Новые тенденции и проблемы
развития отечественной электроэнергетики
В российской электроэнергетике в настоящее время происходит
процесс реформирования, окончание которого предполагается в 2011 году, когда
будут созданы полностью конкурентные оптовый и розничный рынки энергии и
мощности, а также рынок системных услуг.
Стратегическая задача реформирования электроэнергетической отрасли
страны заключается в обеспечении ее устойчивого развития на основе
прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, а также
надежного и эффективного удовлетворения спроса на электрическую и тепловую
энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Первыми результатами реформирования существующих вертикально-интегрированных
электроэнергетических систем энергоснабжения является создание самостоятельных бизнес-единиц по генерированию,
транспорту, распределению и потреблению энергии и сервисному обслуживанию, а
также образование конкурентной среды в сферах генерации и потребления энергии и
сервисных услуг.
Наряду
с конкурентным в электроэнергетике страны сохранится и
монопольный сектор, к которому относятся транспорт и распределение энергии, а
также диспетчерское регулирование режимов производства и потребления энергии.
Существен но меняется инфраструктура энергетического рынка.
Помимо независимы производителей и поставщиков энергии в качестве
самостоятельных его субъектов появляются и другие, в числе основных из которых
следует выделить Федеральную и региональные сетевые компании, Администратора
торговой системы (АТС) и Сис- темного оператора (СО). Главными их функциями являются
организация торговли энергией на рынке, регулирование экономических отношений
между его субъектами и, кроме того, не только обеспечение диспетчерского
управления режимами ЕЭС страны в новых экономических условиях, но и
регулирование предложений производителей энергии в соответствии с параметрами
спроса на энергию различных групп ее потребителей. Соответственно кардинально
меняется и стратегия деятельности энергетических компаний в направлении
получения более высоких коммерческих результатов в условиях свободной
конкуренции.
При
сохранении технологической структуры ЕЭС страны экономическая (коммерческая)
стратегия деятельности энергетических компаний определяет следующие новые
условия и тенденции их развития и функционирования:
•
энергия и другие системные услуги приобретают свойства товара, которые должны и
могут быть получены в любое время, в любом месте и для любых потребителей;
•
существенно повышаются технические требования, с одной стороны, к надежности
энергоснабжения потребителей энергии, а с другой — к живучести и устойчивости
самих энергетических объединений;
•
возрастает конкуренция на энергетических рынках, что определяет необходимость
большего внимания его субъектов к повышению эффективности бизнес- процессов и
снижению затрат;
•
увеличивается экономический интерес к использованию энергии производителей,
расположенных в разных географических районах, что приводит к увеличению
обменных потоков энергии и мощности;
•
создаются коммерческие предпосылки к развитию малой энергетики, в том числе
основанной на использовании нетрадиционных источников энергии;
•
усложняется стратегия управления режимом энергоснабжения на энергетическом
рынке как в части прогнозирования и планирования режимных параметров, так и в
оперативно-диспетчерском управлении технологически единой ЕЭС России.
Надежное
и эффективное управление режимом электроснабжения на всех уровнях
диспетчерского управления в новых, более сложных экономических и технических
условиях работы энергосистем требует создания принципиально новой системы сбора
и обработки огромного объема информации, разработки автоматизированных модулей
для решения конкретных задач сложного процесса оперативно-диспетчерского
управления ЕЭС России. Решить эту задачу возможно на основе использования
концепции интеллектуальных систем управления, разрабатываемых в последние годы
и применяемых в зарубежных энергетических компаниях [2].
Однако
наряду с указанными выше объективными тенденциями в российской
электроэнергетике имеются и многие негативные проблемы, среди которых основными
являются следующие.
1)
Несмотря на объективные процессы интеграции и
интеллектуализации производственно-хозяйственной деятельности компаний в
мировой практике, в российской энергетике происходит прямо противоположный
процесс, который характеризуется следующими основными тенденциями:
-
происходит технологическая децентрализация энергетических систем посредством
строительства собственных генерирующих электростанций при крупных промышленных
предприятиях (блок-станций),
технологически не связанных с существующими энергосистемами, режим работы
которых преимущественно ориентирован на обслуживание потребностей в энергии
конкретных предприятий, что приводит к неэффективному использованию их
технологического потенциала;
-
имеет место экономическая и организационная дезинтеграция существовавшей ранее
ЕЭС страны посредством создания самостоятельных оптовых генерирующих компаний
(ОГК) и территориальных генерирующих компаний (ТГК), технологически связанных
друг с другоМ, но эксплуатация
которых преследует реализацию собственных экономических целей, часто не
совпадающих со стратегическими, текущими и оперативными целями АТС и СО.
2)
Существующая технологическая инфраструктура отечественной электроэнергетики не
соответствует техническим требованиям интеллектуальных энергетических систем
(ИЭС) в силу устаревшего основного генерирующего оборудования электростанций,
высокой степени его износа и низкой надежности оборудования. Эти
причины не позволяют его использовать в условиях постоянных изменений нагрузки
(системная авария на Саяно-Шушенской ГЭС является ярким тому свидетельством), а
также вследствие недостаточной пропускной способности магистральных и
распределительных ЛЭП, связывающих отдельные зоны ЕЭС, и низкого
технологического уровня оборудования их подстанций из-за устаревшего силового
оборудования (трансформаторов, выключателей), высокой степени его износа, а
также недостаточного уровня автоматизации, отсутствия систем сбора и
обработки оперативной информации и т. п.
В
настоящее время на большинстве подстанций распределительных сетей и на многих
подстанциях транспортных ЛЭП не существует автоматизированных систем,
интегрирующих весь набор функций, необходимых для оперативно-технологического
управления ими. Большинство этих функций выполняется в «ручном» режиме, что
связано с наличием многих ошибок из-за недостаточной квалификации
обслуживающего персонала, следствием которых являются высокие экономические и
социальные потери.
3) По своей природе энергетические системы, производя один, а на
ТЭЦ два вида энергии (электрическую и тепловую), должны быть клиентоориентированными компаниями, однако из-за
монопольного положения на рынке и производства продукции (товара), имеющего
массовый спрос, де-факто отсутствует активность энергосистем бороться за
клиентов, расширять их количество и предлагать новые виды продуктов и услуг.
Монопольное
положение энергетических компаний на единственном рынке позволяет им получать
достаточно высокую прибыль посредством простого повышения тарифов на
продаваемую энергию, причем объективным основанием для этого часто является
нерегулируемый рост цен на покупаемые виды используемого топлива, запасные
части, материалы, не обусловленный их дефицитом и другими объективными
причинами, что в конечном счете сдерживает
экономическое развитие страны и снижает ее экономический и интеллектуальный
потенциал.
Прямым
следствием отсутствия клиентоориентированной
стратегии деятельности энергетических компаний являются также и крайне высокая
стоимость присоединения клиентов к распределительным электрическим сетям (в
настоящее время около 25 млн
загородных домов россиян и 5 млн фермерских хозяйств
не подключены к сетям) и нежелание расширять их сетевую инфраструктуру. В
настоящее время примерно 2/3 территории России находится вне зоны
централизованного электроснабжения, причем именно на этой
части территории страны в соответствии с Концепцией долгосрочного
развития России до 2020 года (КДР — 2020) планируется развитие
минерально-ресурсной базы страны на основе использования новейших технологий с
преимущественным электропотреблением [3].
4)
Создание интегрированных ИЭС на основе моделирования цифровой реальности (Virtual reality systems), технологические
основы которых были подробно рассмотрены в [2], требует разработки новой
динамической архитектуры оперативно-диспетчерского управления компаниями в
режиме реального времени (без участия человека или с его участием в качестве
контролера), позволяющей решать, как минимум, следующие задачи:
-
получение и анализ информации о внешней среде, схемах и режимах энергосистемы;
-
оценка технического состояния системы и формирование модели устойчивого
текущего режима;
-
эквивалентирование сети для расчетов результирующей
устойчивости;
-
расчеты статистической и динамической устойчивости и определение допустимых
значений перетоков по отдельным сечениям сети;
-
представление и отображение информации на рабочих станциях контролеров
(диспетчеров) и диспетчерских пунктах;
-
оценка и ведение
текущего режима по условиям надежности, безопасности и операционной
эффективности;
-
информационная поддержка диспетчеров (оперативный баланс мощности,
распределение резервов, состояние оборудования и др.); анализ аварийных ситуаций
и формирование плана нормализации послеаварийного режима (советчик диспетчера);
-
проверка допустимости разрешения оперативных и аварийных ремонтных заявок;
-
обеспечение функционирования технологий балансирующего рынка электроэнергии и
мощности;
-
обеспечение функционирования рынка системных технологических услуг;
-
расчет дозировки управляющих воздействий противоаварийной автоматики;
- координация настройки устройств противоаварийной автоматики (ПА);
-
автоматическое регулирование напряжения и реактивной мощности;
автоматическое регулирование частоты и активной мощности;
-
прогнозирование баланса нагрузки систем и ее распределения;
контроль (мониторинг) состояния систем режимного и противоаварийного
управления, исполнения оперативных команд диспетчеров и управляющих воздействий
устройств автоматического регулирования (напряжения, частоты, мощности) и ПА и др.;
-
оценка экономической эффективности системы;
-
самопополнение, обновление и хранение базы данных о
состоянии системы и принятых решениях по ее управлению; прогнозирование
параметров системы на текущий и будущие периоды ее
функционирования.
Отдельные
элементы подобной интеллектуальной управляющей инфраструктуры уже создаются
отдельными компьютерными компаниями, например IВМ, где разрабатываются
динамические инфраструктуры, гибкие и модульные, отвечающие любым потребностям,
в том числе и требованиям управления ИЭС.
Основными
элементами этих динамических инфраструктур являются:
виртуализация и сервис-ориентированная
архитектура (SОА);
- программное обеспечение как сервис (Grid Computing and Software as a
Service);
-
интегрированный комплекс информационных ресурсов (Cloud Computing), который уже
существует на рынке.
Однако
эффективное применение подобных интеллектуальных управляющих систем возможна только в соответствующих технологических
инфраструктурах, требованиям которых реальные инфраструктуры отечественной
энергетики не полностью соответствуют.
5) Концепция создания ИЭС рассчитана на увеличение совокупности
потребляемых энергетических ресурсов, имеющих непостоянный, но возобновляемый
энергетический потенциал во времени, что характерно для нетрадиционных
источников энергии — солнца, ветра, приливов и отливов и др. Эффективное их
использование требует разработки новых, гибких стратегий управления режимами
энергетических систем, удовлетворяющих не только требованиям получения
минимальных затрат, на и технологической безопасности оборудования, статической
и динамической их устойчивости.
Нетрадиционные
источники энергии в российской энергетике используются в весьма малой степени
(в пределах 1%) и, как правило, не имеют электрических связей с
энергосистемами, являясь децентролизованными и
маломощными. Присоединение их к существующим энергосистемам с весьма малой и
удаленной непостоянной нагрузкой при устаревшей технической инфраструктуре
существующих энергосистем экономически нецелесообразна и весьма рискованно,
поскольку приводит к изменению режима работы основного оборудования
энергосистем (увеличение его пусков и остановок, рост термодинамических
нагрузок, вызывающих усталость оборудования), снижению надежности его работы и
другим последствиям.
Малая
доля применения нетрадиционных ВИЭ в российской энергетике в настоящее время
объясняется, в первую очередь, указанной выше экономической причиной: потенциальные
экономические выгоды минимальны, а риски реальны и последствия их проявления в
энергосистемах весьма высокие.
Поэтому
создание интеллектуальных энергосистем позволило бы существенно повысить
использование возобновляемых источников энергии в отечественной энергетике и в
целом повысить энергетическую безопасность страны.
6)
Управление интеллектуальными энергосистемами требует высочайшей квалификации
управленческого персонала и строжайшего соблюдения технологической дисциплины,
независимо от того, какие функции он будет исполнять: непосредственного
участника процесса управления или контролера.
Существующая
система превалирования личных экономических интересов собственников компаний
над общественными интересами не позволяет использовать высокий экономический и
технологический потенциал отечественной энергетики в интересах общества в
целом. Об этом свидетельствуют катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, аварии с
самолетами в авиационных компаниях и шахтах страны, где ради высокой прибыли
собственников управленческий персонал часто пренебрегает безопасностью, не
соблюдает технологические регламенты и требования по сервисному обслуживанию
оборудования, нанося тем самым непоправимый ущерб технологическому имиджу
России.
Стратегия практической реализации концепции интеллектуальных
энергетических систем в отечественной
электроэнергетике
В настоящее время в стране
сложилась уникальная ситуация, когда одновременно и в кратчайшие сроки
требуется технологическое перевооружение отечественной электроэнергетики,
резкое снижение энергоемкости выпускаемой продукции и оказываемых услуг, а
также увеличение доступа населения к электроснабжению в регионах, не охваченных
централизованным энергоснабжением.
Решение
этой триединой задачи, по-нашему мнению, можно осуществлять на совершенно новой
технологической базе, соответствующей требованиям информационной экономики,
основой которой является широкая интеллектуализация всех сфер отечественной
экономики.
Электроэнергетика
является основной системообразующей отраслью национальной
экономики, обеспечивающей ее безопасность в широком смысле этого понятия
вследствие существенных потребительских преимуществ ее продукции (прежде всего
электрической энергии) перед другими видами энергоносителей. В общем балансе
используемых энергоресурсов страны за 2006 год (1635,1 млн т у.т.) электроэнергия
занимает 20,1%, но в общем объеме их конечного потребления (981,5 млн т у.т.) — 34,4%, то есть
находится на первом месте, опережая другие энергоресурсы, что соответствует
общей тенденции развития мирового ТЭКа. Однако удельное потребление
электроэнергии на душу населения в России (6970 кВт·ч/чел.
в 2008 году) еще значительно меньше, чем в развитых странах мира (13 350 кВт·ч
/чел. в США и 19 960 кВт·ч /чел. в Канаде в 2008 году). Более
того, прогнозируемое в Энергетической стратегии России (ЭСР) в 2030 году
удельное электропотребление на душу населения в России, составляя 12 430 15 460
кВт·ч/чел. [4], только выводит уровень электровооруженности
среднего российского гражданина на уровень электровооруженности
среднего гражданина США, достигнутый им в 2008 году, и будет существенно меньше
уровня электровооруженности 2008 года средних граждан
Канады (19 960 кВт·ч /чел.) и Финляндии (15 420 кВт·ч
/чел. в год) — стран, близких нам по климатическим условиям.
Приведенное сравнение существующего уровня электровооруженности
граждан России и некоторых развитых стран мира со схожими климатическими
условиями жизни населения лишний раз свидетельствуют о том, что прогнозируемые
ЭСР — 2030 уровни электропотребления в стране к 2030 году не соответствуют
будущим требованиям развития технологического уклада и не могут вывести Россию
к этому сроку на уровень экономического развития передовых стран мира.
Следовательно, для реализации стратегии действительно инновационного развития
страны в новых рыночных условиях, провозглашенной ее руководством, нужна другая
Национальная программа инновационно-интеллектуального
развития электроэнергетики России (НП ИНИРЭР), о необходимости комплексной
разработки которой говорят многие специалисты.
Отличительными особенностями национальной программы ИНИРЭР по
сравнению с ЭСР — 2030 должна быть подробная разработка потребности в энергии
по ее видам не только в масштабе страны, но и по каждому ее субъекту, а также
конкретная привязка новых энергетических мощностей к определенным регионам с
подробными их технико-экономическими
характеристиками и указанием конкретных источников инвестиций, сроков их
представления, ответственных лиц за реализацию инвестиционных проектов
конкретных энергетических объектов и их конечные результаты. Сегодня в условиях
жесткой конкуренции стран на мировых рынках нужны конкретные дела и эффективные
результаты хозяйственной деятельности, а не благие намерения с декларативными
расплывчатыми целями и задачами.
Целесообразность и необходимость разработки новой национальной программы инновационно-интеллектуального развития электроэнергетики
страны определяется многими объективными условиями и факторами социального и экономического
развития как мировой, так и отечественной
электроэнергетики, в числе основных из которых следующие:
-
повышение конкурентоспособности стран, являющихся частью глобальной
экономической системы, в настоящее время определяется, главным образом, высокой
производительностью труда и наивысшим качеством производимой ими продукции, в
свою очередь обеспечиваемыми уровнями электрификации
производственно-технологических процессов стран;
-
электрическая энергия по сравнению с другими видами конечных энергоносителей
является наиболее технологически и экономически приемлемой практически для
любого технологического процесса, используемого в современных и будущих
производственных, сервисных и бытовых процессах, в силу своей абсолютной
делимости, возможности регулирования режима ее потребления, производства и
передачи на любые расстояния;
-
электрическая энергия по сравнению с энергоносителями органического характера
(нефтью, природным газом, углем, биомассой и др.) является экологически чистым
и социально безопасным продуктом;
- электрическая энергия является субстанцией, наиболее приемлемой
для создания интеллектуальных энергетических систем будущего, позволяющих в
максимальной степени согласовывать меняющийся спрос на электрическую нагрузку
многих сотен тысяч мелких и крупных потребителей с оптимальным режимом ее
производства на множестве генерирующих электростанций большой и малой мощности
с разными эксплуатационными характеристиками, использующими десятки различных
первичных энергетических источников, включая возобновляемые энергоресурсы,
возможность получения большой части которых во времени непостоянна [2]. Интеллектуальные энергосистемы будут также
способствовать продвижению инноваций в энергетику в не
меньшей степени, чем сделал это Интернет для развития информационно-вычислительных
технологий;
-
использование электрической энергии в районах с децентрализованным
электроснабжением или с его полным отсутствием имеет огромное значение и для
решения демографической проблемы страны, которая позволяет реализовать и
другие, не менее важные для страны стратегические цели и задачи, какими
являются проблемы обеспечения национальной геополитической безопасности;
- наконец, крайне неудовлетворительное технологическое состояние
отечественной электроэнергетики и отсутствие должной системы управления ею, о
чем свидетельствует весьма болезненная для экономики и престижа страны
крупнейшая в истории отечественной гидроэнергетики авария на Саяно-Шушенской
ГЭС, требует не только срочной разработки национальной программы ИНИРЭР на
новой технологической основе, но и незамедлительного совершенствования
технологий управления производством, транспортом, распределением и потреблением
электрической и тепловой энергии согласно концепции и стратегическим
целям развития электроэнергетического комплекса, соответствующим требованиям
информационного и универсального экономических укладов, о которых говорилось в
[2].
Суммарная
установленная мощность электростанций России за почти двадцатилетний период
(1991—2008) изменилась незначительно и составила к началу 2009 года 224,9 млн кВт, однако в связи с аварией
на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года этот показатель уменьшился на 6,4 млн кВт. Средний ввод мощностей за десятилетний период
(1995—2005) в стране составлял всего 0,33 млн
кВт в год, в то время как в других странах мира, имеющих самый большой
электроэнергетический потенциал, он находился в пределах от 0,67 млн кВт в год в Канаде до 24,25 млн
кВт в год в Китае, а среднее значение ввода новых энергетических мощностей в
мире в период 1995—2005 годов составляло 9,47 млн кВт в год, то есть в 28,7 раза (!) больше, чем
вводилось в России.
Результаты
развития технологической базы электроэнергетики, полученные на основе сравнения
производства и потребления электрической энергии указанными странами, еще менее
утешительны: по среднему приросту производства электроэнергии за 1995—2008 годы
Россия отстает от среднего мирового ее прироста в 43 раза (!). Следует также
заметить, что наименьшие темпы прироста производства электроэнергии за этот
период имели Германия, Франция и Великобритания (от 7,30 до 9,09 млрд кВт·ч
в год), однако, в отличие от России, в этих странах отмечается 100% -й уровень электрификации своей территории, они проводят
активную энергосберегающую политику и быстрыми темпами увеличивают
использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
О
неудовлетворительном состоянии технологического потенциала российской
электроэнергетики свидетельствуют также и данные, согласно которым практически
все основные технологические параметры, характеризующие технологический и
экономический потенциал электроэнергетики, изменились с 1990 года в худшую
сторону, что существенно снизило технологический уровень отечественной
электроэнергетики по сравнению с мировым ее уровнем.
Основными
причинами такого неудовлетворительного состояния технологической базы
отечественной электроэнергетики, по нашему мнению, являются следующие:
-
высокий износ энергетического оборудования электростанций всех типов и систем
транспорта, передачи и распределения электрической и тепловой энергии,
составляющий по официальным данным в среднем 56%, а по оборудованию
электрических и тепловых сетей до 80%;
- низкая инновационно-инвестиционная
активность акционированных и приватизированных энергетических предприятий
вследствие превалирования частных интересов над интересами корпоративными и
общественными;
-
несоблюдение технических регламентов и правил эксплуатации и сервисного
обслуживания энергетического оборудования, приводящее к снижению его надежности
и безопасности в эксплуатации, о чем неоднократно предупреждали многие эксперты
[5—7], однако их обоснованные тревоги не принимались во внимание;
- не соответствующая требованиям инновационной экономики структура
генерирующих мощностей отечественной элёктроэнергетики, в которой в течение
последних двадцати лет не вводились мощности новых типов АЭС, а только
модернизировались старые их типы, построенные в течение 70—80-х годов прошлого
века; не строились новые ГЭС, за исключением ввода двух гидроагрегатов
мощностью 350 МВт на Богучанской ГЭС; не
появилось на тепловых электростанциях ни одного блока на сверх-
и ультракритические параметры, которые в массовом
масштабе вводятся на электростанциях Китая, США и стран Европы, а также
крупномасштабных парогазовых и газопаровых блоков, за исключением двух блоков
на Южной ТЭЦ и Северо-Западной станции ТГК-1. Следствием этого является
устаревшая структура существующих мощностей ТЭС России, технико-экономические
параметры которых не соответствуют современным стандартам по энергетической и
экологической эффективности, а также по гибкости регулирования их нагрузки;
-
искусственный дефицит инвестиционных ресурсов, главной причиной которого
является не заниженный уровень тарифов на энергию, которые постоянно растут
более быстрыми темпами, чем уровень инфляции в стране, а «нецелевое,
непрофильное использование финансовых средств», имеющихся в распоряжении
энергетических компаний [5, 8];
- конфликт экономических интересов вновь созданных в ходе
реформирования отечественной электроэнергетики энергетических компаний,
работающих в конкурентных секторах энергетического рынка (генерация и сбыт
электростанций) и регулируемых секторах (магистральные и распределительные
сети, диспетчеризация), имеющих монопольный характер, о возможности которого
предупреждали многие эксперты (в частности, Нобелевский лауреат по экономике
Дж. Стиглиц), и который в явной форме стал
проявляться в деятельности компаний, осуществляющих транспорт, передачу
и распределение электрической энергии и ее сбыт;
-
отсутствие профессиональных знаний у персонала многих энергетических компаний,
и особенно их менеджмента, поскольку рыночные отношения вытеснили из
руководства компаний профессионалов-энергетиков [5], что ведет
электроэнергетику страны к повторению американской аварии.
К
сожалению, этот прогноз в российской электроэнергетике «оправдался» с большими
потерями дважды: авариями на подстанции Чагино в Мосэнерго в мае 2005 года и в августе 2009 года на
крупнейшей гидростанции страны — Саяно-Шушенской ГЭС. Хотелось бы верить, что,
наконец, будут сделаны соответствующие выводы из последней аварии и приняты
конкретные меры по повышению не только технологического, но и кадрового
потенциала отечественной электроэнергетики, имеющего при управлении сложными
техническими системами решающее значение на всех этапах — проектирования,
создания, строительства, поставок оборудования, его монтажа и эксплуатации;
-
и, наконец, слабость государственных механизмов правового и технологического
регулирования и контроля производственно-технологической деятельности
электроэнергетических компаний, несмотря на многочисленность созданных
различных ведомств (Министерства энергетики, Ростехнадзора
и др.), в обязанности которых входят указанные функции.
Для
принципиального изменения интеллектуально-технологического потенциала
отечественной электроэнергетики, отвечающего мировым стандартам, требуется не
только простое устранение указанных выше причин, но и разработка новой
концепции национальной программы ИНИРЭР, основой которой будут ИЭС, а также
новой стратегии ее реализации, методологические принципы которых предлагаются
ниже.
Литература
1.
Окороков Р. В. Интеллектуальные системы - средство управления режимом
электроснабжения на энергетическом рынке / Сб. «Экономика, экология и общество
в 21-м столетии». Труды 7-й Межд. научно-практ.
конф. Часть 11. Изд-во Политехн.
ун-та, 2005. С. 124—125.
2.
Окороков В. Р., Волкова И. О., Окороков Р. В. Интеллектуальные энергетические
системы: возможности и эффективность. Часть 1. Технологические и
социально-экономические основания их создания //Академия Энергетики. 2010. С. 56—64.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от
17 ноября 2008 г.,
1 662-р). М., 2008.
4.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г., 1715 - р.). М., 2009.
5. Кудрявый
В. Пути реформы неисповедимы // Мировая энергетика. 2008. №5 (56). С. 14—16.
6.
Белов И. Управление производственными фондами в энергетике: качество ремонтных
работ и поддержание надежности // Энергорынок. 2005.
№6. С. 47—51.
7.
Кощеев Л. А., Семенов В. А. Системные аварии в западном
энергообъединении США // Электричество. 1997. №10. с.
24—28.
8.
Рясин В. И. Энергетическая безопасность региона в
условиях реформирования электроэнергетики. Иваново: Иван.
гос. ун-т, 2005.216 с.