Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

Необходимость продолжения реформ в электроэнергетике
 

Необходимость продолжения реформ в электроэнергетике

Григорьев А.В.

 

 
Рассмотрены очевидные аспекты дезорганизации управления электроэнергетикой, вызванные реформированием отрасли

Рассмотрены очевидные аспекты дезорганизации управления электроэнергетикой, вызванные реформированием отрасли. Отмечена принципиальная противоречи­вость коммерческих интересов разрозненных энергокомпаний и задач надёжного и бесперебойного энергоснабжения потребителей по снижающимся в перспективе тарифам на электроэнергию и тепло. Обоснована необходимость дальнейшего ре­формирования электроэнергетики.

 

Ключевые слова: электроэнергетика, реформа отрасли, вертикальная интег­рация, конкурентный рынок, тарифы, энергоснабжение.

 

Президент России Д. А. Медведев в марте 2011 г., на одном из публич­ных совещаний при оценке работы от­расли охарактеризовал мотивы действий электроэнергетических компаний, созданных в результате реформирования электроэнергетики, стремлением «мак­симально "отжать" доставшиеся от го­сударства активы электроэнергетики». Очевидно, что таким образом Прези­дент дал неудовлетворительную оценку функционированию электроэнергетики России и указал на плачевный результат свершившегося её реформирования, основными заявленными целями которого были: повышение эффективности предприятий отрасли, стимулирование инвестиций; обеспечение надёжного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Сказано было на том совещании и о росте тарифов: по сравнению с 2000 г. они выросли в 3 раза. Президент не уточнил, какие именно тарифы он имел в виду. В отдельных же конкрет­ных случаях дело обстоит гораздо хуже, например, в публикации [1], как об одном из результатов реформирования электроэнергетики, сообщено о росте тарифа для населения в 10 раз за 10 лет, с 2000 по 2010 г. При названном росте тарифов и уже признанной всеми неизбежности дальнейшего их роста, при известной проблематичности с инве­стициями и очевидными проблемами повышения надёжности энергоснабже­ния говорить о позитивном сдвиге в эф­фективности электроэнергетики не при­ходится, и с мнением Президента мож­но лишь солидаризироваться.

Куда же уходят гигантские, безмерно нарастающие средства, получаемые энергетическими компаниями? И это при том, что по сравнению с дореформен­ным периодом из расходов компаний исключены затраты на содержание хо­рошо ранее развитой отраслевой научно-технической и социальной ин­фраструктуры — системы отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов, сети учебных комбинатов по подготовке и повышению квалификации специалистов отрасли, отлаженной сис­темы разработки ведомственной нор­мативно-технической документации и обеспечения ею предприятий отрасли, достаточного числа лечебных профи­лакториев и других санаторно-курорт­ных учреждений, домов культуры, баз отдыха, детских лагерей отдыха и т. п.

И несмотря на такое сокращение расходов на научно-техническое и соци­альное обеспечение отрасли в условиях нынешнего безудержного роста тари­фов, от представителей компании мож­но ещё нередко слышать о недостатке средств на ремонт и диагностическое обслуживание энергооборудования. Значит, те средства, которые раньше затрачивались на благосостояние работников отрасли, на развитие электроэнергетики и поддержание ее науч­но-технического уровня теперь расхо­дуются на другие цели. Интересно, на какие? Так, в [2, 3] называется 10-кратный рост расходов на управление, а в [1] указывается: «доля затрат на персонал в составе тарифа за постперестроечные годы значительно выросла, при­чём в большей степени за счет роста, как минимум в 2,5 раза, управленческого персонала и кратного увеличения зарплаты высших менеджеров».

Значит, всё, что раньше расходова­лось на научно-технические и социаль­ные нужды отрасли и, видимо, ещё часть средств на ремонт оборудования, теперь растрачивается на содержание безмерно разросшегося управлен­ческого персонала? А в чём же смысл такого перераспределения средств — ведь признаков улучшения работы от­расли нет. Более того, во многих публи­кациях компетентных в электроэнерге­тике специалистов отмечается масса весьма негативных последствий рефор­мирования отрасли.

Кто-то же должен в этом разобрать­ся по долгу службы? И вообще, кто те­перь в штатном порядке отслеживает финансовые результаты деятельности отрасли в целом, и с кого можно спросить за них?

Если посмотреть на структуру от­расли после её реформирования, представленную на интернет-сайте www.rao-ees.ru/ru/reforming/, то возникает вопрос: каким же органом осуществляется руководство отрасли в целом?

Во главе структуры, указанной на рисунке, поставлены рынок элек­троэнергии и администратор торговой системы. Понятно, что ни рынок, ни торговый администратор не могут ру­ководить отраслью. Также не могут ру­ководить отраслью в целом сетевые компании и системный оператор - у них свои узкие отраслевые задачи.

А кто же в отрасли в целом, в штат­ном и специально организованном по­рядке, должен вести регулярный сбор информации, требующейся для много­аспектного анализа её деятельности, разрабатывать на этой основе и осуще­ствлять единую в отрасли техническую политику и стратегию развития отрасли, ставить и претворять в жизнь задачи на­учно-технического прогресса отрасли? Ни один из элементов приведённой схе­мы отрасли не годится для исполнения таких задач. Что же это за отрасль — «без руля и без ветрил»?

Или же теперь общеотраслевые ре­зультаты и общеотраслевые задачи никому не нужны: пусть каждая энер­гокомпания разбирается в результатах и задачах своей деятельности? Судя по тому, как свёрнуто информационно- аналитическое обеспечение отрасли (имеется в виду выполнявшаяся ранее в штатном порядке работа по разработке и доведению до эксплуатационного пер­сонала единых в отрасли директивных, распорядительных, инструктивных и ин­формационных материалов), дело об­стоит именно так. Такая мысль косвенно подкрепляется и тем фактом, что отрасль даже не представлена в Интерне­те собственным интернет-сайтом.

В Интернете электроэнергетика фи­гурирует лишь как направление деятель­ности Министерства энергетики в ряду более десятка других разных направ­лений. На интернет-странице электроэнергетики в разделе «Структура и организации» лишь перечислены су­ществующие ныне акционерные энер­гетические компании — в структуре отрасли нет руководящего органа! В разделе «Документы» представлен лишь один приказ Министерства энерге­тики № 136 от 6.05.2009 г. (!), касаю­щийся нормативов запаса топлива на те­пловых электростанциях, и почему-то в объёме только первой страницы прика­за. Такое отражение деятельности от­расли в Интернете является иллюстраци­ей нахождения её в фактически «забро­шенном» состоянии. Очевидно — это есть одна из сторон воплощения кон­цепции дерегулирования отрасли.

В ряде публикаций специалисты указывают на дезорганизацию управ­ления отраслью [4, 5] вследствие её ре­формирования. И неудивительно, по­скольку отсутствует, как следует из интернет-материалов, единый руково­дящий орган отрасли, при отмеченном значительном росте затрат на управлен­ческий персонал. Не парадокс ли это? Ведь эффективное хозяйственное и технологическое управление энерге­тическим комплексом страны пред­ставляется одним из совершенно не­отъемлемых условий обеспечения его надёжного и экономичного функционирования [6].

Характерно и следующее. На ин­тернет-странице электроэнергетики в разделе «Отрасль» сформулирована ключевая задача реформы отрасли - создание конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, но не поставлены задачи для самой отрасли, хотя совершенно справедливо отмече­но, что электроэнергетика есть базовая отрасль российской экономики, устой­чивое развитие и надёжное функциони­рование которой во многом определя­ют энергетическую безопасность стра­ны и являются важными факторами её успешного экономического развития.

Из такого официально выраженного удивительного соотношения приори­тетов — когда важнее реформа, а не собственно отрасль и её задачи, об­разно говоря, «высовываются уши» не афишируемой теневой цели рефор­мы - обеспечить коммерсантам в электроэнергетике условия максималь­ного извлечения из отрасли прибыли.

В этом свете главная задача электро­энергетики прочитывается как предос­тавление коммерсантам таких условий, и становится понятной причина её умал­чивания. Задача реформы — создать условия, задача отрасли — предостав­лять эти условия в непрерывном режи­ме, а далее, как уж получится в рыноч­ной стихии. Только не следует упускать из виду, что цель коммерции — это из­влечение возможно большего дохода, а не надёжное и бесперебойное снабже­ние кого-либо чем-либо.

Законы бизнеса, во всяком случае на неформальном уровне, характери­зуются волчьими повадками. Ещё в ста­родавние времена об этом сказал из­вестный классик теории капитализма. Рынок — это место или сфера деятель­ности, где заботятся не об общем благе, а где каждый воюет сам за себя. В итоге и складывается именно тот образ действий энергокоммерсантов, исходящий из установки, ёмко выра­женной Президентом в указанных в на­чале статьи словах: «максимально "от­жать" доставшиеся от государства акти­вы» (тем более что условия для этого созданы). При этом максимальная ком­мерческая эффективность энергетиче­ских коммерсантов далеко не совпадает с желаемой эффективностью для энер­гопотребителей и для государства.

Сложившиеся в настоящее время обстоятельства дают основания с сожа­лением констатировать, что отрасль, на­ходившаяся до её реформирования в рамках вертикально-интегрированного централизованного управления с сис­темой жёсткого технического и тех­нологического контроля функциони­рования и обладающая высоким уров­нем надёжности, теперь раздроблена на множество частей, не связанных еди­ным управлением и предоставленных стихийному существованию. Анализ ны­нешних взаимоотношений вновь об­разовавшихся энергокомпаний привёл к неутешительному выводу: «в средне­срочной перспективе жёсткое разделе­ние бизнеса предприятий естественных монополий, для условий реальной эко­номической практики, в чистом виде нежизнеспособно» [7]. Можно ли при этом рассчитывать на эффективное функционирование отрасли в целом и на предотвращение крупных провалов в энергоснабжении потребителей? — Вопрос уже риторический.

Главной задачей дореформенной отрасли являлось надёжное и бесперебой­ное энергоснабжение потребителей. Стратегическая же цель каждой из многочисленных электроэнергетических компаний, возникших после реформы, заключается в достижении финансовой безопасности путём реализации сле­дующих частных целевых установок: роста стоимости компании, увеличения финансовой эффективности, повышения финансовой устойчивости [8] — всё это, конечно, неплохо, но финансовая безо­пасность и эффективность не связана напрямую с надёжным и бесперебой­ным энергоснабжением.

Не так далеко, чтобы забыть, ушли 90-е годы прошлого века, когда энерго­снабжение осуществлялось в условиях безудержного роста цен на топливо, замороженных тарифов на электро­энергию и массовых неплатежей, когда по финансовым соображениям во мно­гих случаях было бы выгоднее вообще прекратить энергоснабжение. Но, опи­раясь на всю свою совокупную мощь и высокий организационно-технический уровень, бывшая тогда единой электро­энергетическая система России выстоя­ла и не допустила провала энергоснаб­жения, правда, не без потерь, — были потеряны ресурсы на развитие (из себе­стоимости была исключена инвес­тиционная составляющая), был сильно истощён ресурс энергооборудования, вследствие замораживания процесса его обновления [9].

В тот период новейшей истории России состоялся первый этап, по вы­ражению Президента, «отжатия» ре­сурсов отечественной электроэнергети­ки. В настоящее же время осуществля­ется следующий этап «отжатия», только теперь наряду с ресурсами самой от­расли «ожимаются» и ресурсы энерго­потребителей, как в прямой форме — из-за роста тарифов, так и в скрытой форме — из-за раскручивания спирали инфляции.

В обстоятельной аналитической пуб­ликации [10] свершившийся процесс реформирования электроэнергетики с переходом её к конкурентному рынку назван очень подходящим для такого случая понятием «дерегулирование электроэнергетики». В статье выражено убеждение в необходимости признать эту реформу ошибкой.

А можно ли при концептуальном подходе рассчитывать на позитивный для всеобщего блага результат, если, для того чтобы его получить, идти путём ра­дикального отрицания, разлаживания и разрушения всего добротно созданного созидательным трудом предшеству­ющих поколений, когда благие намере­ния осуществляются действиями, обо­значенными словами с характерной, не­сущей негативную окраску приставкой «де», — дезинтеграция, дерегулирова­ние, и, как следствие, дезорганизация и деградация? И это в сфере деятель­ности, которая имеет всеми призна­ваемое важнейшее социально-полити­ческое значение для государства и тре­бует в силу своей технической и технологической сложности высочай­шей организации и строжайшего регла­ментирования. Видимо, всё-таки верна известная крылатая фраза «История нас учит тому, что ничему не учит». Но, как известно, она (история) наказывает за пренебрежение уроками.

В заключение отметим, что в течение последних 8 лет о негативных послед­ствиях дерегулирования электроэнерге­тики не только в России, но и в других странах написано компетентнейшими специалистами более чем достаточно. Последует ли, наконец, со стороны политических кругов и хозяйственных органов нашей страны необходимая реакция, способная пресечь негативные явления в электроэнергетике? Или же всё будет предоставлено воле непред­сказуемого, стихийного развития, пока ситуация в экономике не станет чрез­вычайной?

 

Выводы

1.      Чтобы и дальше не усугублять опасные негативные последствия де­регулирования электроэнергетики, не­обходимо на уровне политических и хозяйственных руководителей России принять незамедлительные, решитель­ные и действенные меры по исправле­нию допущенных серьёзных ошибок в электроэнергетике — отрасли, важней­шей для безопасности и благосостояния государства и его граждан. В частности, следует восстановить утраченное един­ство отрасли, выражающееся в цен­трализованном едином руководстве, вертикальной интеграции, единой тех­нической политике, интегрированной в масштабе отрасли ответственности за надёжное и бесперебойное энерго­снабжение потребителей.

2.      Главной задачей дальнейшего реформирования электроэнергетики должно быть повышение эффектив­ности экономики и благосостояния граждан страны, в том числе и через эффективную электроэнергетику.

3.      При проведении всех преобра­зована в государстве, позиционирую­щем себя как социальное (статья 7 Кон­ституции РФ), на первом месте должны стоять интересы экономической эффек­тивности, а не политическая задача соз­дать во что бы то ни стало конкурент­ные отношения везде и во всём.

 

Список литературы

1.       Савченко В. К. Нормирование труда в электроэнергетике — важней­ший инструмент управления отраслью / / Электрические станции. 2010. № 9. С. 77 - 79.

2.       Кудрявый В. В. Энергетика рабо­тает с перенапряжением // Новая газе­та. 2.09.09. № 96.

3.       Кудрявый В. В. Электроэнергетика России в период кризиса // Электро. 2009. № 2. С. 2 - 6.

4.       Лукерчик О. Н. Легенды и мифы о свободной конкуренции / / Энерго- Рынок. 2010. № 10. С. 24 - 25.

5.       Кузовкин А. И. Энергетический кризис и энергореформа в России: кон­куренция вместо надёжности // Вести в электроэнергетике. 2006. № 3. С. 83 - 99.

6.       Волков Э. П. О стратегии развития электроэнергетики России / / Электри­ческие станции. 2007. № 11. С. 32 - 42.

7.       Трачук А. В. «Новая вертикальная интеграция» в реформированной элек­троэнергетике // Энергетик. 2010. № 8. С. 6 - 9.

8.       Клочкова Н. В. Управление финан­совыми ресурсами электроэнергети­ческих компаний на рынке // Академия Энергетики. 2009. № 1. С. 72 - 79.

9.       Дьяков А. Ф., Платонов В. В. Единая электроэнергетическая система России в период рыночных преобразова­ний: учеб. пособие. — М.: Издательство МЭИ, 2003.

10.   Воротницкий Ф. Э. Анализ оте­чественного и зарубежного опыта ре­формирования электроэнергетики / / Электрические станции. 2010. № 12. С. 45 - 50.

 

 

 

 

 

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Григорьев А.В. Необходимость продолжения реформ в электроэнергетике. Энергетик, №  2,  2012.– С.6-8.
Материал размещен на www.transform.ru: 28.03.2012 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????