АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

“ФИРМА ПО НАЛАДКЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ ОРГРЭС"

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО КОНТРОЛЮ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Раздел 10

Методы контроля состояния стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

 

СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС

Москва

1997

УДК 621.311 Составлено АО "Фирма ОРГРЭС"

под редакцией Ф.Л. КОГАНА

Исполнитель Б.А. АСТАХОВ

В настоящее время методы испытаний электрооборудования и методы измерения значений параметров, по которым производится оценка его состояния, описываются в различной справочной и технической литературе, что неудобно для практического использования персоналом энергопредприятий.

По запросу ОРГРЭС энергообъединения и энергопредприятия России активно поддержали предложение о необходимости разработки Методических пособий по контролю состояния оборудования электрических сетей.

Разработанный ОРГРЭС Сборник состоит из следующих разделов.

Раздел 1. Испытания изоляции электрооборудования. Общие методы.

Раздел 2. Методы контроля состояния силовых трансформаторов, автотрансформаторов, шунтирующих и дугогасящих реакторов.

Раздел 3. Методы контроля состояния измерительных трансформаторов тока и напряжения.

Раздел 4. Методы контроля состояния коммутационных аппаратов.

Раздел 5. Методы контроля состояния токопроводов, сборных шин и ошиновок, опорных и подвесных изоляторов.

Раздел 6. Методы контроля состояния конденсаторов.

Раздел 7. Методы контроля состояния вентильных разрядников, ограничителей перенапряжений, трубчатых разрядников.

Раздел 8. Методы контроля состояния вводов, проходных изоляторов.

Раздел 9. Методы контроля качества электроизоляционных жидкостей.

Раздел 10. Методы контроля состояния стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Раздел 11. Методы контроля состояния заземляющих устройств.

Раздел 12. Методы контроля состояния воздушных линий электропередачи.

Раздел 13. Методы контроля состояния кабельных линий.

В Сборнике представлено большинство известных методов контроля оборудования, рекомендуемых к использованию на энергопредприятиях, за исключением методов контроля с помощью инфракрасной техники и хроматографического анализа газов, растворенных в масле маслонаполненных аппаратов.

Газохроматографический анализ трансформаторного масла в настоящее время проводится на энергопредприятиях в соответствии с действующими "Методическими указаниями по диагностике развивающихся дефектов по результатам хроматографического анализа газов, растворенных в масле силовых трансформаторов: РД.34.46.302-89". Научно-исследовательские работы по дальнейшему развитию и расширению области применения газовой хроматографии продолжаются и с учетом их результатов намечается выпуск методических указаний по газохроматографическому анализу других видов маслонаполненного оборудования высокого напряжения.

Что касается тепловизионного контроля различных видов оборудования и их составных частей, то в настоящее время ведутся работы по анализу и обобщению методов контроля с помощью различных приборов инфракрасной техники, применяемых в энергообъединениях. По завершении этой работы ОРГРЭС сможет выпустить пособие по применению этих методов.

В некоторых разделах Сборника наряду с прогрессивными и эффективными методами контроля приведены давно известные, в определенной степени устаревшие методы по сравнению с теми, которые, например, применяются за рубежом, поскольку Сборник базируется на имеющихся в энергообъединениях аппаратуре и приспособлениях. Вместе с тем в Сборник впервые включены методы контроля состояния маслонаполненного оборудования под рабочим напряжением. Эти методы достаточно проверены на многих энергопредприятиях.

С выпуском данного Сборника появится возможность осуществлять контроль состояния электрооборудования по единым методикам. Это повысит степень достоверности результатов контроля, позволит производить их анализ, давать объективную оценку контролируемому оборудованию. Накопление результатов измерений дает возможность разработать в будущем более обоснованные браковочные нормы. Сборник может служить для обучения постоянно обновляемого персонала энергопредприятий.

Каждый раздел Сборника выпускается отдельно. По заказу энергообъединения (энергопредприятия) разделы могут быть скомплектованы в единый сборник в необходимом наборе.

Фирма ОРГРЭС просит энергообъединения и энергопредприятия присылать отзывы и предложения для корректировки Сборника при его последующих изданиях по адресу: 105023, Москва, Семеновский пер., д. 15.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Определение емкости аккумуляторной батареи

2. Определение работоспособности аккумуляторной батареи

3. Измерение плотности электролита

4. Измерение напряжения аккумуляторов

5. Определение примесей в электролите и в дистиллированной воде

6. Определение сопротивления изоляции

7. Измерение высоты шлама

8. Неисправности аккумуляторов и способы их выявления

 

Введение

В настоящем разделе описываются рекомендуемые методы контроля для определения общего (состояния свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, а также для выявления неисправностей их отдельных элементов;

дается определение емкости и работоспособности аккумуляторной батареи, плотности электролита, примесей в электролите и в дистиллированной воде, определение сопротивления изоляции и высоты шлама. Описываются способы выявления неисправностей.

Оценка результатов контроля должна позволить принять меры по устранению отдельных неисправностей или решение о допустимости дальнейшей эксплуатации батареи в соответствии с требованиями действующих Норм испытания электрооборудования.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕМКОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Определение емкости производится путем проведения контрольного разряда батареи. Контрольный разряд позволяет определить не только физическую емкость батареи, но выявить отстающие аккумуляторы и при необходимости установить, какие электроды в отстающих аккумуляторах ограничивают емкость.

Емкость необходимо проверять как правило, током десятичасового режима. Допускается проверка емкости током более коротких режимов, но не ниже трехчасового, так как при коротких режимах разряда в химических реакциях участвует в большей степени активная масса, расположенная ближе к поверхности электродов и поэтому состояние глубинных слоев активной массы не выявляется.

На тепловых электростанциях в целях обеспечения надежной работы потребителей щита постоянного тока (ЩПТ) контрольный разряд батареи следует выполнять в период планового останова основного оборудования. При этом батарея выводится из работы.

Разряд батареи может осуществляться на разрядное сопротивление или зарядный двигатель-генератор.

Разрядное сопротивление может быть одно на все батареи электростанции. Рекомендуемая схема его подключения дня установок с элементным коммутатором приведена на рис. 1. В качестве разрядного сопротивления может быть использован набор сопротивлений типа ЯС ига КС. Напряжение батареи при разряде изменяется от 2 да 1,8 В на аккумулятор, поэтому дня точного определения разрядной емкости ток нужно корректировать, установив на резисторе шунтирующие рубильники S1 - S3. Разрядное сопротивление через резервный силовой автоматический выключатель на ЩПТ подключается к сети заряда. При необходимости обеспечить питание нагрузки с шин ЩПТ и вести разряд батареи трехполюсный рубильник ввода батареи на шины необходимо переделать в двухполюсный и однополюсный. Через однополюсный рубильник выполняется цепь от шины "-" ЩПТ к разрядной траверсе элементного коммутатора, а через двухполюсный — к зарядной траверсе элементного коммутатора.

Для проведения контрольного разряда питание нагрузки ЩПТ осуществляется от сети взаиморезервирования, а батарея выводится из работы и включается на разряд при отключенном однополюсном рубильнике.

При разряде на зарядный двигатель-генератор этот агрегат переводится в обратимый режим. Для этого он пускается, как обычно, напряжение генератора устанавливается равным напряжению батареи и включается на зарядные шины. Затем снижением возбуждения машина постоянного тока переводится в режим двигателя. Для устойчивого поддержания режима разряда, как правило, необходимо более плавное регулирование тока возбуждения, чем это может быть обеспечено шунтовым реостатом со ступенчатым изменением сопротивления. Поэтому рекомендуется последовательно с шунтовым реостатом включать добавочный резистор с плавным регулированием.

На объектах с одной аккумуляторной батареей, например, на подстанциях, когда число аккумуляторов недостаточно, чтобы обеспечить напряжение на шинах в заданных пределах в конце разряда, допускается осуществлять разряд части основных аккумуляторов или снимать с батареи 50-70% ее номинальной емкости.

В ЛВС Ленэнерго на подстанциях выполняется разряд трехчасовым режимом с оформлением работы по заявке. При этом напряжение батареи не снижается ниже 190 В, выводятся из работа устройства АПВ и не производятся операции по включению масляных выключателей.

Перед началом разряда фиксируется дата разряда, напряжение, плотность электролита каждого аккумулятора и температура в контрольных аккумуляторах.

При разряде на контрольных и отстающих аккумуляторах проводятся измерения напряжения, температуры и плотности электролита в соответствии с табл. 1. В конце разряда эти измерения производятся на всех аккумуляторах батареи.

В течение последнего часа разряда напряжение аккумуляторов проверяется через каждые 15 мин.

Таблица 1

Порядок измерения

Измеряемый параметр

Перед включением

U, t

Через 10 мин после включения

U

Через каждые 2 ч (считая от включения) для десятичасового режима

U, t

Через каждый час (считая от включения) для трехчасового режима

U, t

В конце разряда

U, t, p

Контрольный разряд производится до напряжения 1,8 В хотя бы на одном аккумуляторе. При этом может быть снято не более номинальной емкости. Разряжать батарею дальше не следует, так как в электродах образуется больше сульфата, чем то, на которое они рассчитаны. Это может вызвать искривление, рост электродов и снижение их прочности с образованием трещин и других повреждений.

Если средняя температура электролита во время разряда будет отличаться от 20°С, то полученная фактическая емкость должна быть приведена к емкости при температуре 20°С по формуле

где Сф — емкость, фактически полученная при разряде, А-ч;

а — температурный коэффициент, принимаемый по табл. 2;

t— средняя температура электролита при разряде, °С.

Таблица 2

Продолжительность разряда, ч

Коэффициент а при температурах

от 5 до 200С

от 20 до 450С

10

0,006

0,0026

3

0,0104

0,005

После контрольного разряда, и последующего заряда аккумуляторы, изоляторы и стеллажи протирают ветошью, сначала смоченной в воде или растворе соды, а затем сухой.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Проверка работоспособности производится для оценки состояния батареи по значению снижения напряжения на ее выводах при протекании толчковых токов.

Проверка производится при разряде батареи в течение не более 5 с на нагрузку с наиболее возможным током, но не более чем 2,5 тока одночасового режима разряда (1,25 С10).

Проверку рекомендуется производить на специально выделенную нагрузку. В качестве специально выделенной нагрузки рекомендуется использовать активное сопротивление. Допускается проведение испытания включением ближайшего к батарее выключателя с наиболее мощным электромагнитом включения с записью процесса на осциллографе или регистрирующем вольтметре.

Резистор подключается к шинам ЩПТ через автоматический выключатель, а имеющаяся постоянная нагрузка должна быть минимальной и одинаковой при сопоставимых испытаниях.

При проведении испытания от полностью заряженной батареи отключается подзарядное устройство, а затем через 0,5 ч подключается специально выделенная нагрузка. Регистрируются значения тока и напряжения разряда.

Полученные значения тока и напряжения должны сопоставляться с результатами предыдущих измерений.

Для проверки работоспособности аккумуляторной батареи следует применять переносные испытательные устройства. На рис. 2 приведена рекомендуемая схема такого устройства, в которой используются автоматический выключатель Q с электромагнитным расцепителем ЭО, реле времени КТ с уставкой срабатывания не более 5 с, сигнальная лампа ЛК. Измерение тока и напряжения производится показывающими приборами.

В качестве активного сопротивления R могут использоваться резисторы различного вида. В Челябэнерго, например, оно выполнено из фехралевых пластин-резисторов гасительного сопротивления устаревшей системы АГП генераторов. Пакеты по нескольку штук пластин в параллель с помощью медных и стеклотекстолитовых шайб соединяются двумя изолированными шпильками последовательно с выполнением отпаек для испытаний нескольких типов батарей. В Свердловэнерго для этой цели используются катушки электромагнитов включения масляных выключателей (без сердечников).

Снижение напряжения в среднем на элемент определяется как разность напряжений батареи непосредственно перед включением и через 5 с после включения разрядного тока, поделенная на число элементов, участвовавших в разряде. Кроме напряжения батареи рекомендуется выполнять измерения напряжения непосредственно на 1-2 отстающих аккумуляторах. Снижение напряжения более чем на 0,4 В на элемент означает снижение фактической емкости батареи более чем на 10% номинальной и вызывает необходимость принятия мер для ее восстановления.

3. ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА

Измерение плотности электролита производится ареометрами (ГОСТ 18481-81) типа АЭ или АОН с ценой деления 5 или 1 кг/м3.

Отсчет показаний ареометров производится по нижнему краю мениска.

Так как шкалы ареометров отградуированы для температуры 20°С, то плотность электролита, имеющего температуру, отличающуюся от 20°С, приводят к плотности при температуре 20°С по формуле

где Р20 — плотность электролита при температуре 20°С, г/см ;

рt — плотность электролита при температуре t°С, г/см ;

0,0007 — коэффициент изменения плотности электролита с изменением температуры на 1°С;

t— температура электролита, °С.

4. ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ

Измерение напряжения на выводах аккумуляторов необходимо производить вольтметром магнитоэлектрической системы класса точности 0,5 со шкалой 0-3 В.

Для удобства измерений рекомендуется вольтметр установить и закрепить на листе из изоляционного материала, на котором укреплены два вывода с расстоянием между ними равным расстоянию между выводами аккумулятора и с подключенными проводниками от вольтметра. С нижней стороны листа выводы должны иметь заостренные наконечники, которыми при измерении они прижимаются к выводам аккумулятора.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕСЕЙ В ЭЛЕКТРОЛИТЕ И В ДИСТИЛЛИРОВАННОЙ ВОДЕ

Измерения массовой доли примесей в электролите производится, как и в концентрированной серной кислоте по методикам, приведенным в ГОСТ 667-73 на кислоту серную аккумуляторную.

Измерения примесей в дистиллированной воде или конденсаторе производятся по методикам, приведенным в ГОСТ 6709-72 на дистиллированную воду.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ

Измерение сопротивления изоляции не залитой электролитом аккумуляторной батареи, ее ошиновки, проходной доски производится мегаомметром на 1000 В.

Сопротивление изоляции отключенной от сети и заряженной батареи производится вольтметром по методу трех измерений (измерения мегаомметром цепей, находящихся под напряжением, не допускается).

Подсчет сопротивления изоляции по результатам измерений вольтметром производится по формуле

где Rиз — сопротивление изоляции батареи, кОм;

U — напряжение на выводах батареи, В;

U+, U-. — напряжение выводов батареи плюса и минуса относительно земли, В;

Rв — внутреннее сопротивление вольтметра, кОм.

Сопротивление вольтметра должно быть не менее 50 кОм. Если измерения показали низкое значение сопротивления изоляции и имеется предположение, что причина этого не в неисправности всей изоляции, а в неисправности какого-либо одного элемента, то последний устанавливается по диаграмме, изображенной на рис. 3, где по горизонтали на одинаковом расстоянии откладываются номера элементов батареи, а по вертикали — напряжения плюса и минуса относительно земли.

Рис. 3. Диаграмма для определения неисправного элемента аккумуляторной батареи

При одинаковом напряжении всех элементов батареи пересечение прямой изменения напряжений и горизонтали соответствует элементу, имеющему заземление. При наличии нескольких заземлений необходимо разделить батарею на отдельные группы, из которых каждая имеет одно заземление, или же искать заземления путем осмотра и измерением напряжения на каждом элементе батареи.

Сопротивление изоляции батареи совместно с секцией ЩПТ, к которой она присоединена, может быть измерено с помощью шинного.вольтметра или устройства контроля изоляции типа УКИ при переключении присоединений на другое секции щита.

7. ИЗМЕРЕНИЕ ВЫСОТЫ ШЛАМА

Измерение высоты шлама в аккумуляторах открытого исполнения с непрозрачными баками производится с помощью угольника из кислостойкого материала.

Одна из сторон угольника выполняется из стерженька диаметром 8 мм, внизу под прямым углом к нему прикрепляется планка длиной 100-120 мм, высотой 10 мм и толщиной 2-3 мм.

При выполнении измерений из средней части аккумулятора вынимается один сепаратор. В освободившееся пространство между электродами опускается угольник до соприкосновения со шламом. Линейкой измеряется расстояние между краем электрода и верхним концом угольника. Затем приподнимается несколько раз стоящих сепараторов (если они выступают ниже краев электродов), угольник поворачивается на 900С подводом его под электроды и поднимается вверх до соприкосновения с нижней кромкой электродов. В этом положении повторно измеряется расстояние между верхним концом угольника и верхней, кромкой электрода.

Расстояние от поверхности шлама до нижней кромки электродов будет равно разнице измерений по верхнему концу угольника плюс 10 мм.

Если угольник не проворачивается или проворачивается с трудом, то шлам уже соприкасается с электродами или близок к этому.

8. НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРОВ И СПОСОБЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ

Наиболее распространенными неисправностями являются: отставание элементов, сульфатация, короткое замыкание, коробление и чрезмерный рост электродов, вредные примеси в электролите, чрезмерное отложение шлама, переплюсовка элементов, повреждения отдельных баков, повышенный саморазряд.

Определение неисправностей производится по результатам проведенных испытаний и измерений, а также по результатам внешних осмотров аккумуляторных батарей.

8.1. Отставание элементов

У аккумуляторной батареи, работающей в режиме постоянного подзаряда, пониженное напряжение и снижение плотности электролита на отдельных аккумуляторах по сравнению с остальными определяют отстающие элементы. В большей степени эти различия проявляются в процессе контрольного разряда, особенно в конце разряда.

Выявить отстающие элементы можно также по газовыделению. Так, если у аккумуляторной батареи, работающей в режиме постоянного подзаряда, отключить подзарядный агрегат и дать ему разрядиться на постоянную нагрузку на 10-15 мин, а затем включить на заряд током около 0,25 нормального зарядного тока, то через несколько минут отстающие элементы покажут слабое газообразование или даже отсутствие его по сравнению с остальными элементами.

Если заряд какого-либо отстающего элемента не дает результата или если на исправленном элементе повторно снизятся напряжение и плотность электролита, то проверяются отсутствие в нем короткого замыкания, либо вредных примесей в электролите.

Если в батареи обнаружен аккумулятор с пониженной емкостью при отсутствии других неисправностей (короткое замыкание, сульфитация электродов или наличие вредных примесей в электролите), то с помощью кадмиевого электрода можно определить, электроды какой полярности имеют недосписочную емкость.

Проверка емкости электродов производится на аккумуляторе, разряженном до 1,8 В в конце контрольного разряда. В таком аккумуляторе потенциал положительных электродов по отношению к кадмиевому электроду должен быть примерно равен 1,96 В, а отрицательных — 0,16 В. Признаком недостаточности емкости положительных электродов служит понижение их потенциала менее 1,96 В, а отрицательных электродов - повышение их потенциала более 0,2 В.

Измерения производятся на аккумуляторе, включенном на нагрузку, вольтметром с большим внутренним сопротивлением (более 1000 Ом).

Кадмиевый электрод может иметь форму стержня диаметром 5-6 мм и длиной 8-10 см или пластины с поверхностью 4-5 см2. К электроду припаивается медный провод в кислостойкой изоляции. Место впайки покрывается кислостойким лаком и обматывается изоляционной лентой. На электрод должна быть надета перфорированная трубка также из кислостойкого материала.

Новый кадмиевый электрод должен быть выдержан в электролите в течение 2-3 сут, что позволяет получить устойчивые показания. При перерывах в измерениях не допускать его высыхания. Если же электрод высох, его не менее чем за 0,5 ч до возобновления отсчетов нужно, опустить в электролит. После измерений он тщательно промываются водой.

При измерениях поверхности электрода должна смачиваться примерно одинаково или электрод должен быть полностью погружен в электролит.

Наличие в электролите примеси меди, превышающей допустимое значение, искажает результаты измерений, что необходимо иметь в виду.

8.2. Сульфатация аккумуляторов

Активная масса заряженных электродов аккумулятора при разряде превращается в сульфат свинца. Сульфат свинца при определенных условиях может становиться труднорастворимым или нерастворимым и не преобразовываться при заряде обратно в двуокись свинца на положительном и в свинец на отрицательном электродах. Это явление называют сульфатацией.

Следствием сульфатации является снижение емкости аккумулятора.

Признаками сульфатации аккумулятора являются следующие:

пониженное напряжение при разряде и повышенное при заряде, а плотность электролита ниже, чем у нормальных аккумуляторов;

при заряде постоянной силой тока или плавноубывающим током газообразование начинается раньше, чем у нормальных аккумуляторов;

температура электролита при заряда повышена при одновременном высоком напряжении;

снижение емкости на контрольных разрядах;

положительные электроды в начальной стадии сульфатации светло-коричневого цвета, а при глубокой, запущенной сульфатации оранжево-красные или оранжево-коричневые иногда с белыми пятнами;

отрицательные электроды приобретают белесый оттенок, появляются белые пятна, при значительной и глубокой сульфатации активная масса выпучивается из ячеек и выпадает в шлам.

У исправного аккумулятора в заряженном состоянии положительные электроды темно-коричневого или темно-синего цвета, бархатистые на ощупь, а отрицательные — металлического цвета с мягкой активной массой. Электролит — бесцветный, прозрачный.

Так как четкие признаки сульфатации проявляются при значительной сульфатации, а внешние признаки затруднено видеть из-за недостаточного обзора электродов, для определения сульфатации рекомендуется также снимать зависимость зарядного напряжения от времени заряда.

При двухступенчатом режиме заряда предварительно разряженной батареи током первой ступени или заряда плавноубывающим током напряжение у исправного аккумулятора плавно увеличивается от значения около 2 В до 2,3-2,4 В, при котором начинается газовыделение. При дальнейшем заряде током второй ступени напряжение возрастает до установившегося значения. При заряде засульфатированного аккумулятора напряжение сразу и быстро в зависимости от степени сульфатации достигает максимального значения около 2,7-2,8 В и только по мере растворения сульфата начинает более или менее снижаться в зависимости от степени сульфатации. При запущенной сульфатации процесс может стать трудно обратимым или совсем необратимым.

8.3. Короткие замыкания

Выявить наличие полного (металлического) короткого замыкания в аккумуляторе ,не представляет трудности по отсутствию напряжения на его выводах как при заряде, разряде, так и в разомкнутой цепи аккумуляторной батареи.

При частичном коротком замыкании, например, через наросты губчатого свинца, имеет место снижение разрядного и зарядного напряжения, а также плотности электролита. Газовыделение при заряде наступает позже, чем у других элементов батареи. Это те же признаки, что и у отстающих аккумуляторов. Дополнительными признаками короткого замыкания являются пониженное напряжение аккумулятора в разомкнутой цепи батареи и повышенная температура электролита при заряде при одновременном низком напряжении на его выводах.

8.4. Вредные примеси в электролите

Наиболее вероятные вредные примеси хлор и железо контролируются периодическими химическими анализами электролита. Содержание этих примесей выше допустимых норм влечет значительный саморазряд в случае присутствия железа и разрушение положительных и отрицательных электродов в случае присутствия соединений, содержащих хлор.

К числу видимых признаков неудовлетворительного качества электролита относится его цвет:

1. Цвет от светло- до темно-коричневого указывает на присутствие органических веществ, которые во время эксплуатации быстро (по крайней мере частично) переходят в уксуснокислые соединения, влияющие на разрушение положительных электродов.

2. Фиолетовый цвет указывает на присутствие соединений марганца, влияющего на увеличение внутреннего сопротивления аккумулятора.

8.5. Чрезмерное обложение шлама

В нормально эксплуатируемых аккумуляторах отложение шлама незначительно.

При нарушении режима постоянного подзаряда, загрязнении электролита вредными примесями, при сульфатации может возникнуть чрезмерное шламообразование.

Большое количество шлама коричневого цвета указывает на длительную работу аккумуляторов при чрезмерно высоком напряжении постоянного подзаряда.

8.6. Коробление и чрезмерный рост электродов

Эти неисправности электродов обнаруживаются при осмотре аккумуляторов в прозрачных баках.

9.7. Переплюсовкя аккумуляторов

Переплюсовка аккумуляторов возможна при глубоких разрядах батареи, когда отдельные аккумуляторы, имеющие пониженную емкость, полностью разряжаются, а затем заряжаются в обратном направлении током нагрузки от исправных аккумуляторов.

Переплюсованный аккумулятор имеет обратное по знаку напряжение до 2 В и выявляется при измерениях напряжения на аккумуляторах.

8.9. Повреждения баков

Повреждения стеклянных баков начинаются обычно с трещин. Поэтому при регулярных осмотрах батареи дефект можно обнаружить в начальной стадии.

Повреждения деревянных баков, выложенных свинцом, наиболее часто возникают из-за повреждений свинцовой прокладки, в том числе при замыкании положительных электродов с прокладкой непосредственно или через шлам. Замыкание можно определить по результатам измерения напряжения между электродами и прокладкой. При наличии замыкания напряжение будет равно нулю.

8.9. Повышенный саморазряд

Высокая температура в помещении аккумуляторной батареи, расслоение электролита (высокая плотность вверху и низкая внизу сосуда), попадание в электролит вредных примесей (хлор; железо, медь, марганец), ошибочная доливка кислотой вместо дистиллированной воды вызывают повышенный саморазряд и, следовательно, повышенную возможность сульфатации электродов.

Технические условия и ГОСТ нормируют среднесуточный саморазряд аккумуляторов в процентах потери емкости при 15 сут. нахождения в бездействии.

При эксплуатации в режиме постоянного подзаряда аккумуляторы находятся в заряженном состоянии, их саморазряд компенсируется непрерывным зарядным током. Значение этого тока контролируется амперметром или специальным устройством замера тока подзаряда (УЗТП) и сравнивается с результатами предыдущих измерений.