Около 85 % энергии, потребляемой человечеством, вырабатывается сегодня из различных видов ископаемого органического топлива. Это невозобновляемые источники энергии. Очевидно, что рано или поздно их запасы будут исчерпаны. Суммарная мировая потребность в энергоресурсах, по прогнозам, вырастет к 2025 г. в 1,5 раза, при том что доля органического топлива как источника энергии будет только увеличиваться (превысит 90 % к 2030 г.).
Энергетика при сохранении существующих темпов роста и с учетом возможного открытия новых месторождений, по-видимому, обеспечена первичными энергоресурсами в достаточных количествах на 70 — 100 лет. Однако дефицит нефти и газа станет ощутимым уже к 2030 - 2040 гг. К тому времени экспортировать в крупных объемах обычную нефть и газ смогут только некоторые страны Ближнего и Среднего Востока, а газ — Россия. Территории этих стран, а также тех, по которым пролегают пути доставки топлива, приобретут особое геополитическое значение.
Несомненно, нефть и газ не закончатся внезапно и катастрофически, в короткий промежуток времени. Первым тревожным признаком грядущего кризиса будет нарастающее отставание предложения от спроса. По различным оценкам, для рынка нефти это может произойти уже в ближайшие 10-15 лет. Особая роль нефти как основного источника моторного топлива сохранится в ближайшие 30 - 50 лет, поэтому ее дефицит может вызвать серьезные сбои в функционировании экономик различных государств. Заменить нефть в промышленных масштабах пока нечем.
Другими важными проблемами быстро развивающейся энергетики, использующей органическое топливо, являются нарастающее загрязнение окружающей среды и возможность катастрофического изменения климата Земли в результате действия парникового эффекта.
Особая роль в обеспечении мировой энергетической безопасности и сохранении среды обитания принадлежит России, занимающей шестую часть суши и обладающей почти третьей частью мировых сырьевых запасов. Однако для того, чтобы Россия могла играть заметную роль, необходимо привлечение широкомасштабных международных инвестиций для развития ее добывающих, перерабатывающих и транспортных мощностей. Причем такие инвестиции должны иметь своей целью не только получение прибыли, но, и это в первую очередь — создание стабильных полноценных условий для надежного функционирования экономик заинтересованных государств в обозримом будущем.
Усиление роли России как мирового центра обеспечения энергетической безопасности может происходить по следующим направлениям.
1. В настоящее время
В условиях нарастающего дефицита углеводородных ресурсов прогнозируется рост зависимости ведущих экономик мира от поставок нефти странами ОПЕК. Основная часть ресурсов нефти и газа ОПЕК расположена в нестабильном районе Персидского залива. Как свидетельствует история, любые значимые события в этом районе приводят к резким колебаниям мировых цен на энергоресурсы.
При таком состоянии дел именно Россия должна стать альтернативным мировым энергетическим центром — гарантом глобальной энергетической безопасности.
Для этого имеются соответствующие предпосылки:
- Россия — страна с устойчивым политическим строем, развитой экономикой и современной инфраструктурой;
- Россия обладает 30 - 40 % мировых запасов природного газа — основы низкоуглеродной энергетики, а также крупными запасами нефти и угля;
- Россия имеет развитую транспортную сеть для поставок первичных энергоресурсов;
- выгодное геополитическое положение России позволяет относительно дешево транспортировать газ и нефть всем основным потребителям мира.
В условиях конкурентного спроса существует единственный разумный способ стабилизации цен — создание опережающими темпами избыточных мощностей по добыче, переработке и транспортировке энергоносителей. Для создания этих мощностей необходимы планомерные инвестиции. Такие стабилизирующие инвестиции должны осуществляться в первую очередь государствами, заинтересованными в создании устойчивых условий для надежного функционирования собственных экономик. В сложившейся ситуации, при достаточных объемах инвестиций, именно российский ТЭК мог бы стать одним из факторов стабильности.
В условиях все возрастающей роли в балансе энергоресурсов сжиженного природного газа (СПГ), поставки которого на мировой рынок составляют уже 150 млрд. м3 при общей добыче газа в мире ныне на уровне 2,2 трлн. м3, российские компании, используя технологии переработки природного газа в моторное топливо, могут значительно увеличить долю получения конечного продукта. Развитие таких технологий в России должно стать одной из приоритетных сфер деятельности. Для этого нужны не только ускоренное освоение и разведка новых месторождений на Северном шельфе, строительство новых транспортных магистралей, но и ввод промышленных мощностей по производству СПГ и синтетического моторного топлива на основе GTL-технологий, которые и требуют крупномасштабных международных инвестиций.
В целях регулирования развития углеводородной энергетики Россия могла бы выдвинуть идею создания всемирной профильной организации, аналогичной МАГАТЭ, возможно, на базе Международного энергетического форума.
2. На ближайшее будущее
Глобальное обострение ресурсных, экономических, экологических и политических проблем, порождаемых современным способом производства энергии, настоятельно требует поиска принципиально новых источников энергии. Широкие научные исследования этой проблемы в мире, начатые еще в 60-х годах прошлого столетия, позволили сделать обоснованное заключение о том, что на роль альтернативного базового энергоисточника реально претендует ядерная энергия, которая может производиться как в реакторах деления (применяемых в настоящее время), использующих в качестве топлива уран, так и в реакторах синтеза (термоядерных реакторах, практическое применение которых еще не освоено), где исходным топливным материалом может служить дейтерий, содержащийся в обычной воде.
Технология реакторов деления успеш¬но развивается в мире в течение послед¬них 50 лет и к настоящему времени достигла промышленной стадии, характеризующейся высокими показателями надежности, экономичности и безопасности. Атомные электростанции, действующие в 31 стране мира, дают сегодня около 17 % мирового производства электроэнергии. Крупнейшие развивающиеся страны, которые в XXI веке, несомненно, станут основными потребителями мировых энергоресурсов (Китай, Индия, Япония и др.), связывают свое экономическое развитие именно с широким использованием ядерной энергии.
Президент России В. В. Путин на Саммите тысячелетия в ООН выдвинул историческую инициативу по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества за счет развития безопасной ядерной энергетики.
При этом ядерная энергетика будущего должна не только быть безопасной, но и решить проблему неограниченного обеспечения ресурсами. Дело в том, что в реакторах на тепловых нейтронах, являющихся основой сегодняшней ядерной энергетики, используется лишь малая доля энергии, содержащейся в ядерном топливе (2-3 %). Запасы дешевого ядерного топлива при таком способе его использования невелики и сравнимы с запасами нефти. Даже при сегодняшнем уровне потребления их хватит не более чем на 50 - 70 лет.
Однако решение проблемы эффек¬тивного использования запасов энергии, содержащихся в ядерном горючем, уже найдено — это использование ядерных реакторов на быстрых нейтронах, так называемых "быстрых реакторов". Благодаря своим уникальным физическим свойствам такие реакторы позволяют извлечь более 60 % энергии, заключенной в ядерном топливе. Практически это означает, что имеющихся на Земле запасов ядерного топлива будет достаточно для обеспечения общества энергией в течение многих столетий.
Одновременно может быть решена и вторая важнейшая проблема атомной энергетики — безопасное обращение с радиоактивными отходами (РАО). Наиболее долгоживущие изотопы могут "выжигаться" в быстром реакторе потоком нейтронов с высокой энергией, превращаясь в стабильные или короткоживущие элементы, не создающие проблем при захоронении в земной коре. Возврат в цикл плутония и трансурановых элементов (актиноидов), обладающих наиболее высокой долгоживущей радиотоксичностью в облученном ядерном топливе, открывает перспективу кардинального решения проблемы РАО атомной энергетики.
Выполненные исследования показывают, что использование быстрых реакторов и замкнутого топливного цикла позволяет многократно уменьшить суммарную радиотоксичность РАО, накапливаемых в атомной энергетике, и реализовать концепцию радиационной эквивалентности извлекаемых (природных) и захораниваемых (отходов) радиоактивных материалов. Таким образом, постепенное внедрение в ядерную промышленность быстрых реакторов будет способствовать не только обеспечению топливными ресурсами атомной энергетики, но и радикальному улучшению экологической обстановки на нашей планете.
В целом к настоящему времени в мире накоплен большой опыт использования технологии быстрых натриевых реакторов. Причем наиболее впечатляющие результаты освоения этой технологии получены в России (СССР): из суммарного в мире времени работы быстрых реакторов, составляющего 270 реакторо-лет, 127 реакторо-лет приходится на нашу страну. Реактор БН-600, эксплуатируемый с 1980 г. в составе третьего энергоблока Белоярской АЭС, — единственный действующий ныне в мире энергетический реактор на быстрых нейтронах, работающий в коммерческом режиме. Кроме того, Россия является единственной страной в мире, которая в настоящее время сооружает самый мощный промышленный энергетический быстрый реактор (БН-800).
Таким образом, продвижение проблематики развития безопасной атомной энергетики можно считать приоритетным направлением для России в ближайшем будущем. Основываясь на передовых отечественных разработках, необходимо занять ключевые позиции в создании энергетических реакторов на быстрых нейтронах в комплексе с разработкой новых технологий переработки ядерного топлива.
Развитие современной атомной энергетики и сверхпроводящих линий электропередачи позволит в недалеком будущем обеспечить дешевой "ядерной" электроэнергией и те страны, в которых сооружение АЭС приостановлено или где по разным причинам ядерная энергетика развиваться не будет.
|