Дифференцированы понятия «надёжность
электроэнергетики» и «гарантия электроснабжения». Рассмотрена сущность этих
ключевых понятий. Аргументирована несостоятельность представления надёжности в
качестве рыночного товара, обоснована неэффективность договорно-правовых и
экономических путей обеспечения надёжности электроэнергетики.
Ключевые слова:
электроэнергетика, надёжность отрасли,
электроснабжение, надёжность электроснабжения, гарантия.
Электроэнергетика,
как известно, базовая отрасль российской экономики, устойчивое развитие и
надёжное функционирование которой во многом определяют энергетическую безопасность
страны и являются важными факторами её успешного экономического развития [1]. В
последние годы, связанные с реформированием электроэнергетики, особое внимание
во многих научно-технических публикациях уделяется вопросам надёжности.
Рассматриваются и обсуждаются как надёжность электроэнергетики, так и
надёжность электроснабжения потребителей.
Понятие
«надёжность» до 2011 г. было
определено государственным стандартом [2]. С начала 2011
г. введён в действие ГОСТ Р
53480-2009, состоятельность которого вызвала значительное сомнение у ряда
компетентных в области надёжности специалистов [3, 4], поэтому от ссылок на
новый стандарт пока воздержимся.
Общетехнический
смысл понятия «надёжность» по [2] — это свойство объекта устойчиво сохранять
в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность
объекта выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях его применения,
технического обслуживания, хранения и транспортирования. Дополнительно в
стандарте пояснено, что его терминология распространяется на любые технические
объекты — изделия, сооружения и системы, а также их подсистемы. В свете
сказанного, если рассматривать электроэнергетику как единую техническую
систему, то надёжность следует считать одним из технических свойств такой
системы.
Электроснабжение
не является техническим объектом, а представляет собой услугу, которую
электроэнергетическая система оказывает потребителям поставкой им
вырабатываемой электроэнергии. Услуга, таким образом, это особая разновидность
товара, передаваемого потребителю её исполнителем; особенность услуги как
товара в том, что в собственность потребителю услуги ничего не передаётся.
Результат
услуги выражается в виде получения потребителем некоего практического
удобства, предоставления ему эмоциональной или духовной удовлетворённости.
Разумеется, что подобные понятия техническим стандартом не регламентируются и,
очевидно, не должны регламентироваться, поскольку они относятся к сфере
товарных взаимоотношений между поставщиком (продавцом) и потребителем товара.
Что касается поставщика и потребителя товара (услуги), между ними не принято
использовать понятие «надёжность товара» («надёжность услуги»); поставщик и
потребитель применяют узаконенное юридическое понятие «гарантия на товар».
Условия
гарантии на товар (услугу) определяются частным договором и общегосударственными
законами. Гарантия на услугу — это обязательство предоставления услуги в
указанные договором сроки и сохранения оговорённых в договоре результатов
оказанной услуги в течение определённого временного периода. В процессе
электроснабжения услуга оказывается непрерывно весь названный период.
Гарантироваться в этом случае должны бесперебойность и надлежащие технические
параметры услуги.
Федеральный
закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» не даёт толкования понятия
«надёжность электроснабжения». Хотя словосочетание «надёжность
электроснабжения» в названном законе один раз использовано — в ст. 26, п. 4,
где упоминаются категории надёжности электроснабжения, а в ст. 38 применено
синонимичное выражение «надёжность обеспечения электрической энергией». Можно
согласиться, что в обиходных обстоятельствах понятие «надёжность электроснабжения»
может использоваться, но, если возникло намерение подвести научную основу под
надёжность электроснабжения, необходимо сначала дать смысловому содержанию
этого понятия достаточно ясное толкование. Тогда, наверное, и не было бы в
законе «Об электроэнергетике» невнятного названия ст. 38 — «Гарантии надёжного
обеспечения потребителей электрической энергией». Чем, спрашивается, подобное
нечёткое название отличается от такого, например: «Гарантии обеспечения...»?
А разве можно гарантировать ещё и ненадёжное обеспечение?
Нет
спора, что гарантия электроснабжения прямо связана с надёжностью
электроэнергетической системы, осуществляющей электроснабжение. Именно с
надёжностью электроэнергетической энергосистемы или, в общем, электроэнергетической
отрасли страны возникли серьёзнейшие проблемы, вызванные произошедшей за
последние годы дезинтеграцией электроэнергетики путём раздробления её по
функциональному в едином технологическом процессе признаку (генерация,
передача, распределение, диспетчеризация, энергосбыт) на юридически
независимые электроэнергетические компании. Естественно, что это раздробление
не могло не отразиться на располагаемом арсенале средств и методов обеспечения
надёжности электроэнергетической системы.
Единая
вертикально интегрированная система электроэнергетики, в рамках которой
взаимоувязанными во всех её звеньях действиями и мерами осуществлялись
обеспечение и реализация общесистемного технического свойства «надёжность»,
перестала существовать. Взамен образовалась цепь технологически связанных и
административно независимых энергетических компаний, не имеющих общего
организационно-технического управления, но имеющих свой отдельный коммерческий
интерес. А если технически единая энергосистема никак не представлена
административно, то не может быть и единого организационно-технического
управления такой системой. Как же при этом должна поддерживаться надёжность
системы в целом, которая, без малейшего сомнения, является задачей чрезвычайно
непростой и ответственной в силу сложности энергосистемы и её важнейшей социальной
и политической роли в жизни государства?
В
условиях дезинтеграции электроэнергетики ряд специалистов и, видимо,
законодатели увидели возможность с помощью законодательства, дого- ворно-правовых
средств и методов экономического регулирования скомпенсировать выпадение
существовавших ранее организационно-технических путей обеспечения надёжности
технической системы [5 - 7], рассчитывая на то, что коммерческая
заинтересованность и договорные обязательства отдельных энергетических компаний
автоматически обеспечат надёжность всей электроэнергетической системы. В
качестве основных таких средств и методов называются: распределение
ответственности за надёжность между технологически связанными, но
административно и юридически независимыми электроэнергетическими компаниями;
придание понятию «надёжность электроснабжения» статуса товара; штрафные
санкции во взаимоотношениях между электроэнергетическими компаниями;
страхование рисков услуг по обеспечению надёжности.
Решено,
что система ответственности за нарушение электроснабжения составит основу
регулирования надёжности экономическими средствами. Но то, что умозрительно
кажется складным и удачным, в реальной жизни нередко таковым не оказывается,
наталкиваясь на тяжело преодолимые или вовсе непреодолимые сложности и
нежелательные последствия.
При
детальном и вдумчивом рассмотрении перспективы обеспечения надёжности
электроэнергетики путём установления между всеми субъектами электроэнергетического
рынка экономически сбалансированных отношений на основе платы за надёжность и
полной компенсации убытков из-за ненадёжного электроснабжения [7] не
представляются оптимистичными. Вот почему.
Во-первых,
надёжность электроэнергетики — проблема организационно- техническая. Законы,
договоры, штрафы, компенсации убытков никогда не обеспечат надёжности, если
она не будет создана и эффективно поддержана на техническом уровне. Закон
закону рознь — это лишь требование или правило, которое может быть и не исполнено.
В любом договоре как обязательстве возможность его невыполнения
предусматривается. Штрафы и компенсации убытков, т.е. средства воздействия
либо возмещения, применимы лишь постфактум, когда гарантии уже сорваны и ущерб
получен.
Превентивная
же составляющая названных мер — гипотетическая угроза выплаты штрафа или
неустойки, как показывает практика, весьма ненадёжна. Разве мало у нас в
стране, да и в зарубежных странах тоже, случалось и случается несчастий с
невосполнимыми потерями, даже при угрозе не только штрафов, но и последующей
уголовной ответственности? А штрафы и компенсации в бизнесе заранее
калькулируются в себестоимость продукта и, кроме того, покрываются через
страхование рисков неисполнения взятых обязательств. Кроме того, взыскание
штрафов и компенсаций убытков всегда осложнено необходимостью пройти через
чрезвычайно громоздкую, мучительную и медлительную процедуру юридических и,
скорее всего, судебных разбирательств, где надо ещё доказать, что те или иные
действия (бездействие) совершены умышленно или по грубой неосторожности. А
упущенное и потерянное уже не вернёшь.
Действенным
же — а не гипотетическим, превентивным органом обеспечения надёжности может
быть лишь постоянно и официально действующая в масштабе отрасли целевая
инфраструктура с единым координирующим центром, полномочным и административно,
и по части технических решений. Там, где требуется неукоснительное соблюдение
жёсткого регламента, нельзя уповать на экономическое регулирование, поскольку
это весьма медлительный, не очень адресный и всегда опаздывающий рычаг влияния.
Быстрым же, эффективным и адресным представляется рычаг административного
воздействия.
Договорно-правовые
средства и методы экономического регулирования — это способы, главное
назначение которых состоит в решении задач правовых и финансовых
взаимоотношений между поставщиком (исполнителем) и потребителем услуги в
рамках договорных гарантийных обязательств. Названные способы использовались
и раньше, когда поставщиком услуги была единая энергосистема. Теперь же
поставщиком услуги в реформированной электроэнергетике стала энергосбытовая компания,
которая по существу, являясь лишь продавцом услуги, никак не влияет на
качественные и количественные характеристики этой услуги. Энергосбытовая
компания в основном выполняет функции кассира, собирающего плату за
потреблённую электроэнергию, часть которой идёт на собственное, разумеется,
прибыльное содержание.
Рычагом
влияния энергосбытовой компании на предыдущее звено технологической цепи электроэнергетической
системы является тоже договор с гарантийными обязательствами. И так далее, по
всей цепи энергетических компаний, участвующих в производстве, диспетчеризации,
передаче, распределении сбыте электроэнергии. Если же энеросбытовая компания не
соблюдает обязательств по электроснабжению потребителей, ей ничего не остаётся,
как транслировать ущерб от срыва договорных обязательств предыдущему звену цепи
электроснабжения. Ну, а то звено в свою очередь, обращается с претензиями к
своему предшествующему звену цепи электроснабжения. В этом, надо понимать, и
заключается распределение ответственности за соблюдение гарантий на
электроснабжение, построенное у базе экономических отношений между
электроэнергетическими компаниями.
Но,
как в случаях взаимодействие юридически и экономически независимых компаний
бывает и, видимо должно быть, каждая из них обязан ревностно отстаивать и
защищать свои корпоративные интересы. Поэтому на( ти крайнего ответственного
будет всегда затруднительно — потребуется много времени, усилий, вероятно,
неизбежны и судебные разбирательства. Всё это влетит, как говорится, «в
копеечку». А так как риски срыва гарантийных обязательств застрахованы и учтены
себестоимости поставляемой услуги каждой промежуточной от производителя до
поставщика компании, то названная «копеечка» многократно вложится конечный
тариф на электроснабжение который в итоге будет оплачен потребителем
электроэнергии. В общем, удобно получается тем, кто зарабатывает на
электроснабжении. А хорошо ли такое потребителям электроэнергии и все экономике
страны в целом? — Вопрос риторический.
Ещё
одна новаторская идея обеспечения надёжности и заодно пополнения тарифа — это
включение в тариф платы за надёжность с тарификацией раздельно надёжности генерации,
передачи, распределения электроэнергии и т. д. [7] Правда, нет ясности, какая
надёжность имеется в виду? Надёжность электроэнергетической системы в целом
отдельных звеньев системы, или гарантия электроснабжения?
Если
говорить о надёжности электроэнергетической системы, то для неё надёжность —
это техническая характеристика, задаваемая техническими нормами и стандартами
при проектирована и создании системы. А технические нор мы и стандарты не
создаются под запрос отдельно взятого потребителя, ohи одинаковы для всех. Если
же кого-то не устраивают стандартизованные обще технические нормативы, то
всегда остаётся возможность самообеспечения автономными или иными дублирующими источниками электроснабжения. В
свете сказанного для рассматриваемого случая надёжность электроэнергетическое
системы не может быть рыночной услугой, а должна стать базовой
жизнеобеспечивающей социальной обязанностью государства, которая реализуется
через общегосударственные нормы и стандарты.
Бессмысленно
говорить о надёжности отдельных звеньев энергосистемы. Любая надёжность, вплоть
до абсолютной, отдельно взятого звена системы ничего значит, если не обеспечена
адекватная надёжность всех звеньев системы, этому очень сомнительна
состоятельность идеи распределения ответственности за надёжность между звеньями
электроэнергетической системы. Но, чтобы обеспечить адекватную надёжность всех
её звеньев, в энергосистеме должна быть единая организационно-техническая
инфраструктура. По данному поводу уместно вспомнить очень известный постулат:
упрощение инфраструктуры — один из способов повышения эффективности и
надёжности любой системы.
Отсутствие
единой организационно-технической инфраструктуры обеспечения надёжности в
сложившихся после дезинтеграции и дерегулирования электроэнергетики условиях
бесспорно ведёт к прогрессирующему снижению надёжности отрасли. Предложение
компенсировать отсутствие специализированной штатной инфраструктуры надёжности
созданием совета по надёжности в электроэнергетике — организации
некоммерческой, негосударственной, независимой и саморегулируемой [8] — вряд ли
может стать решением проблемы. В основе создания такого совета видится лишь
энтузиазм и, может быть, научный интерес его инициаторов. Совет сможет
располагать лишь рекомендательными функциями и не будет иметь совершенно
необходимых в рассматриваемом случае административных и распорядительных
полномочий. Энтузиазм не может быть вечным, на все времена, и без жёстких,
законодательно оформленных обязывающих требований не с кого будет спросить за
неудовлетворительную надёжность отрасли, да и оснований не будет.
Лейтмотивом
всех последних публикаций, касающихся проблемы надёжности электроэнергетики,
является приспособление известных путей обеспечения надёжности к новой, искусственно
созданной путём реформирования структуре отрасли. Но ведь можно пойти и
встречным путём — изменить структуру электроэнергетики во имя обеспечения её
большей надёжности и большей эффективности как жизнеобеспечивающей отрасли
экономики и благосостояния населения.
Выводы
1.
Надёжность
электроэнергетической системы обеспечивается проектными решениями,
заложенными и реализованными при её создании, а в процессе эксплуатации
сопровождается постоянно действующей специализированной
организационно-технической инфраструктурой, осуществляющей скоординированными в
масштабе всей энергосистемы действиями по поддержанию технического состояния и
совершенствованию систем надёжности.
2.
Гарантии
электроснабжения обеспечивают надежность электроэнергетической системы.
3.
Надёжность
электроэнергетической системы является её социально обусловленной
нормированной технической характеристикой и не может быть обособленным
рыночным товаром.
Список
литературы
1. www.rao-ees.ru/ru/reforming/
2. ГОСТ 27.002-89. Надёжность в технике.
Основные понятия.
3. Нетес В., Резиновский
А.., Тарасьев Ю., Ушаков И., Фишбейн Ф., Шпер В. Деградация
вместо гармонизации // Стандарты и качество. 2011. № 5.
4. Ушаков И. А. Незваный ГОСТ // Методы
менеджемента качества. 2011. № 5.
5. Кучеров Ю. Н. Надёжность электроснабжения
— общественное достояние или рыночная услуга? // Энергорынок. 2004. №11.
6. Кучеров Ю. Н., Китушин В. Реформирование и
надёжность электроснабжения // Энергорынок. 2005. № 1.
7. Овсейчук В. А. Обеспечение надёжности
электроснабжения в условиях рыночной экономики // Новости электротехники. 2011. № 1.
8. Молодюк В. В., Баринов В. А.,
Исамухамедов Я. Ш. Разработка Концепции обеспечения надёжности в
электроэнергетике // Энергетик. 2011. № 5.