Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ОБЩЕСТВО: ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ РАЗВИТИЕ
 

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ОБЩЕСТВО: ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ РАЗВИТИЕ

П.А. Бутырин.

 

 
  

В целом проект ГОЭЛРО-2, как и ранее воплощенный проект реструктуризации электроэнергетики России, является ярким отражением взглядов одного социального слоя о примате рыночных отношений с персонажем "Homo economicus" в главной роли и неизменности складывающейся социальной картины. В социологии подмечено. что новая генерация во властных структурах (экономисты, менеджеры) сильно подвержена финансовому формализму («с "экономической" точки зрения вообще проще купить готовые образцы техники, чем ломать голову над собственными проектами и налаживанием сложного и тонкого производства»), и у нее отсутствует свойственное инженерам эмоционально-личностное отношение к проблеме технической самостоятельности страны. В этом отношении показательно известное заявление А.А. Фурсенко о том, что главное - "взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, придуманные другими". Заметим, что проект ГОЭЛРО-2, также как проекты ГОЭЛРО и ЕЭС СССР, и весьма дерзкий в научно-техническом и социальном плане американский проект "Сеть 2030" разрабатывался большим коллективом специалистов, но в отличие от этих проектов он под упомянутым руководством не увлек, не "зажег" своих разработчиков, что хорошо видно по отсутствию в нем ориентированных на отечественную науку и производство новаторских научно-технических решений. Так, для России с ее огромными расстояниями и развитостью электроэнергетической системы, а, следовательно, и необходимостью принятия мер по снижению потерь на транспорт энергии и обеспечения устойчивости работы системы привлекает внимание передача энергии на постоянном токе, особенно с использованием явления сверхпроводимости. Однако такие возможности разработчиками проектов не рассмотрены, и это тем более удивительно, что работы по продвижению сверхпроводимости в электроэнергетику поддерживались в последние годы руководством РАО.

Анализируя план ГОЭЛРО-2, имеет смысл обратиться к опыту США, где в конце 1990-х годов была предпринята попытка силового реформирования вертикально-интегрированных компаний, при которой поспешно на рыночные условия были переведены 30% производителей электроэнергии. В результате в Калифорнии в 2000-2001 гг. выявился недостаток генерирующих мощностей, электроснабжающие компании оказались на грани банкротства, а у потребителей начались массовые веерные отключения. Калифорнийский энергетический кризис оказал огромное влияние на процессы дерегулирования энергетики во всем мире, а многие штаты в США взяли эти процессы под жесткий контроль властей. Президент США Дж. Буш в 2001 г. представил план преодоления энергетического кризиса, затем было принято решение по развитию электроэнергетики США.

6 февраля 2003 г. Буш указал на необходимость "...модернизировать нашу энергетическую систему... для обеспечения экономической безопасности... и национальной безопасности". Департамент энергетики США взял на себя ведущую роль в выполнении этой задачи. Уже 2-3 апреля 2003 г. в Вашингтоне в соответствии с рекомендациями, содержащимися в материалах Национальной энергетической политики Президента Буша, 65 старейших руководителей электрических и газовых компаний, компаний производителей оборудования, агентств информационных технологий, Федеральных агентств и агентств правительств штатов, представителей профсоюзов, заинтересованных групп, Университетов и Национальных лабораторий провели "Национальную встречу по определению образа энергосистемы будущего". В результате был разработан документ "Сеть 2030" - "Национальный взгляд (видение) на второе столетие электроэнергетики". В резюме документа зафиксировано отношение собравшейся элиты к собственной энергетической системе, дан анализ вызовов, с которыми система сталкивается и определены перспективные научно-технологические основы ее модернизации:

- «Электрическая система Америки - это "высшее техническое достижение 20-го столетия" стареет, становится неэффективной, перегруженной и неспособной к обеспечению будущих потребностей энергий Будущей Информационной Экономики...».

- «Революция в информационных технологиях, которая преобразовала другие "сетевые" отрасли промышленности в Америке (например, телекоммуникации), все еще должна преобразовывать отрасль энергетики». Этот документ (проект) состоит из "Введения" и разделов "Энергосистема США сегодня", "Факторы, влияющие на будущее энергосистемы", "Образ энергосистемы будущего", "Достижения образа (Сети 2030)" и "Путь вперед". В этих разделах излагается обоснование, концепция и сетевой график весьма амбициозной и социально-направленной модернизации электроэнергетики США. В основу этой модернизации положены достижения как мировой электроэнергетической науки (в показаны несомненные влияния работ советских ученых на выбор конфигурации "Сети 2030" и идей использования в ней сверхпроводящих линий), так и техники - новые материалы, включая высокотемпературные сверхпроводники, и передовую силовую электронику. Главным прорывом создаваемой системы является ее базирование на информационных и сетевых технологиях - технологического фундамента постиндустриального общества. Использование этих технологий в "Сети 2030" позволит максимально реализовать ее социальную функцию ("Электрическая система Америки представляет общественные интересы. Универсальное энергетическое обслуживание считают фундаментальной частью Америки, социальной средой"), обеспечить непрерывный интерфейс между потребителями, сетями и станциями и возможность совершения ими рыночных сделок в реальном масштабе времени ("Потребители электричества - от фабричных и деловых менеджеров до домовладельцев и операторов мелкого бизнеса должны иметь возможность так отладить поставки энергии, чтобы удовлетворить их индивидуальные потребности", "Сеть 2030 - это полностью автоматизированная сеть доставки электроэнергии, которая контролирует и управляет каждым клиентом и узлом, гарантируя двусторонний поток электричества и информации между электростанцией и потребителем..."). При этом одной из целей, достигаемых с помощью информационных технологий, является управление сетью со стороны потребителей в соответствии со сценарием: к 2010 г. - "более широко используются программы управления энергопотреблением со стороны заказчиков" и "обеспечено использование разумных (домашних) приборов", к 2020г. - "все бытовые приборы обеспечены интеллектуальным управлением", а к 2030 г. должна быть "обеспечена полностью автоматическая система реагирования на потребности потребителей" и "полностью взаимосвязаны потребители и электрические сети". Проектируется гигантская социотехническая система, которая должна "обеспечить более преуспевающее, более здоровое качество жизни всех американцев". Интересно и основное организационное положение проекта "Сеть 2030" о соотношении частного и государственного участия в его реализации: "Электрическая система Америки не может быть модернизирована и расширена только одной промышленностью или одним правительством. Эта задача требует взаимных усилий государства и частных компаний".

В целом "Сеть 2030" - это пример масштабного социотехнического проекта, стоящего в одном ряду с проектами ГОЭЛРО и ЕЭС СССР, и этим сильно отличается от проекта ГОЭЛРО-2, в котором социальная составляющая и социальная ориентация практически отсутствуют. Электротехнический социум без принятия экстренных мер также не обеспечит возможность реализации этого проекта: в показана деградация всей системы подготовки электротехнических кадров России от начального образования до системы подготовки кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. Подобное обстоятельство является следствием резкого сокращения финансирования этой сферы: доля расходов на образование в бюджете страны упала от 3,8% в 1994 г. до 1,57% в 2002 г. с некоторым ростом в последующие годы. При этом доля расходов на образование по отношению к ВВП в России достигла "рекордного" для Европы значения - 0,7% (в Италии и Норвегии эта доля - 7,5%, Венгрии - 7%, Франции - 6,7%,Австрии, Болгарии, Германии, Турции ~6% ). В особенно трудном положении оказался главный энергетический вуз страны - Московский энергетический институт (МЭИ), средний возраст преподавателей которого в течение последних пяти лет ежегодно увеличивается не менее чем на год, и в 2007 г. достиг 55 лет. Такое положение дел сложилось из-за отсутствия притока молодых преподавателей, которым предлагается зарплата около 150 долл. при том, что выпускники МЭИ рассчитывают получать не менее 1000 долл. Резерв такого существования вуза не превышает трех-пяти лет.

Возможны два сценария развития ситуации с высшим электротехническим образованием в России. Первый - кризисный: в ближайшие год-два существенно повышается зарплата преподавателей вузов (в Москве ассистентам до уровня ~1000 долл.), тогда к преподаванию подключится молодежь, и до естественного ухода преподавателей старшего поколения из нее может быть сформирован корпус квалифицированных ассистентов и старших преподавателей. Через три-пять лет в связи с массовым уходом профессоров и доцентов начнется падение уровня преподавания в вузах, но при энергичных мерах поддержки технических вузов (зарубежные стажировки и финансирование научной деятельности преподавателей, приобретение современного лабораторного оборудования, перевод передовой зарубежной литературы, особенно обзорно-концептуального характера, создание библиотек "электронной" учебной литературы и современных технических средств преподавания - "интерактивных" досок и т.д.) еще лет через пять начнется фаза подъема образования, хотя и связанная с частичной утерей научно-педагогических школ. Второй сценарий - катастрофический: при сохранении уровня оплаты преподавателям через три-пять лет в России качественное высшее электротехническое образование будет утеряно.

Приходится констатировать общий упадок электротехнического образования и науки как части культурного богатства и своеобразия России и главного потенциала ее промышленного, а не сырьевого развития. Постепенно становится все меньше носителей этой культуры - преподавателей и ученых-электротехников, мировоззрение которых ранее определялось приматом общественно-государственных ценностей над личными. Однако, рассматривая этот профессиональный слой, нельзя не отметить и определенных положительных сдвигов, таких как возникновение в нем активных общественных организаций, например, Академии электротехнических наук РФ, научно-технических советов успешных электротехнических предприятий, различных научно-технических союзов и сообществ, консолидирующих социум и оставляющих надежду на возрождение его былой значимости и роли. Появляется надежда, что уход государства от ответственности за образование и науку будет скомпенсирован более ответственным отношением к этим проблемам собственно электротехнической среды. Но без срочных финансовых вложений в электротехническое образование и прежде всего в высшее образование оно может быть утрачено, по крайнем мере того качества, которое оно имело в XX веке.

 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  П.А. Бутырин.Электротехника и общество: взаимосвязанное развитие. Известия Российской Академии Наук. Энергетика, №  6,  2008.– С.49-70.
Материал размещен на www.transform.ru: 25.02.2009 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????