Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

 

Российские реформы в представлении зарубежных специалистов

КОТЛЕР 3. Р.
канд. техн. наук, ВТИ


 

 

Российская Федерация занимает 4-е место в мире по производству электроэнергии, уступая только США, Китаю и Японии. В 2003 г. в России выработка электроэнергии достигла 889 млрд. кВт ч, что составило 5,7 % мирового производства.

Энергетический сектор России — это 440 ТЭС и ГЭС, а также 10 АЭС, на которых насчитывается 30 действующих реакторов. Вскоре после распада СССР, в 1992 г., в качестве переходной структуры было создано Российское Акционерное Общество "ЕЭС России", 52 % акций которого принадлежали государству. В 2004 г. эта государственная монополия была крупнейшей энергетической компанией в мире: ее установленная мощность составляла 156,6 млн. кВт (китайская SPCC — 151, французская EDF — 122,5 млн. кВт). На долю РАО "ЕЭС России" приходится 72,4 % общей установленной мощности в Российской Федерации, 96,1 % магистральных и распределительных сетей (3 018 000 км). РАО "ЕЭС России" обеспечивает 70 % потребностей страны в электроэнергии и 32,4 % потребностей в тепле, создавая более 6 % ВВП страны. Общее число занятых в системе РАО "ЕЭС России" достигает примерно 557 600 человек.

До создания РАО "ЕЭС России" система функционирования энергетического сектора в России была достаточно сложной (рис. 1). Необходимость реструктуризации этой многоярусной системы диктовалась не только общей тенденцией либерализации экономической политики, но и рядом причин, характерных именно для российской энергетики. Износ основного оборудования превышал 55 %, распределительные сети в сельской местности выработали 75 % своего ресурса, а 25 % оборудования было полностью непригодно для эксплуатации. Отечественные инвестиции были совершенно недостаточными из-за отсутствия экономической мотивации.

Большим недостатком энергетического сектора были контролируемые правительством цены, которые не покрывали затраты на техперевооружение тепловых электростанций и сетей. В 2000 г. стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в России составляла 0,0136 дол. США за 1 кВт ч, в то время как в США средняя цена равнялась 0,029 дол., в Германии — 0,057, и даже на Украине — 0,0287 дол. за 1 кВт ч. Индивидуальные потребители (жилищно-коммунальный сектор) традиционно в России платили за электроэнергию еще меньше, что создавало дополнительные трудности из-за "перекрестного" субсидирования.

Рис. 1

Глубокие преобразования, начавшиеся в связи с отказом от централизованно-распределительной системы, сказались на энергетике: если спад промышленного производства за десятилетие составил примерно 40 %, то снижение энергопотребления — только 24 %.

В 2000 г. началась разработка реформы электроэнергетической отрасли, инициированная руководством РАО "ЕЭС России" и поддержанная Министерством экономического развития (при консультативной помощи фирмы "Артур Андерсен"). Реформа предполагала разделение вертикально-интегрированных региональных энергокомпаний в структурно обособленные сегменты, открытые для конкуренции. При этом сохранялась естественная монополия — передающие магистральные и распределительные электросети. Однако правительство, основываясь на рекомендациях Российской Академии наук, сначала отвергло этот проект, сочтя его излишне либеральным. Позже последовало изучение 14 различных вариантов реструктуризации РАО "ЕЭС России", авторами которых были не только солидные исследовательские коллективы (Институт энергетических исследований РАН), но и представители правительственных и промышленных кругов (Минэкономразвития, Национальный совет по инвестициям, Минтопэнерго и Минатомэнерго, промышленная группа "Российский Алюминий", группа миноритарных владельцев акций РАО «ЕЭС России») а также фирма "Артур Андерсен". Вскоре была создана рабочая группа, включающая отраслевых министров, региональных лидеров, научных работников и представителей миноритарных акционеров РАО "ЕЭС России". В конце концов все предложения были сведены к двум конкурирующим моделям. Первая, сторонниками которой были РАО "ЕЭС России", "Артур Андерсен" и Минэкономразвития, основывалась на приватизации активов и общей либерализации. Вторую модель отстаивала группа Госсовета, которую поддерживали региональные руководители, миноритарные акционеры РАО "ЕЭС России" и руководители АО-энерго. Основные расхождения между двумя моделями реструктуризации касались двух проблем: имущественные права на активы АО-энерго и неразрывность производства электроэнергии и ее передачи на региональном уровне.

И только в июле 2001 г., спустя почти 10 лет после приватизации, началась реорганизация энергетического сектора: правительственное постановление № 526 объединило элементы двух моделей реформы электроэнергетики, хотя предпочтение все же было отдано варианту либеральной модели, предложенной РАО "ЕЭС России", Минэкономразвития и фирмой "Артур Андерсен". В этом документе были подробно изложены права инвесторов, акционеров и кредиторов. Затем последовало принятие Государственной Думой ряда законодательных документов о фундаментальных принципах реструктуризации электроэнергетики.

Последовательная реализация провозглашенных целей привела к появлению новой структуры энергетического сектора в России (рис. 2).

Рис. 2

Четыре независимые энергосистемы, приведенные на рис. 2, это Иркутскэнерго (45 % акций принадлежит "Русскому алюминию"), Новосибирскэнерго (7 % акций принадлежит банку МДМ), Башкирэнерго и Татэнерго. Генерирующие компании, входящие пока в холдинг РАО ЕЭС, это супергидрокомпания, объединившая 25 крупных ГЭС, и 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК), созданных на базе 32 крупных ГРЭС. Государству принадлежит менее 35 % акций этих шести ОГК. В состав 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК), созданных на базе 73 АО-энерго, входят главным образом ТЭЦ, обеспечивающие местных потребителей тепловой и электрической энергией. Государству принадлежат 25 % акций ТГК.

Значительная часть акций региональных энергосистем в последние годы перешла в собственность ряда нефте- и газодобывающих компаний, а также металлургических и угледобывающих предприятий. Крупные генерирующие мощности принадлежат банкам и инвестиционным компаниям. Большими пакетами акций самого холдинга РАО "ЕЭС России" владеют Газпром (10,5 %), "Российский алюминий" (7 %), компании "Базовый элемент", "ИНТЕРРОС" (1-3 %), и т.п.

В настоящее время завершается процесс реструктуризации электроэнергетики России. Фактически уже произошло создание оптовых и территориальных генерирующих компаний (ОГК и ТГК), завершается реформирование АО-энерго в части разделения по видам деятельности. Успешно проходят реформирование электросетевого хозяйства АО-энерго и формирование межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). Практически завершено обособление ремонтных служб АО-энерго, большинство из которых прошло государственную регистрацию.

Таким образом, приближается ко¬нечная фаза реформирования электроэнергетического сектора, предполагающая либерализацию рынка и свободную торговлю электроэнергией как в оптовом, так и в розничном секторах рынка. Государство будет увеличивать свою долю в естественных монополиях (передача и распределение энергии), параллельно снижая свое участие в производстве и поставках электроэнергии. После 2006 г. РАО "ЕЭС России" как монопольная корпорация прекратит свое существование, и в 2008 — 2009 гг. российская энергетика будет соответствовать схеме, представленной на рис. 3.

Рис. 3
 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Энергетик.
Материал размещен на www.transform.ru 17.11.2006 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????