 20%
новых энергомощностей.
3.2. В
кризисный период оценку менеджеров энергокомпаний надо проводить по
показателям надежности и росту потребления. Это будет означать переход от
корпоративной прибыльности к народно-хозяйственной эффективности, то есть к
универсальному принципу «Потребитель всегда прав». Именно надежность
энергоснабжения действующих потребителей и рост нового потребления в зоне
ответственности энергокомпаний (или пула энергокомпаний) являются критерием
эффективности текущего энергоснабжения и развития энергопотенциала в темпе
подъема экономики.
Сегодня
энергокомпаниям целесообразно обеспечить электроснабжение новых потребителей,
не включенных из-за высокой стоимости технических условий, без взимания
дополнительной платы. Кризисный спад производства — это появление неплановых
резервов мощности, которые сегодня надо использовать эффективно в каждом
регионе. На пример, в ЦФО за последние годы не выдано технических условий на
подключение до 50% потребите лей, а общее уменьшение ВВП страны оценивается
в 1500 млрд руб/год. Новые производства — это современные энергосберегающие
технологии, подключение их в ближайшие годы не усугубит баланс. Механизм
возврата инвестиций в данном случае должен быть определен договаривающимися
сторонами при активной позиции региональных властей, вплоть до возможного
залога акций. В 90-е годы именно таким методом была восстановлена работа
завода «Амурсталь» в Хабаровском крае.
3.3.
Государству придется сосредоточиться на развитии импортозаменяющих
производств для стабилизации валютного баланса. Соответственно, на
энергокомпании должна быть возложена задача первоочередного обеспечения их
необходимой энергией.
|