Ключевые
слова: электроэнергетика, конкуренция, вертикальная интеграция, надежное и
бесперебойное энергоснабжение.
Предложенные
для обсуждения обстоятельная статья [1], а также ранее опубликованная статья
[2] характеризуются выраженной в них озабоченностью развитием конкуренции в
электроэнергетике. Тогда как ещё в 2005 г. на конференции энергетиков в СагнДиего (США) было признано, что разрушение вертикально-интегрироватых энергокомпаний
и введение конкурентного рынка электроэнергии дат отрицательный результат [3].
Наш отечественный опыт показывает то же самое — итог печален, рост тарифов
неудержим.
Тем
не менее мы, несмотря на немалый уже собственный и
чужой опыт, продолжаем с маниакальным упорством насаждать мнимую конкуренцию
в электроэнергетику и уповать на мифическое рыночное саморегулирование. Так что же нам
важнее и нужнее — конкурентный рынок электроэнергии или надёжное и бесперебойное
электроснабжение по социально приемлемой цене? Не впали ли мы в своего рода зашоренность
политической идеей конкурентных отношений? Не есть ли это неспадающая
инерция осуществить задачу, некогда провозглашённую в качестве ключевой для
реформы отрасли, т. е. создать конкурентный рынок электроэнергии (мощности),
цены которого не регулируются государством?
Конкуренция
— это, во-первых, когда каждый сам за себя. Во-вторых, конкуренция нужна для
того, чтобы более сильные и предприимчивые подавляли
и вытесняли менее успешных и удачливых. При этом используются все возможные
способы «подсаживания» или «обхода» конкурентов. А электроэнергетика, учитывая
её жизнеобеспечивающую роль и социальное значение, — такая отрасль, в которой
требуется, чтобы все были заодно с общей единой и главной целью — обеспечением
бесперебойного и надёжного энергоснабжения. Конкуренция вредна, когда люди
делают одно общее дело, решают общую для них задачу. Конкуренция — это недружелюбность, отчуждённость, корпоративная закрытость,
конфликтность, о взаимопомощи уже и вспоминать не приходится. Это укоренение
действующей на подсознательном уровне определённой идеологии.
Главная
цель и задача бизнеса — это получение дохода, больше и быстрее.
Изобретательность же одобряемого стремления зарабатывать больше, при всех
кажущихся барьерах и ограничениях, неистощима, а аппетит наращивания доходов
в бизнесе безграничен.
На «выжимание» денег из потребителей — этой
главной цели и задачи коммерсантов в любой сфере деятельности, в том числе в
энергетике, мобилизуются все возможные способы получения дохода, включая и
разного рода правовую и юридическую казуистику, финансовые манипуляции и
манипуляции различными факторами, в интересах повышения конечной стоимости
своего товара — отпускных тарифов, применительно к электроэнергетике. Примеры
таких действий и приёмов в электроэнергетике: «не потребляешь — плати,
перебрал — плати штраф, за подключение — плати, за предоставление мощности —
плати, за надёжность электроснабжения — плати и т. д.» Некоторые из таких
приёмов раскрыты в [1]. Многоступенчатое прохождение услуги
электроснабжения от генерации до поставщика через цепь независимых
хозяйствующих субъектов, каждый из которых озабочен получением своего дохода,
«взвинчивает» по понятным причинам цену услуги в разы. Чем больше собрано друг
с друга штрафов и неустоек в цепи независимых хозяйствующих субъектов, чем
полнее обеспечен бизнес всякого рода страховками, тем лучше энергокомпаниям и вместе с тем больше разбухает конечный
тариф на электроэнергию.
Известный
эффект масштаба производства, работающий всегда на удешевление единицы
продукции, в частности, и за счёт того, что недостатки, упущения, просчёты в
одних звеньях производственной цепи могут компенсироваться удачами и успехами
других, в таких обстоятельствах полностью нивелирован. Ну, это и не важно.
Ведь главная задача коммерческих компаний — получить доход больше и быстрее, а
отнюдь не обеспечить энергоснабжение наилучшим образом по оправданной
минимальной цене. Показательным примером абсолютной несклонности бизнеса к
оправданной минимальной цене электроснабжения может служить применение якобы
рыночного правила роста цены при возрастании спроса в часы пиковых нагрузок,
хотя специалистам известно, что при росте объёма производства удельные затраты
на единицу продукции снижаются, и поэтому цена её объективно могла бы быть
меньше. Поэтому, если исходить из соображений отмеченного в [4] безусловного
приоритета интересов конечных потребителей, следовало бы, как минимум, не
повышать цену в таких случаях. Однако проблемы повышенной и продолжающей
повышаться платёжной нагрузки на потребителей электроэнергии — это не забота
коммерсантов в энергетике, это уже забота государственных и политических
властей.
Крайне
важна для осознания положения дел в электроэнергетике сделанная в
[1] констатация, что сегодня отрасль — это свыше 500 независимых
хозяйствующих субъектов с децентрализованной технической и экономической
политикой, с атрофированной при этом ответственностью за поставку потребителям
электроэнергии и тепла. Может ли такой конгломерат субъектов при названных
обстоятельствах быть просто управляемой электроэнергетической системой, не
говоря уже — эффективно управляемой? Общее у этих субъектов — только сфера
деятельности и собственный для каждого коммерческий интерес.
Крайне
сомнительным выглядит упование управлять энергетикой в интересах потребителей
через ценообразование. Такое управление неизбежно сведётся лишь к наращиванию
тарифа, что происходит в реальности. Обоснования этому найдутся всегда. Путём
наращивания тарифа на электроэнергию можно, конечно, добиться, например,
привлечения инвестиций в электроэнергетику, однако такое наращивание будет
худшей реализацией принципа: за всё заплатит потребитель. К сожалению
потребителя, но очевидному удовлетворению производителей и поставщиков
электроэнергии, в привлекаемые инвестиции автоматически войдут и весьма
немалые издержки на чрезвычайно возросшие управленческие структуры, поскольку чем больше образуется самостоятельных хозяйствующих
субъектов, тем обширнее и дороже становится управленческий персонал отрасли в
целом. Очевидна таким образом организационная и
управленческая неэффективность электроэнергетики, созданной вследствие
ошибочных политических решений [5] по реформированию отрасли.
На
заданный в [1] вопрос: что делать, ответ зависит от ответа на
поставленный в начале этой статьи другой вопрос: что нам нужнее и важнее —
конкуренция или же надёжное и бесперебойное энергоснабжение по социально
приемлемой цене.
Насильственное
насаждение конкуренции в электроэнергетике, как уже достаточно убедительно
показал опыт, связано с дезорганизацией отрасли, потерей её управляемости,
возникновением существенных дополнительных издержек, образованием разнообразных
путей и возможностей наращивать тариф на отпускаемую энергию. Если важнее
конкурентные отношения, то в этом случае остаётся только смириться с бесконечно
растущим тарифом и разве только искать какие-то возможности сдерживать его
рост, не допуская галопирующего темпа.
Если
же важнее надёжное и бесперебойное энергоснабжение по социально приемлемой
цене, то думается, что в отрасли необходимо прежде
всего установить единоначалие, как самую эффективную форму управления,
используемую везде и всегда, когда требуются неукоснительное соблюдение
дисциплины, выполнение жёстких технических и технологических требований,
строгая иерархическая ответственность (вышестоящего руководителя за
нижестоящие звенья).
Либерализм
в виде хозяйственной и юридической независимости отдельных звеньев единой
системы совершенно неприемлем для базовой отрасли российской экономики,
обеспечивающей электрической и тепловой энергией внутренние потребности
народного хозяйства и населения, определяющей энергетическую безопасность
страны и её успешное экономическое развитие.
Только при единоначалии возможны проведение
единой технической политики и эффективное управление в электроэнергетике,
создание продуктивных инфраструктур, способных обеспечивать требуемое
научно-техническое, информационное, ремонтное и диагностическое
функционирование отрасли.
Конечно,
надо отказаться от зацикленности на организации, во
что бы то ни стало, конкуренции в электроэнергетике, несущей ущерб эффективности
и надёжности этой отрасли. Конкуренция между её предприятиями должна
осуществляться лишь в сфере снижения удельных затрат на производство единицы
энергоресурсов, поставляемых потребителям. По такому принципу, в общем, и
работала Единая энергетическая система России до её дезинтеграции. Методика
применения этого принципа в оперативном ведении режимов нагрузок оборудования,
своеобразно названного неценовой конкуренцией, доходчиво изложена в [6].
Цены
на электрическую и тепловую энергию в интересах потребителей будет надёжней
формировать не по методу доходности реального капитала [4] — так можно далеко
уйти, если озаботиться доходностью капитала, а путём установления социально обусловленной
рентабельности, добавляемой к среднестатистической себестоимости. Повышение
же доходности энергопредприятий может и, видимо,
должно достигаться за счёт снижения себестоимости производимой продукции.
Регулирование и сдерживание тарифов на электрическую и тепловую энергию в
государственном масштабе может осуществляться путём ограничения или
регулирования цен на топливо как основного компонента себестоимости
электрической и тепловой энергии.
Нетрудно
предвидеть возгласы: это же призыв к возвращению прежней системы! Как же такое
возможно в имеющихся реалиях!
Ну,
во-первых, если прежняя система была эффективнее, то не грех к ней вернуться,
причём именно теперь, но на более совершенном уровне. Решающую же роль в этом,
думается, должны сыграть политики, по инициативе которых отрасль
дезинтегрирована, утратила эффективную управляемость и превращена, по сути, в
неиссякаемый источник обогащения бизнес структур. Политикам надо признать
ошибку и исправлять ситуацию. Отрасль должна быть признана общегосударственной
жизнеобеспечивающей инфраструктурой, в отличие от созданного положения, когда
она стала прежде всего источником сколачивания
частных капиталов — понятно, за счёт кого.
Политика,
как известно, искусство возможного, а политики — люди изобретательные и
находчивые. В этой связи соответствующие решения во имя общегосударственных
социальных и экономических интересов с учётом сложившейся в электроэнергетике
ситуации должны быть найдены и приняты.
Дело
же профессионалов показать с достаточной убедительностью, что надо сделать в
политической сфере для восстановления былой мощи и эффективности отрасли, для
того, чтобы главной задачей электроэнергетики стало надёжное и бесперебойное
энергоснабжение потребителей по социально приемлемым ценам, а коммерческая
сторона нужного дела ушла на второй план. В рамках же уже имеющихся
возможностей надо делать все полезные шаги для интеграции и восстановления
былой управляемости жизнеобеспечивающей отрасли экономики.
Список
литературы
1.
Кутовой Г. П. Реформа электроэнергетики и промышленные
потребители: печальный итог. Что делать // Энергетик. 2011. № 11. С. 9 - 16.
2.
Трачук А. В. «Новая вертикальная интеграция» в
реформированной электроэнергетике // Энергетик. 2010. № 8. С. 6 - 9.
3.
Кузовкин
А. И.
Энергетический кризис и энергореформа в России: конкуренция
вместо надёжности // Вести в электроэнергетике. 2006. № 3. С. 83 - 99.
4.
Шевкоплясов П.М., Шевкопляс Е. Ю. Ценообразование на рынках
энергии по методу доходности реального капитала электростанций // Энергетик.
2012. № 2. С. 15 - 22.
5.
Воротницкин Ф. Э. Анализ отечественного и зарубежного опыта реформирования
электроэнергетики / / Электрические станции. 2010. № 12. С. 45 - 50.
6.
Летун
В. М. Об организации оптового рынка электроэнергии на основе неценовой
конкуренции // Энергетик. 2012. № 2. С. 23 - 26.