ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ХРОМАТОГРАФИСТА СУХЕНКО
ЭЛЕКТРОМЕХАНИК ДОРОЖНОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ СВЕТЛАНА СУХЕНКО – ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ПОЛИГОНЕ КРАСНОЯРСКОЙ МАГИСТРАЛИ СПЕЦИАЛИСТ ПО ХРОМАТОГРАФИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ТРАНСФОРМАТОРНОГО МАСЛА.
Окончив 22 года назад химический факультет Красноярского педагогического института, Светлана устроилась в Красноярскую дистанцию электроснабжения, где занималась вопросами экологии. Затем знания специалиста оказались востребованы на уровне всего энергохозяйства дороги. В 2009 году Светлана Сухенко перешла в дорожную электротехническую лабораторию.
В Красноярской дирекции по энергообеспечению уделяют повышенное внимание техническому состоянию трансформаторов. «Растущая интенсивность движения, эксплуатация поездов повышенной массы и длины увеличивают нагрузку на железнодорожную инфраструктуру. Это сказывается и на элементах системы тягового электроснабжения, в том числе трансформаторах», – говорит начальник дорожной электротехнической лаборатории Сергей Здусов.
Для оценки состояния этого оборудования используется в том числе хроматографический анализ. Хроматограф, установленный на рабочем месте Светланы Сухенко, определяет содержание в трансформаторном масле газов. Наличие того или иного вещества указывает на опасность развития неисправности в работе оборудования.
Каждая дистанция электроснабжения по графику доставляет в лабораторию пробы масла. В год Светлана Сухенко проводит около 700 исследований.
К пробам масла специалист добавляет газ-носитель аргон. Затем газовую смесь вводят в хроматограф, где она разделяется на составляющие компоненты, которые отображаются на мониторе компьютера.
«Хроматографический анализ служит для обнаружения повреждений и дефектов отдельных конструктивных узлов и всей твёрдой изоляции электрооборудования, – объясняет Светлана Сухенко. – Все виды повреждений, возникающие в маслонаполненном оборудовании, могут быть разделены на три группы. К первой относятся медленно и быстро развивающиеся дефекты. Например, местный перегрев, частичные разряды, дуговые и искровые разряды, деформация обмоток. Во вторую группу входят износовые повреждения: старение, загрязнение, увлажнение, газонасыщение. Третья группа – внезапные повреждения. Это отказы, не связанные с изменением состояния оборудования и вызванные, как правило, дефектами изготовления либо перегрузками при эксплуатации. Диагностика состояния маслонаполненного оборудования позволяет выявлять и идентифицировать развивающиеся дефекты и износовые процессы, определять степень их развития, оценивать время, оставшееся до момента отказа оборудования».
Другими словами, хроматографический анализ помогает обнаружить дефекты на ранней стадии развития, своевременно сделать ремонт или принять другие меры, не допустив угрозы безопасности движения поездов.
«Светлана Сухенко за 15 лет работы в лаборатории показала себя как ответственный специалист, который умеет правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы, активно участвует в решении поставленных перед лабораторией задач», – отметил Сергей Здусов.