Меню Закрыть

Итоги недели 17-21 декабря: в сфере учета потребления энергоресурсов началась революция

Сегодня, 22 декабря энергетики отметят свой профессиональный праздник. Одним из первых работников отрасли поздравил министр энергетики РФ Александр Новак, акцентировав внимание на том, что 2018 год стал для отечественной энергетики временем подведения итогов и разработки новых планов развития. Ускоренными темпами в отрасли ведется обновление основных фондов. В генерации в уходящем году будет введено 4,5 ГВт новых мощностей. В сетевом комплексе в 2018 году введено более 28 тысяч км ЛЭП и более 2,5 тысяч МВА трансформаторной мощности. Продолжается развитие генерации на основе ВИЭ, что позволяет сократить затраты на топливообеспечение удаленных и изолированных районов.

Высокая системная надежность энергоснабжения была продемонстрирована во время проведения Чемпионата мира по футболу – 2018. А в следующем году энергетикам предстоит на столь же высоком уровне обеспечить надежное энергоснабжение 29-й Зимней Всемирной Универсиаде в Красноярске.

— Перед российской энергетикой стоят важные задачи в сфере развития инфраструктуры и распределенной генерации, модернизации и цифровизации, по внедрению интеллектуальных систем управления электросетевым комплексом. Залог уверенности в успешном решении этих задач – в уникальном опыте реализации крупных проектов, накопленном ветеранами электроэнергетики, высоких компетенциях наших молодых специалистов, в современной научной и производственной базе наших энергетических компаний, — говорится в поздравлении министра.

К другим событиям. Государственная Дума приняла законопроект о создании в России интеллектуальной системы учета энергоресурсов. Глава профильного комитета Павел Завальный назвал происходящее революцией в учете потребления энергоресурсов, которая должна будет не только повысить эффективность потребления, но и снизить затраты, в том числе, и для потребителей ресурсов, повысить дисциплину платежей за них.

Согласно действующему законодательству, гражданину нужно было самостоятельно выбрать прибор учета, за свой счет его купить, организовать установку, прием в эксплуатацию и в последующем отвечать за его работоспособность. Как показала практика, большое количество выявляемых нарушений по организации учета связаны не с желанием потребителя нарушить, а с банальным отсутствием знаний в этой области.

Принятый закон предполагает, что с 1 июля 2020 года ответственность за создание интеллектуальных систем учета электроэнергии, включая установку счетчиков, будет возложена на ПАО «Россети» для промышленных и индивидуальных потребителей или гарантирующих поставщиков электроэнергии – для многоквартирных домов. Финансирование этой работы в случае с гарантирующими поставщиками будет проведено через тарифные решения, а в случае с «Россетями» – за счет той экономии, которую даст запуск этой системы (по оценкам экспертов – 20-30%), которая не будет изыматься у компании в течение 10 лет. То есть с потребителя, на котором эта ответственность лежит сегодня по федеральному закону №261-ФЗ, она будет снята. У него останется лишь обязанность своевременно оплачивать электрическую энергию и допускать специалистов к установке и обслуживанию счетчиков. Положения законопроекта обеспечат создание условий для экономии электроэнергии, повышения ее качества, надежности поставок, а также качества обслуживания потребителей.

Кроме того, в закон включены нормы, позволяющие организовать систему удаленного ограничения «хронических» неплательщиков за электроэнергию. По оценке Павла Завального, это «один из важных шагов на пути создания эффективных инструментов повышения платежной дисциплины в ТЭК».

Активной молодежи не придется скучать в 2019 году — Министерство энергетики РФ, Министерство науки и высшего образования РФ и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) утвердили Общероссийский перечень молодежных мероприятий, направленных на популяризацию топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и инженерно-технического образования на 2019 год. Координатором реализации Перечня выступит фонд «Надежная смена».

В перечень вошли программы и проекты, направленные на повышение престижа ТЭК и инженерно-технического образования, на профориентацию детей и молодежи, а также на популяризацию энергосбережения и энергоэффективности.

Кстати, этот Перечень сформирован на основе инициатив, предложенных компаниями ТЭК, техническими вузами России и активистами из числа молодежи. Вошедшие в него инициативы были представлены на Молодежном дне #Вместеярче Международного форума «Российская энергетическая неделя» в октябре 2018 года в Москве. Среди мероприятий запланированных к реализации: Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче, формирование молодежного прогноза глобального энергетического развития, Дни открытых

дверей на предприятиях топливно-энергетического комплекса, Молодежное всероссийское производственное совещание, соревнования по решению инженерных кейсов на базе Международного инженерного чемпионата «CASE-IN», конкурс лучших практик профессионального самоопределения молодежи «Премия Траектория» и другие.

В этой связи, компаниям ТЭК и вузам рекомендовано в 2019 году приступить к реализации включенных в Перечень мероприятий, максимально широко привлекая к ним молодых специалистов, студентов, и школьников. Планируется, что мероприятия, движущей силой которых станет сама молодежь, охватят более 2 млн человек во всех регионах России.

Заслуживает, на мой взгляд, внимания и заявление экспертов ассоциации «Глобальная энергия» о том, что Россия не готова к масштабному переходу на «чистый» транспорт. Не секрет, что вопрос замещения традиционных видов моторных топлив альтернативными обсуждается в последнее время все чаще на фоне роста цен на нефтепродукты и усугубления экологического кризиса. По мнению научных умов, газомоторное топливо и электромобили могут способствовать решению проблемы загрязнения окружающей среды по причине вредного воздействия автотранспорта. Однако, несмотря на то, что в России предусмотрена программа господдержки перехода к «чистому» автотранспорту, есть ряд факторов, препятствующих этому процессу.

Несмотря на наличие значительного объема запасов природного газа, Россия не входит в число стран-лидеров по использованию газового транспорта. Тем не менее, государство пытается стимулировать этот процесс — согласно решению Правительства, недавно было выделено 1,5 млрд рублей субсидий производителям техники на газомоторном топливе для обеспечения реализации 1,5 тыс. автомобилей в текущем году. Как отметили эксперты, есть несколько оснований, препятствующих массовому переходу к транспорту с газовым двигателем. Одно из них – это неразвитая инфраструктурная сеть. Газомоторной технике требуется более частая дозаправка, соответственно, возникает потребность в плотной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и сервисных центров.

Электромобили – еще один вид экологически чистого транспорта, который обеспечивает нулевой выброс вредных веществ в атмосферу. Электротранспорт является довольно перспективным сегментом рынка, но его широкий выпуск всё же сопряжен с определенными проблемами и спорными вопросами, так считают эксперты «Глобальной энергии». Невзирая на предпринимаемые в России шаги по развитию сети электрозапровочных станций, их количество недостаточно для покрытия потребности в зарядке аккумуляторов электромобилей. Кроме того, нельзя не учитывать географические и климатические особенности России, такие как: низкие температуры воздуха, малая продолжительность светового дня и интенсивность трафика в больших городах. Эти факторы способствуют быстрому

разряду аккумуляторов электромобилей, что является большой проблемой на пути к электрификации автомобильной индустрии.