Быстрый
рост отечественной экономики, требующий значительного увеличения парка энергетических
мощностей, не позволит в ближайшее время провести быструю замену силовых трансформаторов
со сроком службы, превышающим их расчётный срок.
Российский
и мировой опыт показывает, что реальный срок службы силовых трансформаторов может
значительно превышать расчётный, если своевременно приняты профилактические меры
по продлению ресурса работоспособности трансформаторов. При мероприятиях, проводимых
в установленное время и рационально, продлённый ресурс надёжности силовых трансформаторов
с большим сроком службы практически не отличается от надёжности трансформаторов
в пределах расчётного ресурса. Это даёт основание в принципе отказаться от понятия
«нормативный срок службы трансформатора», а при определении необходимости и сроков
замены трансформаторов ориентироваться на их реальное состояние и возможность продления
ресурса самих трансформаторов.
Доля
трансформаторов со сроком службы более 25 лет в зависимости от класса напряжения
в большинстве региональных сетевых компаний составляет 50 - 70 %, а со сроком службы
свыше 45 лет достигает 8 — 12 %. Срок службы некоторых трансформаторов превышает
70 лет. Это во многом объясняется тем, что до недавнего времени в отрасли действовала
система планово-предупредительных ремонтов, при которых из активной части трансформаторов
систематически удалялись продукты старения и устранялись дефекты комплектующих
узлов и вспомогательных систем трансформаторов. В настоящее время проведение такого
объёма капитальных ремонтов невозможно из-за большого количества трансформаторов
и ограниченности ремонтных ресурсов.
Таким
образом, сегодня поддерживать надёжность парка трансформаторов на необходимом
уровне можно только путём целенаправленных ремонтов, продлевающих срок службы трансформаторов.
Проблема заключается в корректном выборе сроков и методов ремонта. Названный выбор
возможен только при наличии объективных данных о реальном состоянии активной части
и комплектующих узлов трансформаторов. При этом соответствующие данные должны быть
получены в сжатые сроки, чтобы сделать стратегическое планирование реальностью.
К
сожалению, существующая нормативно-техническая документация по оценке состояния
силовых трансформаторов (в частности, «Объём и нормы испытаний электрооборудования»)
не позволяют получить объективную информацию о состоянии трансформаторов с большим
сроком службы. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи повреждения трансформаторов
с формально «удовлетворительными характеристиками» и длительная работа трансформаторов
с формально «неудовлетворительными характеристиками». Зачастую на основании данных
документов нельзя сделать обоснованных выводов о необходимости, объёмах и сроках
проведения работ по продлению ресурса конкретного трансформатора. Методология полномасштабных
комплексных обследований трансформаторов, дающих возможность получать такую информацию,
отличается высокой трудоёмкостью, что не позволяет оценить состояние всего парка
трансформаторов в сжатые сроки.
При проведении комплексных обследований силового
маслонаполненного оборудования, входящего в состав Единой национальной электросети
(ЕНЭС), необходимо руководствоваться утвержденной в ОАО «ФСК ЕЭС» письмом первого
заместителя председателя правления А. Н. Чистякова от 14.11.2005 (№ ЧА-3385) «Типовой
программой комплексного диагностического обследования...» от 28.10.2005 г. Данная
типовая программа представляет собой руководящий документ для определения периодичности
и необходимого объёма работ при выполнении обследований и последующих возможных ремонтов. Применение этой
программы и содержащихся в ней методик позволяет получить всестороннее представление
о техническом состоянии оборудования. Вместе с тем, трудоёмкость работ по программе
накладывает серьёзные ограничения на возможность оперативной оценки большого парка
оборудования (сотни трансформаторов).
Представляется
целесообразным выбрать из названной типовой программы те методы, которые с минимальными
затратами ресурсов и времени дают максимальную диагностическую информацию для получения
достоверной оценки присоединённого парка автотрансформаторов, т. е. провести их
так называемое ранжирование по техническому состоянию. Такое ранжирование позволит
классифицировать парк оборудования по признаку надёжности с помощью анализа конструкции,
условий эксплуатации и результатов технического обследования.
Впервые
основные положения ранжирования трансформаторов были сформулированы рабочими группами
СИГРЭ с участием предприятия «ЗТЗ-Сервис» под непосредственным руководством В.
В. Соколова в середине 2000-х годов. Настоящая статья — это итог продолжения и дальнейшего
развития начатых В. В. Соколовым работ специалистами Новосибирской
специализированной производственной базы (НСПБ) ОАО «Электросетъсервис
ЕНЭС».