Возможна
ли нормальная конкуренция в электроэнергетике? Опыт Великобритании, стран
Скандинавии и других дает утвердительный ответ. А в российской
электроэнергетике? Достаточно привести простой пример из международного опыта,
чтобы ответить на этот вопрос хотя бы самому себе.
Мы
привыкли говорить, что бизнес в России и, например, в Европе ведется
по-разному. В чем же главное отличие? В том, что в России даже в рамках
абсолютно конкурентных видов бизнеса, например ресторанного, локальное
монопольное положение на рынке неминуемо оборачивается завышением цены.
Например, в единственном ресторане на горнолыжном курорте в Подмосковье цены
будут в два—три раза выше, чем в соседнем населенном пункте. И для нас это
норма. Поэтому для меня стало особенно удивительным то, что в единственном
ресторане на вершине горы горнолыжного курорта Австрии, где обедают все
отдыхающие, цены такие же низкие, как и в соседнем городе.
Вопрос,
почему «они» не поднимают цены в два раза, даже когда альтернативы у клиентов
все равно нет, мучил всю поездку. Ведь «у нас» появись хоть малейшая
возможность получить монопольную ренту, предприниматели непременно ею воспользуются.
Конкуренция в России заканчивается там, где можно ей пренебречь. Но если мы не
в состоянии создать конкурентную среду даже в ресторанном бизнесе, будет ли она
на столь сложном рынке, как рынок электроэнергии?
В
электроэнергетике законы рынка вступают в конфликт с технологической
реальностью. Камнем преткновения является специфика электроэнергии как
товара: ей практически нет альтернативы и при этом ее нельзя хранить. Поэтому
рынок подчиняется не «невидимой руке рынка», а диспетчеру. Потребитель в
большинстве случаев не может отказаться от потребления электроэнергии,
несмотря на рост цен, а производитель — от производства, даже если цены
упадут ниже себестоимости.
Множество
ограничений на возможность развития конкуренции в электроэнергетике
накладывают и технологические особенности. Реформа разделила компании фактически
по типам генераторов Росэнергоатом (базовые), ОГК, ТГК (базовые, полупиковые)
и РусГидро (полупиковые, пиковые). Это сделало конкуренцию между ними практически бессмысленной, т.к. генераторы
различных типов должны дополнять друг друга в рамках регулирования энергосистемы,
а не конкурировать.
К технологическим проблемам развития
конкуренции в электроэнергетике добавляются монополия на рынке газа и
олигополия на рынке угля. При этом компании — поставщики топлива являются
также собственниками энергокомпаний.
Однако
все внутренние проблемы электроэнергетики при развитии конкуренции отходят на
второй план перед вопросом развития конкуренции в стране в целом. Как нельзя
построить коммунизм в отдельно взятой стране, так и конкуренцию, наверное, тоже
нельзя создать в отдельно взятой отрасли. Пока же торговля, например рынки
нефтепродуктов, остается далекой от цивилизованной конкуренции, а меры антимонопольного
характера применяются только тогда, когда проблема выходит на уровень высшего
руководства страны, вряд ли стоит ждать конкуренции на рынке, где у
потребителя практически нет альтернативы — ни товару, ни времени потребления,
ни поставщику.