В России появится еще 14 территорий опережающего социально-экономического развития – это решение озвучил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на Российском инвестиционном форуме в Сочи, подведение итогов которого пришлось на начало нынешней недели. Глава Правительства подчеркнул, что это решение особенно важно, когда в стране началась работа по национальным проектам. Эти и другие главные события минувшей недели 18-22 февраля – в еженедельном обзоре ЭПР.
Более 8000 ведущих экономистов и предпринимателей, экспертов и консультантов, журналистов и экспонентов, руководителей крупных отечественных и зарубежных компаний, представителей федеральных и региональных органов власти приняли участие в Российском инвестиционном форуме. Центральная тема Форума – «Национальные проекты: от стратегии к действию».
– Национальные проекты – это единая матрица, в которую мы постарались уложить жизнь всей страны, – отметил Д. Медведев. Все, что нам предстоит сделать для улучшения жизни людей, для обеспечения стратегического роста и развития страны в ближайшие шесть лет, сведено в показатели национальных проектов.
В рамках деловой программы прошло 71 мероприятие. По словам председателя Оргкомитета Форума Дмитрия Козака, обсуждались многие темы – «от поддержки промышленности до социальных вопросов».
В рамках форума эксперты обсудили планы группы «Россети» по изменению бизнес-процессов в рамках реализации концепции энергохолдинга «Цифровая трансформация 2030». Цель трансформации в изменении логики процессов и переход на риск-ориентированное управление на основе внедрения цифровых технологий и анализа больших данных, обеспечивающие снижение OPEX и CAPEX, что в конечном счете позволит сдерживать рост сетевой составляющей в тарифах на электроэнергию для конечных потребителей. По словам Игоря Норвейшиса, директора департамента информационных технологий компании «Россети», цифровое управление группой компаний на базе единой корпоративной среды позволит существенно сократить затраты по разработке, внедрению, развитию и технической поддержке информационных систем, а также сроки реализации проектов по их внедрению и в то же время обеспечить сбор стандартизированных данных и их верификацию для последующего анализа с применением технологий больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Управление современной компанией трансформируется в бизнес-структуру, где на высшем уровне находится человек, далее машины и далее опять люди. Об этом рассказал главный советник компании «Россети» Константин Михайленко.
– Человек уже сейчас исключается из принятия простых решений, – отметил спикер. – И процесс необратим – средний менеджмент будет уходить, а вот куда – наверх или вниз – уже зависит от компетенции и желания самих специалистов. Цифровизация многих процессов позволит высвободить дополнительное время на решение сотрудниками творческих и прикладных задач, что повысит производительность труда. В этом направлении сейчас и двигается группа «Россети». В ходе презентаций концепции «Цифровая трансформация 2030», реализация намеченных планов позволит создать не просто высокотехнологичный электросетевой комплекс, но и информационную шину на основе инфраструктуры энергохолдинга для развития цифровой экономики России.
– ФСК ЕЭС на сегодняшний день построила порядка 70 тысяч километров оптико-волоконных линий связи, – сказал директор по ИТ входящей в группу «Россети» ФСК ЕЭС Дмитрий Чибисов. – По всей группе «Россети» протяженность ВОЛС-ВЛ составляет порядка 150 тысяч километров, что сравнимо с крупнейшими операторами связи. Цифровизация – это всего лишь инструмент, позволяющий значительно повысить эффективность бизнес-процессов, для трансформации которых недостаточно простого применения информационных технологий, а необходимо комплексное изменение всех корпоративных процедур.
По словам генерального директора Ассоциации организаций в области энергетики Рашида Артикова, цифровая трансформация электросетевого комплекса повлияет на развитие производства электрооборудования и программных комплексов в России.
Цифровые технологии освоит транспорт Татарстана. В рамках РИФ-2019 генеральный директор ПАО «Энел Россия» и генеральный директор российского «Татэнерго» заключили договор и подписали специальный меморандум о совместном внедрении в Татарстане инфраструктуры для обслуживания и зарядки электромобилей.
Подписанное соглашение также подразумевает профессиональную оценку по возможной интеграции технологии компании Enel X, которая позволит установить непосредственный обмен информацией между электромобилем и интернет-сетью.
Между тем, Минэнерго РФ продвигает идеи альтернативного – газового топлива для транспорта. Так, статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко на «круглом столе» «Законодательное обеспечение расширения использования газомоторного топлива, в том числе в виде сжиженного природного газа» напомнила, что вопрос развития рынка газомоторного топлива относится к приоритетам государственной политики, о чём в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин.
По словам А. Бондаренко, по итогам 2018 года в России количество станций заправки природным газом увеличилось до 381 единиц. Объем природного газа, потребляемого в качестве моторного топлива, вырос на 17% и достиг 705 млн м3. Количество транспорта, использующего газомоторное топливо, оценивается в 90 тыс. единиц.
Статс-секретарь также сообщила, что уже подготовлен и внесён в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий (дорожной карты) по развитию рынка газомоторного топлива в 2019-2024 гг., основные положения которого были одобрены на совещании у курирующего заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака.
– Оба документа основываются на реализации ключевых направлений государственной политики – обязательных элементах создания рынка газомоторного топлива именно как рынка, а не точечных конъюнктурных решений, – сказала А. Бондаренко. – Это ценовое преимущество газомоторного топлива, доступность инфраструктуры и ассортимент техники, работающей на ГМТ.
Наряду с развитие инновационных технологий, традиционное топливо все больше получает негативные оценки. Соседний Казахстан, например, по приказу министра энергетики ввел временный запрет на ввоз железнодорожным транспортом бензина из России. Известно, что запрет введен на три месяца. По информации Regnum, о запрете ввоза российского бензина в министерстве энергетики Казахстана заявили еще в августе 2018 года. Запрет на импорт связан с профицитом топлива в самом Казахстане, который появился после модернизации НПЗ республики.