Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

Электроэнергетика и Власть. Противоречия, упущенные возможности. Проблемы энергетической и общей безопасности. Что делать?
 

Электроэнергетика и Власть. Противоречия, упущенные возможности. Проблемы энергетической и общей безопасности. Что делать?

М.М. Пчелин, ветеран энергетики, лауреат премии Совета министров СССР

 

 

Нельзя не говорить с болью и тревогой о том, что электроэнергетика нашей страны, в течение многих лет занимавшая передовые позиции и признанная лучшей в мире по надежности и экономичности, находится сегодня на задворках научно-технического прогресса, а по основным количественным показателям не дотягивает даже до уровня 1990 г.

В условиях нового государства — Российской Федерации, в результате целенаправленно разрабо­танных и необдуманно проведенных реформ элект­роэнергетики, одобренных Государственной Думой и введённых в действие властными структурами, единый электроэнергетический комплекс — ЕЭС России, был разрушен, несмотря на аргументи­рованные возражения признанных специалистов в сфере электроэнергетики и экономики страны, а также опыт развития мировой энергетики.

В результате прекратилось синхронное функци­онирование и развитие его важнейших составляю­щих (наука и проектирование; перспективное пла­нирование, строительство, монтаж и пуско-наладка; вводы новых мощностей, эксплуатация и ремонт). При этом ни одна из обещанных «благородных» целей и идей реформы не была достигнута. Не по­явились инвестиции, не увеличились вводы новых мощностей, не улучшились технико-экономические указатели, недопустимо медленно проводится модернизация, реконструкция и техническое перевооружение отрасли.

Блестящий анализ процессов, происходивших в энергетике в период 1990 — 2008 гг. в сопоставлении с советским периодом, дан в статье вид- эго энергетика страны профессора, доктора техн. наук В. В. Кудрявого «Электроэнергетика России сравнении с советским и зарубежным опытом», (см. «Экономическая и философская газета»,№  38,39 за 2008 г.). Он мужественно на всех уровнях правления в течение всех лет подготовки и проведения так называемой «реформы» электроэнергетики отстаивал и продолжает отстаивать сохранение целостности её технологического потенциала интересов развития.

Им же предлагаются в этой статье и конкретные меры по выводу электроэнергетики из глубокого кризиса. Однако эти меры до настоящего времени не удосужились внимания ни Комитета по энергетике Госдумы прежнего состава, ни соответствующих комитетов Совета Федерации РФ, [и разных уровней управления развитием экономики страны, ни обслуживающих их научно-технических сообществ, хотя и рассматривались ими. Такая же участь постигла разработки и предложения многих других специалистов, крайне обеспо­коенных будущим страны и ведущей отрасли её экономики — электроэнергетики.

Вот как характеризует В. В. Кудрявый разви­тие электроэнергетики страны от плана ГОЭЛРО до начала 90-х годов прошлого столетия: «Российский энергохолдинг характеризовали: высокий уровень параметров на электростанциях и в электрических сетях; не имеющий аналогов объём теплофика­ции в городах; народно-хозяйственная оптимиза­ция инвестиционных программ и режимов работы электростанций; противозатратная (норматив­ная) система планирования показателей работы. Энергокомплекс был оснащен отечественным обору­дованием, объединён развитой сетевой инфраструк­турой на высоком и сверхвысоком напряжении, пос­троенной по наиболее дешёвому оптимизационному принципу. Это обеспечивало один из самых низких тарифов на электроэнергию для промышленности и населения.

Чрезвычайно важно, что электроэнергетика устойчиво работала в режиме самофинансирования не только текущей деятельности, но и расширенного воспроизводства без бюджетных вливаний и вне­шних займов».

А вот, что представляет собою электроэнерге­тика сегодня при продолжающемся разрушитель­ном влиянии «нанореформ»: «Непрофессионализм управления, затратная сущность преобразований, дезинтеграция региональных энергокомплексов, ликвидация основного научного, проектного, строй-монтажного и ремонтного потенциалов привели к беспрецедентной деградации отрасли, чего не было ни в одной стране. Кроме указанного, налицо катаст­рофическое снижение надёжности... Происшедшее субъективно связано с потерей влияния государс­тва на деятельность энергохолдинга и дочерних энергокомпаний (квалификация и ответственность государственных представителей). При этом объек­тивных условий для этого не было. Последние пол­века, включая переломные моменты в истории своих стран, именно государственное управление электро­энергетикой оказало решающее влияние на выпол­нение приоритетных национальных программ».

И далее на основе проведенного анализа В. В. Кудрявый делает вывод, что «многолетний успешный опыт функционирования государствен­ных энергокомплексов показывает, что для фон­доёмких, наукоёмких видов бизнеса, тем более отраслей жизнеобеспечения, государственная регу­лируемая монополия является наиболее эффектив­ной с точки зрения снижения социально-экономи­ческих рисков. Представляется, что при реализации инвестиционных программ общегосударственного значения, требующих координации десятков отрас­лей экономики в сфере производства, науки, образо­вания, альтернативы государственному управлению в электроэнергетике нет. Конечно, это не отменяет варианты частно-государственного партнёрства и полной передачи на тендерной основе частным компаниям отдельных, лицензируемых услуг».

Не менее представительный анализ состояния, проблем функционирования и развития электро­энергетики дан в трудах профессора, доктора техн. наук В.В.Платонова, (см. журнал «Новости элек­тротехники», № 1 за 2009 г.) и другие его работы; профессора Б. И. Нигматулина, эксперта ООН А. А. Максимова и многих других. В этих работах, как и в отчётах о результатах функционирования электроэнергетики за 2001 — 2011 гг. (см. отчётность Росстата, бывш. РАО ЕЭС, Минэнерго России, ОАО «СО ЕЭС России», и др.), а также в некоторых мате­риалах работы «противоречивой» Госдумы и Совета Федерации РФ доказало, что фактический отказ государства от управления отраслью, является стратегической ошибкой.

И это не удивительно, так как сроки оку­паемости капиталовложений в энергетическое строительство при перекосах действующих цен на оборудование, материально-технические и энер­гетические ресурсы, на транспортные и другие услуги различных организаций, а также на прочие затраты зашкаливают сегодня за 15 — 18 лет. В совет­ское время строительство энергообъектов, включая и АЭС, считалось возможным, если срок их окупае­мости не превышал восьми лет. Однако из-за чрезвычайно высокой стоимости, строительство АЭС в настоящее время должно допускаться, по-види­мому, лишь в отдельных случаях и при обосновании народно-хозяйственной необходимости их сооруже­ния. При строительстве АЭС следует также учиты­вать затраты на вывод их из эксплуатации. По дан­ным специалистов ФРГ эти затраты тождественны затратам на строительство угольной электростанции такой же мощности.

Положение в отрасли сегодня усугубляется ещё и тем, что руководители и ведущие акционеры генерирующих и других энергокомпаний, получив в собственность «лакомые массивы», не желают осознавать меру своей ответственности перед обще­ством за надёжное и эффективное электро- и тепло­снабжение отраслей экономики и населения страны. И это, несмотря на имеющиеся у них инвестицион­ные и другие обязательства по развитию электро­энергетики страны.

Они постоянно взвинчивают тарифы и цены на услуги, используя слабость государственного регулирования, от чего в наибольшей степени стра­дают социально незащищённые группы населения. Всё это при отсутствии надёжных механизмов госу­дарственной, экономической и социальной ответс­твенности бизнеса за результаты своей деятель­ности, создаёт реальную угрозу как энергетической, так и общей безопасности России.

Эти угрозы сегодня постоянно усиливаются из-за недопустимо больших объёмов импортозамещения основного оборудования, которые в элект­росетевом комплексе достигают 70%, а в генерации приближаются к 50%. При этом флагманы отечест­венного энергомашиностроения — всемирно извес­тные заводы ЛМЗ, «Электросила», ТКЗ, ЗиО как и многие другие, включая научно-исследователь­ские и проектные институты, находятся сегодня под влиянием, либо непосредственным управлением «наших» иностранных партнёров, у которых свои коммерческие и геополитические интересы.

В последние годы также расширяется экспансия крупных западных транснациональных компаний, которые, пользуясь хаосом в электроэнергетике страны, скупили значительную часть её активов. Так итальянская компания ENEL владеет 60 % акций ОГК-5 и 49,5% акций энергосбытовой компании «Русэнергосбыт»; финская Фортум приобрела 95% акций ТГК-10, а также 25,66% ТГК-1 и 31% акций Петербургской сбытовой компании. Лакомый кусок, (78,3% акций ОГК-4) отхватила немецкая компания E.ON. Среди её объектов крупнейшая ТЭС в Европе, стратегический объект страны — Сургутская ГРЭС-2 мощностью 5597 МВт, а также Берёзовская ГРЭС мощностью 1600 МВт, Шатурская, Смоленская и Яйвинская ГРЭС. Не плошают и другие компании, приобретая НИИ, КБ, оставшиеся на плаву проек­тные институты, монтажные и пуско-наладочные организации. По приблизительным подсчётам уже в 2008 г. доля российских компаний в электроэнер­гетике, контролируемых иностранцами, составляла не менее 25%. Сегодня её трудно уточнить как из-за закрытости информации, так и из-за постоянных «слияний и поглощений». Однако эта доля посто­янно растёт. Разве нет повода подумать над этим соответствующим органам управления в стране?

И если не принять соответствующих мер на самом высоком уровне управления развитием страны, то электроэнергетика и смежные с ней отрасли уже в недалёком будущем от частичной впадут в полную зависимость от услуг иностранных партнёров. А они совсем не спешат делиться с нами своими научно-техническими достижениями. И вер­нуть её на нужный путь развития с огромным влия­нием и приобретённой в России западными компа­ниями собственностью будет чрезвычайно трудно.

Наивно думать, что интересы иностранных ком­паний, да и некоторых российских тоже, совпадают с интересами инновационного развития и модер­низации нашей электроэнергетики и экономики страны в целом. Так, например, председатель Совета директоров «Э.ОН Россия» С. А. Тазин, пространно рассуждая о премудростях модернизации 8 февраля этого года на конференции РСПП «Модернизация российской энергетики с учётом стратегических интересов инвесторов и государства», сетовал на то, как ему трудно работать в России. «Тарифы здесь такие низкие, что даже не дотягивают до тарифов в США, которые, в свою очередь, значительно ниже западноевропейских». Что ему, пока не ясно, что и где он будет строить, а точнее прикупать. И многое другое, что ему мешает по-настоящему развернуться в России.

Правда он не сказал, что его станции работают на дешёвом российском газе, а прибыль утекает за рубеж; собирается ли он модернизировать пер­вые блоки Сургутской ГРЭС-2; почему третий блок Берёзовской ГРЭС строится по немодернизированному проекту середины 70-х годов прошлого столетия и многое другое, что следовало бы сказать по теме конференции. А модератор конференции, член Совета Федерации РФ В. Е. Межевич, не только не предоставил слово желающим подискутировать с г-ном Тазиным, но даже не разрешил задать ему ни одного вопроса.

Правда, всё это, может быть потому, что г-н Тазин занимал место в Президиуме, хотя в зале были не менее достойные люди, и им было, что ска­зать молодёжи, присутствующей в зале. И не это ли было бы для неё лучшим уроком модернизции? Не стоило бы тратить на это время и занимать объём статьи, если бы не приходилось наблюдать подобные картины на мероприятиях, куда не являются заяв­ленные заранее высокопоставленные руководители, а само мероприятие превращается в обыденную формальность.

И всё же г-н Тазин должен быть доволен. В водовороте предвыборных событий СМИ начали готовить население страны задолго к очередному повышению тарифов, пока только на 12%. Источник запуска находится в том самом «современном топ­ливно-энергетическом комплексе», а затем раскру­чивается по всем секторам (отраслям) экономики и вернётся к населению добавкой к тарифам, но уже в образе инфляции. Чем обосновано такое повы­шение тарифов, населению, у которого за прошед­ший период до очередного регулирования ничего не изменилось, как и у большинства секторов эко­номики, никто не объясняет. Это — тайна «прозрач­ной» по положению Федеральной службы по тари­фам (ФСТ). Но «бедные отрасли ТЭК», сидящие на сверхприбылях, «плачут» и руководство страны к удовольствию г-на Тазина принимает решение о запуске очередного витка инфляции. А что народ? Народ пока «безмолвствует».

Поэтому с очередным повышением тарифов сле­довало бы повременить, хотя бы на годик, и доско­нально разобраться в процессах, которые происхо­дят в экономике страны.

Например, как воспримет экономика и народ предсказания нефтедобывающих компаний, если уровни добычи нефти могут снизиться к 2015 г. с 505 до 450 млн т, а к 2020 г. до 390 млн. т? Или, что будет с экономикой страны и с настроением её насе­ления, если не начать сейчас и немедленно противо­действовать чубайсовским «нанореформам» в элек­троэнергетике страны?

Или подумать над тем, что у людей нашей страны, в каком бы регионе они не проживали, должны быть одинаковые тарифы на услуги естественных моно­полий. Ведь часть их совсем не виноваты, что волею судеб оказались в регионах, где газом и не пахнет или «без остановки на их территории» он мчится напрямую на запад. ...Но для них сегодня сойдёт мазут и прочее, производство электроэнергии и осо­бенно тепла на которых значительно дороже, чем на газе. А газ? Газ по суше и по морю в огромных объёмах, до 200 млрд м при добыче 670,5 млрд м в 2011 г., мчится к нашим западным партнёрам, взамен на «невзаимную любовь» и на ввоз в страну всего того, что мы можем и должны производить сами. А пока в нашей полуразрушенной, неухо­женной стране процветают безработица, инфляция и навязанный экспортной, политикой кризис, кото­рого не было бы и в помине, если бы был открыт «второй фронт» — полнокровная работа отечес­твенных отраслей промышленности, строительс­тва, сельского хозяйства и сферы услуг. Давайте учиться теперь этому у наших бывших учеников из «Поднебесной»...

Следовало бы глубоко задуматься и над тем, что нефти при доказанных запасах и достигнутых объё­мах добычи осталось на 20 — 25 лет, а газа на 80 лет. И разве это не угрожает экономической и общей бе­зопасности нашей страны с её суровым климатом?

К сожалению, в своей статье, «Нам нужна новая экономика», опубликованной в газете «Ведомости» 30.01.12, В.В.Путин не удостоил вниманием эти насущные проблемы развития экономики нашей страны. Не упоминает он в статье ни электроэнерге­тику, ни машиностроение. Они, по мнению авторов публикации, не входят в приоритеты ни «традицион­ного», ни нового «технологического лидерства».

А жаль. Ведь эти две наиважнейшие отрасли, являющиеся локомотивами экономики, ещё долго будут определять процессы экономического и соци­ального развития общества. И неслучайно, что высшие руководители СССР, допускавшие в отде­льные периоды управления неудачные «организа­ционные эксперименты» над её экономикой, почти никогда не позволяли себе этого в отношении элек­троэнергетики и её жемчужины — Единой энерге­тической системы страны. Они понимали истинное значение электроэнергетики для государства и обес­печивали ей приоритетное развитие.

Правда в конце статьи Владимир Владимирович утверждает, что «Новая экономика России — это экономика диверсифицированная, где кроме сов­ременного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сек­тора». При этом под современным топливно-энер­гетическим комплексом следует понимать экспор­тные составляющие нефтедобывающей, газовой и угольной (коксующийся уголь) промышленности и не более того.

Давайте посмотрим на современность геолого­разведки с её приростами запасов на нефтепере­работку с её застывшими показателями глубины переработки. Так в 2010 г. было добыто 504,9 млн. т сырой нефти. Экспорт сырой, (непереработанной), нефти составил 247,9 млн т. Из оставшихся в стране 257 млн. т сырой нефти было получено около 160 млн. т бензина, дизельного топлива и в том числе более 60 млн. т мазута. Значительная часть его также была отправлена на экспорт из-за отсутствия производств по вторичной (глубокой), переработке нефти.

Давайте посчитаем истинную глубину её перера­ботки с учётом экспорта и вынужденной выработки непереработанного мазута из-за необходимости получения бензина, дизельного топлива и других светлых нефтепродуктов для внутреннего потреб­ления, а не ту, которую нам иногда приносит статис­тика. И... прослезимся. Средний же выход светлых нефтепродуктов на многих НПЗ России не превы­шает 55 — 57%, в то время как в США и Западной Европе он более 70%.  Доля углубляющих процес­сов в среднем по РФ составляет 20,3%, что в 3,6 раза ниже, чем в США, и в 2 раза, чем в Западной Европе, (см. журнал «Нефть России» № 1 за 2012 г.).

И разве нельзя принять экономические меры по прекращению этого беспредела, сделав экс­порт сырой нефти невыгодным, простимулировав при этом нефтепереработку? Они же, владельцы всего и вся, при соглашательстве Правительства РФ и попустительстве послушного большинства Госдумы двадцать лет только «страдают» по глубокой переработке нефти, стараясь поскорее отправить за кордон то невосполнимое, что принадлежит всему обществу и на части которого строится сегодня вре­менное относительное спокойствие нации.

Аналогичное положение и в газовой промыш­ленности, когда мы транспортируем и используем газ (на Запад и внутри страны), не извлекая из него ценнейшие продукты (этан — до 6%, пропан — до 4 %, бутан — до 3 %), сырьё для нефтехимии. Не менее удручающая картина и с утилизацией попутного газа. При добыче нефти в Западной Сибири лишь 23 млрд. м попутного газа отправляется на переработку, а остальные 27 млрд. м извлечённого газа сжигается на факелах. И здесь нужны немедленные экономические меры по недопущению к эксплуата­ции месторождений при неготовности производств по комплексной переработке и получению побочных продуктов. О каком таком современном топливно- энергетическом комплексе можно рассуждать после этого, если он является по-существу отсталым сырье­вым придатком мировой экономики, нещадно и бес­контрольно эксплуатируемым его владельцами.

Но вернёмся снова к насущным проблемам электроэнергетики. Неоднократные попытки руко­водителей страны вытянуть её и экономику страны в целом из затянувшегося кризиса посредством орга­низации разработки периодически повторяющихся программ развития (программы, стратегии, гене­ральные схемы, схемы развития, основные поло­жения, основные направления и пр.) продолжают оставаться нереализованными. Одной из причин этого является низкое качество их разработки, вынужденно, временно создаваемыми коллекти­вами. Следует отметить, что в системе управления государством сегодня отсутствуют соответствую­щие организационные структуры и коллективы, спо­собные обеспечивать решение задач развития, как электроэнергетики, так и смежных с нею отраслей на должном уровне и в непрерывном режиме.

Поэтому такая же участь «нереализации», к сожалению, в очередной раз уготована и проекту модернизации электроэнергетики России на период до 2020 г. Её разработчики, используя свои нара­ботки 2001 —2010 гг., не учитывают многих факто­ров очередного провала её реализации, которые перечислены выше. Наряду с этим сегодня к разряду основных факторов следовало бы также отнести:

·        время упущенных возможностей, а это сегодня — самый дорогой ресурс. И эффек­тивно использовать «отпущенную им часть» для действительного преобразования отрасли без ускоренного наращивания потенциала разви­тия задача невозможная. (Стареет оборудова­ние, упущен 10-летний период благоприятны? финансовых возможностей инновационного развития и модернизации электроэнергетики а также смежных с ней отраслей, заморожен потенциал развития);

·        «отсутствие в настоящее время оптимальной системы управления отраслью в условия: образования многочисленных собственников электроэнергетических объектов», о чём напоминают, но ничего не предлагают авторы проекта программы. (См. журнал «Вести в электроэнергетике», № 2 и 4 за 2011 г.);

·        отсутствие жёсткого контроля и необходимого внимания государства по выводу электроэнергетики из кризиса.

Сегодня уже никто не пытается приукрашивать состояние отечественной электроэнергетики, которая вот уже двадцать лет стагнирует и никак не может выбраться из угрожающего кризис в результате проведенных «реформ».

Авторы многочисленных публикаций о путях развития электроэнергетики сходятся в том, что реформа отечественной электроэнергетики провалилась, и это не есть путь её развита. Электроэнергетика по своему существу никогда не станет в ладах с разрозненностью управления единым технологическим процессом. В этом причины глубины её падения, что давно уже поняли иностранные специалисты. (См. материал по приостановлению сплошной либерализации электроэнергетики в США, Англии, странах латинской Америки и других; опыт функционировав электроэнергетики Франции; успехи Китая, прак­тически полностью перенесшего опыт СССР на раз­витие своей электроэнергетики).

Вот как оценивают результаты реформирования электроэнергетики сами разработчики проекта про­граммы модернизации электроэнергетики России на период до 2020 г. «Актуальность разработки Программы обусловлена тем, что, с 1991 г. более чем в 1,5 раза увеличились относительные потери элек­троэнергии в электрических сетях на ее транспорт; более чем в 1,5 раза выросла удельная численность персонала в отрасли; более чем в 2,5 раза снизилась эффективность использования капитальных вложе­ний. В 5 раз сократился ввод генерирующих мощнос­тей по сравнению с вводами 60 — 80-х годов прошлого столетия. Существенно выросли в последние годы тарифы на электрическую энергию. Они приблизи­лись к тарифам в США и других стран притом, что цена на природный газ для электростанций в России пока значительно ниже. Вместе с тем, намечается дальнейшее повышение цен на электроэнергию.

В целом можно констатировать, что после рас­пада СССР существенно снизились экономическая эффективность функционирования и темпы разви­тия электроэнергетики в России.

Основными причинами снижения экономи­ческой эффективности функционирования элект­роэнергетики являются: использование морально и физически устаревшего энергооборудования и технологий на электростанциях и в электрических сетях; отсутствие в настоящее время оптимальной системы управления отраслью в условиях обра­зования многочисленных собственников элект­роэнергетических объектов; резкое сокращение научно-технического потенциала отрасли; сущес­твенное сокращение строительного потенциала; сокращение потенциала в отраслях отечественного энергомашиностроения и электромашинострое­ния». (См. журнал «Вести в электроэнергетике», № 2 и 4 за 2011 г.).

Далее в основном тексте проекта программы сообщается: «Поскольку традиционный вариант раз­вития электроэнергетики предполагает сохранение прежних тенденций и отказ от масштабного переос­нащения российской электроэнергетики в период до 2020г., то для его формирования важно проанали­зировать сложившиеся в предшествующий период тенденции развития российской электроэнергетики.

Приведенный ретроспективный анализ тен­денций развития генерирующих мощностей ЕЭС России в прошлом десятилетии (2001 — 2010 гг.), показывает, что в течение длительного периода про­исходили лишь малые изменения установленной мощности электростанций (средний ежегодный ввод около 1750 МВт при среднем размере демон­тажа примерно 600 МВт в год), что отразилось и на структуре генерирующих мощностей, которая практически не менялась в течение всего десятиле­тия, и на структуре производства электроэнергии, которая в этот период варьировалась лишь в неболь­шом диапазоне (менее 2 — 3 %).

Анализ сложившихся тенденций развития гене­рирующих мощностей и сопоставление этих тенден­ций с рекомендациями Генеральной схемы свиде­тельствуют о том, что прогнозируемые в следующем десятилетии вводы всех типов генерирующих мощностей многократно превышают реализован­ные в прошлом десятилетии (17,6 ГВт)». (См. жур­нал «Вести в электроэнергетике», № 2 и 4 за 2011 г.). Следует особо подчеркнуть, что только на замену устаревшего энергооборудования, исходя из сред­него срока его службы, необходимо ежегодно вво­дить не менее 6 млн кВт. Кроме этого вводы энер­гомощностей должны также обеспечивать прирост нагрузок потребителей.

А что значит «многократно», явствует из дан­ных паспорта программы, приведенных в разделе: «целевые показатели её реализации, полученные на основе интеграции всех подпрограмм и систем­ного согласования их параметров, а также сроков их реализации применительно к условиям базового сценария Генеральной схемы, и включающие в себя, в том числе»:

1) ожидаемые результаты реализации Программы:

·        повышение проектного показателя балансо­вой надежности — вероятности бездефицит­ной работы ЕЭС с 0,996 до 0,9991;

·        вывод из эксплуатации (демонтаж, консерва­ция) физически изношенного и морально уста­ревшего оборудования — 26,7 ГВт, в том числе: на ТЭС — 23,0 и на АЭС — 3,7 ГВт;

·        вводы мощности на электростанциях — 82, 2 ГВт, в том числе: на ТЭС — 61,5 ГВт, на АЭС — 10 ГВт, на ГЭС — 7,7 ГВт и на ВИЭ соответственно — 3 ГВт;

·        увеличение установленной мощности газовых ТЭС с применением передовых технологий на основе ГТУ с 6,6 до 51 ГВт;

·        КПД новых газовых ТЭС (ПГУ) — не менее 50%; новых угольных ТЭС — не менее 38%; новых и модернизированных АЭС — не менее 34%;

·        снижение удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии от ТЭС с 332,7 — до 300 г у. т./ (кВт·ч);

·        снижение потерь в ЕНЭС с 4,6 до 3,5%, в рас­пределительных сетях — с 8,9 до 6,5 %;

·        оптимизация структуры и состава генериру­ющих мощностей, включая увеличение доли маневренных ГТУ;

·        вводы новых сетевых объектов: основной электрической сети: ВЛ напряжением 220 кВ и выше — 42,7 тыс. км и трансформаторной мощности — 84,4 ГВА;

·        распределительной электрической сети: ВЛ напряжением 220 кВ и ниже — 93,5 тыс. км и трансформаторной мощности — 60,6 ГВА;

·        реализация демонстрационных проектов раз­работки и освоения ряда прорывных техноло­гий для обеспечения модернизации электро­энергетики России.

2) объёмы финансирования Программы: всего — 8 220 млрд руб., в том числе генерирую­щие мощности — 4,4 трлн руб., включая 2,8 трлн руб. в ТЭС и 1,6 трлн руб. в АЭС, ГЭС и ВИЭ; элек­трические сети — 3,8 трлн руб., включая 1,7 трлн руб. в ЕНЭС и 2,1 трлн руб. в распределительные сети». (См. журнал «Вести в электроэнергетике», №2и4за2011 г.). И это только изначально заданный объём финансирования, неподкреплённый досто­верными расчётами.

И всё это должно быть реализовано в период с 2011, а он уже прошёл, по 2020 г. Возможно ли, за оставшиеся 8 лет достигнуть указанных выше показателей при имеющемся комплексе иннова­ционного развития и модернизации, если за пред­шествующие 20 лет практически не было реализо­вано из подобных программ и планов практически ничего? При этом уже в настоящее время на боль­шинстве намеченных к реализации объектов должны быть развёрнуты работы. Многие из них должны находиться в стадии средней и высокой готовности. Особенно это касается вводов мощности на ТЭС, составляющих около 75% всех вводов мощностей в рассматриваемом периоде.

Нереальность достижения как количествен­ных, так и качественных показателей проекта про­граммы при ненадёжности финансовых рычагов её реализации и при полном отсутствии исследования организационных возможностей и предложенных мер не может, к сожалению, вызывать сомнений. Не может переубедить в этом также и объём проекта программы, (229 стр. основного текста и 45 приложе­ний, всего 1081 стр.), нуждающегося в дополнениях, уточнениях, сокращениях, согласованиях содержания разделов; устранении ошибок, неточностей и редакции, что естественно детально не рассматри­вается в этой статье.

Однако, как не странно, на трёх совмест­ных заседаниях (25.02.2011, 19.05.2011, а затем и 26.12.2011), Научного совета РАН по проблемам надёжности и безопасности больших систем энер­гетики и Научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС» проект программы был рассмотрен и одобрен в целом с учётом замечаний. В числе одобрявших — пять действительных членов РАН (См. журнал «Вести в электроэнергетике», № 2 и 4 за 2011 год). Я не пишу о тех, чей голос на этих заседаниях не был услышан, среди которых был и голос академика К. С. Демирчана.

Не менее странным является и то, что среди непосредственных участников разработки проекта программы не оказалось ОАО «СО ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС», а также ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнерге­тике», владеющих наибольшим массивом реальной информации.

При этом следует особо учитывать, что в соот­ветствии с Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 823 «О схемах и програм­мах перспективного развития электроэнергетики» на ОАО «СО ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС» возло­жена обязанность по разработке схемы и программы развития ЕЭС России. С 2010 г. схема и программа развития ЕЭС России разрабатываются ежегодно и определяют сбалансированные планы по развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощнос­тей на семилетний период.

«Основной целью схемы и программы явля­ется содействие развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также обеспечении: удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.

Основными задачами схемы и программы раз вития ЕЭС России являются обеспечение надежной: функционирования Единой энергосистемы в долгосрочной перспективе, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатации (вывода из эксплуатации) объектов сетевой инфра структуры и генерирующих мощностей и информационное обеспечение деятельности органо-государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетика а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии инвесторов».

Не позднее марта 2012 г. должна быть разработана схема и программа развития ЕЭС Росси на 2012 — 2018 гг., в которой будут представлен: все основные показатели функционирования и развития электроэнергетики по годам период; При этом, по предварительным данным (доклад Минэнерго России 08.02.2012 на конференции РСПП «Модернизация российской энергетик с учётом стратегических интересов инвесторов и государства»), намечается значительное уменьше­ние вводов энергомощностей (до 40 ГВт) по сравне­нию с принятыми в проекте программы модерни­зации за этот же период (всего — 54,524 ГВт, в том числе: на ТЭС — 539,862 ГВт, на АЭС — 58,962 ГВт и на ГЭС —55,8 ГВт).

Таким образом, чтобы достичь вводов мощности, предусмотренных проектом программы, необходимо в 2019 — 2020 гг. обеспечить ввод 22,6 ГВт с учётом ожидаемых вводов в 2011 г. на уровне 6 ГВт. Это — абсолютно нереально, так же как и обеспечить вводы мощностей на АЭС и ТЭС в период 2012-2018 гг. Более реальным, хотя и трудновыполнимым, пред­ставляется прогноз Минэнерго России, по заданию которого и разрабатывался проект модернизации электроэнергетики с 2010 г.

Завершая краткий обзор процессов, происхо­дящих в электроэнергетике, трудно представить в рамках одной статьи однозначные рекомендации по выводу её из кризиса. У каждого из нас, имеющих отношение к её функционированию и развитию, включая и ветеранов энергетики, могут быть свои взгляды на эти процессы. Однако они должны со­впадать в главном и учитывать реальность происхо­дящих процессов с учётом предшествующего опыта развития отечественной и мировой электроэнерге­тики. Но это оказалось не под силу, так называемым, либералам, которые доказали свою полную несо­стоятельность, пренебрегли интересами общества и при содействии структур управления государс­твом поставили электроэнергетику исключительно на службу своим интересам. А других целей у них не было, и нет.

Так что же делать, когда электроэнергетика про­должает сползать по наклонной плоскости всё дальше и дальше в сторону от решения насущных проблем инновационного развития и модернизации?

Следует признать главное, что фактический отказ государства от управления отраслью явля­ется стратегической ошибкой.

В этой связи при Президенте РФ следовало бы создать специальную согласительную комиссию, которой поручить выработать конкретные организационно-структурные предложения по значитель­ному усилению государственного влияния на эффек­тивность функционирования и развития отрасли «электроэнергетика» с проектами соответствующих законодательных актов и необходимых нормативно- правовых документов. При этом не исключаются варианты частно-государственного партнёрства и полной передачи на тендерной основе частным компаниям отдельных, лицензируемых услуг.

Наряду с этим, исходя из вышеприведенных материалов, представляется необходимым предло­жить и широко обсудить следующие решения.

1.      Горизонт семилетнего оперативного пла­нирования функционирования и развития элект­роэнергетики в настоящее время представляется правильным. На обязательности достижения пока­зателей, заложенных в схеме и программе развития ЕЭС России (далее схема), сегодня и следует сосре­доточить основное внимание. При этом необхо­димо провести детальный анализ и реально оценить происходящее в проектных организациях, на пло­щадках строительства, на заводах — поставщиках основного и вспомогательного оборудования, в мон­тажных, пусконаладочных и эксплуатационных организациях. Необходимо также располагать дан­ными об обеспеченности объектов финансирова­нием и материально-техническими ресурсами еже­годно утверждаемых и реализуемых схем на период с 2012 по 2018 г. и на 2019 и 2020 гг.

2.      Ответственность за организацию разра­ботки и реализацию схем следовало бы возложить на Минэнерго России, а утверждаться они должны ежегодно Председателем Правительства РФ, о чём следует внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 823 «О схемах и программах перспек­тивного развития электроэнергетики». О том, что это необходимо, красноречиво говорят резуль­таты реализации показателей утверждённых схем на 2010 - 2016 и на 2011 - 2017 гг. В 2010 г. из утверж­дённых схемой вводов энергомощностей на уровне 7618,9 МВт было введено лишь 3214 МВт и то при скорректированных вводах до 5964,9 МВт. В 2011 г. по предварительным данным ввод мощностей соста­вил около 6000 МВт при предусмотренном по схеме вводе 8383, 55 МВт.

3.      Необходимо прекратить работы по подго­товке проекта программы модернизации электро­энергетики России на период до 2020 г. к утвержде­нию. Усилия коллектива её разработчиков совместно с ОАО «СО ЕЭС России» ОАО «ФСК ЕЭС», и дру­гими заинтересованными организациями, следует сосредоточить на детальном мониторинге состоя­ния вводов генерирующих мощностей на ТЭС, ГЭС и ВИЭ, а также вводов и реконструкции электро­сетевых объектов ЕНЭС, которые подлежат вводу в период 2012 — 2020 гг. (Смотри приложения №№ 2, 33, 34 и 35 к проекту программы «Модернизация электроэнергетики России на период до 2020 года»). При этом перечень следует уточнить, а также исклю­чить из него Саяно-Шушенскую и Баксанскую ГЭС.

4.      Считать целесообразным материалы про­екта программы модернизации электроэнергетики и России на период до 2020 г. с учётом результатов детального мониторинга ввода объектов, (см. при­ложения № 2,33,34 и 35) использовать в дальнейшем при разработке проекта программы инновацион­ного развития электроэнергетики России на период до 2030 и перспективу до 2040 г.

5.      Просить Правительство РФ возобновить в России макроэкономическое планирование и управление экономикой страны на основе отрасле­вых и межотраслевых балансов и поручить соответс­твующим государственным структурам, министерс­твам РФ: Экономического развития, Минэнерго, Промышленности и торговли, Регионального раз­вития, Финансов, Федеральной службе по тарифам; ГК «Росатом», а также энергокомпаниям с государс­твенным участием: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ООО «Газпром энергохолдинг», ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» создать соответствующие подразделения по разработке и использованию в конкретной работе указанных выше балансов. Считать необходимым участие в этой работе института народнохозяйствен­ного прогнозирования РАН, центрального института РАН (ЦЭМИ), ОАО «Институт «Энергосетьпроект» ИНЭИ РАН, ОАО «ЭНИН, института энергетичес­кой стратегии и других организаций соответствую­щего профиля. При этом следует особо учитывать, что отсутствие указанных выше балансов и разрабо­ток на их основе размещения производительных сил по регионам страны лишает бизнес какой-либо ори­ентировки при составлении бизнес-планов на перс­пективу, а также нарушает существование нормаль­ной конкурентной среды.

6.      Считать необходимым поручить Минэнерго России организовать в первом-втором полугодии 2012 г. разработку проекта программы инновацион­ного развития и модернизации электроэнергетики России на период до 2030 и перспективу до 2040 г. К её разработке необходимо привлечь лучшие инженер­ные и научные кадры страны, включая и тех специа­листов из числа ветеранов энергетики, которые своим непосредственным участием внесли и продолжают вносить творческий вклад в развитие ЕЭС страны.

7.      Просить Правительство РФ рассмотреть вопрос и поручить создать в государственной системе управления Министерство энергетики и электри­фикации России, на которое возложить ответствен­ность за надёжное и эффективное электро- и тепло­снабжение населения и экономики страны на основе сохранения и дальнейшего развития ЕЭС России. Необходимость этого настоятельно диктуется пере­груженностью действующего Минэнерго России как из-за многопрофильности, так и из-за исключитель­ной ответственности за функционирование и раз­витие экспортных отраслей экономики. В многопро­фильном министерстве также чрезвычайно трудно совершенствовать существующую систему обеспе­чения надёжности энергоснабжения и обеспечивать высокий профессионализм управления федеральным и региональными комплексами, несмотря на внима­ние министра к проблемам электроэнергетики.

8.      Одной из основных задач как действующего, так и будущего министерства является разработка и организация внедрения в электроэнергетику дости­жений научно-технического прогресса. Однако это крайне трудно осуществить, не имея в подчинении научно-исследовательских и проектных организа­ций. Поэтому целесообразно было бы уже в бли­жайшее время рассмотреть вопрос о формировании в Минэнерго России структуры, в управлении кото­рой находились бы действующие в настоящее время наиболее квалифицированные научные и проектные организации. Если потребуется, то следовало бы при­нять меры по изменению их форм собственности. Это позволило бы консолидировать и кратно приум­ножить потенциал разрозненно, часто малочислен­ных и зависимо действующих научных и проектных организаций энергетического профиля.

9.      Следовало бы также поручить ФСТ России рассмотреть и представить на утверждение Правительству РФ постановление, (распоряже­ние), об установление для всего населения России, проживающего на её территории, единых тари­фов на услуги естественных монополий за счёт их усреднения (перекрёстного взаимосубсидирова­ния), по всем регионам страны. И сделать это следо­вало бы как можно быстрее.


 


 


 

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  М.М. Пчелин. Электроэнергетика и Власть. Противоречия, упущенные возможности. Проблемы энергетической и общей безопасности. Что делать?. Вести в электроэнергетике, №  2,  2012.– С.17-25.
Материал размещен на www.transform.ru: 3.05.2012 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????