г. Москва
28 декабря 1987 г.
При протекания токов КЗ вследствие воздействия электродинамических сил первоначально могут происходить незначительные смещения отдельных катушек внутренних обмоток трансформаторов, которые невозможно выявить испытаниями, предусмотренными "Нормами испытаний электрооборудования" (М.: Атомиздат, 1978). В то же время важно установить именно начальные деформации обмоток, чтобы своевременно предотвратить аварийный выход трансформатора из строя с разрушениями, значительно удорожающими ремонт и затрудняющими определение причины аварии.
Основным параметром, характеризующим деформацию обмоток, является сопротивление КЗ трансформатора Zк. По изменению Zк можно определить степень деформации обмоток. Допустимое изменение Zк зависит от конструкции и технологии изготовления обмоток. Периодическое измерение позволят своевременно выявить повреждение трансформатора и вывести его в ремонт.
Главтехуправление предлагает:
1. Выполнять измерения Zк на всех трансформаторах и автотрансформаторах мощностью 63 MB-А и более, класса напряжения 110 кВ и выше:
2. Сравнивать измеренные значения Zк с базовыми.
В качестве базового значения Zк следует принимать значение, измеренное на местах установки при вводе трансформаторов в эксплуатацию, а при его отсутствии - значение Zк, вычисленное по паспортным значениям напряжения КЗ (Uк), %.
При отклонении значения Zк от базового на 36 или от вычисленного по паспорту на 36 трансформатор необходимо выводить в ремонт.
3. Измерения Zк трансформаторов необходимо производить по методике, разработанной НИЦ ВВА и ПО "Запорожтрансформатор" и приведенной в приложении.
Заместитель начальника Главтехуправления К.М.АНТИПОВ
Приложение
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ КЗ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ
1. Измерение Zк производить с использованием амперметров и вольтметров, включенных в измерительную схему, на отключенном и полностью расшинованном трансформаторе. Напряжение питающей сети -380 В, класс точности применяемых приборов - не ниже 0,5. Можно использовать при проведении измерений комплект приборов К505 или К50.
В случае отсутствия измерительных комплектов К505 или К50 измерения можно производить, имея один амперметр и один вольтметр, путем поочередного подключения их к фазам (после отключения напряжения питания).
2. Измерения Zк трехфазных трансформаторов необходимо производить со стороны обмотки, соединенной в "звезду" и имеющей нулевой провод.
3. При измерениях напряжение следует подать на все три фазы, измерение тока и напряжения производить пофазно о обязательным использованием нулевого провода. При всех измерениях сопротивления КЗ "треугольник" на обмотках НН должен быть собран.
4. На рис. 1-3 приведены схемы измерений Zк автотрансформаторов для трех пар обмоток. На рис. 4 приведена схема измерений Zк трансформатора, имеющего расщепленную обмотку НН. В таком случае следует производить два измерения при поочередном закорачивании частей обмотки НН. На схемах не показаны регулировочные обмотки, так как их наличие не меняет принципиальных схем измерений, а учитывается положением РПН. Схемы измерений приведены с включением приборов в фазу А. Измерения в фазах В и С выполняются аналогично.
5. Необходимое значение тока для проведения измерений следует определять, исходя из обеспечения нормального отсчета показаний по приборам (амперметру и вольтметру),стрелка приборов должна быть на второй половине шкалы.
6. Сечение закоротки, устанавливаемой на выводах, должно составлять не менее 30% сечения проводов обмотки трансформатора. Сечение проводов обмотки следует определять по значению ее номинального тока, исходя из средней плотности тока в обмотке, равной 3 А/мм2.
Все присоединения питающих проводов и закоротки должны быть выполнены "под болт". При использовании в качестве закоротки алюминиевых проводов (шин) их сечение должно быть увеличено по сравнению с медными на 30%. Длина закоротки должна быть мини мальной. Контактные места установки закороток должны быть тщательно защищены до металлического блеска.
Рис 1. Схема измерений Zк автотрансформатора для пары обмоток ВН – НН.
Рис 2. Схема измерений Zк автотрансформатора для пары обмоток ВН – СН.
Рис 1. Схема измерений Zк автотрансформатора для пары обмоток СН – НН.
7. На блочных трансформаторах измерения производить без расшиновки стороны НН с установкой закоротки на выводах НН трансформатора.
8. Предварительно для определения значения тока, напряжения и пределов приборов при измерениях по паспортным данный трансформатора следует определить Zк (Ом):
,
где Uном- номинальное фазное напряжение питаемой обмотки. В,
Uк- напряжение КЗ для рассматриваемой пары обмоток, указанное в паспорте, %;
Iном- номинальный фазный ток питаемой обмотки, А.
9. В целях более полного контроля состояния трансформатора измерения Zк следует производить на трех ступенях регулирования напряжения: номинальной и двух крайних.
Номинальный ток ответвления обмотки ()
при необходимости определяется по формуле
,
где Sном- номинальная мощность трансформатора, кВ-А;
Uном- номинальное линейное напряжение ответвления обмотки, кВ.
Рис 4. Схема измерений Zк трансформатора с расщепленной обмоткой НН (ВН – НН1).
10. При измерении необходимо фиксировать частоту питающей сети.
Если при измерениях частота сети ( f' ) отличалась от номинальной (50 Гц), измеренные значения Z'к необходимо привести к номинальной частоте по формуле
.
11. В табл. 1 приведены данные по схемам расположения
обмоток на стержнях различных типов трансформаторов а автотрансформаторов, способы
регулирования напряжения и рекомендуемые пары обмоток при проведении измерений.
При выборе обмоток следует помнить о том, что максимальная чувствительность при
измерениях Zк будет иметь место в опыте КЗ для пары обмоток, расположенных рядом.
Например, при измерениях на трехобмоточном трансформаторе и наличии деформации обмотки
НН значение изменения сопротивления КЗ (Zк
%) пары НН-СН больше, чем лары НН-ВН.
12. Оценку состояния обмоток трансформатора производить путем сравнения значений Zк по фазам с данными произведенных ранее на месте измерений или при их отсутствии с паспортными данными. Изменение Zк подсчитывается по формуле
где Zкб - базовое значение сопротивления КЗ, по отношению к которому определяется отклонение Zк.
Значение
Zк >=3% указывает на наличие в обмотках недопустимых деформаций. При сравнении
с паспортными данными за начальное значение
Zк, указывающее на деформацию обмоток, необходимо принимать 5%, так как по данным
заводских измерений сопротивления отдельных фаз трансформаторов могут отличаться
на значение до 2%.
Для трехобмоточных трансформаторов при деформации
средней по расположению обмотки знак
Zк положительный при измерении Zк пары, где средняя обмотка является внутренней,
и отрицательный при измерении Zк пары, где средняя обмотка является наружной.
13. Для достижения полной идентичности измерений в энергосистемах и в целях накопления данных для их обобщения необходимо результаты измерений оформлять по соответствующей форме
ТАБЛИЦА 1
№ п./п. | Тип трансформатора, автотрансформатора | Мощность Мв-А (год разработки трасформатора) | Класс напряжения, Кв | Регулирование напряжения | Расположение обмоток на стержнях | Рекомендуемые пары обмоток при проведении измерений |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | АТДЦТН | 63, 125 (1968. 1960); 200, 250 | 220 | РПН в линии СН | НН-СН-ВН-РО | ВН-СНном, СНном-НН |
2 | АТДЦТН | 125 (1977);
200 (1975, 1984); 250 (1980) |
330 | То же | НН-РО-СН-ВН | ВН-СНном, ВН-СНмакс, СНном-НН, СНмакс-НН |
3 | АТДЦТН | 125 (1963) | 220 | - - - - - - - - | НН-РО-СН-ВН | ВН-СНном, СНмин-НН, СНном-НН |
4 | АТДЦТН | 125 (1963); 200 (1962,1972) | 330 | - - - - - - - - | НН-РО-СН-ВН | ВН-СНном, СНмин-НН, СНном-НН |
5 | АТДЦТН | 250, 500 | 500 | РПН в нейтрали ВН | НН-РО-СН-ВН | ВН-СНном, ВН-СНмакс, СНном-НН, СНмакс-НН |
6 | АТДЦН | 400 | 330 | То же | РО-НН-ВН | Внном-НН, ВНмакс-НН, ВНмин-НН |
7 | ТРДЦН | 63 | 330 | РПН в нейтрали ВН | РО-НН1(НН2)-ВН | ВНном-НН1(НН2), ВНмакс-НН1(НН2) |
8 | ТРДЦН | 63, 80, 125 | 110 | То же | НН-ВН-РО | ВНном–НН1, ВНном-НН2 |
9 | ТРДЦН | 63 | 150 | - - - - - - - - | НН-ВН-РО | ВНном–НН1, ВНном-НН2 |
10 | ТРДЦН | 63, 100, 160 | 220 | - - - - - - - - | НН-ВН-РО | ВНном–НН1, ВНном-НН2 |
11 | АОДЦТН | 167. 267 | 500 | РПН в линии СН | НН-СН-ВН; РО-КО | СНмин-НН, ВН-СНном, СНном-НН |
12 | АОДЦТН | 333, 417 | 750 | РПН в нейтрали ВН | НН-СН-ВН; РО-КО | ВН-СНном, СНном-НН |
13 | Автотранс- форматоры без РПН |
- | - | Без РПН (с ПБВ и без него) | НН-СН-ВН | ВНном-НН, СНном-НН |
14 | Блочные транс- форматоры |
- | - | Без РПН (с ПБВ и без него) | НН-ВН | ВНном-НН, |
15 | Блочные транс- форматоры |
63, 80 | 110,150 | Без РПН (с ПБВ и без него) | ВН2-НН-ВН1 | ВНном-НН, |
16 | ТДТН | 63, 100, 160 | 220 | РПН в нейтрали ВН, ПБВ в СН | НН-СН-ВН-РО | ВНном-СНном, СНном-НН |
Примечания:
1. Приведены сведения по сетевым трансформаторам общего назначения
основных типов, находящиеся в эксплуатации.
2. При всех измерениях предусматривается подача напряжения на обмотку,
указанную первой, и установка закоротки на обмотку, указанную второй.
3. В автотрансформаторах по пп. 1, 2 обмотка РО подключена к точке
соединения последовательно и общей обмоток по пп. 3, 4, 11 обмотка РО включена между
последовательной и общей обмотками.