Ход трансформатором
Оптимизация режима работы силовых трансформаторов Т-1 и Т-2 по тяговой подстанции ЭЧЭ-36 станции Красноярск-Восточный является функциональным проектом бережливого производства, который сэкономит 124,5 тысячи рублей в бюджете энергохозяйства Красноярской дороги.
Эта идея бережливости реализована в мае 2018 года. При электроснабжении участка контактной сети от станции Красноярск-Северный до Зыково, а также устройств нетягового электроснабжения железнодорожного узла станции Красноярск-Восточный возникает необходимость включать в работу два силовых трансформатора ТДТНЖ-40000/110/27,5/10 (один ‒ на обмотку 27,5 кВ для электроснабжения устройств контактной сети, второй ‒ на обмотку 10 кВ для электроснабжения нетяговых потребителей узла Красноярск-Восточный).
При включении одного трансформатора на обе обмотки (27,5 и 10 кВ) уровень напряжения в контактной сети становится ниже номинального, а у нетяговых потребителей, наоборот, выше номинального значения.
‒ Для решения проблемы рабочая группа проекта бережливого производства предложила выполнить перевод анцапф трансформаторов 10 кВ в оптимальное положение по железнодорожному узлу станции Красноярск-Восточный для номинального значения уровня напряжения на шинах 0,4 кВ понижающих трансформаторов, ‒ объясняет главный инженер Красноярской дистанции электроснабжения Максим Коновалов.
Анцапфа – это переключатель типа ПБВ (без возбуждения). В силовом трансформаторе такой переключатель устанавливается со стороны высшего напряжения (ВН) и предназначается, в первую очередь, для изменения коэффициента трансформации. При изменениях высшего напряжения в пределах 10% от номинального значения анцапфа позволяет поддерживать напряжение на вторичной обмотке постоянным.
Схема проекта бережливого производства, предложенная красноярскими энергетиками, предполагает выполнение регулировки уровня напряжения с помощью устройства РПН (регулирование под нагрузкой), чтобы достичь номинального значения уровня напряжения в контактной сети.
Необходимо провести анализ работы силового трансформатора при работе на обмотку 10 и 27,5 кВ. При этом испытать и учесть разные положения устройства РПН и анцапф понижающих трансформаторов, чтобы выбрать оптимальное.
После получения положительных результатов один из двух силовых трансформаторов будет отключён в резерв, тем самым будут уменьшены расходы электроэнергии на собственные нужды.
‒ Суть процесса улучшения заключается в изменении технологии работы силовых трансформаторов, ‒ говорит участник рабочей группы проекта, начальник тяговой подстанции Красноярск-Восточный Роман Пермин. – А цель проекта ‒ сокращение потерь электроэнергии и продление срока службы силового трансформатора.
Дарья Кравченко