Достигнуты договоренности по локализации газовых турбин большой мощности, состоялся стартовый отбор мощностей по программе модернизации теплоэлектростанций, на расширенной коллегии Минэнерго отметили успехи правительства, а также высокие результаты деятельности ТЭК вопреки внутренним и внешним вызовам прошедшего года. Эти и другие итоги недели 1-5 апреля – в обзоре редакции "Энергетика и промышленность России".
На минувшей неделе опубликован предварительный перечень проектов и генерирующих объектов, подлежащих отбору в КОММод на 2022–2024 годы: в него вошли 30 проектов (из 127 заявленных) суммарной установленной мощностью 8,61 ГВт. Всего планировалось отобрать проекты на 11 ГВт, совокупная мощность зарегистрированных для участия в отборе ГТП составила около 45 ГВт.
Подробный предварительный перечень проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с разбивкой по ценовым зонам и годам размещен на сайте «Конкурентный отбор мощности (отбор проектов модернизации)». Всего с 1 по 2 апреля 2019 года было подано 127 ценовых заявок (45 заявок на 2022 год, 37 – на 2023 год, 45 – на 2024 год) от 28 участников в отношении 64 электростанций. В стартовый отбор вошли проекты обновления исключительно паросиловых установок, почти половина отобранных объектов (12 электростанций) используют уголь в качестве основного топлива.
Основным бенефициаром программы модернизации старых ТЭС первой волны обещает стать «Интер РАО», получив 60% общей квоты, как сообщает «Коммерсант». Еще один крупный владелец генактивов «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) может получить всего 6%. До 1,66 ГВт модернизирует «Юнипро». Пока без объемов остались «Т Плюс», «Квадра», «Фортум» и «Энел Россия», которые не смогли снизить свои ценовые заявки ниже уровня «Интер РАО». Во второй ценовой зоне 42% квот могут достаться «Иркутскэнерго», Сибирская генерирующая компания сможет модернизировать только 200 МВт. Как отмечает издание, по итогам конкурса победили преимущественно газовые станции, которые уже получают высокую прибыль на рынке электроэнергии, при этом вне программы модернизации в европейской части РФ и на Урале остались остро нуждающиеся в поддержке ТЭЦ и угольные ТЭС. Остальные проекты, которые составляют 15% квоты по мощности, и почти 2/3 по стоимости будут отбираться на правительственной комиссии в ручном режиме.
Как сообщили в «СО ЕЭС», предварительный график реализации мероприятий первого этапа программы модернизации, сформированный по результатам отбора с учетом оценки возможности одновременной реализации включенных в него мероприятий, будет опубликован и представлен в Минэнерго России не позднее 30 апреля.
Вместе с тем правительство приняло долгожданное решение по одному из ключевых вопросов программы модернизации: локализации газовых турбин большой мощности. Стоимость проекта по созданию производства газовых турбин составит не менее 14 млрд рублей: 7 млрд рублей предусмотрены в федеральном бюджете на 2019–2021 гг., еще столько же планируется привлечь за счет внебюджетного финансирования.
Средства пойдут на субсидирование НИОКР, направленных на разработку головных образцов линейки газовых турбин средней и большой мощности в диапазоне 60–80 МВт и 150–180 МВт, а также на разработку технологий сервиса компонентов горячего тракта газовых турбин большой мощности иностранного производства, эксплуатируемых в России. Ожидается, что минимальный выпуск газовых турбин средней и большой мощности до конца 2032 года составит не менее 22 штук.
На решение откликнулись ведущие поставщики российского рынка. Сначала председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук сообщил, что компания базово договорилась с «Ростехом» и GE о будущем действующего совместного предприятия в Ярославской области. Оно станет базой для локализации в РФ выпуска газовых турбин большой мощности для ТЭС, при этом структура «Ростеха» выйдет из СП. По его словам, речь идет о трансфере технологий через покупку лицензии либо через долю в СП.
В пятницу стало известно, что «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) также готов заняться локализацией газовых турбин большой мощности в России без привлечения бюджетных средств и обеспечить якорный заказ на как минимум 10 турбин, но при условии получения холдингом не менее 50% в предприятии-производителе энергооборудования. По словам главы ГЭХ Дениса Федорова, в противном случае предприятие займется не локализацией, а глубокой модернизацией существующего парка газовых турбин.
Еще одну важную цель в русле импортозамещения обозначил заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин в рамках круглого стола «Нефтегазовая отрасль в современных экономических условиях. Роль государства и бизнеса», который провел Комитет по энергетике Госдумы РФ. По мнению чиновника, 12%-ная российская доля мировой добычи нефти означает настолько большой спрос на технологии и услуги, что следует самим заниматься их разработкой. Минэнерго России уже прорабатывает ряд приоритетных направлений импортозамещения в наиболее востребованных технологиях добычи нефти, в том числе по направлению гидроразрыва пласта. «За последние девять месяцев мы провели достаточно большой объем работ и предприняли ряд попыток совместно с Минпромторгом России систематизировать все накопленные компетенции и свести интересы заказчика и производителя. Уже в ближайшем будущем это позволит нам сосредоточиться именно на реальных ключевых технологиях и реагировать на потребности отрасли», – отметил замминистра.
Вице-премьер Дмитрий Козак, выступая на итоговом заседании расширенной коллегии Минэнерго 5 апреля, сосредоточил внимание его участников на основных задачах российской энергетики. Это модернизация и расширение магистральной инфраструктуры, необходимой для экономического развития территорий, а также устранение «тарифных перекосов». Заместитель председателя правительства отметил также, что усилия кабмина по администрированию ряда направлений в экономике уже принесли результаты – это касается удержания цен на моторное топливо, а также подготовки и проведения осенне-зимнего сезона.
В свою очередь министр энергетики Александр Новак сообщил в ходе заседания, что отрасли ТЭК продолжили динамичное развитие, несмотря на внутренние и внешние вызовы прошедшего года. К внешним вызовам глава ведомства отнес высокую волатильность нефтяных цен, обострение конкуренции для производителей, санкции и давление на потребителей на ключевых для России мировых рынках. К внутренним – снижение качественных характеристик минерально-сырьевой базы, рост затрат, высокие издержки на привлечение финансирования, значительный износ основных фондов, а также избыточную регуляторику.