Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

transform.ru ::Адам Джеймс. Маркетинг «умной» электросети
 

Маркетинг «умной» электросети

Адам Джеймс, портал Theenergycollective

 

 

Главной темой одного из первых номеров нашего журнала (март 2011 г.) было НАЧАЛО ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ «УМНЫХ» СЕТЕЙ. За прошедшее время в мире накоплено достаточно опыта, на который следует обратить внимание с тем, чтобы динамично развивать собственный рынок интеллектуальной электроэнергетики. Посмотрим, как этот процесс идет в США и какие из этого можно извлечь выводы.

За сравнительно короткий период времени сторонники «умных» сетей уже проели впечатляющую работу по созданию и развертыванию многих инновационных технологий. Также были предприняты маркетинговые усилия, направленные на продажу этих технологий. Все хорошо... кроме главного. Пока еще не получается продавать «умную» сеть в комплексе тем, кому она адресованa – сетевым компаниям, потребителям (и – это пока на уровне идеи – регулирующим органам и политикам). Многие воспринимают эти разработки если не откровенно воинственно, то скептически.

И тому есть причины. Так, даже среди организаций, примкнувших к «сообществу «умной» сети», отсутствует единая стратегия обмена информацией, не говоря уже о разногласиях по вопросу, как именно продавать «умные» сети сетевым компаниям.

Четыре цели

Все в восторге от надежности «умной» сети. Все в ней происходит мгновенно, высокие технологии так и просятся в нашу повседневную жизнь. Но хотя сделано уже много, чтобы «умная» сеть была более умной, ей предстоит еще очень большой путь до полнофункциональной электросети XXI века.

Итак, когда чиновники спрашивают у разработчиков «умных» сетей, что же им нужно, что должны говорить они, а о чем им лучше промолчать? Вот четыре типичных требования сторонников интеллектуальных сетей и ответы, которые они могут услышать.

Требование 1: «Нам не нужны от вас деньги, мы лишь хотим, чтобы вы помогли нам самим делать деньги»

Близится момент, когда будет утвержден Закон о возрождении национальной промышленности, и этот момент будет более чем удачным для продвижения идеи «умных» сетей в разных уголках Америки. И тогда есть шансы, что удастся привлечь внимание финансового мира и добиться нового вливания средств в отрасль. К тому же значительные средства имеются в самих сетевых компаниях. Только проблема в том, что «умная» сеть невыгодна таким компаниям: технические новшества, которые она принесет, ограничат возможности компаний наживаться на тарифах. Так что для привлечения инвестиций пока еще недостаточно механизмов законотворчества.

Вот пример. Нам необходимо, чтобы сетевые компании вкладывали средства в новые линии электропередачи и подстанции на пользу концепции распределенного производства электричества. Но поскольку распределенное производство электричества невозможно без «умных» сетевых счетчиков и их взаимодействия, то начнут снижаться платежи пользователей электроэнергии. (Пользователи платят за расходуемую из сети энергию, однако она может приходить из локальных источников, компенсируя расходы.) При этом в счете за электричество остается только фиксированная часть, которая не компенсирует расходов сетевых компаний за централизованное распределение энергии. При правильной организации централизованное распределение энергии будет использоваться лишь периодически, тогда как основной ролью линии электропередачи будет передача энергии обратно в сеть, а также контроль финансовых транзакций.

Что все это означает? По сути, мы просим сетевые компании вкладывать средства в новые технологии себе на погибель. Чем нам может помочь правительство? Вовсе не очередной партией денег, а введением норм, которые компенсируют сетевым компаниям расходы с тем, чтобы те стремились к тому же варианту энергораспределения, что и мы.

Требование 2: «Установите нормы... только не слишком быстро»

Процесс стандартизации фундаментален для создания здоровой конкуренции. До тех пор, пока не будут установлены четкие стандарты для различных технологий с учетом их интеграции, крайне опасно развивать что-либо новое. К тому же, чем дольше Америка будет тянуть с принятием стандартов, тем выше вероятность того, что Китай (или другая страна) разовьет эту технологию и обеспечит себе доминирование на рынке. Но торопиться не стоит. Ведь стандарты должны развиваться в тесном взаимодействии с промышленностью – иначе они не смогут удовлетворить ее потребности.

Требование 3: «Определите четко, кто за что отвечает»

Для, сетевых компаний, потребителей энергии и сторонних подрядчиков необходимо четко определить роли и обязанности в новом мире, где будет курсировать не только энергия, но и информация о ней. Все данные, относящиеся к потребителям, носят личный характер, но смогут ли сетевые компании гарантировать их сохранение? Кто будет обеспечивать доступ к этим данным, если у сторонних подрядчиков возникнет необходимость в этом? Эти вопросы необходимо решить, и тогда сетевые компании, потребители и сторонние подрядчики смогут плодотворно сотрудничать.

Требование 4: «Обеспечьте диалог»

Просто желание «вести диалог» с правительством уже не принесет ничего нового. В настоящее время существует уже много стандартных наработок, и назрела необходимость объединить усилия в единую инициативу. (Этим уже занимается Совет по экологическому контролю.)

Необходимо подняться на более высокий уровень организации и начать серьезный диалог между FERC (Federal Energy Regulatory Commission, Федеральная комиссия по энергорегулированию) и NARUC (National association of regulatory utility commissioners, Национальная ассоциация сетевых компаний). Это будет способствовать выравниванию заинтересованности между теми, кто осуществляет передачу энергии, и теми, кто ее распределяет. Например, если компания занимается исключительно распределением электричества, она едва ли будет заинтересована делать свои линии передачи более эффективными, поскольку энергия от нее уходит в другие компании. К сожалению, передача электроэнергии регулируется на федеральном уровне, а ее распределение контролируется властями штата. Тут-то и нужен диалог между регуляторами, чтобы закрыть эти административные пробелы.

Сеть на продажу

Истоком сложностей, которые стоят перед рынком чистой электроэнергии, обычно является отсутствие взаимопонимания между теми, кто классифицирует сегменты рынка, и теми, кто развивает их. Отмечу, что эти проблемы, фигурально выражаясь, даже лежат в перпендикулярных плоскостях. Классификация рынка – это своеобразное поперечное сечение, на котором видны, собственно, сегменты рынка, такие как жилой сектор, коммерческий и индустриальный. Сложность состоит в том, что при классификации рынка экологически чистая энергетика (и сопутствующая ей проблема энергоэффективности) заявлена как серьезная отрасль, однако по факту она тока настолько не развита. В настоящее время зреет потребность создавать экологически благоприятные решения, которые подошли бы различным сегментам рынка по всему «сечению» классификации. Для реализации этого и потребуется стандартизация.

У «умных» сетей абсолютно те же проблемы. Без сомнения, их сторонники знают, как подать такую сеть в различных сегментах рынка, а с теми четырьмя советами, которые даны в этой статье, смогут, надеемся, это сделать еще лучше. Однако пока нельзя говорить о том, что им удалось адаптироваться к рынку.

Например, есть потребили, которых совершенно не волнует, сколько энергии они сжигают». Таким потребителям нужен надежный источник электричества, а не «умные» приложения. Естественно, что солнечные фотогальванические системы они установят лишь тогда, когда те будут полностью автоматизированы, и наработанное электричество будет мгновенно отражаться на сумме счета. Соответственно, для этих клиентов вы подадите концепцию «умной» сети в ракурсе, совсем отличном от того, как если бы перед вами сидел любитель новеньких программных приложений. Возможность установить собственную фотогальваническую панель привлекает его тем, что он может продавать электричество обратно в сеть в часы пик, чтобы получать за это больше денег. Отсюда следует, что адептам «умной» сети необходимо собирать «истории успеха», чтобы более эффективно предлагать эту концепцию в каждом сегменте рынка.

Хотя отдельные истории успеха имеются, пока они лишь подчер­кивают проблемы, чем рапортуют об их устранении. Например, одно время была инициатива «зеленой кнопки» (Green Button Initiative), в рамках который сетевые компании брали на себя обязанность информировать пользователей о своих энергетических показателях. В том виде, в каком это было реализовано, любой желающий мог скачать текущие отчеты сетевой компании из Интернета. Успех «зеленой кнопки» был обусловлен тем, что эта инициатива учитывала сегментацию рынка и была достаточно гибкой, чтобы удовлетворять запросы самого широкого спектра потребителей. Сама идея предложения информации по запросу уже предполагает ориентацию на специфические сегменты рынка. Ведь эти данные запрашивать будут в первую очередь те, кто имеет определенное отношение к эффективному использованию энергии и «умной» электросети. Форма предоставления информации в виде файла открывает им возможность обрабатывать данные, которые также можно отнести к предлагаемому «продукту».

 

 

  Полное содержание материала Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Джеймс Адам. Маркетинг «умной» электросети / Адам Джеймс // Энергоэффективность и энергосбережение. – № 1–2. – 2013. – С. 91–93.
Материал размещен на www.transform.ru: 07.05.2013 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????