В случае чрезвычайного происшествия команду восстановительного поезда (ВП), как известно, могут поднять по тревоге и днём, и ночью. На место может быть вызвана одна бригада или все 26 работников. В зависимости от обстоятельств такое решение принимает начальник ВП-3122 Юрий Васильцов. К счастью, ЧП происходят нечасто. И тогда заботой восстановителей становятся подрядные работы: планировка полосы отвода, укладка стрелочных переводов, замена замедлителей и мостовых пролётов, ликвидация насаждений и даже очистка от снега инфраструктуры на станции Брянск-Льговский.
Четырёхкилометровое расстояние до Брянска-Восточного «скорая помощь» железных дорог преодолела за несколько минут. На месте восстановительный поезд поджидали сотрудники Брянской дистанции энергоснабжения во главе с начальником предприятия Андреем Салтановым. Что и как делать, долго не обсуждали – все работы были скоординированы заранее.
Сначала предстояло выполнить демонтаж старого трансформатора. «Для бригады восстановителей из 10 человек процесс оказался не из простых, – рассказал «МоЖ» Юрий Васильцов. – В старом трансформаторе только масла было заправлено 30 тонн. Пришлось использовать самое мощное оборудование – кран ЕДК 1000/4 грузоподъёмностью 125 тонн. Его стрела работала на вылете в 11 м. Но прежде, чтобы кран не упал, был установлен противовес на 42 тонны. На настройку ушло чуть более часа. А дальше другие сложности – на путях подобные манипуляции выполнять тесно. Маневровой работы было много, и она заняла достаточно времени».
Команда восстановительного поезда имеет большой опыт взаимодействия с путейцами и энергетиками. Трудились не спеша, но в едином ритме, без остановок. Сначала энергетики демонтировали мешающие шлеи, только после этого появилась возможность развернуть и настроить кран. С помощью мощного кранового оборудования старый трансформатор был демонтирован и выгружен прямо на путь. Но это только полдела. Вскоре подали платформу с новым блоком и по узкому коридору проводили и установили трансформатор.
«Новый блок по мощности сопоставим с отработавшим старым – 40 тыс. кВА, но потребляет гораздо меньше масла – всего 17 тонн вместо 30. И по габаритам более компактный», – пояснил Андрей Салтанов.
Позже эту операцию руководитель Брянской дистанции энергоснабжения и начальник восстановительного поезда № 3122 не сговариваясь назовут ювелирной с точки зрения её сложности и чёткости исполнения. Только ближе к вечеру все работы были завершены. К месту дислокации ВП отбыл спустя семь часов после начала работ на станции Брянск-Восточный.