Проанализирована
проблема недостатка высококвалифицированных молодых специалистов в
электроэнергетике. Рассмотрены вопросы взаимодействия между предприятиями
энергетического профиля, техническими вузами и молодыми специалистами.
Ключевые
слова: электроэнергетика, технический
вуз, молодые специалисты, интеграция.
Актуальная проблема для
всех энергетических предприятий сегодня - нехватка высококвалифицированных
молодых специалистов, которые могли бы прийти на смену старому поколению энергетиков.
Для эффективного решения данной проблемы необходимо рассмотреть её с трёх
сторон: со стороны предприятия как «заказчика», со стороны выпускника как
молодого специалиста и со стороны технического вуза, в частности Национального
исследовательского Томского политехнического университета, как организации,
выпускающей кадры.
Проблемы,
с которыми сталкиваются предприятия.
Первой проблемой руководители предприятий обозначают недостаточный уровень
практической квалификации молодых специалистов. Выпускники, приходя на
предприятие, не могут в должной мере выполнять работу опытных сотрудников,
поэтому большинству из них предлагают более низкие должности, нежели должность
инженера. В ответ руководители сталкиваются с непониманием, а иногда даже и
обидой молодых специалистов. Чем это вызвано?
Выпускники, затратившие
огромное количество усилий и времени на получение диплома в высшем учебном
заведении, желают получить работу, которая будет соответствовать их уровню
компетенций и материальных притязаний. Этот уровень каждый определяет сам для
себя, и часто он завышен, по мнению руководителей предприятий: даже уровень
знаний (не говоря уж о практических навыках) молодых специалистов не всегда
соответствует специфике определённой должности (а иногда и определённой
компании), поэтому поставить обычного сегодняшнего выпускника, например, за
пульт управления, будет несколько безответственно.
Отметим, что практически
любая энергетическая компания предлагает возможность хорошего карьерного
роста, при этом, правда, работники, начинающие с низов, интересуют
руководство больше, поскольку их знания и практические умения более
обширны и выше
уровень ответственности. Однако работать на перспективу
соглашаются не все молодые специалисты, особенно сразу после окончания вуза.
Другой проблемой
является отсутствие выпускников, готовых работать в отдалённых районах как
Томской области, так и России в целом. А ведь специалисты необходимы во всех
регионах, поскольку потребность в электроэнергии, а значит, в её производстве,
передаче и распределении существует не только в хорошо обустроенных промышленных
и культурных центрах, но и в слабо развитых, удалённых от них местах.
Опрос выпускников
Томского политехнического университета показал, что практически 90% из них
находятся под влиянием стереотипного мнения о лучших условиях работы и более
высоких заработках в центральных офисах компаний, по сравнению с региональными.
Большую часть из этих 90% составляют молодые люди, которые приезжают поступать
в университет из регионов, с целью остаться и реализовать себя именно в
городе.
Остальные 10% - это
выпускники, осознающие, что получение опыта возможно в любом регионе и на
любом предприятии, но при подходящих условиях - как жизни, так и труда. Однако
компании уделяют мало внимания бытовой составляющей жизни молодого
специалиста, делая больший акцент на производственной.
Проблемы,
с которыми сталкиваются молодые специалисты. Проведённый опрос выпускников ТПУ выявил несколько
проблем, главная из которых - отсутствие достаточного количества практики.
С каждым годом всё
большая часть лабораторных работ проводится на компьютерах. В результате
студенты получают виртуальное представление о предмете и зачастую не могут до
конца понять принцип работы того или иного устройства.
Кроме того, существует
не всегда оправданная теоретизация специальных курсов в университетах, когда
даётся материал о внутренних сложных процессах без описания достаточного их
практического применения. Преподавателями движет стремление охватить как можно
больше, но порой за этим стремлением теряется главная цель курса. Результат -
студенты хорошо знают теорию, какие-то детали и частные случаи, но не могут соединить
воедино все полученные знания.
Ещё одна проблема, с
которой сталкиваются студенты бакалаврских программ, - сокращённое количество
часов, уделяющихся специальным предметам, при неизменном времени, отводящемся
общим предметам, таким как математика, химия, физика, английский язык и др. В
итоге многочисленные профильные дисциплины изучаются поверхностно.
Также следует отметить,
что зачастую, прохождение практики на предприятии сводится лишь к паре
формальных экскурсий. Таким образом, готовый работать с энтузиазмом студент
понимает, что его воспринимают как посещающего предприятие лишь для отчёта в
университете и, следовательно, не рассматривают как потенциального работника.
Немаловажной проблемой
является нежелание работодателей делать скидку на возраст молодого специалиста
и отсутствие у него опыта. Эту проблему назвали практически 90% выпускников,
утверждая, что они сталкивались с ней на протяжении всего времени обучения:
начиная с практики на предприятии и заканчивая устройством на работу.
Также одна из проблем, с
которой сталкиваются выпускники, - это недостаток свободных мест в центральных
офисах предприятий. Дело в том, что практически каждый молодой специалист
желает получить работу в городе, в силу отсутствия комфортных условий для
работы в регионах. Однако из-за ограниченности свободных мест неопытный
выпускник даже не рассматривается в качестве претендента на желаемую должность.
Проблемы,
с которыми сталкиваются университеты. Во-первых, объём необходимых знаний увеличивается из года в год, а
время, предназначенное для их изучения, остаётся постоянным, а по некоторым
предметам даже уменьшается. Вследствие этого студенты зачастую не успевают
связывать всю информацию воедино.
Во-вторых,
учебно-исследовательская работа, предлагаемая университетской программой, в настоящее
время воспринимается студентами как обязательный, но абсолютно ненужный, более
того, лишний в программе предмет. Однако именно в ходе этой работы можно
изучать вопросы, на которые в обязательной программе не остаётся времени, а
также восполнять пробелы в знаниях.
В-третьих, немаловажной
проблемой является прекращение традиционной пятилетней подготовки
инженеров-электроэнергетиков. Идея присоединения российских университетов к
Болонской системе вызвала немало критики. Однако Госдума РФ одобрила во втором
чтении законопроект о переходе с 2009 г. на двухуровневую систему образования
(бакалавриат + магистратура), несмотря на то, что данная система подходит для
гуманитарных, экономических и ряда других специальностей, но никак не для
технических направлений высшего образования.
Различие в подготовке
бакалавров и инженеров кажется небольшим, поскольку заключается всего в одной
тысяче часов - снижении лишь на 20% в общем балансе времени. Однако если
говорить о специальной (профилированной инженерной) подготовке, то это снижение
более чем вдвое.
Если учесть при этом
соотношение бюджетных мест в бакалавриате и магистратуре, равное 5:1, то
понятно, что лишь небольшое количество студентов становится квалифицированными
специалистами.
Также большой проблемой
является отсутствие налаженных отношений между Министерством образования и
науки РФ, выпускающими кафедрами и производственной сферой. Главной целью
взаимодействия между данными инстанциями является выпуск достаточного
количества квалифицированных специалистов, подготовленность которых должна
достигать такого уровня, чтобы они действительно были востребованы на предприятиях.
В случае если эта цель не достигается, затраты вузов не оправдываются, а
компании приобретают дополнительные проблемы, связанные с недостатком хороших
специалистов, знающих своё дело.
Все перечисленные
проблемы в настоящее время решаются в меру своих возможностей и предприятиями,
и вузами, и самими молодыми специалистами, однако пока что это не даёт
должного результата по причине отсутствия комплексного подхода, посредством
которого станет возможным объединить интересы всех участников. На данный момент
каждая из заинтересованных сторон пытается решать проблемы в свою пользу.
Возможные
способы решения обозначенных проблем.
Взаимоотношения вуза и компаний являются ключевыми для решения существующих
проблем, поскольку именно вуз должен готовить для предприятий
конкурентоспособных специалистов.
Для улучшения системы
подготовки студентов вузу необходимо регулярное обновление или корректировка
учебной программы. Этот пункт является очень важным, так как именно с учебного
плана и начинается обучение. Количество предметов, которые необходимо знать
студентам, растёт с каждым годом, поэтому для правильной корректировки
программы университет должен чаще проводить семинары, посвященные подготовке
молодых специалистов, на которые необходимо приглашать руководителей ведущих
энергетических компаний. На таких семинарах в ходе обсуждения можно поставить
вопросы о преподавании специальных предметов начиная с первого курса, о сокращении
объёма общих предметов или переносе части их в магистерские программы, о
выполнении магистерских работ на энергетических предприятиях, а также ряд
других вопросов, связанных с целенаправленным обучением.
Для оперативной
подготовки студентов администрация вуза должна быть в курсе всех последних
изменений и новшеств в области электроэнергетики, чтобы своевременно
скорректировать программу выпускников путём введения специальных
дополнительных краткосрочных курсов или же, если это необходимо, изменить её
кардинально. Для этого в Томском политехническом университете созданы
информационные базы предприятий (более 200), где могут быть востребованы его выпускники,
и осуществляется сотрудничество представителей кафедр и деканатов с
директорами, главными инженерами и службами персонала этих предприятий.
Несомненно, целесообразно
организовывать встречи с недавними выпускниками, успешно работающими в
электроэнергетике, которые могут обосновать (имея опыт поиска и нескольких лет
работы), что и почему не устраивало их во время обучения, а также чему стоит
уделять большее внимание.
В настоящий момент
Томский политехнический университет занимается существующими проблемами и
периодически проводит семинары и встречи такого рода. Однако даже при быстрой
реакции вуза на современные вызовы процедура принятия нового учебного плана:
создание, прохождение через большое количество обсуждений и, наконец,
утверждение в Министерстве образования и науки - длится слишком долго. Более
того, на этом процесс не заканчивается: после утверждения плана необходимо
создать методические пособия, а также компьютерное обеспечение, что опять-таки
занимает немалое количество времени. В итоге после долгожданного обновления
учебного плана новая программа зачастую во многом теряет актуальность. Таким
образом, инертность вузов и длительная процедура обновления учебного плана
мешают студентам получать новейшие знания.
Кроме того, вузам
следует поднять уровень университетского преподавания. Энергетика, как и любая
другая отрасль, постоянно развивается, что и обусловливает необходимость
профессионального роста преподавателей, от которых студенты получают основные
знания. Вузы проводят различные семинары для своих сотрудников, направляют их
на курсы повышения квалификации, а также осуществляют проверку их знаний. Но
этого недостаточно. Вузам нужно обеспечить приток свежих кадров из-за
неуклонного старения преподавателей. Один из возможных путей решения этой
проблемы - привлечение к преподаванию некоторых технических дисциплин
специалистов предприятий электроэнергетики. Специалист- практик рассказывает на
лекциях о тех явлениях, системах и приборах, с которыми сам работает,
что весьма эффективно
сказывается на усвоении материала студентами. Данный вид
преподавания уже давно практикуется, и большинство ведущих
специалистов, преподающих в университетах, имеют звания кандидатов и
докторов технических наук. Уникальные лекционные курсы с привлечением
большого количества
современного фактического материала служат основой временных
пособий, по которым студенты готовятся к сессии. Впоследствии вуз может
использовать информацию из таких пособий для создания учебников.
Для того чтобы студенты
могли изучать представленный на лекциях материал на практике, немаловажно
наличие технической базы - лабораторного практикума. Большинство опрошенных
студентов считают, что многие лабораторные работы, проводящиеся на компьютере,
было бы лучше делать на реальных приборах, особенно это касается специальных
предметов для электроэнергетиков на старших курсах.
Развитие
сотрудничества между предприятиями и вузами. Передовые специалисты электроэнергетической отрасли
давно осознали первостепенность проблемы кадрового обеспечения и занимаются
этим вопросом, причём в некоторых случаях подготовка молодых специалистов
ведётся уже со школьной скамьи. Хороший пример - долгосрочный проект
"Школа - вуз - предприятие", организованный благотворительным фондом
"Надёжная смена".
В 2007 г. между
руководством компании ОАО "СО ЕЭС", НИ ТПУ и лицеем при НИ ТПУ был заключён договор о сотрудничестве, согласно
которому ежегодно проводится набор лучших школьников в профильную группу,
обучающуюся по программе "Электротехника для юных электроэнергетиков".
Занятия проводятся после основных уроков преподавателями энергетического
института НИ ТПУ. Программа включает посещение предприятий электроэнергетики,
на которых будущие студенты могут увидеть то, о чём им рассказывают на
занятиях, и задать интересующие вопросы главным специалистам. Помимо этого,
ребята ведут самостоятельную исследовательскую работу и принимают участие в
тематических олимпиадах и научно-практических конференциях.
Отдельное внимание
следует уделить I Межрегиональной летней образовательной программе
"Энергия молодости", организованной благотворительным фондом
"Надёжная смена", ОАО "Системный оператор ЕЭС" и Томской
региональной благотворительной общественной организацией "Ассоциация
творческих возможностей" летом 2011г. в Томске. Основная тема мероприятия
- электроэнергетика и энергосбережение для устойчивого развития. В летней
образовательной программе приняли участие 90 человек - учащиеся профильных
"электроэнергетических" классов Екатеринбурга, Новочеркасска,
Пятигорска, Самары, Ставрополя, Томска и студенты энергетических факультетов
Томского политехнического, Уральского федерального и Северо-Кавказского
и Самарского государственных технических университетов. Все молодые люди -
победители и активные участники проектов "Надёжной смены".
Цель, которую ставили
перед собой организаторы, заключалась в объединении усилий в наращивании
кадрового резерва Системного оператора через актуализацию выбора выпускниками
школ электроэнергетических специальностей и популяризацию инженерного
технического творчества среди учащихся и студентов в рамках учебно-развивающих
сборов. Для этого организаторами были решены следующие задачи:
- формирование
межрегиональной команды учащихся и студентов профильных классов/кафедр —
сообщества участников проектной деятельности фонда и филиалов Системного
оператора: ОДУ Урала, Сибири, Средней Волги, Юга;
- погружение учащихся в
темы дополнительных учебных курсов: электроэнергетика и энергосбережение,
перспективы развития диспетчерского управления ЕЭС Сибири и другие;
- развитие интереса
молодёжи к научно-техническому творчеству, направленному на проблемы и
перспективы развития электроэнергетической отрасли;
- популяризация
интерактивных форм обучения участников проектной деятельности и постановка
учебно-воспитательных задач для профильных классов (групп).
Большая системная
работа, которую сегодня активно проводит благотворительный фонд, а также
успешная реализация задач, поставленных Системным оператором перед
"Надёжной сменой", позволят вывести подготовку профессионалов в
области диспетчеризации на новый уровень и существенно повысить профессионализм
работников отрасли. Хочется отметить объединяющую роль фонда. В ходе реализации проекта "Школа - вуз - предприятие"
создано уже около 20 специализированных "энергетических" классов в
школах Екатеринбурга, Томска, Самары, Ставрополя, Новочеркасска, Пятигорска, в
которых проходят подготовку более двухсот школьников. Первые выпускники
уже учатся в вузах операционных зон объединённых энергосистем Урала, Сибири,
Средней Волги, Юга.
В процессе реализации
программы "Энергия молодости" (15.08.2011 - 30.08.2011) были проведены
различные мероприятия, которые отражают всесторонний подход организаторов к
процессу обучения.
Во-первых, это
образовательные лекции и практикумы, популяризирующие знания в области
энергетики. Для чтения лекций и проведения практикумов были привлечены
преподаватели с кафедры электрических станций энергетического института НИ ТПУ,
кафедры экологического менеджмента и геоэкологии Томского государственного
университета, представители департаментов природных ресурсов и охраны
окружающей среды, топлива и энергетики администрации Томской области.
Во-вторых, большой вклад
в развитие студентов и школьников внесли тренинговые
программы, такие как team-building, эффективные коммуникации, стрессоустойчивость,
а также мастер-классы в области энергетики, социологии, юриспруденции и
экономики с привлечением соответствующих экспертов.
В-третьих, были
организованы экскурсионные программы, включающие в себя поездки на ТЭЦ-3,
подстанцию Солнечная, в региональное диспетчерское
управление Томска, Атомный центр (учебный комбинат), НИ ТПУ (10-й корпус), которые
позволили обучающимся увидеть на практике процесс выработки электроэнергии: от
поставки топлива до распределения потребителям.
А такие интерактивные
программы по актуальным для участников темам, как дискуссионные клубы, круглые
столы, встречи с приглашёнными гостями, деловые ролевые игры (моделирование
катастроф в электроэнергетике), помогли почувствовать сопричастность к общему
делу и реализовать возможность принятия решений в процессе изменения
сложившейся ситуации.
Всё это эффективно
помогает школьникам окончательно определиться с выбором будущей специальности.
Когда у человека есть цель, он начинает искать пути её достижения. А именно в
отборе молодых людей, знающих свою цель, и оказании им помощи в её достижении
и заключается задача проекта "Школа - вуз - предприятие".
После поступления в
университет со студентами также ведётся активное сотрудничество: в форме
организации конференций и конкурсов, проведения экскурсий и дополнительных
занятий. Лучшие студенты получают повышенную стипендию. После третьего курса
начинается практика на предприятии, и в случае удачного её прохождения возможно
устройство студента на работу, а после окончания вуза - распределение на
предприятие. В процессе профессиональной подготовки взаимоотношения между вузом,
компанией и студентами значительно улучшаются, поскольку все работают ради
одной общей цели, достижение которой обеспечит электроэнергетике надёжное
будущее.
Также неотъемлемым
условием успешного развития вузов является конкуренция между собой. Для этого
необходимо создать федеральную базу вузов с перечнем всех специальностей и их
рейтингов (по образцу США, например) и обязательно разъяснить критерии
определения рейтинга в этой базе, чтобы как школьники, так и энергетические
компании могли выбрать вуз, действительно подходящий для них. Дело в том, что
высших учебных заведений в стране очень много, а
объективная оценка их деятельности, особенно в отношении конкретных
специальностей, отсутствует. Главный плюс такой базы в том, что
наконец будут созданы единые критерии для всех вузов страны: это касается как
учебной программы, так и "внеучебной"
работы - конкурсов, конференций, стипендиальных программ, а также успешности
выпускников по окончании вуза и многих других позиций.
Очевидно, что созданная
база будет пользоваться популярностью и у предприятий, поскольку они смогут
увидеть программы подготовки по интересующим их специальностям и оценку уровня
знаний выпускников каждого профильного вуза. Главное удобство базы заключается
в систематизированности и наличии конкретной
информации.
Целесообразно создать
аналогичную базу для техникумов и колледжей России, что позволит к тому же
сравнить их уровень с уровнем бакалавриата вузов.
Решение
проблем взаимоотношения между компаниями и выпускниками. Предприятия требуют от молодых специалистов
достаточного уровня квалификации — как теоретической, так и практической,
современных знаний и уважения к своему делу. Для того чтобы выпускники отвечали
данным требованиям, предприятия, в свою очередь, должны иметь индивидуальную
систему мотиваций - это основы управления как организацией, так и людьми.
Во время опроса
выпускники не раз подчёркивали, что на предприятии к ним редко относятся как к
специалистам. Дело в том, что молодой человек, приходящий на
предприятие после окончания вуза, как правило, значительно уступает работающим
на нём инженерам в практических навыках и понимании своего места и
ответственности в общем процессе, но он всегда полон энтузиазма, стремится
влиться в коллектив и готов выполнять дополнительный объём работы для того,
чтобы лучше освоиться. Предприятия должны использовать эти стремления.
Молодой специалист мыслит нестандартно, даже, можно сказать, креативно, поэтому было бы целесообразно направлять его в
отделы модернизации, инновационных разработок или развития производства. Если
необходимость в сотрудниках существует в других отделах, то не стоит давать
выпускникам вузов только рутинную работу, как это обычно происходит. Следует
возлагать на них больше ответственности и одновременно с этим давать больше
полномочий. Это помогает молодому специалисту раскрыться и освоиться, а также
стимулирует его к проявлению лучших деловых качеств.
Помимо разработки
системы мотиваций для принимаемых на работу выпускников, необходимо пересмотреть
систему мотиваций для сотрудников предприятия с созданием стимулов для работы
с молодыми специалистами и практикантами. Например, при прохождении студентами
практики на определённом предприятии им необходим куратор, как правило обычный сотрудник, у которого помимо этого
существуют свои обязанности в компании. Для такого случая было бы целесообразно
ввести систему наставничества, которая включала бы в себя не только
материальное стимулирование сотрудника дополнительной заработной платой, но
и
общественное признание и уважение.
Решение проблемы нежелания выпускников работать в регионах. Большинство
выпускников утверждают, что региональные предприятия не обеспечивают нормальных
социально-бытовых условий. Особенно это затрагивает выпускников, у которых уже
есть семьи. Ведь для того, чтобы человек мог эффективно работать и приносить
пользу компании, ему необходимы достойные условия не только для работы, но и
для жизни. Для решения данной проблемы энергетические компании могут разрабатывать
специальные проекты, которые будут включать в себя не только предоставление
квартир вновь прибывшим молодым специалистам и мест в детских садах для их
детей, но и полный социальный пакет. В таком случае выпускники смогут спокойно
переезжать на новое место, не переживая о том, где им снять квартиру, с кем
оставить ребенка, к какой больнице они будут относиться и др.
Естественно, что
предоставить такие условия повсеместно предприятие не может из-за нехватки
средств. В этом случае его руководству необходимо договариваться с местной
администрацией о получении специального гранта на развитие электроэнергетики в
той или иной области/районе, ведь работа энергетиков по стабильному электроснабжению
доверенного им населённого пункта - одна из самых необходимых и трудных.
Если условия жизни в
регионах будут максимально приближены к городским, то
количество выпускников, желающих покинуть город, многократно возрастёт. Стоит
также учесть, что предприятие может мотивировать специалистов на работу особыми
предложениями, такими как дополнительное обучение, быстрый карьерный рост,
привлекательные услуги в социальном пакете и др.
В заключение необходимо
добавить, что до тех пор, пока все три контрагента не будут работать как одна
движущаяся к единой цели команда, должный результат достигнут не будет. Поэтому
правильным решением было бы создание государственного некоммерческого органа,
который смог бы учитывать в равной степени мнение всех трёх составляющих данной
проблемы - энергетических предприятий, вузов, готовящих специалистов для
энергетики, а также самих молодых специалистов.
Список литературы
1.
Лэнд П. Э.
Менеджмент -
искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента / Пер. с англ.
М.: Ин- фра-М, 1995.
2.
Гуленко В. В.
Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995.
3.
Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и
подготовки специалистов: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный
институт, 2002.