Информационный портал  "TRANSFORMаторы"

 

Разработка методов планирования восстановления технического состояния оборудования энегоблока

Фархадзаде Э.М., Мурадалиев А.З., Рафиева Т.К.


 

 

Одной из наиболее важных проблем эксплуатации энергоблоков (ЭБ) ГРЭС является снижение затрат на ремонтные работы. С особой остротой эта проблема стоит перед ЭБ,срок службы которых превышает расчетный.

Основным направлением снижения затрат на ремонтные работы считается оптимизация интервала между капитальными ремонтами (КР) - межремонтного цикла.В самой постановке задачи оптимизации длительности межремонтного цикла (МЦ) необычайно сложна,а с учетом случайного характера исходных данных,индивидуальности ЭБ и влияния внешних факторов - практически трудноразрешима.

Существенным вкладом в решение проблемы снижения ремонтных затрат может служить подход,в соответствии с которым на основе информации о техническом состоянии оборудования ЭБ регулируется объем ремонтных работ при неизменных длительности и структуре МЦ.

Регламентация соответствующими директивными материалами периодичности,типа и объема плановых ремонтов,с одной стороны,возможные ограничения средств на их проведение, проблемы с обеспечением необходимыми материалами и запасными частями, реальное несоответствие технического состояния ЭБ необходимости проведения средних и капитальных ремонтов, с другой стороны, на практике обуславливают неоднозначность длительности и структуры МЦ.

Неоднохначность структуры МЦ проявляется в различии числасредних ремонтов (СР) ЭБ и интервалов между ними. Условимся структуру каждого МЦ называть реализацией.В табл.1 приведены практические реализации МЦ восьми ЭБ 300 МВт на газомазутном топливе, а в табл.2- результаты их анализа.

При их анализе введены следующие обозначения: i-год МЦ (i=1,2,3...),mzi-общее число плановых ремонтов в текущем году,mкр и mchi-соответственно число капитальных ремонтов (КР) и первых СР в МЦ, Pкрi и Pсрi -соответственно оценка вероятности проведения капитального ремонта и среднего плановых ремонтов в текущем году.

Как следует из табл. 1, наиболее часто КР проводятся на пятый год, а СР - на второй год. Обращают на себя внимание 1, 15 и 16 реализации, которые свидетельствуют о больших возможностях ЭБ; 3 и 4 реализации, в которые, вслед за СР, проводился КР; 7, 12 и 16 реализации, в которые СР вообще не проводился.

Из приведенных статистических данных схем МЦ можно сделать вывод, что наиболее распространенным является пятилетний цикл [КР-ТР-СР-ТР-ТР-КР] с одногодичным интервалом между плановыми ремонтами. Подобный межремонтный цикл характерен и для ЭБ мощностью 150 МВт на газомазутном топливе (КР-ТР-ТР-СР-ТР-КР).

Рассмотрим теперь некоторые особенности продолжительности плановых ремонтов.

Как следует из табл. 3, соотношение средних значений длительности КР и СР отвечает их назначению. Длительность отдельных СР превышает длительность КР. В этом находит свое отражение условный характер наименований плановых ремонтов, объем которых зачастую существенно изменяется вследствие выявления дефектов в процессе ремонтов.

Все отмеченные особенности свидетельствуют о существенном влиянии на периодичность и длительность плановых ремонтов технического состояния ЭБ и требования обеспечения наибольшего эффекта от проводимых плановых ремонтов. Ина¬че говоря, в плановый ремонт часто отключаются не ЭБ, МЦ которых равен некоторому нормативу, а ЭБ, плановый ремонт которых позволил бы в наибольшей степени снизить расход топлива и повысить надежность выполнения заданного графика нагрузки.

По сути, принятая повсеместно стратегия ремонтов ЭБ соответствует планированию ремонта по критерию минимума работоспособности ЭБ. Случайный характер возникающих дефектов и отсутствие эффективного механизма их прогноза приводят к существенным трудностям в организации ремонтных работ в части возможности и качества исполнения.

  • Оборудование может быть представлено совокупностью узлов, отказ которых ведет к аварийному отключению ЭБ;
  • Техническое состояние узлов полностью характеризуется рядом доступных измерению диагностических параметров Пi(t), где m - число параметров;
  • Предусмотренные нормативными документами измерения диагностических параметров(ДП) проводятся, а качество измерения удовлетворяет предъявляемым требованиям;
  • Структура межремонтного цикла представлена наиболее вероятной реализацией [КР - ТР - СР - ТР - ТР - КР] с интервалом между плановыми ремонтами, равным одному году;
  • Перечень возможных дефектов узлов и длительность их восстановления известны. Перечень непосредственно связан с ДП;
  • Проведена классификация дефектов узлов по длительности их восстановления, соотнесенной с продолжительностью текущего, среднего и капитального ремонтов. Тем самым возможные дефекты подразделены на три группы. Первая группа дефектов может быть восстановлена во всех типах плановых ремонтов. (Это группа с относительно небольшой длительностью восстановления.) Вторая группа дефектов может быть устранена в течение среднего или капитального ремонтов. И, наконец, третья группа дефектов устраняется лишь при КР;
  • Регламентированный перечень работ при ТР проводится в установленном порядке;
  • Имеется информация о результатах предшествовавших измерений каждого ДП, его начальном и предельно допустимом значениях;

Ни одно из перечисленных допущений не должно вызывать принципиальных возражений. Вопрос о возможности и достоверности измерений ДП не обсуждается, поскольку достоверные данные являются непременным условием планирования объема ремонтных работ по техническому состоянию (ТС).

Проведение планового ремонта по данным о ТС оборудования ЭБ предусматривает решение таких эксплуатационных задач как:

  • уточнение перечня узлов, подлежащих восстановлению при выводе ЭБ на плановый ремонт;
  • оценка минимально (максимально) допустимого значения ДП в результате восстановления износа;
  • прогнозирование перечня узлов, подлежащих восстановлению в последующем плановом ремонте.

Алгоритм уточнения объема планового ремонта по данным о техническом состоянии ЭБ сводится к следующей последовательности измерений и расчетов:

  • Для каждого узла (j= 1, ...n) проводятся измерения необходимого перечня ДП (тг). Множество ДП определяется типом планового ремонта;
  • По данным значений исходного Пij(t), предельно допустимого и текущего Пij значений каждого ДП вычисляется износ;
  • Рассчитывается средняя скорость изменения износа М*.

Перечень узлов, подлежащих восстановлению, включает:

  • Узлы, явные дефекты которых были установлены в результате осмотров. В отличие от отказов,дефекты узлов, не требуя немедленного отключения оборудования в аварийный ремонт, снижают работоспособность, вызывают ухудшение экономических показателей, являются предвестником отказа;
  • Узлы, неявные дефекты которых были установлены в результате измерения ДП;
  • Узлы, износ которых в момент tp не превышает предельно допустимого значения, но которые могут отказать в последующий межремонтный период МЦ. Именно эти узлы вызывают аварийные отключения и снижение экономических показателей ЭБ. Они выявляются контролем непревышения остаточной наработкой длительности межремонтного периода.

Множество ДП, громоздкость и трудоемкость расчетов, возможные ошибки при вычислениях обусловливают целесообразность организации процесса планирования объема ремонта на базе автоматизированной системы, предусматривающей:

  • наличие базы данных, включающей нормативные значения ДП, результаты измерения ДП, в том числе при вводе узла в работу, прогнозируемые значения объема ремонта на предстоящие текущий, средний и капитальный ремонты, перечень узлов с явными дефектами и характеристику этих дефектов;
  • подготовку перечня ДП, подлежащих измерению в момент tр. Если tp - время начала КР, то предусматривается измерение ДП, отражающих техническое состояние всех узлов; если tp - время начала СР, то измеряются ДП, отражающие техническое состояние узлов, восстановление которых предусматривается в предстоящем текущем или капитальном ремонте, а время восстановления не превышает продолжительность СР. Если же tp-время начала ТР, то измеряются ДП узлов, восстановление которых должно быть выполнено в период предстоящего текущего, среднего или капитального ремонта, а время восстановления не превышает длительность текущего ремонта.

Выходной документ предусматривает следующие позиции:

  • ввод результатов измерения ДП в ЭВМ, размещение их в базе данных и расчет остаточной наработки соответствующих узлов;
  • контроль целесообразности проведения восстановления износа;
  • формирование задания в виде перечня узлов,подлежащих восстановлению и включающих перечень узлов с явными дефектами с краткой характеристикой износа.
 
 
Полное содержание статьи Вы можете найти в первоисточнике
Источник:  ©  Электрические станции.
Материал размещен на www.transform.ru 15.05.2007 г.
 

 

Перейти в форум для обсуждения

  ©  TRANSFORMаторы 2004—2010


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика ??????????? ????