Приоритетные направления совершенствования административно-правового обеспечения безопасности электроэнергетики в России

Коврижкин С. А.


 

 

Глубокий социально-экономический и политический кризис в России не мог не коснуться одной из жизненно важных ее отраслей-энергетики. Ученые считают, что сегодня со всей остротой встала проблема энергетической безопасности страны.

Опыт работы в условиях рынка выявил ряд новых задач, главной из которых по своей значимости, сложности и масштабности является обеспечение надежности энергоснабжения. Об этом убедительно свидетельствует многолетняя статистика системных аварий, происходящих как за рубежом, так и в России.

Рассмотрение вопроса обеспечения надежности и безопасности энергоснабжения в условиях рыночного функционирования электроэнергетики очень своевременно:

во-первых, накоплен достаточно большой мировой опыт работы в таких условиях, проявились разного рода проблемы, которые публично обсуждаются, в том числе на МИРЭС и СИГРЭ;

во-вторых, если правильно использовать этот опыт в нашей практике организации рынка электроэнергии, то можно избежать многих неприятностей, которые имели место в США и Европе.

Конечно, условия в России отличаются, например, от европейских или американских. У нас лучше организация диспетчерского управления, но, к сожалению, есть много уязвимых мест (недостаточная сетевая инфраструктура, большое количество слабых связей, устаревший парк оборудования).

Учитывая определяющее значение для обеспечения надежности и безопасности электроснабжения состояния электрических станций и сетей и их оборудования, в основном отработавшего нормативные сроки эксплуатации, важно развивать и совершенствовать системы и средства их обследования, диагностики и ремонтов. При этом особое внимание необходимо уделить контролю их состояния в процессе работы и созданию для этой цели информационно-диагностических систем.

Основными элементами системы управления надежностью могут быть:

  • управление нагрузкой (сочетание экономических и административных методов);
  • распределение функций по обеспечению надежности между участниками рынка;
  • роль Системного оператора (права и ответственность);
  • формулирование критериев надежности и системы поощрения и наказания;
  • легитимизация понятия "ущерб" (методы оценки и использования, развитие правовой базы);
  • надежность и цена (уровень надежности определяется не стоимостью, а эффективностью для потребителя);
  • тарифные планы;
  • право потребителя "продать" энергосистеме право на отключение;
  • легитимизация понятия "ущерб" (методы оценки и использования, развитие правовой базы);
  • выработка стандартов надежности;
  • договоры и контрактные обязательства, охватывающие требования по надежности;
  • страхование и право страховщиков на участие в управлении надежностью в энергосистемах.

Важная тема в рамках обсуждения энергетической безопасности — безаварийность и техногенная безопасность промышленных объектов энергетики. Один из основных факторов риска сегодня — высокая изношенность основных производственных фондов в отрасли. Анализ причин наиболее крупных аварий показал, что сложные технические системы продолжают создаваться с помощью традиционных подходов к их проектированию и строительству, поэтому необходимы новые научные разработки.

Важным рычагом в мониторинге надежности и безопасности энергоснабжения являются нормирование и регулирование рыночных отношений. Так, в США и в Европе идет активная работа по подготовке законодательных актов в сфере регулирования всего комплекса взаимоотношений субъектов рынка электроэнергии.У нас же этот процесс только начинается, но уже появились примеры законодательных проектов, действие которых может в случае их утверждения в Думе привести к необоснованным осложнениям взаимоотношений между поставщиками и потребителями и, как следствие, к снижению надежности.

В РФ принята и активно внедряется Энергетическая стратегия на период до 2020 г. Ее положения касаются энергетической безопасности и сводятся к следующему:

1.Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.

2.В обычных условиях подобное состояние защищенности соответствует обеспечению в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах требуемого качества по экономически приемлемым ценам, а при чрезвычайных ситуациях — гарантирован ному обеспечению минимально необходимых потребностей. Обеспечение энергетической безопасности России — необходимое условие поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала страны.

Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами:

  • способностью ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и экспортный спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества;
  • способностью потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение, дефицитность топливно-энергетического баланса;
  • устойчивостью энергетического сектора к внешним экономическим и политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способностью минимизировать ущерб, вызванный их проявлением (неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями).

Комплекс конкретных мероприятий, направленных на обеспечение энергетической безопасности страны и отдельных регионов, включает превентивные меры, позволяющие снизить вероятность возникновения и реализации угроз, а также уменьшить восприимчивость систем топливо- и энергоснабжения к таким угрозам, и ликвидационные меры — по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и восстановлению топливо- и энергоснабжения потребителей.

Для своевременной и адекватной реакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния энергетической и экономической безопасности регионов России, существенно различающихся условиями и уровнем развития, Энергетической стратегией предусматриваются разработка критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию, оформленных специальным законодательным актом Российской Федерации, принятие Доктрины энергетической безопасности.

Особую тревогу вызывает состояние энергетической безопасности и сбалансированность энергетических потребностей страны в ближайшие годы. Это связано с тем, что в электроэнергетике упущено время для создания необходимого инвестиционного задела. Поэтому нужна разработка Правительством Российской Федерации комплекса специальных мер по обеспечению потребностей страны в энергоресурсах и формированию рационального топливно-энергетического баланса на ближайшие 3-5 лет с учетом основных направлений Энергетической стратегии.

К сожалению, Энергетическая стратегия не стала тем документом, который бы реально определял перспективы развития ТЭК страны, эталоном, с которым сверялись бы все практические действия государственных и хозяйствующих субъектов в энергетическом секторе.

В России также активно внедряется Стратегия развития Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) на десятилетний период. Основные стратегические цели: сохранение целостности Единой энергетической системы (ЕЭС); обеспечение ее надежного и устойчивого функционирования, включая изолированные энергосистемы; развитие ЕЭС в части электрических сетей; присоединение к ЕЭС изолированно работающих энергосистем и энергоузлов при наличии экономических и энергетических предпосылок; создание новых и расширение имеющихся электрических связей с энергообъединениями других стран

Наиболее значимые проблемы развития ЕНЭС:

  • технологического характера (большой объем морально и физически устаревшего электрооборудования);
  • организационного, правового и экономического характера (недостаточность нормативно-правовой базы функционирования и развития).

Приоритетные направления Стратегии развития ЕНЭС — реконструкция и техническое перевооружение электрических сетей на базе новых электросетевых технологий и современного оборудования, соответствующего по своему техническому уровню лучшим зарубежным образцам. Одной из основных задач является организация процесса инвестиционного планирования на корпоративном уровне, осуществляемом ОАО "ФСК ЕЭС". При этом необходимо налаживание механизмов эффективного взаимодействия с регулирующими и другими органами государственного управления, ответственными за стратегическое планирование в регулируемых отраслях (Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности и энергетики и др.).

К важным элементам Стратегии развития ЕНЭС относятся повышение эффективности эксплуатации электрических сетей и совершенствование ремонтного производства и строительства. В соответствии с конструктивными особенностями, технологией и условиями производства работ, структурой управления электросети организацию обслуживания необходимо осуществлять силами специально подготовленного и прошедшего аттестацию персонала.

В основе построения системы управления ЕНЭС для решения задач контроля и управления состоянием и режимом сетей и оборудования, а также финансовых расчетов должно лежать создание единой информационной системы компании на базе широкого внедрения цифровых систем передачи и коммутации.

Реализация Стратегии развития ЕНЭС невозможна без совершенствования системы нормативно-технического и правового обеспечения функционирования и развития электросетевой инфраструктуры. Ведущие специалисты в области электроэнергетики предлагают следующие основные приоритеты:

  • сохранение приоритета государства в управлении электроэнергетикой;
  • сохранение единства основной системообразующей электрической сети как технологической основы ЕЭС и ее развитие путем создания мощных электрических связей между всеми входящими в нее объединенными электроэнергетическими системами;
  • сохранение за ЕЭС России централизованного диспетчерского управления;
  • сохранение единого энергетического пространства СНГ и проведение скоординированной политики стран содружества в электроэнергетическом секторе.

С точки зрения стратегических интересов России следует признать, что наша страна рассматривается сейчас в мире как ключевое звено в системе международной энергетической безопасности, причем это относится не только к традиционным для нее рынкам сбыта энергоносителей (Европа, США), но и к новым — Китаю, Индии и другим странам Азии, развивающим свое энергопотребление опережающими темпами. Исходя из этого, можно сформулировать основные интересы нашей страны в сфере обеспечения международной энергетической безопасности:

  • относительная стабилизация цен на энергоносители на приемлемом для России уровне;
  • согласованное регулирование параметров развития мирового энергетического рынка с учетом интересов как экспортеров, так и импортеров энергоресурсов;
  • привлечение инвестиций в проекты разработки энергоресурсов по схемам, обеспечивающим соблюдение интересов всех участников;
  • разработка и внедрение энергосберегающих технологий и вариантов эксплуатации малопродуктивных месторождений углеводородного сырья;
  • компенсация потерь и затрат, связанных с экологическими последствиями развития энергетики (в том числе атомной).

Возвращаясь к мировым проблемам в области электробезопасности, надо отметить, что на 40-й сессии СИГРЭ и 19-м конгрессе МИРЭС были приняты итоговые документы, определяющие их позиции по основным вопросам современного развития электроэнергетики и ТЭК в целом. В них сформулированы стратегические цели и задачи этих организаций, их программы и оперативные планы деятельности на ближайшие годы.

Генеральная ассамблея СИГРЭ приняла план действий на 2004 - 2006 гг. в качестве очередного этапа генерального плана на 1999-2009 гг. (MasterPlan 1999-2009). В нем определены цели и задачи, которые предстоит решать СИГРЭ, опираясь на свою структуру исследовательских комитетов и национальные комитеты стран — членов СИГРЭ. Предусматривается продолжение технических исследований по проблемам надежности и безопасности энергоснабжения в условиях рыночной реформы и развития рынков электроэнергии. Ставится стратегическая задача — добиться признания за СИГРЭ роли лидирующей международной организации в сфере технического обоснования и экспертизы принимаемых на национальном и региональном уровнях решений по развитию электроэнергетики.

По итогам работы 19-го конгресса МИРЭС были сформулированы выводы и рекомендации, принятые и утвержденные Исполнительной ассамблеей МИРЭС. В них отмечается, что рост цен на энергоресурсы имеет устойчивую тенденцию. Несмотря на стимулирующую роль в повышении эффективности использования энергии и инвестировании в энергетику, это серьезное препятствие для экономически приемлемого доступа к энергии значительной части населения слаборазвитых стран. Особое внимание обращается на необходимость решения вопросов повышения надежности энергоснабжения в условиях развивающихся рыночных отношений. На конгрессе отмечалось, что крупные системные аварии в 2003 г. привели к тяжелым последствиям для населения и большим экономическим потерям и потребовали заново осмыслить многие процессы, происходящие в электроэнергетике в связи с реформированием.

Мировые лидеры не стремятся по одиночке решать проблемы, связанные с энергобезопасностью. Мировому сообществу нужно новое партнерство с Россией. Все государства во взаимоотношениях взаимозависимы. Если другим странам нужны российские поставки энергоносителей, а именно — газа, то интерес России — иметь стабильный рынок и стабильные отношения с таким важным партнером, как Европейский Союз.

Диверсификация портфеля энергоресурсов по источникам энергии, поставщикам и потребителям, а также способам и маршрутам их доставки позволит снизить риски, связанные с обеспечением энергобезопасности не только для отдельных стран, но и для международного сообщества в целом. Существенный вклад в решение этой стратегической задачи способны внести совместные усилия "Группы восьми" и других государств по более широкому использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии, разработке и освоению инновационных технологий в области энергетики, развитию низкоуглеродной энергетики. Особое значение для долгосрочной и экологически приемлемой диверсификации энергоснабжения имеет широкомасштабное развитие безопасной и надежной атомной энергетики в тех странах, которые желают ее использовать.

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Промышленная энергетика
Материал размещен на www.transform.ru 27.12.2006 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????