Меню Закрыть

Итоги недели 24-28 июня 2019

В Петербурге прошли РМЭФ-2019 и Форум будущих лидеров Мирового нефтяного совета, автомобилистам не грозит рост цен на бензин, мировые лидеры атомной отрасли подписали Атомный манифест, Центробанк предрекает обвал нефтяных цен, мир продолжает двигаться по «зеленому» пути. Эти и другие итоги недели 24-28 июня 2019 года – в обзоре ЭПР.

РМЭФ подтвердил свою значимость
Сегодня в Санкт-Петербурге завершили работу VII Российский международный энергетический форум и XXVI Выставка «Энергетика и электротехника». Свои разработки представили более 200 компаний из 21 региона страны, а также из США, Германии, Турции, Финляндии, Польши, Чехии, Китая, Нидерландов, Венгрии, Индии, Казахстана и Белоруссии. В рамках конгрессной программы прошли более 30 сессий, совещаний и круглых столов, на которых обсуждались практически все темы, связанные с энергетикой: вопросы генерации, сетевой передачи, цифровизации, подготовки кадров, обеспечения безопасности, теплоснабжения, возобновляемой энергетики, энергосбережения.

Открывая форум, с приветствием к делегатам обратился председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Андрей Бондарчук, который отметил, что XXVI выставка — это показатель стабильности и демонстрирует интерес к проекту. «Энергетика безусловно является основой жизнедеятельности любого города и драйвером развития экономики, как страны, так и субъекта Российской Федерации», – сообщил глава комитета.

Наиболее актуальные и болезненные вопросы отрасли – ценовое ограничение, конкурентные механизмы, локализацию энергетики – обсудили на круглом столе «Модернизация российской энергетики. Прогнозы дальнейшей эволюции», организованном Ассоциацией «Совет производителей энергии» и «Газпром энергохолдинг». Выступивший на круглом столе заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов отметил, что система без дополнительных импульсов не дает привлекать инвестиции. «Газовая генерация у нас – превалирующая и ее модернизацией необходимо заниматься. Механизм ДПМ к 1 января 2019 позволил построить порядка 25 ГВт генерирующих объектов, суммарный размер проинвестированных средств составил 1,2 трлн рублей», – рассказал Максимов.

Упор на новые технологии, необходимые для реализации четвертой промышленной революции в энергетике сделали участники конференции «Энергетика 4.0: инновации в энергетике и ТЭК». Руководитель Ассоциация инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» Михаил Смирнов представил доклад «Энергетика 4.0», в котором объединил все современные решения, применяемые в ТЭК. Он также указал на то, что в России требуется создание единого фронта для повышения энергоэффективности экономики и рассказал о дорожной карте «Энергетика 4.0». Это программный документ, который соберет перспективные технологии в ТЭК.

Задачи российского машиностроения привлекли к обсуждению ведущих производителей оборудования. Несмотря на присущие отрасли проблемы, машиностроители уверены в перспективах отрасли. «На сегодняшний день на рынке машиностроения возникла уникальная ситуация», для нас очень важно воспользоваться ей и теми перспективами, которые открываются для рынка. В своей работе мы используем отечественные материалы и комплектующие: такие требования предъявляют нам заказчики. Создавать так называемую «российскую машину» можно по-разному. Можно привлекать НИОКР и разрабатывать все с нуля. А можно использовать метод локализации, и через каких-то 5 лет иметь полностью российскую машину», – сообщил, в частности, директор Управления по перспективным проектам АО «РЭП Холдинг» Андрей Ушаков.

Следует отметить также II Всероссийское совещание региональных центров энергосбережения, которое собрало почти 300 представителей из 32 субъектов Российской Федерации, среди которых руководители региональных центров энергосбережения и профильных исполнительных органов государственной власти, эксперты федеральных органов исполнительной власти и профессионального сообщества. В этом году к работе присоединились зарубежные коллеги и эксперты из Германии, Республики Беларусь, Республики Казахстан. В совещании приняла участие Екатерина Кваша, директор «Национального центра энергоэффективности» Министерства экономического развития Российской Федерации.

Напомним, что в 2018 году состоялась передача полномочий в сфере энергосбережения и энергоэффективности от Минэнерго России в Минэкономразвития России. Минэкономразвития России был утвержден Правительством РФ от 19.04.2018 комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ. Одним из важных мероприятий плана стало создание федерального центра компетенций в сфере энергосбережения, который намерен тесно сотрудничать с региональными центрами, о чем сообщила глава центра Екатерина Кваша и призвала центры энергосбережения к взаимодействию.

На протяжении всего форума шла активная работа конференции «Роль кадровой и социальной политики компаний в развитии энергетического комплекса России». На ней в течение пяти дней обсуждались самые разные вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, проблемами цифровизации, обеспечением безопасности персонала, социальными программами, и многие другие.

В эти же дни в петербургском Горном университете впервые в России заработал Форум будущих лидеров Мирового нефтяного совета. Он проводится раз в три года в одной из 70 стран, входящих в организацию. В церемонии открытия участвовали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, министр энергетики России Александр Новак, ректор Горного университета Владимир Литвиненко, а также ректор Политеха Андрей Рудской. Помимо Новака в форуме приняли участие его коллеги из Азербайджана и Казахстана, а также топ-менеджеры крупных нефтяных компаний — как российских, так и зарубежных, в том числе «Лукойл», «Татнефть», Total, Saudi Aramco, Schlumberger, NIS, ExxonMo. Участниками форума стали более двух тысяч молодых специалистов, студентов и аспирантов. Основной темой форума названа трансформация отраслей ТЭКа в будущем.

«Заморозки» не будет
Едва ли не самое ожидаемое событие будущей недели – возможный рост цен на автомобильное топливо с 1 июля. Как стало известно, правительство не планирует продлевать соглашение о заморозке цен на бензин и дизтопливо в опте, так как скорректированный демпфирующий механизм сможет сдержать цены в пределах инфляции.

По сообщениям отраслевых СМИ, законопроект о корректировке демпфера должен быть принят Госдумой до 25 августа 2019 г., при этом он задним числом сможет заработать уже с 1 июля 2019 г., так как уплата акциза осуществляется до 25 августа. Таким образом, у Минэнерго и Минфина есть время на согласование параметров демпфера и источников финансирования на 2020-2021 гг.

Напомним, что правительство продлило соглашение с нефтяниками о «заморозке» цен в пределах инфляции на второй квартал 2019 года, чтобы было время донастроить демпфирующий механизм. Ранее правительство приняло решение скорректировать формулу демпфера через снижение цены отсечения – с 56 до 51 тыс. руб./т для бензина, и с 50 до 46 тыс. руб./т для дизтоплива, а также подправить демпфирующий механизм – за счет введения акцизов на все неподакцизные жидкие нефтепродукты и надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с привязкой к цене нефти. При этом нефтяные компании в 2019 г. получат из Фонда национальной безопасности 400-450 млрд руб.

Между тем Независимый топливный союз на днях обратился к кабмину в предложениями прекратить режим сдерживания цен в рамках инфляции, отменить или кратно снизить акцизы, перенести бремя выпадающих доходов бюджета с НПЗ, розницы и автомобилистов на добывающий сектор. Союз снова призвал всех игроков и регуляторов рынка сесть за стол переговоров с целью выработки системных мер, исключающих состояние перманентного кризиса на топливном рынке и стимулирующих его развитие и стабильный приток инвестиций в отрасль.

На этой неделе стало известно, что правительство включит в процесс стабилизации цен авиатопливо. Минтранс уже предлагал в 2018 году направить на компенсации авиаперевозчикам 22,5 млрд рублей, но тогда в правительстве отказались от этой идеи. Теперь в Минфине сообщили, что проработают этот вопрос по поручению президента, который затронул проблему стоимости авиационного керосина и битума для дорожного строительства в ходе Прямой линии 12 июня 2019 года. Пока в первом квартале 2019 года совокупный убыток российских авиакомпаний уже составил 45,3 млрд руб., за весь 2018 год – около 50 млрд руб. Среди основных затрат перевозчиков в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта называли авиатопливо, лизинг и обслуживание в аэропортах.

Ценам на нефть предрекают обвал до уровня 2000-х годов
Если от цен на бензин ждут роста, то ценам на нефть предрекают резкое падение. Банк России на этой неделе предупредил о возможном снижении цен на нефть во втором полугодии 2019 года — первом полугодии 2020 года до 20 долларов за баррель с последующим закреплением на уровне 35 долларов. Согласно докладу регулятора о денежно-кредитной политике, мировую экономику ждет снижение темпов роста, носящее характер выраженного циклического замедления с длительным восстановлением, и, соответственно, сокращение спроса на энергоносители. Кроме того, снижение темпов экономического роста может сопровождаться усилением волатильности на мировых финансовых рынках и значимым снижением глобальной склонности к риску.

«Как и прочие развивающиеся экономики, российская экономика столкнется с ухудшением перспектив роста, существенным ростом премии за страновой риск и увеличением оттока капитала. Дополнительным фактором, увеличивающим масштаб оттока капитала, станет предполагаемое в рисковом сценарии дальнейшее усиление геополитической напряженности», – говорится в докладе.

Если весь предыдущий год и в марте текущего Центробанк считал нижней планкой для нефтяных цен отметку в 35 долларов за баррель, то теперь она снижена до 20 долларов – уровня, который последний раз наблюдался в январе 2002 года.

Впрочем, таковы прогнозы в случае реализации рискового варианта. В базовом ЦБ ждет сохранения нефти на текущих уровнях (65 долларов за баррель Brent) с плавным снижением до 55 долларов к 2021 году. Сценарий с дорогой нефтью закладывает баррель по 75 долларов, отражая пик, выше которого, по мнению ЦБ, нефтяному рынку подняться будет сложно.

Ранее первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов и глава Минэнерго Александр Новак заявляли, что риски падения мировых цен на нефть вплоть до 30 долларов за баррель вполне реальны.

Атомный манифест – за декарбонизацию
26 июня ведущие представители атомной отрасли выпустили манифест #NuclearEuropeLeaders, в котором изложены шаги, которые необходимо предпринять для достижения декарбонизированной Европы к 2050 году. Цель может быть достигнута, но только в том случае, если Европейский союз будет работать в партнерстве с атомщиками.

«Удовлетворение амбиций ЕС по декарбонизации его экономики потребует значительных инвестиций во все низкоуглеродные технологии», – говорится в их манифесте. – Это означает инвестирование в Европу как в долгосрочную эксплуатацию существующего флота, так и в строительство существенного нового ядерного потенциала (около 100 ГВт новой ядерной сборки). И то, и другое достижимо, если институты ЕС, государства-члены и европейская атомная промышленность будут работать вместе в партнерстве».

В документе декларируется, что атомная отрасль будет стремиться поставлять необходимый объем ядерной мощности вовремя и по конкурентоспособным ценам. Она также будет проводить исследования, разработки и инновации в Европе, чтобы определить области, в которых атомная промышленность поможет достичь безуглеродности, а также будет инвестировать и поддерживать человеческий капитал и создаст прочную европейскую базу для экспорта ядерных технологий и навыков на зарубежные рынки.

Как сообщает World Nuclear News, Манифест подписали представители таких компаний и организаций, как Ansaldo Nucleare, CEA, CEZ Group, EDF, EDF Energy, EnergoAtom, Engie Electrabel, Фенновойма, Fortum, Framatome, Козлодуйская АЭС, MVM Group, Ассоциация ядерной промышленности, Национальная ядерная лаборатория, Nuclearelectrica, Orano, Swissnuclear, Synatom, Tecnatom, TVO, Uniper Sweden, Urenco, Vattenfall и Westinghouse.

Первую цифровую подстанцию открыли в Татарстане
Еще одна российская цифровая подстанция открылась на этой неделе. Первая в Татарстане цифровая подстанция ПС 110 кВ Портовая была запущена в Казани для электроснабжения крупных предприятий и население Вахитовского района города. Она заменит одноименную подстанцию, которая была введена в эксплуатацию в 1957 году.

По его премьер-министра Татарстана Алексея Песошина, новая подстанция открывает большой резерв для новых подключений, для проектируемого финансового-административного района вблизи речного порта. «Все новостройки Вахитовского района так или иначе будут завязаны с этой подстанцией», – заявил Песошин.

Как сообщил журналистам исполняющий обязанности главного инженера филиала ОАО «Сетевая компания» – «Казанские электрические сети» Рустем Галимзянов, инвестиции в строительство подстанции составили 500 млн рублей.

И немного о мировых достижениях
Китайские инженеры презентовали роботанкер перевозки нефти – первый в мире «умный» нефтяной танкер был на днях передан заказчику. Судно длиной 300 м и высотой 55 способно брать на борт 308 тысяч тонн грузов и может обходиться практически без экипажа — людям остается лишь контролировать работу автоматики и вспомогательных систем. Разработанное Китайской корпорацией судостроительной промышленности (CSIC) по заказу China Merchants Energy Shipping Company судно оснащено автономными системами управления, навигации, безопасности, а также распределения жидких грузов и энергоэффективности, а также установкой для обеспечения связи «судно-берег».

Если дать роботанкеру начальную и конечную точки, он предложит на выбор несколько вариантов маршрута, например, «наиболее быстрый» и «наиболее экономный». Кроме того, он умеет точно определять положение и скорость других судов в пределах 10 морских миль, благодаря чему всегда имеет достаточно времени, чтобы скорректировать маршрут и избежать столкновения».

В Германии введены в эксплуатацию «зеленые» многоквартирные дома с максимальной в мире степенью энергоэффективности. Дома построены компанией HOWOGE по стандарту KfW-40 Plus, то есть могут производить и накоплять энергию.

Помимо массивного наружного утепления, сверхтеплых оконных конструкций, поквартирной вентиляции с рекуперацией тепла, инженерные системы включают децентрализованные модули свежей воды, на строенные на нагрев воды только при открытии крана. На крыше домов установлены солнечные электростанции мощностью 145 кВт, а на первых этажах – накопители энергии. В результате установки всех этих «опций» расчетный климатический баланс зданий получился отрицательным: минус 4 килограмма СО2 на квадратный метр.

Таким образом, новые здания превосходят требования европейской директивы об энергетический эффективности зданий 2010/31/EU (Energy Performance of Buildings Directive — EPBD), согласно которой с 31 декабря 2020 года все новые здания в странах ЕС должны строиться с почти нулевым потреблением энергии (nearly zero-energy buildings). Любопытно, что половина квартир в домах является социальным жильем, и часть арендной платы компенсируется государством.

Круглосуточно работающая солнечная электростанция теперь существует. Первая СЭС, выдающая энергию днем и ночью, вышла на полную мощность в 26 июня 2019 года. Построенная в китайской провинции Ганьсу станция вырабатывает в сутки 1,8 млн. кВт/ч. Проектная мощность составляет 390 млн. кВт/ч в год. Это СЭС башенного типа с солевым накопителем, которая была разработана и построена пекинской компании Shouhang Resources Saving. Сообщается, что инвестиции в ее создание составили 3 млрд. юаней.