
Итоги недели 17-23 июня: Мир входит в этап 4-го энергоперехода к широкому использованию ВИЭ и вытеснению ископаемых видов топлива
Одним из самых ярких событий минувшей недели 17-23 июня стала традиционная «прямая линия» с главой государства, в ходе которой россияне могли напрямую задать наболевшие вопросы Владимиру Путину. Понятно, что желающих обратиться к президенту, как всегда, было достаточно много, но вопросов, так или иначе связанных с энерго- и теплоснабжением, в эфире не прозвучало.
Однако Владимир Путин все-таки упомянул, что у граждан есть вопросы относительно роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заверив, что они под его личным контролем, а также в фокусе внимания правительства.
– Важно, чтобы в регионах ограничения на рост тарифов соблюдались, и чтобы контроль за этой сферой был налажен должным образом, – подчеркнул глава государства.
К слову, в нынешнем году индексация тарифов проводится дважды: с 1 января на 1,7% и с 1 июля еще на 2,4%.
Тем не менее, в ходе «прямой линии» выяснилось, что граждан волнует вероятность киберугроз по отношению к отечественной энергосистеме.
– Мы многократно предлагали начать диалог по выработке правил действий в киберпространстве, влияющих на самые важные отрасли, но ответов не получили. Барак Обама согласился с нашими доводами, но ничего не успел сделать. Что касается работы критически важной инфраструктуры и энергетики в том числе, мы должны думать, как себя обезопасить. И мы не только думаем, но делаем это, – заявил глава государства.
К другим темам. Эксперты Института энергетических исследований РАН и Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО подготовили и представили «Прогноз энергетики мира и России 2019» на период до 2040 года.
В частности, исследователи отмечают, что под влиянием изменений в энергополитике и развития новых технологий, мир входит в этап 4-го энергетического перехода к широкому использованию возобновляемых источников энергии и вытеснению ископаемых видов топлива. Однако темпы этих изменений и скорость перехода связаны с высокой неопределенностью.
По оценкам экспертов, к 2040 году существенно замедлится рост мирового первичного энергопотребления, в том числе за счет энергоэффективности. При этом быстрое развитие ВИЭ позволит им уже к 2040-му обеспечивать 35-50% мирового производства электроэнергии и 19-25% всего энергопотребления. Из ископаемых топлив только газ сможет нарастить свою долю в мировом энергобалансе с 22% до 24-26%. Уголь же снизит свою долю с 28% до 19-23%.
Авторы прогноза полагают, что бюджетные поступления России от экспорта энергоресурсов неизбежно будут снижаться. Рост экспорта газа частично компенсирует снижение объемов вывоза жидких углеводородов. Но переход на более сложные участки добычи углеводородов неизбежно приведет к необходимости расширения льгот и снижения налоговой нагрузки, следствием чего станет уменьшение выплат в бюджет.
В то же время трансформация энергетики и снижение бюджетных поступлений от экспорта ведут к уменьшению вклада нефтегазового сектора, являющегося важнейшей составляющей экономики России. Однако именно ТЭК и происходящие в нем преобразования могут дать стране новый импульс для развития и роста ВВП за счет хотя бы частичной реализации огромного потенциала энергосбережения и создания дополнительного спроса промышленности для модернизации ТЭК. Для этого нужна решительная экономическая и энергетическая политика адаптации к Энергопереходу, ведь имеющееся окно возможностей ограничивается буквально 7-10 годами.
Заместитель директора Департамента проектного управления и обеспечения деятельности Министерства Минэнерго России Ольга Юдина провела первую встречу старших должностных лиц Платформы энергетических исследований БРИКС.
В переговорах участвовали делегации всех стран «пятерки», включая представителей экспертного сообщества и компаний. Стороны представили предложения по приоритетным направлениям работы Энергоплатформы БРИКС, в числе которых энергобезопасность, технологическое сотрудничество, развитие ВИЭ, повышение энергоэффективности, использование природного газа в качестве моторного топлива и другие.
В ходе мероприятия эксперты российской части Энергоплатформы БРИКС презентовали проект глобального обзора развития международного рынка газомоторного топлива, который планируется запустить в рамках Платформы энергетических исследований БРИКС.
Кроме того, стороны обсудили регламент работы Платформы, который планируется подписать на встрече министров энергетики стран БРИКС в 2019 году.
Также на минувшей неделе эксперты обсудили основные вопросы урегулирования задолженности в энергетическом секторе. К участию в рабочем совещании Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ были приглашены представители энергокомпаний и эксперты в вопросах взыскания долгов.
Главная тема заседания касалась рассмотрения проекта федерального закона № 662059-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам), недавно принятого в первом чтении в Госдуме.
Председатель Комиссии по финансовой безопасности ТПП РФ Иван Рыков напомнил, что автор документа – вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предлагает «конкретизировать ст. 155 ЖК, установив прямой запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам».
– Таким образом, основной целью законопроекта является защита граждан от неправомерных действий коллекторских агентств при урегулировании вопросов с погашением задолженности. Государство запретом на уступку долга планирует гарантировать права граждан на свою защиту в суде, где стороной-взыскателем выступает профессиональный участник рынка ЖКХ. Однако остается неурегулированным вопрос возможности уступки такого долга, после судебного взыскания и вступления решения суда в законную силу, – подчеркнул Иван Рыков.
При этом участники совещания отметили, что большинство ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, как правило, имеют в составе своих активов проблемную задолженность, перспективы взыскания которой достаточно низкие. В случае полного запрета уступки прав требования (продажи долгов), компании будут вынуждены списывать такие безнадежные долги. В результате такие убытки могут быть переложены на плечи граждан путем повышения тарифов, что не соответствует социальной направленности рассматриваемого законопроекта.
Члены Комиссии по финансовой безопасности предложили дополнительно проработать вопрос в части возможности осуществлять продажу долгов на торгах в отношении задолженности граждан, подтвержденных решением суда. Дело в том, что реализация таких долгов с использованием конкурентных процедур, в частности на электронных торгах, значительно эффективнее продажи пакета долгов коллекторским агентствам по сниженной цене. Тем более что деятельность коллекторских агентств в ряде случаев дискредитировала себя.
– Однако и деятельность ФССП России достаточно неэффективна. Проблема заключается в том, что в настоящее время ФССП, ввиду огромного количества исполнительных производств, достаточно неэффективно осуществляет принудительное взыскание задолженности, – заявил Иван Рыков. – Исправить ситуацию можно путем создания в Российской Федерации института частных приставов, основывающегося на принципах самофинансирования. Такой институт будет эффективным инструментом для взыскания задолженности, а у энергокомпаний не возникнет необходимости с дисконтом уступать долги коллекторам, так как государственные частные приставы, мотивированные на результат, обеспечат надлежащее взаимодействие с должником и возврат задолженности.