РОССИЙСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "РОСЭНЕРГО"
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДК
621.314.222.004.67.07.92 г.
Москва
Одним из основных видов повреждений автотрансформаторов выпуска до 1980 г. типов АТДЦТГ-240000/220/110, АТДЦТН-125000/330/110, АТДЦТН-200000/330/110, АТДЦТГ-240000/330/220, АТДЦТН-250000/500/110 и АОДЦТН-267000/500/220 является деформация общих обмоток под действием радиальных электродинамических сил при ударных токах КЗ, наибольшее значение которых вероятно при повторном включении на КЗ. Сокращение числа опасных воздействий ударного тока КЗ может быть достигнуто изменением очередности включения или запретом автоматического и ручного повторного включения поврежденной линии при токах КЗ, превышающих граничное (условно-допустимое) значение, указанное в таблице.
В целях снижения повреждаемости указанных автотрансформаторов Техуправление корпорации "Росэнерго" предлагает :
1. Провести расчеты начальных значений периодической составляющей токов КЗ, протекающих в зажимах СН указанных выше автотрансформаторов при однофазных и трехфазных КЗ на шинах СН (для основных ответвлений РПН).
2. По результатам расчетов выявить автотрансформаторы, при повторном включении которых на КЗ начальное значение периодической составляющей тока КЗ в зажимах СН превышает граничное значение, указанное в таблице.
3. Для линий, связанных с выявленными по п.2 автотрансформаторами:
3.1. Выбирать очередность включения выключателей от АПВ так, чтобы линия включалась с конца, противоположного подстанции, на которой установлены вышеуказанные автотрансформаторы. Включение линии со стороны этих автотрансформаторов должно проводиться в зависимости от условий, с проверкой наличия напряжения на линии или с контролем синхронизма.
3.2. Выполнить в соответствии с приложением токовую блокировку устройства АПВ в тех случаях, когда выполнение требований по п.3.1 не представляется возможным. Уставку токового реле выбирать по таблице.
3.3. Определить для каждой подстанции, на которой установлена блокировка по п.3.2, схемные условия, обеспечивающие возможность снижения начального значения апериодической составляющей тока КЗ при ручном повторном включении поврежденной линии до значения, не превышающего граничное значение тока КЗ, и внести соответствующие изменения в инструкцию для дежурного персонала.
4. С выходом настоящего Циркуляра аннулируется Противоаварийный циркуляр Ц-
II-87(э) "О снижении числа опасных воздействий токов КЗ на обмотки автотрансформаторов 330-500 кВ”.
Тип автотрансформатора |
Год изготовления, до (включительно) |
Граничное (условно-допустимое) значение тока КЗ, кА |
Уставка токового реле, кА |
---|---|---|---|
АТДЦТГ-240000/220/110 |
1975 |
6,5 |
4,6 |
АТДЦТН-125000/33О/110 |
1977 |
4,1 |
2,9 |
АТДЦТН-200000/330/110 |
1972 |
6,2 |
4,3 |
АТДЦТГ-240000/330/220 |
1972 |
4,4/3,6* |
3,1/2,5* |
АТДЦТН-250000/500/110 |
1978 |
7,3 |
5,1 |
АОДЦТН -267000/500/220 |
I980 |
12,0 |
8,4 |
* Числитель - при
UK ~ 7,6%, знаменатель - при Uк » 9,6%.Заместитель начальника Техуправления К.М. АНТИПОВ
Приложение
ВЫПОЛНЕНИЕ ТОКОВОЙ БЛОКИРОВКИ УСТРОЙСТВА АПВ
Схема блокировки приведена на рисунке. Токовые реле КАА, КАВ, КАС (например, типа РТ-40) должны включаться на фазные токи стороны СН автотрансформатора. Количество используемых замыкающих контактов выходного промежуточного реле К
L с задержкой на возврат должно соответствовать количеству выключателей линий, на которых запрещается повторное включение. Вывод из действия устройства АПВ на неповрежденных линиях предотвращается введением в цепи запрета АПВ каждой линии контактов реле положения выключателей IK, 2К, ЗК и т.д. замкнутых при отключенных выключателях I, 2, 3 и т.д. Замедление на возврат реле KL должно составлять не менее 0,25 с, что обеспечивает требуемую длительность сигнала запрета устройства АПВ. На щите управления должна быть предусмотрена звуковая и световая сигнализация, действующая при срабатывании реле КН.