Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

transform.ru :: Денисов В.И., Дзюба А.А. Основы рыночных отношений в электроэнергетике / Электрические станции
 

Основы рыночных отношений в электроэнергетике

Денисов В.И., доктор экон. наук, Дзюба А.А., канд. экон. наук
ОАО "Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского

 

 

Реформирование электроэнергетики началось с объединения электростанций в генерирующие компании в качестве предпосылки для организа­ции конкурентного рынка электрической энергии и мощности. Однако созданный конкурентный ры­нок не оправдывает возлагаемых на него надежд. Он получился сложным, работающим нестабиль­но и неэффективно. Вместо ожидаемого снижения тарифов конкурентный рынок привёл к такому их росту, который начинает тормозить развитие про­мышленного производства.

Не лучшим образом обстоит дело и за рубе­жом. Серьёзный анализ работы зарубежных кон­курентных рынков электрической энергии выпол­нен С.В. Подковальниковым [1]. В его статье рас­смотрены электроэнергетические рынки (ЭЭР) стран континентальной Европы, Великобритании, Азии, США, Австралии и Новой Зеландии. Выяс­нилось, что либерализация цен на электроэнергию не приводит к конкуренции генерирующих компа­ний (ГК).

В [1] показано, что конкуренция в электроэнер­гетике приводит к нарушению взаимодействия электростанций, обеспечивающего минимизацию затрат на производство электроэнергии, постав­ляемой потребителям.

Электростанции, работающие на конкурент­ном рынке, нацелены на получение прибыли, что побуждает их к завышению тарифов. На конку­рентном рынке наблюдается тенденция к сниже­нию вводов новых генерирующих мощностей, к перераспределению электроэнергии гидроэлек­тростанций из пиковой в базовую зону графика электрической нагрузки. Страны, в которых рабо­тает (внедрён) конкурентный рынок электриче­ской энергии и мощности, пытаются его усовер­шенствовать, но успеха добиться не удаётся.

Сложившееся положение с зарубежными и российским реформированными электроэнергетическими рынками позволяет усомниться в целесо­образности организации конкуренции между про­изводителями электроэнергии и мощности. Чтобы убедиться в правомерности таких сомнений и ра­зобраться в причинах неэффективности реформи­рованных электроэнергетических рынков, необходимо:

  • рассмотреть особенности электроэнергетики, отличающие её от других отраслей промышленно­сти;
  • напомнить историю и принципы формирова­ния действующей в России системы электроснаб­жения потребителей;
  • уяснить области применения двух основных типов рынков - регулируемого и конкурентного.

Главная особенность электроэнергетики, как известно, заключается в неразрывности во време­ни (одновременности) процесса производства и потребления электроэнергии. Поэтому нет воз­можности создавать запасы электроэнергии в зна­чительных объёмах. Как следствие, надёжность и бесперебойность электроснабжения потребителей зависят от наличия резервов мощности на элек­тростанциях и способности электрических сетей доставить эту мощность до потребителей.

Качество электроэнергии определено стандар­том, и на его соблюдение влияют не только произ­водители электроэнергии, но и сетевые организа­ции и крупные потребители. Отклонение качества электроэнергии от стандартного может снижать производительность оборудования у потребите­лей, влиять на работу осветительных приборов и даже создавать аварийные ситуации на электро­станциях, в электрических сетях и у потребителей.

В системе электроснабжения вырабатывается и потребляется не только активная, но и реактивная мощность. Её избыток или недостаток влияет на уровни напряжения у потребителей, а её передача вызывает дополнительные потери в электриче­ских сетях.

В России действует централизованная система электроснабжения потребителей, необходимость создания которой была обоснована российским инженером П. Гуревнчем в статье, опубликован­ной в журнале "Электричество" в 1917 г. [2,3]. Это было время, когда электроснабжение потреби­телей осуществлялось мелкими, разрозненно ра­ботающими ведомственными электростанциями: фабрично-заводскими, трамвайными, коммуналь­ными.

На основе анализа работы российских электро­станций и тенденций развития электроэнергетики Германии и США П. Гуревич показал, что переход от строительства мелких ведомственных электро­станций к крупным районным электростанциям значительно повышает эффективность электро­снабжения потребителей. На районных электро­станциях устанавливаются более мощные агрега­ты, что удешевляет их строительство в расчёте на один установленный киловатт. Увеличение мощ­ности агрегатов сопровождается повышением па­раметров пара и снижением удельных расходов топлива. Кроме того, у районных электростанций, обслуживающих значительные территории с боль­шим числом разнообразных потребителей, более высокий коэффициент использования мощности и, соответственно, меньше себестоимость произ­водства электроэнергии.

Автор не ограничивается доказательством це­лесообразности перехода к сооружению районных электростанций. В послесловии к статье [3, стр. 37] делается вывод, что может получаться "даль­нейшее улучшение производства электроэнергии при связывании между собой крупных районных станций для работы на общую сеть: экономия на резервах, взаимная разгрузка отдельных и улучше­ние коэффициента использования благодаря улуч­шению кривой нагрузки". И там же предлагается: "государственная производственная монополия, как единственно рациональный путь, дающий го­сударству возможность при удешевлении энергии получить вместе с тем значительный доход".

П. Гуревичем по сути были разработаны прин­ципы формирования централизованной системы электроснабжения потребителей, положенные в основу плана ГОЭЛРО, реализованные в процессе его выполнения и приведшие в последующие де­сятилетия к созданию Единой энергетической сис­темы страны.

Электроэнергетика СССР была полностью го­сударственной. Амортизационные отчисления и большая часть прибыли направлялись в государст­венный бюджет. Как показал анализ, выполнен­ный Энергосетьпроектом в начале 1990-х годов, две последние пятилетки (1981 - 1985 и 1986 - 1990 гг.) электроэнергетика развивалась по прин­ципу самофинансирования: деньги из бюджета выделялись на строительство электроэнергетиче­ских объектов в объёме, не превышавшем поступ­лений в бюджет от электроэнергетики. Такое фи­нансирование создавало благоприятные условия для эффективного развития отрасли. Бюджетные деньги - самые дешёвые для инвестирования. Консолидация заработанных электроэнергетикой денежных ресурсов в госбюджете обеспечивала возможность строительства крупных капита­лоёмких энергетических объектов, таких как гид­роэлектростанции Волжско-Камского и Анга- ро-Енисейского каскадов, а также тепловые и атомные электростанции большой мощности.

В стране действовала развитая сеть научно-ис- следовательских институтов и научных подразде­лений при крупных проектных организациях, цен­трализованно финансируемых Минэнерго, что по­зволяло разрабатывать новые технологии произ­водства и передачи электроэнергии. Именно такая организация научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ обеспечила внедрение на ТЭС пара сверхкритических параметров, ос­воение сверхвысокого напряжения для дальних линий электропередачи и передачи электроэнер­гии на постоянном токе, внедрение вставок посто­янного тока, освоение энерготехнологической пе­реработки сланцев и многое другое.

В дореформенной электроэнергетике действо­вал регулируемый рынок электроэнергии и мощ­ности. Расчёты потребителей с энергосбытовыми организациями энергосистем осуществлялись по прейскурантным тарифам. Прейскурант разраба­тывался союзным Минэнерго, утверждался Госу­дарственным комитетом по ценообразованию и вследствие вялотекущей инфляции применялся в течение длительного периода. Это упрощало опе­рации по оплате потребляемой мощности и энер­гии, а также планирование потребителями расхо­дов на электроэнергию. Тарифы устанавливались только для потребителей, а их уровень определял­ся для каждой энергосистемы таким образом, что­бы все энергосистемы работали на условиях хоз­расчёта без убытков. Тарифы для населения были едиными на территории всей страны. Для сельско­хозяйственных и приравненных к ним потребите­лей действовал льготный тариф. Система тарифов не отягощала потребителей расходами на оплату электроэнергии. Они были самыми низкими среди стран, у которых в структуре мощностей преобла­дают тепловые и/или атомные электростанции.

Важной особенностью управления электро­энергетикой в этот период было то, что критерием эффективности её работы была надёжность элек­троснабжения потребителей. Прибыль была за­фиксирована в тарифах, и заработать что-нибудь сверх того можно было только за счёт экономии затрат, при условии что это не приводит к сниже­нию надёжности. Регулируемый рынок в отечест­венной электроэнергетике эффективно работал в течение 70 лет, с 1921 по 1990 г. В последующие 10 лет, т.е. в 1990-е годы, только благодаря регули­руемому рынку удалось сохранить электроэнерге­тический потенциал страны.

Конкурентный рынок электрической энергии и мощности в принципе не может быть эффективнее регулируемого. Во-первых, потому что в результа­те приватизации генерирующих компаний техни­ческое перевооружение действующих и строи­тельство новых электростанций начало финанси­роваться за счёт привлечённых средств, т.е. доро­гих денег. Увеличиваются затраты и на эксплуата­цию энергетических объектов. Во-вторых, для успешной работы конкурентного рынка необходи­мо, чтобы его участники производили взаимозаме­няемые товары. В электроэнергетике этой возмож­ности не существует, так как все электростанции вырабатывают электроэнергию одинакового (стан­дартного) качества независимо от типа электро­станций, технологии производства, используемого первичного энергоресурса. Однако невзаимозаме­няемыми оказываются электростанции, потому что они различаются по своим маневренным ха­рактеристикам.

В конкуренции могут участвовать лишь тепло­вые электростанции конденсационного типа и ТЭЦ, но только электроэнергией, которая может быть дополнительно выработана по конденсаци­онному режиму. В итоге объём конкурентного рынка в электроэнергетике ограничен. Но дело не только в объёме конкурентного рынка. Необходи­мо учитывать, что в централизованной системе электростанции должны взаимодействовать, а не конкурировать. Задача заключается в том, чтобы обеспечить оптимальную загрузку электростан­ций, рационально использовать имеющиеся в рас­поряжении первичные энергоресурсы, организо­вать взаимное резервирование. Оптимизация ре­жимов работы тепловых электростанций сводится к минимизации затрат на топливо ГРЭС и ТЭЦ, работающих на территории АО-энерго и ОЭС. Конкуренция разрушает взаимодействие электро­станций и, как следствие, снижает эффективность работы централизованной системы электроснаб­жения.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о конкуренции электростанций по мощности. На стадии разработки перспектив развития электро­потребления решение о строительстве новых и техническом перевооружении действующих элек­тростанций должно приниматься только на основе конкурсного (конкурентного) отбора проектов. Та­кой порядок существовал в дореформенный пери­од и существует в настоящее время.

В процессе эксплуатации конкуренции дейст­вующих электростанций по мощности в принципе не должно быть. Если в период текущей эксплуа­тации действующих электростанций возникают избытки мощности, то это указывает на возмож­ность сдвига во времени ввода новых мощностей и организации обновления устаревшего оборудо­вания. Отменять оплату содержания временно не востребованной мощности ради сиюминутной коммерческой выгоды недопустимо. Убедитель­ным доказательством такого утверждения являет­ся зарубежный опыт.

Как уже отмечено, приватизация ОГК и ТГК (территориальных генерирующих компаний) удо­рожает строительство и эксплуатацию электро­станций. Поэтому есть основания усомниться в целесообразности дальнейшей приватизации энергетических объектов, в том числе намечаемой приватизации сетевых компаний (организаций). Напротив, для повышения эффективности работы электроэнергетики необходимо увеличение в ней доли государственной собственности. Это не озна­чает запрета на частную электроэнергетику и тем более насильственную национализацию. В част­ной собственности могут находиться как генери­рующие компании, так и независимые электро­станции. Но частная энергетика должна работать на конкурентной основе с государственной. Для этого должны быть установлены правила такой конкуренции.

Эффективность работы электроэнергетики в большой степени зависит от стоимости топлива, цены на которое растут темпами, превышающими темпы инфляции. Вряд ли можно считать такое положение обоснованным. На эффективность ра­боты электроэнергетики также влияет система управления отраслью. Существующее Министер­ство энергетики выполняет лишь роль куратора, ограниченного в правах, не имеет в своём аппара­те достаточного числа специалистов-энергетиков и соответствующих требованиям времени струк­турных подразделений. Необходимо создание пол­ноценного Министерства энергетики и электрифи­кации, которое должно быть наделено правом кон­тролировать работу энергетических компаний и организаций, определять техническую политику в отрасли и разрабатывать перспективные планы и программы развития, а также нормативные доку­менты, заботиться о внедрении новых технологий и прогрессивной техники. Министерство должно отвечать за электрификацию страны.

Для решения стоящих перед министерством задач при руководстве должны работать два сове­та: научно-технический и экспертный. Все значи­мые проекты должны обсуждаться на этих сове­тах. Для реализации ряда предлагаемых меро­приятий по повышению эффективности работы электроэнергетики потребуется принятие реше­ний на государственном уровне.

Выводы

  1. Конкурентный рынок электрической энер­гии и мощности не может эффективно работать потому, что электроэнергетика является:
  • производственным комплексом, в котором все его составляющие должны работать согласованно, т.е. взаимодействовать, а не конкурировать;
  • технологически и экономически замкнутой системой, которая изначально создавалась для ми­нимизации затрат на производство, передачу и по­требление электроэнергии;
  • естественной монополией, так как АЭС, ГЭС и ТЭЦ невзаимозаменяемы и не могут участвовать в конкуренции из-за несовместимости маневренных характеристик.

Неэффективность конкурентного рынка элек­трической энергии и мощности подтверждается отечественным и зарубежным опытом его приме­нения.

  1. Для обеспечения эффективного функциони­рования и развития электроэнергетики необходимо:
  • воссоздать регулируемый рынок электроэнер­гии и мощности;
  • активизировать участие государства в финан­сировании технического перевооружения электри­ческих станций и сетей, без чего невозможно в ко­роткие сроки преодолеть ускоренное старение действующих энергетических объектов;
  • закреплять в собственности государства часть акций модернизированных и вновь построенных энергетических объектов в соответствии с долей бюджетных средств в их капитале;
  • установить индикаторы эффективности управ­ления энергетическими объектами, находящимися в государственной собственности, исходя из на­циональных интересов;
  • прекратить приватизацию находящихся в госу­дарственной собственности энергетических объектов и разработать план поэтапного увеличения доли государственной собственности в электро­энергетике;
  • организовать работу частных и государствен­ных энергетических предприятий на конкурент­ной основе;
  • максимально возможно ограничить рост внут­ренних цен на энергетическое топливо, включая ядерное.
  1. Уровень тарифов на регулируемом рынке электрической энергии и мощности должен уста­навливаться исходя из необходимости обеспечи­вать безубыточную работу совокупности включённых в баланс генерирующих компаний и независимых электростанций, но не должен быть запредельным для потребителей.

Двухставочный тариф – основополагающий в системе тарифов на электроэнергию. В нём ставка за мощность - это плата за услугу (предоставле­ние мощности потребителю), а ставка за электро­энергию - это плата за товар. Для генерирующих компаний и независимых электростанций должен применяться только двухставочный тариф. Одноставочные тарифы устанавливаются по группам потребителей с примерно одинаковым режимом электропотребления и рассчитываются на основе двухставочного тарифа с учётом среднегодового числа часов использования потребляемой мощно­сти, участвующей в максимуме нагрузки энерго­системы.

Одноставочные тарифы могут дифференциро­ваться по зонам суточного графика нагрузки для стимулирования потребителей к выравниванию режимов использования электроэнергии, а также дифференцироваться по объёмам электропотреб­ления с целью стимулирования потребителей к экономии электроэнергии.

Список литературы

  1. Подковальников С.В. Зарубежные электроэнергетические рынки: олигополии и рыночная власть. – Электрические станции, 2012, № 9.
  2. Гуревич П. Основные вопросы электрической политики в послевоенную эпоху в России. – Электричество, 1917, № 1.
  3. Гуревич П. Основные вопросы электрической политики в послевоенную эпоху в России. – Электричество, 1917, № 2–3
 

 

  Полное содержание материала Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Денисов В.И., Дзюба А.А. Основы рыночных отношений в электроэнергетике / Электрические станции. – 2013, № 8. – С. 13–18.
Материал размещен на www.transform.ru: 22.10.2013 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????