Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

Анализ проблем кадрового обеспечения в электроэнергетике
 

Анализ проблем кадрового обеспечения в электроэнергетике

Жумангалиева Р.Ж., Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ)

 

 

Проанализирована проблема недостатка высококвалифицированных молодых специалистов в электроэнергетике. Рассмотрены вопросы взаимодействия между предприятиями энергетического профиля, техническими вузами и молодыми специалистами.

 

Ключевые слова: электроэнергетика, технический вуз, молодые специалисты, интеграция.

 

Актуальная проблема для всех энергетических предприятий сегодня - нехватка высококвалифи­цированных молодых специалистов, которые мог­ли бы прийти на смену старому поколению энер­гетиков. Для эффективного решения данной про­блемы необходимо рассмотреть её с трёх сторон: со стороны предприятия как «заказчика», со сто­роны выпускника как молодого специалиста и со стороны технического вуза, в частности Нацио­нального исследовательского Томского политехни­ческого университета, как организации, выпус­кающей кадры.

Проблемы, с которыми сталкиваются пред­приятия. Первой проблемой руководители пред­приятий обозначают недостаточный уровень прак­тической квалификации молодых специалистов. Выпускники, приходя на предприятие, не могут в должной мере выполнять работу опытных сотруд­ников, поэтому большинству из них предлагают более низкие должности, нежели должность инже­нера. В ответ руководители сталкиваются с непо­ниманием, а иногда даже и обидой молодых спе­циалистов. Чем это вызвано?

Выпускники, затратившие огромное количест­во усилий и времени на получение диплома в выс­шем учебном заведении, желают получить работу, которая будет соответствовать их уровню компе­тенций и материальных притязаний. Этот уровень каждый определяет сам для себя, и часто он завы­шен, по мнению руководителей предприятий: даже уровень знаний (не говоря уж о практиче­ских навыках) молодых специалистов не всегда соответствует специфике определённой должно­сти (а иногда и определённой компании), поэтому поставить обычного сегодняшнего выпускника, например, за пульт управления, будет несколько безответственно.

Отметим, что практически любая энергетиче­ская компания предлагает возможность хорошего карьерного роста, при этом, правда, работники, на­чинающие с низов, интересуют руководство боль­ше, поскольку их знания и практические умения более обширны и выше уровень ответственности. Однако работать на перспективу соглашаются не все молодые специалисты, особенно сразу после окончания вуза.

Другой проблемой является отсутствие выпу­скников, готовых работать в отдалённых районах как Томской области, так и России в целом. А ведь специалисты необходимы во всех регионах, по­скольку потребность в электроэнергии, а значит, в её производстве, передаче и распределении суще­ствует не только в хорошо обустроенных промыш­ленных и культурных центрах, но и в слабо разви­тых, удалённых от них местах.

Опрос выпускников Томского политехническо­го университета показал, что практически 90% из них находятся под влиянием стереотипного мне­ния о лучших условиях работы и более высоких заработках в центральных офисах компаний, по сравнению с региональными. Большую часть из этих 90% составляют молодые люди, которые при­езжают поступать в университет из регионов, с це­лью остаться и реализовать себя именно в городе.

Остальные 10% - это выпускники, осознаю­щие, что получение опыта возможно в любом ре­гионе и на любом предприятии, но при подходя­щих условиях - как жизни, так и труда. Однако компании уделяют мало внимания бытовой со­ставляющей жизни молодого специалиста, делая больший акцент на производственной.

Проблемы, с которыми сталкиваются моло­дые специалисты. Проведённый опрос выпуск­ников ТПУ выявил несколько проблем, главная из которых - отсутствие достаточного количества практики.

С каждым годом всё большая часть лаборатор­ных работ проводится на компьютерах. В резуль­тате студенты получают виртуальное представле­ние о предмете и зачастую не могут до конца по­нять принцип работы того или иного устройства.

Кроме того, существует не всегда оправданная теоретизация специальных курсов в университе­тах, когда даётся материал о внутренних сложных процессах без описания достаточного их практи­ческого применения. Преподавателями движет стремление охватить как можно больше, но порой за этим стремлением теряется главная цель курса. Результат - студенты хорошо знают теорию, ка­кие-то детали и частные случаи, но не могут со­единить воедино все полученные знания.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются студенты бакалаврских программ, - сокращённое количество часов, уделяющихся специальным предметам, при неизменном времени, отводящем­ся общим предметам, таким как математика, хи­мия, физика, английский язык и др. В итоге много­численные профильные дисциплины изучаются поверхностно.

Также следует отметить, что зачастую, прохож­дение практики на предприятии сводится лишь к паре формальных экскурсий. Таким образом, гото­вый работать с энтузиазмом студент понимает, что его воспринимают как посещающего предприятие лишь для отчёта в университете и, следовательно, не рассматривают как потенциального работника.

Немаловажной проблемой является нежелание работодателей делать скидку на возраст молодого специалиста и отсутствие у него опыта. Эту про­блему назвали практически 90% выпускников, ут­верждая, что они сталкивались с ней на протяже­нии всего времени обучения: начиная с практики на предприятии и заканчивая устройством на ра­боту.

Также одна из проблем, с которой сталкивают­ся выпускники, - это недостаток свободных мест в центральных офисах предприятий. Дело в том, что практически каждый молодой специалист желает получить работу в городе, в силу отсутствия ком­фортных условий для работы в регионах. Однако из-за ограниченности свободных мест неопытный выпускник даже не рассматривается в качестве претендента на желаемую должность.

Проблемы, с которыми сталкиваются уни­верситеты. Во-первых, объём необходимых зна­ний увеличивается из года в год, а время, предна­значенное для их изучения, остаётся постоянным, а по некоторым предметам даже уменьшается. Вследствие этого студенты зачастую не успевают связывать всю информацию воедино.

Во-вторых, учебно-исследовательская работа, предлагаемая университетской программой, в на­стоящее время воспринимается студентами как обязательный, но абсолютно ненужный, более того, лишний в программе предмет. Однако имен­но в ходе этой работы можно изучать вопросы, на которые в обязательной программе не остаётся времени, а также восполнять пробелы в знаниях.

В-третьих, немаловажной проблемой является прекращение традиционной пятилетней подготов­ки инженеров-электроэнергетиков. Идея присое­динения российских университетов к Болонской системе вызвала немало критики. Однако Госдума РФ одобрила во втором чтении законопроект о пе­реходе с 2009 г. на двухуровневую систему образо­вания (бакалавриат + магистратура), несмотря на то, что данная система подходит для гуманитар­ных, экономических и ряда других специально­стей, но никак не для технических направлений высшего образования.

Различие в подготовке бакалавров и инженеров кажется небольшим, поскольку заключается всего в одной тысяче часов - снижении лишь на 20% в общем балансе времени. Однако если говорить о специальной (профилированной инженерной) подготовке, то это снижение более чем вдвое.

Если учесть при этом соотношение бюджет­ных мест в бакалавриате и магистратуре, равное 5:1, то понятно, что лишь небольшое количество студентов становится квалифицированными спе­циалистами.

Также большой проблемой является отсутст­вие налаженных отношений между Министерст­вом образования и науки РФ, выпускающими ка­федрами и производственной сферой. Главной це­лью взаимодействия между данными инстанция­ми является выпуск достаточного количества ква­лифицированных специалистов, подготовленность которых должна достигать такого уровня, чтобы они действительно были востребованы на пред­приятиях. В случае если эта цель не достигается, затраты вузов не оправдываются, а компании при­обретают дополнительные проблемы, связанные с недостатком хороших специалистов, знающих своё дело.

Все перечисленные проблемы в настоящее вре­мя решаются в меру своих возможностей и пред­приятиями, и вузами, и самими молодыми специа­листами, однако пока что это не даёт должного ре­зультата по причине отсутствия комплексного под­хода, посредством которого станет возможным объединить интересы всех участников. На данный момент каждая из заинтересованных сторон пыта­ется решать проблемы в свою пользу.

Возможные способы решения обозначенных проблем. Взаимоотношения вуза и компаний явля­ются ключевыми для решения существующих про­блем, поскольку именно вуз должен готовить для предприятий конкурентоспособных специалистов.

Для улучшения системы подготовки студентов вузу необходимо регулярное обновление или кор­ректировка учебной программы. Этот пункт явля­ется очень важным, так как именно с учебного плана и начинается обучение. Количество предме­тов, которые необходимо знать студентам, растёт с каждым годом, поэтому для правильной корректи­ровки программы университет должен чаще про­водить семинары, посвященные подготовке моло­дых специалистов, на которые необходимо пригла­шать руководителей ведущих энергетических ком­паний. На таких семинарах в ходе обсуждения можно поставить вопросы о преподавании специ­альных предметов начиная с первого курса, о со­кращении объёма общих предметов или переносе части их в магистерские программы, о выполне­нии магистерских работ на энергетических пред­приятиях, а также ряд других вопросов, связанных с целенаправленным обучением.

Для оперативной подготовки студентов адми­нистрация вуза должна быть в курсе всех послед­них изменений и новшеств в области электроэнергетики, чтобы своевременно скорректировать про­грамму выпускников путём введения специальных дополнительных краткосрочных курсов или же, если это необходимо, изменить её кардинально. Для этого в Томском политехническом универси­тете созданы информационные базы предприятий (более 200), где могут быть востребованы его вы­пускники, и осуществляется сотрудничество пред­ставителей кафедр и деканатов с директорами, главными инженерами и службами персонала этих предприятий.

Несомненно, целесообразно организовывать встречи с недавними выпускниками, успешно ра­ботающими в электроэнергетике, которые могут обосновать (имея опыт поиска и нескольких лет работы), что и почему не устраивало их во время обучения, а также чему стоит уделять большее внимание.

В настоящий момент Томский политехниче­ский университет занимается существующими проблемами и периодически проводит семинары и встречи такого рода. Однако даже при быстрой ре­акции вуза на современные вызовы процедура принятия нового учебного плана: создание, прохо­ждение через большое количество обсуждений и, наконец, утверждение в Министерстве образова­ния и науки - длится слишком долго. Более того, на этом процесс не заканчивается: после утвер­ждения плана необходимо создать методические пособия, а также компьютерное обеспечение, что опять-таки занимает немалое количество времени. В итоге после долгожданного обновления учебного плана новая программа зачастую во многом теряет актуальность. Таким образом, инертность вузов и длительная процедура обновления учебного плана мешают студентам получать новейшие знания.

Кроме того, вузам следует поднять уровень университетского преподавания. Энергетика, как и любая другая отрасль, постоянно развивается, что и обусловливает необходимость профессио­нального роста преподавателей, от которых сту­денты получают основные знания. Вузы проводят различные семинары для своих сотрудников, на­правляют их на курсы повышения квалификации, а также осуществляют проверку их знаний. Но этого недостаточно. Вузам нужно обеспечить при­ток свежих кадров из-за неуклонного старения преподавателей. Один из возможных путей реше­ния этой проблемы - привлечение к преподаванию некоторых технических дисциплин специалистов предприятий электроэнергетики. Специалист- практик рассказывает на лекциях о тех явлениях, системах и приборах, с которыми сам работает, что весьма эффективно сказывается на усвоении материала студентами. Данный вид преподавания уже давно практикуется, и большинство ведущих специалистов, преподающих в университетах, имеют звания кандидатов и докторов технических наук. Уникальные лекционные курсы с привлече­нием большого количества современного фактиче­ского материала служат основой временных посо­бий, по которым студенты готовятся к сессии. Впоследствии вуз может использовать информа­цию из таких пособий для создания учебников.

Для того чтобы студенты могли изучать пред­ставленный на лекциях материал на практике, не­маловажно наличие технической базы - лабора­торного практикума. Большинство опрошенных студентов считают, что многие лабораторные ра­боты, проводящиеся на компьютере, было бы луч­ше делать на реальных приборах, особенно это ка­сается специальных предметов для электроэнерге­тиков на старших курсах.

Развитие сотрудничества между предпри­ятиями и вузами. Передовые специалисты элек­троэнергетической отрасли давно осознали первостепенность проблемы кадрового обеспечения и занимаются этим вопросом, причём в некоторых случаях подготовка молодых специалистов ведётся уже со школьной скамьи. Хороший при­мер - долгосрочный проект "Школа - вуз - пред­приятие", организованный благотворительным фондом "Надёжная смена".

В 2007 г. между руководством компании ОАО "СО ЕЭС", НИ ТПУ и лицеем при НИ ТПУ был заключён договор о сотрудничестве, согласно ко­торому ежегодно проводится набор лучших школьников в профильную группу, обучающуюся по программе "Электротехника для юных электро­энергетиков". Занятия проводятся после основных уроков преподавателями энергетического институ­та НИ ТПУ. Программа включает посещение пред­приятий электроэнергетики, на которых будущие студенты могут увидеть то, о чём им рассказыва­ют на занятиях, и задать интересующие вопросы главным специалистам. Помимо этого, ребята ве­дут самостоятельную исследовательскую работу и принимают участие в тематических олимпиадах и научно-практических конференциях.

Отдельное внимание следует уделить I Межре­гиональной летней образовательной программе "Энергия молодости", организованной благотво­рительным фондом "Надёжная смена", ОАО "Сис­темный оператор ЕЭС" и Томской региональной благотворительной общественной организацией "Ассоциация творческих возможностей" летом 2011г. в Томске. Основная тема мероприятия - электроэнергетика и энергосбережение для устой­чивого развития. В летней образовательной про­грамме приняли участие 90 человек - учащиеся профильных "электроэнергетических" классов Екатеринбурга, Новочеркасска, Пятигорска, Сама­ры, Ставрополя, Томска и студенты энергетиче­ских факультетов Томского политехнического, Уральского федерального и Северо-Кавказского и Самарского государственных технических универ­ситетов. Все молодые люди - победители и актив­ные участники проектов "Надёжной смены".

Цель, которую ставили перед собой организа­торы, заключалась в объединении усилий в нара­щивании кадрового резерва Системного оператора через актуализацию выбора выпускниками школ электроэнергетических специальностей и популя­ризацию инженерного технического творчества среди учащихся и студентов в рамках учебно-развивающих сборов. Для этого организаторами были решены следующие задачи:

- формирование межрегиональной команды уча­щихся и студентов профильных классов/кафедр — сообщества участников проектной деятельности фонда и филиалов Системного оператора: ОДУ Урала, Сибири, Средней Волги, Юга;

- погружение учащихся в темы дополнительных учебных курсов: электроэнергетика и энергосбе­режение, перспективы развития диспетчерского управления ЕЭС Сибири и другие;

- развитие интереса молодёжи к научно-техни­ческому творчеству, направленному на проблемы и перспективы развития электроэнергетической отрасли;

- популяризация интерактивных форм обучения участников проектной деятельности и постановка учебно-воспитательных задач для профильных классов (групп).

Большая системная работа, которую сегодня активно проводит благотворительный фонд, а так­же успешная реализация задач, поставленных Системным оператором перед "Надёжной сме­ной", позволят вывести подготовку профессиона­лов в области диспетчеризации на новый уровень и существенно повысить профессионализм работ­ников отрасли. Хочется отметить объединяющую роль фонда. В ходе реализации проекта "Школа - вуз - предприятие" создано уже около 20 специа­лизированных "энергетических" классов в школах Екатеринбурга, Томска, Самары, Ставрополя, Но­вочеркасска, Пятигорска, в которых проходят под­готовку более двухсот школьников. Первые выпу­скники уже учатся в вузах операционных зон объ­единённых энергосистем Урала, Сибири, Средней Волги, Юга.

В процессе реализации программы "Энергия молодости" (15.08.2011 - 30.08.2011) были прове­дены различные мероприятия, которые отражают всесторонний подход организаторов к процессу обучения.

Во-первых, это образовательные лекции и практикумы, популяризирующие знания в области энергетики. Для чтения лекций и проведения практикумов были привлечены преподаватели с кафедры электрических станций энергетического института НИ ТПУ, кафедры экологического ме­неджмента и геоэкологии Томского государствен­ного университета, представители департаментов природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды, топлива и энергетики администрации Томской области.

Во-вторых, большой вклад в развитие студен­тов и школьников внесли тренинговые програм­мы, такие как team-building, эффективные комму­никации, стрессоустойчивость, а также мас­тер-классы в области энергетики, социологии, юриспруденции и экономики с привлечением со­ответствующих экспертов.

В-третьих, были организованы экскурсионные программы, включающие в себя поездки на ТЭЦ-3, подстанцию Солнечная, в региональное диспетчерское управление Томска, Атомный центр (учебный комбинат), НИ ТПУ (10-й корпус), которые позволили обучающимся увидеть на прак­тике процесс выработки электроэнергии: от по­ставки топлива до распределения потребителям.

А такие интерактивные программы по актуаль­ным для участников темам, как дискуссионные клубы, круглые столы, встречи с приглашёнными гостями, деловые ролевые игры (моделирование катастроф в электроэнергетике), помогли почувст­вовать сопричастность к общему делу и реализо­вать возможность принятия решений в процессе изменения сложившейся ситуации.

Всё это эффективно помогает школьникам окончательно определиться с выбором будущей специальности. Когда у человека есть цель, он на­чинает искать пути её достижения. А именно в от­боре молодых людей, знающих свою цель, и оказа­нии им помощи в её достижении и заключается за­дача проекта "Школа - вуз - предприятие".

После поступления в университет со студента­ми также ведётся активное сотрудничество: в фор­ме организации конференций и конкурсов, прове­дения экскурсий и дополнительных занятий. Луч­шие студенты получают повышенную стипендию. После третьего курса начинается практика на предприятии, и в случае удачного её прохождения возможно устройство студента на работу, а после окончания вуза - распределение на предприятие. В процессе профессиональной подготовки взаи­моотношения между вузом, компанией и студента­ми значительно улучшаются, поскольку все рабо­тают ради одной общей цели, достижение которой обеспечит электроэнергетике надёжное будущее.

Также неотъемлемым условием успешного развития вузов является конкуренция между со­бой. Для этого необходимо создать федеральную базу вузов с перечнем всех специальностей и их рейтингов (по образцу США, например) и обяза­тельно разъяснить критерии определения рейтин­га в этой базе, чтобы как школьники, так и энерге­тические компании могли выбрать вуз, действи­тельно подходящий для них. Дело в том, что выс­ших учебных заведений в стране очень много, а объективная оценка их деятельности, особенно в отношении конкретных специальностей, отсутст­вует. Главный плюс такой базы в том, что наконец будут созданы единые критерии для всех вузов страны: это касается как учебной программы, так и "внеучебной" работы - конкурсов, конференций, стипендиальных программ, а также успешности выпускников по окончании вуза и многих других позиций.

Очевидно, что созданная база будет пользо­ваться популярностью и у предприятий, поскольку они смогут увидеть программы подготовки по ин­тересующим их специальностям и оценку уровня знаний выпускников каждого профильного вуза. Главное удобство базы заключается в системати­зированности и наличии конкретной информации.

Целесообразно создать аналогичную базу для техникумов и колледжей России, что позволит к тому же сравнить их уровень с уровнем бакалав­риата вузов.

Решение проблем взаимоотношения между компаниями и выпускниками. Предприятия тре­буют от молодых специалистов достаточного уровня квалификации — как теоретической, так и практической, современных знаний и уважения к своему делу. Для того чтобы выпускники отвечали данным требованиям, предприятия, в свою оче­редь, должны иметь индивидуальную систему мо­тиваций - это основы управления как организаци­ей, так и людьми.

Во время опроса выпускники не раз подчёрки­вали, что на предприятии к ним редко относятся как к специалистам. Дело в том, что молодой че­ловек, приходящий на предприятие после оконча­ния вуза, как правило, значительно уступает рабо­тающим на нём инженерам в практических навы­ках и понимании своего места и ответственности в общем процессе, но он всегда полон энтузиазма, стремится влиться в коллектив и готов выполнять дополнительный объём работы для того, чтобы лучше освоиться. Предприятия должны использо­вать эти стремления. Молодой специалист мыслит нестандартно, даже, можно сказать, креативно, по­этому было бы целесообразно направлять его в от­делы модернизации, инновационных разработок или развития производства. Если необходимость в сотрудниках существует в других отделах, то не стоит давать выпускникам вузов только рутинную работу, как это обычно происходит. Следует возла­гать на них больше ответственности и одновре­менно с этим давать больше полномочий. Это по­могает молодому специалисту раскрыться и осво­иться, а также стимулирует его к проявлению луч­ших деловых качеств.

Помимо разработки системы мотиваций для принимаемых на работу выпускников, необходи­мо пересмотреть систему мотиваций для сотруд­ников предприятия с созданием стимулов для ра­боты с молодыми специалистами и практиканта­ми. Например, при прохождении студентами прак­тики на определённом предприятии им необходим куратор, как правило обычный сотрудник, у кото­рого помимо этого существуют свои обязанности в компании. Для такого случая было бы целесооб­разно ввести систему наставничества, которая включала бы в себя не только материальное стиму­лирование сотрудника дополнительной заработ­ной платой, но и общественное признание и ува­жение.

Решение проблемы нежелания выпускников работать в регионах. Большинство выпускников утверждают, что региональные предприятия не обеспечивают нормальных социально-бытовых условий. Особенно это затрагивает выпускников, у которых уже есть семьи. Ведь для того, чтобы человек мог эффективно работать и приносить пользу компании, ему необходимы достойные ус­ловия не только для работы, но и для жизни. Для решения данной проблемы энергетические компа­нии могут разрабатывать специальные проекты, которые будут включать в себя не только предос­тавление квартир вновь прибывшим молодым спе­циалистам и мест в детских садах для их детей, но и полный социальный пакет. В таком случае выпу­скники смогут спокойно переезжать на новое ме­сто, не переживая о том, где им снять квартиру, с кем оставить ребенка, к какой больнице они будут относиться и др.

Естественно, что предоставить такие условия повсеместно предприятие не может из-за нехватки средств. В этом случае его руководству необходи­мо договариваться с местной администрацией о получении специального гранта на развитие элек­троэнергетики в той или иной области/районе, ведь работа энергетиков по стабильному электро­снабжению доверенного им населённого пункта - одна из самых необходимых и трудных.

Если условия жизни в регионах будут макси­мально приближены к городским, то количество выпускников, желающих покинуть город, много­кратно возрастёт. Стоит также учесть, что предпри­ятие может мотивировать специалистов на работу особыми предложениями, такими как дополнитель­ное обучение, быстрый карьерный рост, привлека­тельные услуги в социальном пакете и др.

В заключение необходимо добавить, что до тех пор, пока все три контрагента не будут работать как одна движущаяся к единой цели команда, должный результат достигнут не будет. Поэтому правильным решением было бы создание государ­ственного некоммерческого органа, который смог бы учитывать в равной степени мнение всех трёх составляющих данной проблемы - энергетиче­ских предприятий, вузов, готовящих специалистов для энергетики, а также самих молодых специали­стов.

 

Список литературы

1.      Лэнд П. Э. Менеджмент - искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента / Пер. с англ. М.: Ин- фра-М, 1995.

2.      Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995.

3.      Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и под­готовки специалистов: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.

 

 

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Жумангалиева Р.Ж., Национальный исследовательский Томский политехнический университет (НИ ТПУ). Анализ проблем кадрового обеспечения в электроэнергетике. Электрические станции, №  7,  2012.– С.63-67.
Материал размещен на www.transform.ru: 11.09.2012 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????