АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

"ФИРМА ПО НАЛАДКЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ ОРГРЭС"

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО КОНТРОЛЮ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Раздел 12

Методы контроля состояния воздушных линий электропередачи

СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС

Москва

1997

УДК 621.311

Составлено АО "Фирма ОРГРЭС" под редакцией Ф.Л. КОГАНА

Исполнители В.В. АЛЕКСЕЕВ (раза 1,3, 5, 6, 8, 9, 10, приложение),

В.М. ГЕРАСИМОВ (разд. 2, 4. 7)

В настоящее время методы испытаний электрооборудования и методы измерения значений параметров, по которым производится оценка его состояния, описываются в различной справочной и технической литературе, что неудобно для практического использования персоналом энергопредприятий.

По запросу ОРГРЭС энергообъединения и энергопредприятия России активно поддержали предложение о необходимости разработки Методических пособий по контролю состояния оборудования электрических сетей.

Разработанный ОРГРЭС Сборник состоит из следующих разделов.

Раздел 1. Испытания изоляции электрооборудования. Общие методы.

Раздел 2. Методы контроля состояния силовых трансформаторов, автотрансформаторов, шунтирующих и дугогасящих реакторов.

Раздел 3. Методы контроля состояния измерительных трансформаторов тока и напряжения.

Раздел 4. Методы контроля состояния коммутационных аппаратов.

Раздел 5. Методы контроля состояния токопроводов, сборных тип и ошиновок, опорных и подвесных изоляторов.

Раздел 6. Методы контроля состояния конденсаторов.

Раздел 7. Методы контроля состояния вентильных разрядников, ограничителей перенапряжений, трубчатых разрядников.

Раздел 8. Методы контроля состояния вводов, проходных изоляторов.

Раздел 9. Методы контроля качества электроизоляционных жидкостей.

Раздел 10. Методы контроля состояния стационарных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Раздел 11. Методы контроля состояния заземляющих устройств.

Раздел 12. Методы контроля состояния воздушных линий электропередачи.

Раздел 13. Методы контроля состояния кабельных линий.

В Сборнике представлено большинство известных методов контроля оборудования, рекомендуемых к использованию на энергопредприятиях, за исключением методов контроля с помощью инфракрасной техники и хроматографического анализа газов, растворенных в масле маслонаполненных аппаратов.

Газохроматографический анализ трансформаторного масла в настоящее время проводится на энергопредприятиях в соответствии с действующими "Методическими указаниями по диагностике развивающихся дефектов по результатам хроматографического анализа газов, растворенных в масле силовых трансформаторов: РД.34.46.302-89". Научно-исследовательские работы по дальнейшему развитию и расширению области применения газовой хроматографии продолжаются и с учетом их результатов намечается выпуск методических указаний по газохроматографическому анализу других видов маслонаполненного оборудования высокого напряжения.

Что касается тепловизионного контроля различных видов оборудования и их составных частей, то в настоящее время ведутся работы по анализу и обобщению методов контроля с помощью, различных приборов инфракрасной техники, применяемых в энергообъединениях. По завершении этой работы ОРГРЭС сможет выпустить пособие по применению этих методов.

В некоторых разделах Сборника наряду с прогрессивными и эффективными методами контроля приведены давно известные, в определенной степени устаревшие методы по сравнению с теми, которые, например, применяются за рубежом, поскольку Сборник базируется на имеющихся в энергообъединениях аппаратуре и приспособлениях. Вместе с тем в Сборник впервые включены методы контроля состояния маслонаполненного оборудования под рабочим напряжением. Эти методы достаточно проверены на многих энергопредприятиях.

С выпуском данного Сборника появится возможность осуществлять контроль состояния электрооборудования по единым методикам. Это повысит степень достоверности результатов контроля, позволит производить их анализ, давать объективную оценку контролируемому оборудованию. Накопление результатов измерений дает возможность разработать в будущем более обоснованные браковочные нормы. Сборник может служить для обучения постоянно обновляемого персонала энергопредприятий.

Каждый раздел Сборника выпускается отдельно. По заказу энергообъединения (энергопредприятия) разделы могут быть скомплектованы в единый сборник в необходимом наборе.

Фирма ОРГРЭС просит энергообъединения и энергопредприятия присылать отзывы и предложения для корректировки Сборника при его последующих изданиях по адресу: 105023, Москва, Семеновский пер., д. 15.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. КОНТРОЛЬ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ ПОДВЕСНЫХ ТАРЕЛЬЧАТЫХ ФАРФОРОВЫХ ИЗОЛЯТОРОВ В ИЗОЛИРУЮЩИХ ПОДВЕСКАХ

2. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ПРОВОДОВ И ГРОЗОЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ

3. КОНТРОЛЬ ПРЕССУЕМЫХ СОЕДИНИТЕЛЕЙ СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫХ ПРОВОДОВ С ПОМОЩЬЮ ИНДИКАТОРА ИПС

4. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ КОНТАКТНЫХ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДОВ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШТАНГИ

5. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР

6. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ И АНТИКОРРОЗИОННОГО ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

7. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР И ПРИСТАВОК

8. КОНТРОЛЬ ТЯЖЕНИЯ В ОТТЯЖКАХ

9. КОНТРОЛЬ ГАБАРИТОВ И СТРЕЛ ПРОВЕСА ПРОВОДОВ И ТРОСОВ

10. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ И ИСПЫТАНИЙ.

Приложение. Метод расчета механической прочности древесины опор при внутреннем загнивании.

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

В данном разделе Сборника приводится описание методов контроля состояния элементов воздушных линий электропередачи, выполнения анализа состояния элементов и выявления их неисправностей. Изложены способы рекомендуемых осмотров, проверок, измерений, приведен перечень рекомендуемых приборов, приспособлений, средств измерений.

Для фиксации результатов осмотров, контроля и измерений приведены формы технической документации. Указаны также основные требования для обеспечения мер безопасности при производстве работ по осмотру, контролю и измерениям на ВЛ.

1. КОНТРОЛЬ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ ПОДВЕСНЫХ ТАРЕЛЬЧАТЫХ ФАРФОРОВЫХ ИЗОЛЯТОРОВ В ИЗОЛИРУЮЩИХ ПОДВЕСКАХ

Контроль осуществляется с помощью изолирующих штанг различной конструкции. При контроле проверяется электрическая прочность изоляторов [1, 2, З].

Изолирующие штанги для проверки электрической прочности изоляторов состоят из изолирующей части и измерительной головки.

Изолирующая часть штанг состоит из бакелитовых трубок длиной 1-2 м, соединяемых между собой металлическими втулками на резьбе. Наибольшая по диаметру трубка является ручкой-держателем и снабжена ограничительным кольцом.

В зависимости от конструкции измерительной головки штанги подразделяются на: штанги с постоянным искровым промежутком, штанги с переменным искровым промежутком, штанги с измерительным прибором

1.1. Измерение изоляция штангой с постоянным искровым промежутком

Штанга с постоянным искровым промежутком позволяет выявлять "нулевые" изоляторы.

Головка штанги состоит то двух щупов-захватов, прикрепленных к бакелитовой трубке-коромыслу, обеспечивающему изоляцию щупов друг от друга. Каждый из щупов соединен с одним из шаровых электродов, расстояние между которыми может регулироваться. При определенных величине воздушного промежутка и значении прикладываемого напряжения он пробивается. Чем больше расстояние между электродами, тем большее напряжение требуется для пробоя.

Перед измерениями изоляции расстояние между электродами устанавливают таким образом, чтобы напряжение пробоя составляло 0,5-0,7 значения наименьшего напряжения, приходящегося на исправный изолятор подвески. В зависимости от напряжения линии и количества изоляторов в изолирующей подвеске это значение колеблется в пределах от 3 до 9 кВ. При измерении щупы накладывают на шапки двух смежных изоляторов, в результате чего напряжение, приходящееся на изолятор, передается на электроды измерительной головки. В том случае, если изолятор исправный, напряжение на нем оказывается достаточным для пробоя промежутка — появляется искра. Если изолятор дефектный — искра не возникает.

1.2. Измерение изоляции штангой с переменным искровым промежутком типа ШИУ

Головка для контроля изоляторов (рис. 1) позволяет выявлять неисправность каждого изолятора в подвеске методом измерения напряжения на нем с помощью градуированного искрового промежутка между электродами: неподвижным (экранированная игла) 4 и подвижным (плоским) 1. Изменение расстояния между электродами производится поворотом изолирующей части штанги, на которую эксцентрично насажен плоский электрод, относительно коромысла 6. На коромысле закреплены щупы (захваты) 5. Шкала 3 проградуирована до 25 (30) кВ. эфф. Стрелка 2, указывающая значение напряжения, соединена с подвижным электродом. Коромысло головки соединяется с изолирующей частью штанги шарнирным соединением, обеспечивающим нужный наклон головки при различных положениях работающего относительно измеряемых изоляторов. При контроле изоляторов поворот изолирующей части производится в сторону закручивания резьбы соединяемых втулок; возврат осуществляется с помощью пружины. Для большей надежности каждое звено в месте соединения затягивается стопорным винтом [4].

Перед началом измерений проверяют регулировку штанги: при сведенных электродах стрелка должна указывать "нуль". Если стрелка отклонена, производится регулировка неподвижного электрода.

Электромонтер, находящийся на опоре (на стойке или на траверсе), с помощью штанги накладывает щупы головки на измеряемый изолятор таким образом, чтобы неподвижный электрод (игла) находился со стороны провода. Напряжение на изоляторе фиксируется в момент пробоя искрового промежутка при повороте по часовой стрелке изолирующей части штанги относительно ее продольной оси.

Отбраковка изоляторов производится в соответствии с отраслевыми нормами по значению напряжения, приходящегося на каждый изолятор [13].

1.3. Измерение изоляции штангой типов ШИ-220 и ШИ-110

Головка штанги позволяет выявлять неисправность изолятора в подвеске путем измерения напряжения на нем с помощью специального прибора, подсоединенного к щупам. Два щупа закреплены на коромысле из бакелитовой трубки, которая соединяется с изолирующей частью штанги шарнирным соединением, обеспечивающим нужный наклон головки при работе. Расстояние между щупами постоянное — 225 мм. Предел измерений 0-25 кВ [5].

Измерение напряжения производится последовательно на каждом изоляторе, начиная с изолятора, расположенного у траверсы.

При измерении щупы измерительной головки. Накладываются на шапки соседних изоляторов; при этом необходимо следить за тем, чтобы был обеспечен контакт между щупами и металлическими деталями изоляторов.

Для получения значения напряжения на изоляторе показания прибора следует умножить на коэффициент 5.

Отбраковка изоляторов производится в соответствии с отраслевыми нормами по значению напряжения, приходящегося на каждый изолятор [13].

1.4. Меры безопасности при работе с изолирующими штангами

Работу с измерительными изолирующими штангами в соответствии с действующими ПТБ [6] должны производить не менее двух человек: один с группой IV, остальные с группой III. Подниматься на опору или телескопическую вышку, а также спускаться с нее следует без штанги.

Штангу следует поднимать с помощью бесконечного каната или веревки в вертикальном положении головкой вверх, следя, чтобы она не ударялась об металлоконструкции. Допускается поднимать штангу на опору, передавая ее из рук в руки.

При работе запрещается касаться штанги за ограничительным кольцом.

При выявлении в гирлянде 50% неисправных (дефектных) изоляторов дальнейшие измерения должны быть прекращены [I].

2. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ПРОВОДОВ И ГРОЗОЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ

В процессе эксплуатации ВЛ контроль осуществляется:

при осмотрах ВЛ без подъема на опоры;

при верховых осмотрах с выборочной проверкой состояния проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках [1, 2, З].

Визуально невооруженным глазом или с применением бинокля выявляются следующие неисправности: оборванные (лопнувшие) или перегоревшие проволоки, следы перекрытия, оплавления или вспучивание верхнего повива ("фонари"), узлы; фиксируются число оборванных, перегоревших проволок, характер их обрыва, степень коррозии стальной части проводов и тросов.

Верховые осмотры проводов и грозозащитных тросов проводятся как на отключенных ВЛ [15, 16], так и на ВЛ, находящихся под напряжением, с применением специальных изолирующих устройств [17, 18].

При верховых осмотрах с выборочной выемкой проводов и тросов из поддерживающих зажимов определяются повреждения их из-за вибрации, пляски, воздействия токов нагрузки и токов короткого замыкания, истирания плашками зажимов, повреждения проводов от удара по ним дистанционных распорок (в расщепленных проводах фаз или расщепленных тросах). При выявлении повреждений производится проверка состояния проводов и тросов на всех опорах ВЛ (или участка ВЛ).

Провода (тросы) в пролете могут осматриваться персоналом с непосредственным передвижением по ним (при расщепленных на 3 и более проводах фаз) или с помощью тележек, перемещаемых по проводам (тросам).

На расщепленных проводах (тросах) необходимо проверять состояние провода (троса) в местах установки зажимов распорок, на участках между зажимами распорок, около гасителей вибрации.

Оценка состояния проводов и грозозащитных тросов должна проводиться в соответствии с отраслевыми нормами.

3. КОНТРОЛЬ ПРЕССУЕМЫХ СОЕДИНИТЕЛЕЙ СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫХ ПРОВОДОВ С ПОМОЩЬЮ ИНДИКАТОРА ИПС

Контроль качества соединения сталеалюминиевых проводов сечением от 240 до 800 мм2 на отключенных ВЛ осуществляется с помощью индикатора ИПС (рис. 2) путем определения положения стального сердечника прессуемых соединительных зажимов [1, 2, 3, 14].

Корпус 1 индикатора выполнен из капралона, а основание 6 — из алюминия. В корпусе имеются два боковых застекленных отверстия для наблюдения за стрелкой указателя стали.

Внутри корпуса в цилиндрическом бронзовом кольце шарнирно закреплен в горизонтальном положении магнит 3, представляющий собой цилиндр, сошлифованный с нижней стороны; сверху к магниту прикреплена стрелка 2, окрашенная в красный цвет. Ось вращения магнита проходит через его центр тяжести. В нерабочем состоянии магнит фиксируется с помощью винта 4.

Работа индикатора основана на изменении магнитного поля постоянного магнита в месте наложения стальной части соединительного зажима типа САС на стальной сердечник соединяемых сталеалюминиевых проводов.

При контроле соединительного зажима с помощью индикатора ИПС он приводится в рабочее положение, для чего магнит необходимо освободить, вывернув фиксирующий винт до упора.

Индикатор плотно накладывается сверху на алюминиевый корпус зажима (при этом продольная, большая ось его совпадает с осью зажима) и перемещается вдоль него от торцов к середине с одной и другой стороны. При пересечении месторасположения торца стальной гильзы зажима магнит индикатора притягивается и стрелка закрывает смотровые отверстия в корпусе. Операция повторяется два-три раза с каждой стороны. На поверхности зажима каждый раз делается отметка карандашом, указывающая место срабатывания индикатора.

Середина (половина) расстояния между двумя ближайшими отметками будет соответствовать положению торца стальной части зажима.

Измерив и сравнив расстояния от концов алюминиевого корпуса зажима до полученных в результате контроля отметок, можно судить о положении стального сердечника внутри зажима.

Если стальной сердечник спрессованного соединительного зажима расположен несимметрично по отношению к алюминиевому корпусу, то зажим считается дефектным и должен отбраковываться [14]. Одновременно следует измерить геометрические размеры (длину и диаметр спрессованной части) зажима. Они должны соответствовать требованиям [14].

4. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ КОНТАКТНЫХ . БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДОВ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШТАНГИ

Контроль состояния контактных болтовых "соединений проводов в петлях и пролетах ВЛ осуществляется на линиях, находящихся под нагрузкой, электрическими измерениями [1, 2, З].

Измерения производят измерительной штангой с головкой, имеющей милливольтметр. Головка состоит из бакелитовой трубки с двумя металлическими электродами на концах, которые накладываются на соединение или на участок провода. Электроды подсоединены к милливольтметру. Головка обычно закрепляется на конце измерительной штанги, изолирующая часть которой рассчитана, на напряжение ВЛ. Милливольтметр головки имеет несколько пределов измерения в зависимости от значения тока, протекающего по болтовому соединению и проводу ВЛ. Отсчет ведется по числу делений на шкале.

Электрические измерения болтовых соединений проводов с помощью измерительных штанг заключаются в измерении падения напряжения на соединении и целом участке провода.

Отношение падения напряжения на соединении к падению напряжения на целом участке провода называется коэффициентом дефектности.

При измерении падения напряжения наконечники штанги нужно располагать так, чтобы контролируемое соединение находилось между ножами наконечника штанги.

Падение напряжения на участке целого провода следует измерять на расстоянии более одного метра от соединения.

Контактные болтовые соединения проводов бракуются, если падение напряжения на участке соединения более чем в 2 раза превышает падение напряжения на участке целого провода той же длины [13].

В случае установки на проводах ВЛ контактных болтовых соединений с несколькими переходными контактами в одном соединении, например болтовых прессуемых соединений, при проверке таких соединений падение напряжения измеряется на каждом участке (контакте) такого соединения и коэффициент дефектности каждого контакта должен быть не более двух.

Измерения падения напряжения на соединении можно производить непосредственно с опор ВЛ с помощью автовышек, гидроподъемников или специальных приспособлений, а также с земли.

Контактные болтовые соединения, измерения по которым показали их неудовлетворительное состояние, должны быть отремонтированы или заменены.

5. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР

Контроль заключается в проверке древесины на загнивание. При этом производится качественная оценка древесины, производящаяся путем внешнего осмотра и простукивания всей детали, и количественная — путем измерения глубины загнивания в опасном сечении.

Опасные сечения деревянных опор приведены на рис. 3.

Осмотром определяется наличие наружного кругового загнивания древесины и местного загнивания (отдельных очагов гнили и трещин, где может возникнуть глубокое и быстрое загнивание).

Простукиванием определяется наличие внутреннего загнивания: чистый, звонкий звук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие в ней загнивания.

Простукивание рекомендуется производить в сухую и неморозную погоду, так как при простукивании влажной мерзлой древесины звук искажается. Простукивание производится молотком массой 0,4-0,5 кг.

Измерения глубины загнивания следует производить в трех точках окружности детали под углом 120° — для деталей, расположенных вертикально или наклонно (приставки, стойки, подкосы, раскосы), и в двух точках окружности (сверху в месте наибольшего загнивания и внизу против первого) — для деталей, расположенных горизонтально (траверсы, распорки и т.п.).

Первое измерение по окружности вертикально расположенных деталей производится в месте предполагаемой после осмотра и простукивания наибольшей глубины загнивания.

Определение, степени загнивания деревянных опор у основания производится после полного просыхания поверхности земли; при определении степени загнивания древесины опоры ниже уровня земли на 30-40 см должны быть вырыты ямки вокруг пасынка (рис. 4).

 

5.1. Измерение загнивания древесины с помощью щупа (шила)

Простейшим приспособлением для измерения наружного загнивания древесины является щуп — заостренный пруток или шило с нанесенными на него для удобства отсчета делениями через 0,5 см. Щуп (шило) проникает через загнившие слои древесины и задерживается, встречая здоровый слой. Глубина проникновения щупа в древесину соответствует глубине наружного загнивания.

Щуп вводится в древесину нажатием руки. Запрещается забивать щуп молотком, или каким-либо другим инструментом.

Среднее значение наружного загнивания в опасном сечении определяется как среднее арифметическое значений глубины загнивания, полученных при измерении в данном сечении.

Диаметр оставшейся, здоровой части древесины определяется вычитанием удвоенного значения среднего наружного загнивания из значения фактического диаметра детали.

5.2. Измерение загнивания древесины с помощью буравов или пружинных приборов

Для измерения внутреннего и наружного загнивания древесины применяются бурава различной конструкции или пружинные приборы [8].

А. Пустотелый бурав для измерения глубины загнивания древесины

Бурав представляет собой трубку с острыми краями, на внешней поверхности которой нанесена резьба. При ввинчивании бурава из древесины вырезается столбик, входящий внутрь трубки и остающийся в ней после вывинчивания бурава. Столбик извлекается (выталкивается) из трубки и по нему измеряется глубина загнивания древесины. После вывинчивания бурава остается отверстие в древесине, которое должно быть заделано антисептической пробкой, чтобы не создавался очаг для развития загнивания древесины [1].

Б. Прибор для измерения глубины загнивания древесины путем прокалывания типа ПД-1 (конструкция ЦВЛ Мосэнерго) — рис. 5

Прибор состоит из корпуса 1, в котором размещены внутренний цилиндр 2 и винт 6, заканчивающийся ручкой 8. Упор 9 на другом торце корпуса обеспечивает устойчивость прибора, а цепь 10 служит дня закрепления его на детали опоры во время измерения. Внутри цилиндра находится пружина 3 и игла 4 с указателем 5. Игла перемещается в направляющих прорезях цилиндра.

Работа прибора основана на определении усилия, с которым игла проникает в древесину. Указатель по шкале показывает глубину погружения иглы в древесину. Деления на внутреннем цилиндре показывают усилие, с которым игла прокалывает древесину.

Прибор обеспечивает максимальное углубление иглы в гнилую древесину на 100 мм, а в незагнившую — на 80 мм. Наибольшее давление по шкале усилий 700 Н.

Минимальное усилие, которое нужно для прокалывания здоровой древесины, равно 300 Н [7].

Для измерения глубины загнивания вращением ручки углубляют иглу прибора в древесину и по шкалам прибора отсчитывают значения углубления иглы и усилия. При наружном загнивании прокол детали продолжают до тех пор, пока усилие не станет больше 300 Н. Для обнаружения внутреннего загнивания древесины иглу прибора углубляют до прокола ею всей незагнившей части. Граница незагнившсй части определяется по резкому (иногда с громким щелчком) спаданию усилия до 300 Н и ниже.

В. Прибор для измерения глубины загнивания древесины с помощыо игольчатого бурава конструкция Латвглавэнерго — рис. 6

Прибор представляет собой бурав 1, при ввинчивании которого в древесину вращающее усилие передается через пружину 2. При заглублении бурава пружина закручивается на угол, пропорциональный прилагаемому усилию и степени прочности древесины. Этот угол фиксируется указателем на шкале 3, имеющей 12 делений. Деление 1-3 соответствует гнилой древесине, деление 4 — крупнослойной мягкой древесине, браковать которую не следует. Остальные деления соответствуют здоровой древесине различной прочности. Для удобства шкала разбита на четыре одинаковых сектора.

Слой наружного загнивания прокалывается без вворачивания бурава. Усилие прокола определяется по другой шкале 4 с двумя делениями, связанной с пружиной 5, которая при прокалывании сжимается. Значение заглубления бурава определяют по выдвижной рейке 6.

Средняя глубина наружного загнивания детали в каждом сечении определяется как среднее арифметическое трех измерений.

Диаметр здоровой древесины при наружном загнивании определяется вычитанием удвоенного значения средней глубины загнивания из значения фактического диаметра детали.

Подсчет механической прочности древесины оцор ВЛ при внутреннем загнивании производится в соответствии с приложением.

Отбраковка древесины производится в соответствии с отраслевыми нормами путем сравнивания диаметра равнопрочного сечения с минимально допустимым диаметром для данной детали.

5.3. Контроль состояния древесины с помощью прибора ОЗД-1

Для контроля наличия загнивания в деталях деревянных опор может быть применен прибор ОЗД-1 — определитель загнивания древесины, разработанный СКТБ ВКТ Мосэнерго. Он позволяет дать качественную оценку состояния древесины деталей опор и тем самым обеспечить безопасность производства работ при подъеме на опору.

Прибор состоит из двух электронных частей — излучателя и приемника, которые при проведении контроля загнивания прикладываются с противоположных сторон контролируемого сечения детали. Ультразвуковые колебания, генерируемые излучателем, проходят через древесину и преобразуются в приемнике в электрический сигнал. Ультразвуковые колебания в неповрежденной древесине распространяются практически без затухания, но поглощаются загнившей древесиной. В зависимости от степени поглощения колебаний установлено три состояния древесины, которым соответствуют три сектора индикатора приемника: зеленый, желтый и красный. Положение стрелки индикатора в зеленом секторе свидетельствует о том, что ультразвуковые колебания прошли через древесину без затухания; положение стрелки в желтом секторе свидетельствует о наличии незначительного загнивания; положение стрелки в красном секторе свидетельствует о поглощении колебаний загнившей древесиной. Оценка степени загнивания древесины по положению стрелки индикатора позволяет определить допустимость подъема монтера на опору для производства работ.

При производстве контроля с помощью ОЗД-1 необходимо соблюдать следующие условия:

Несоблюдение этих условий может принести к искажению показаний прибора.

Качественная оценка древесины прибором ОЗД-1 не исключает необходимости измерения ее загнивания, которое производится одним из указанных выше способов.

6. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ И АНТИКОРРОЗИОННОГО ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

В период эксплуатации ВЛ контроль осуществляется путем их осмотров и обследований [1, 9, 10].

Осмотры проводятся с целью качественной уценки состояния металлоконструкций и защитного лакокрасочного покрытия.

При осмотре выявляются следующие неисправности и дефекты:

По результатам осмотров определяется необходимость в проведении обследования.

При обследовании кроме качественной оценки производится определение количественных характеристик неисправностей путем измерений выявленных дефектов и повреждений с помощью различных инструментов и приборов.

На основе результатов обследования даются рекомендации по восстановлению и дальнейшей эксплуатации металлоконструкций.

Детальный осмотр металлоконструкций опор ВЛ, проводимый при обследовании, следует начинать с основания опоры, постепенно поднимаясь вверх по стволу опоры. При этом производится очистка обследуемых конструктивных элементов от пыли и грязи (в основном это касается башмаков опорных зон), а также от краски и продуктов коррозии. Одновременно производятся необходимые измерения.

6.1. Измерение прогибов поясных уголков (рис. 7, а)

Прогиб (искривление) поясных уголков в пределах панели измеряется металлической линейкой или штангенциркулем как наибольшее расстояние от тонкой стальной струны диаметром 1 мм, натянутой вдоль контролируемого элемента, до его грани. Струну на концах элемента рекомендуется закреплять струбцинами. Металлическую линейку при измерении следует располагать в плоскости искривления. Вместо струны можно использовать, жесткий ровный стержень.

Техническое состояние погнутого элемента определяется путем сравнения отношения f/l (где / — длина погнутого элемента) со значением предельно допустимого прогиба по нормативно-техническим документам.

 

6.2. Измерение местных искривлений элементов опоры (рис. 7, б)

Местные искривления уголков металлоконструкций измеряются так же, как изложено в п. 6.1. Вместо струны можно применять деревянные ровные балочки или рейки, которые накладываются на искривленную полку уголка. С помощью линейки или рулетки измеряется наибольшее расстояние / между искривленной полкой уголка и рейкой.

Техническое состояние элемента определяется, как указано в п. 6.1.

6.3. Контроль состояния болтовых соединений

Контроль осуществляется с целью выявления недозатянутых болтов или отвинтившихся гаек. Для этого применяется молоток массой 0,2-0,5 кг. При ударе незатянутые болты издают глухой дребезжащий звук, а при прикосновении к ним рукой ощущается дрожание.

Незатянутые болтовые соединения не допускаются.

6.4. Контроль состояния металлоконструкций, ослабленных сквозными отверстиями (рис. 7, в)

Контроль осуществляется с целью выявления элементов, поперечное сечение которых ослаблено сквозными отверстиями.

Для измерения могут использоваться линейка с ценой деления 1 мм или штангенциркуль. С их помощью измеряется ширина полки уголка (в), его толщина (с) и максимальная ширина отверстия (а). Определяется фактическая площадь поперечного сечения элемента в месте повреждения по формуле

Афакт = (в - d)с + вс = (2в - d

и сравнивается с площадью поперечного сечения в целом месте

Техническое состояние поврежденного элемента определяется путем сравнения значения ŋ с предельно допустимым значением, приведенным в нормативно-технических документах [1, 10].

6.5. Контроль за образованием трещин в сварных швах

Контроль осуществляется с целью выявления элементов, имеющих трещины в сварных швах или околошовной зоне, оторванных частично или полностью с одной стороны. Трещины в сварных швах могут привести к отрыву уголков и, как следствие, к травматизму или несчастным случаям.

Для выявления трещин могут использоваться: лупа семикратного увеличения или молоток массой 0,5 кг. При ударе молотком звук — дребезжащий, ширина раскрытия трещины увеличивается, она становится видимой невооруженным глазом.

Наличие трещин в сварных швах, соединяющих отдельные элементы металлоконструкций опор, недопустимо, узлы крепления бракуются и требуют усиления.

6.6. Контроль коррозионного состояния металлоконструкций

Контроль производится с целью определения вида коррозии, характера разрушения защитного покрытия, степени коррозионного износа металлоконструкций.

Вид коррозии, характер разрушения защитного покрытия, оценка необходимости восстановления защитного лакокрасочного покрытия определяются внешним осмотром металлоконструкций.

Коррозия металлоконструкций бывает поверхностная и щелевая. Поверхностная коррозия подразделяется на сплошную и язвенную.

Сплошная равномерная коррозия. Характеризуется относительно равномерным по всей поверхности постепенным проникновением в глубь металла, т.е. уменьшением толщины сечения элементов. После механического удаления продуктов коррозии до чистого металла его поверхность оказывается шероховатой, но без очевидных глубоких язв, точек коррозии и трещин. Этому виду коррозии подвержены все элементы опор расположенные выше 1,5-2 м от уровня земли.

Язвенная коррозия (питтинговая). Характеризуется появлением на поверхности конструкций отдельных или множественных повреждений, иногда даже сквозных отверстий. Наиболее подвержены ей элементы, расположенные на расстоянии 1,5-2 м от уровня земли.

Щелевая коррозия. Характеризуется наличием значительных коррозионных поражений металла в щелях, зазорах, полузакрытых полостях и накоплением в них уплотненных продуктов коррозии, что вызывает образование трещин в сварных соединениях, разрывы болтов и заклепок, отрывы элементов друг от друга. Этому виду коррозии подвергаются в основном, узлы соединений элементов, выполненных внахлестку.

Количественную оценку степени коррозионного износа металлоконструкций опор производят измерением фактической толщины элементов (рис. 7, г).

Толщину полок прокатных профилей можно измерять штангенциркулем или микрометром. Для измерения глубины язв (питтингов) используется индикаторный глубиномер.

Подготовку поверхности конструкций к измерениям с помощью инструментов следует производить путем зачистки в местах измерений металлическими щетками от пластинчатой ржавчины и противокоррозионного покрытия и затем шабером или шлифовальной шкуркой до металлического блока. По окончании измерений зачищенные места должны быть закрашены краской АЛ-177.

Измерения необходимо производить не менее чем в трех точках в каждом сечении, подверженном коррозии, а также (для сравнения) в тех местах элемента, где коррозия не обнаружена или незначительна. Фактическая толщина элемента, поврежденного коррозией, определяется следующим образом:

Толщина элемента, где коррозия не обнаружена, также определяется как среднее арифметическое трех измерений. Площадь поперечного сечения подсчитывается по формуле Афакт = 2всфакт и сравнивается с площадью поперечного сечения элемента в целом месте

Техническое состояние поврежденного коррозией элемента определяется путем сравнения значения η с предельно допустимым значением, приведенным в нормативно-технических документах.

По окончании измерений зачищенные от краски места должны быть закрашены краской АЛ-177:

7. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР И ПРИСТАВОК

Контроль включает следующие технические мероприятия: осмотры, проверки состояния опор и приставок, обследования, испытания для определения механических характеристик конструкций [1, 2, 3, 12].

При осмотрах выявляются следующие неисправности и дефекты железобетонных опор и приставок:

На основании результатов осмотров и проверок определяется необходимость в проведении обследования опор (приставок).

Целью обследования является определение количественных характеристик неисправностей, разработка рекомендаций по восстановлению и дальнейшей эксплуатации опор (приставок).

7.1. Выявление и измерение ширины раскрытия трещин, щелей, раковин, сколов, выколов и других повреждений

Осмотр производится с откопкой на 0,5 м стойки или приставки в земле. Осмотр опоры может производиться с подъемом по стойке, приставке или с помощью механизма — телескопической вышки, гидравлического подъемника. При осмотре стойки с подъемом на опору необходимо убедиться в ее достаточной устойчивости и прочности.

Подъем на опору после откопки ее на 0,5 м не допускается. Измерение ширины раскрытия трещин, щелей, раковин и т.п. производится с помощью микроскопа Бринелля, лупы Польди или металлической линейки с ценой деления 1 мм в зависимости от ширины раскрытия трещины щели, размера раковины, выкола, скола или сквозного отверстия. Глубина трещины, щели, раковины измеряется щупом или металлической линейкой. При этом фиксируются также их характер, размеры, направление (продольная, поперечная), количество в одном сечении.

7.2. Измерение кривизны стойки (приставки)

Измерение кривизны (прогиба) стойки (приставки) производится с помощью стальной струны диаметром 1,0 мм, натягиваемой вдоль прогнутой стойки в плоскости прогиба. Концы струны при этом закрепляются бандажами (струбцинами) наверху и внизу стойки. Значение кривизны измеряется линейкой с ценой деления 1,0 мм, прикладываемой в месте наибольшего прогиба стойки, между натянутой струной и осью опоры. Измерения могут производиться как с подъемом непосредственно по самой стойке опоры при достаточной ее прочности, так и с применением подъемных механизмов.

Оценка допустимой кривизны стойки опоры производится на основании норм и допусков, приведенных в отраслевых нормативно-технических документах [1, 14].

7.3. Контроль качества заделки свободностоящих железобетонных опор в грунте

При отклонении свободностоящих опор от вертикальной оси, просадке грунта в месте заделки стойки опоры, наличии зазоров между стойкой и стенкой котлована производится контроль качества заделки опоры в грунте, плотности засыпанного в котловане грунта, наличия ригелей. Контроль выполняется с помощью зонда — стального заостренного стержня диаметром 10-20 мм и длиной 2,5 м. Зонд вручную погружается в грунт с трех-четырех сторон на глубину 1,5-2,0 м. По усилию, прикладываемому к зонду при его погружении, определяется плотность грунта около стойки опоры на разной глубине, наличие пустот в месте заделки, одновременно прощупываются ригели и определяется их глубина установки, если они были предусмотрены проектом. При невозможности определения наличия ригелей с помощью зонда они определяются при откопке стойки опоры.

Оценка заделки опоры в грунте, в том числе и наличие ригелей, должна производиться с учетом проектных решений по конкретной опоре.

7.4. Контроль состояния оголенной арматуры

Оголенная арматура очищается металлическими щетками от ржавчины, если она ею покрыта, измеряется степень ее коррозии с помощью штангенциркуля, глубиномеров, измеряется длина и диаметр оголенной арматуры. Измерения производятся не менее чем в трех точках по сечению арматуры, где обнаружена коррозия.

Выявленные в результате обследования дефекты и неисправности железобетонных опор и приставок фиксируются в листах осмотра или специальных ведомостях. На основе этих данных производится анализ технического состояния опор и приставок и решается вопрос о методе их ремонта или замене.

8. КОНТРОЛЬ ТЯЖЕНИЯ В ОТТЯЖКАХ

8.1. Контроль тяжения в оттяжках опор линий электропередачи методом свободных колебаний

Метод основан на зависимости между периодом свободных однополуволновых поперечных колебаний оттяжки (т) и величиной тяжения в ней Т [11]:

где / — длина оттяжки, м;

G — масса оттяжки, кг;

g — ускорение свободного падения, равное 9,8 м/с.

По этой формуле до начала измерений строится график или подсчитывается таблица зависимости тяжения в оттяжке от времени десяти колебаний оттяжки при ее диаметре до 50 мм и длине 15-35 м. Для оттяжки каждого типа будет иметь место своя зависимость.

Длина оттяжки /, подставляемая в формулу, принимается равной расстоянию от верхней скобы (коуша) до точки крепления от-. .тяжки к анкерным болтам.

В массу G тросовых оттяжек входит масса самой оттяжки и смазки ЗЭС, если оттяжки смазаны. Для ориентировки можно принять расход смазк.1 15 г на погонный метр троса.

Масса стержневых оттяжек устанавливается по данным, приведенным в рабочих чертежах. Анкерные болты и детали крепления оттяжек при расчетах не учитываются. Оттяжки должны быть свободны от гололеда.

Тяжение в оттяжке для построения графика или составления таблицы задается произвольно, например, 1,0 т, 1,5 т, 2,0 т, 2,5 т, ... 5,0 т.

Операции по определению тяжения в оттяжках выполняются в следующей последовательности:

Свободными однополуволновыми колебаниями оттяжки являются колебания, имеющие в любой момент времени форму полуволны синусоиды. Такие колебания оттяжки легко вызываются, если ее раскачать, взявшись за нее рукой на расстоянии 1,0-1,5 м от анкерных болтов.

Свободные однополуволновые колебания оттяжки следует вызывать в направлении, перпендикулярном действию собственной массы (рис. 8). Если при этом возникнут колебания высших гармонических составляющих, которые сделают невозможным установить время десяти свободных однополуволновых колебаний, оттяжку следует остановить и вновь раскачать.

Рекомендуется после раскачивания оттяжки не отпускать ее, а, попав в такт свободных однополуволновых колебаний, слегка поддерживать ее. Это устранит появление колебаний других гармонических составляющих и бегущих волн и уменьшит затухание основных колебаний.

При определении времени десяти колебаний рекомендуется начинать счет с нуля, вести счет вслух, причем на счете "нуль" включать секундомер, а на счете "десять" выключить его. За одно полное колебание следует считать промежуток между двумя ближайшими одинаковыми фазами или положениями оттяжки. Так, если секундомер включен при крайнем правом положении оттяжки, то после того, как она снова займет это же положение, можно считать, что оттяжка совершила одно полное однополуволновое колебание.

Работа может производиться одним человеком. Работающий одной рукой поддерживает колебания, а в другой держит секундомер.

Возможная ошибка при определении значения тяжения данным методом не превышает ±10,0% и складывается:

8.2. Контроль с помощью индикатора ИН

Индикатор ИН предназначен для контроля натяжения оттяжек опор воздушных линий электропередачи при строительстве и эксплуатации их в различных климатических зонах.

Принцип действия ИН основывается на измерении упругости натянутого каната. Если участок каната оттяжки прогибать сосредоточенной силой Р на постоянную величину стрелы прогиба l, то существует прямая ,зависимость между натяжением каната N и силой Р:

Р= f(N).

Измеряя силу Р любым силоизмерителем, например, динамометром, можно определить натяжение каната оттяжки.

Индикатор (рис. 9) состоит из динамометра растяжения 1 ДПУ-0,2/2, механизма нагружения с храповиком 2 и стопором 3 и трех захватов 4 со скобами на концах: два захвата на корпусе индикатора и один на механизме нагружения.

Захваты индикатора позволяют устанавливать его и производить измерения не только на, оттяжках, выполненных из одного каната, но и сдвоенных скрученных.

Интервал диаметров стальных канатов контролируемых оттяжек — 12,0+25,5 мм; диапазон усилий натяжения — 4000+60000 Н.

Измерение натяжения оттяжек с помощью ИН производится одним электромонтером, который одной рукой поддерживает прибор, а другой производит манипуляции с храповиком и рукояткой стопора.

При измерении индикатор устанавливается захватами на трос, для чего выбирается прямолинейный чистый и неповрежденный участок каната оттяжки. Поворотом ручки на лицевой стороне ИН освобождается стопор.

Рукояткой храповика (в направлении от себя) средний захват механизма нагружения перемещается до выбора слабины — производится калибровка каната, что определяется по колебанию стрелки динамометра. Поворотом ручки стопор закрепляется на месте.

При необходимости, вращая шкалу динамометра, стрелка устанавливается на "О".

Индикатор готов к производству измерений.

Рукоятка храповика перемещается в направлении от себя до тех пор, пока средний захват не упрется в стопор. Стрелка динамометра при этом укажет значение натяжения каната оттяжки опоры.

Для снятия индикатора поворотом гайки на рукоятке храповика переключают его на обратный ход. Передвигая рукоятку храповика на себя, освобождают ИН от нагрузки и снимают его с каната оттяжки.

Контроль натяжения оттяжек производится при отсутствии на них гололеда и при ветре не более 5 м/с.

При производстве работ необходимо следить за тем, чтобы захваты ИН не были полностью надвинуты на канат оттяжки.

Полученные результаты сравниваются между собой и с расчетными значениями тяжений в оттяжках.

9. КОНТРОЛЬ ГАБАРИТОВ И СТРЕЛ ПРОВЕСА ПРОВОДОВ И ТРОСОВ

Стрела провеса проводов и тросов, габариты линии до земли или пересекаемых объектов измеряют при приемке линии в эксплуатацию для проверки правильности монтажа и в процессе эксплуатации, когда стрелы провеса и габариты могут изменяться за счет вытяжки проводов, проскальзывания проводов в подвесных и натяжных болтовых зажимах, в результате изменения длины гирлянды при замене дефектных изоляторов, наклонов опор, изменения конструкции опор при ремонтных и реконструктивных работах на линии.

При измерениях расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, а также стрел провеса следует фиксировать температуру воздуха. Полученные при измерениях фактические значения путем расчетов или с помощью специальных таблиц приводятся к температуре, при которой получаются наибольшие стрелы провеса, которые сопоставляются с проектными данными и допусками, приведенными в нормативно-технических документах.

Существуют различные способы измерения стрел провеса и габаритов [1, 2, З].

9.1. Измерение габарита на отключенной ВЛ с помощью веревки или рулетки

Измерение габарита производится с применением телескопической вышки или автогидроподъемника. Электромонтер, находясь в корзине телевышки, прикладывает один конец веревки (рулетки) к проводу, другой конец ее опускается на землю и на уровне земли на веревке делается отметка; измеряется длина веревки от верхнего конца до отметки.

9.2. Измерение габарита с помощью изолирующей штанги

Для непосредственного измерения габаритов линии, находящейся под напряжением, до земли или других объектов могут применяться изолирующие штанги. Один монтер, находящийся в корзине телевышки, касается Провода линии концом штанги, другой монтер измеряет расстояние от нижнего конца штанги до земли с помощью рулетки (веревки), как сказано выше (п. 9.1). Сумма измеренного веревкой расстояния и длины штанги равна габариту до земли.

Габарит в месте пересечения с другой ВЛ определяется в виде разности расстояний до земли каждой ВЛ. Для этого необходимо измерить габарит каждой ВЛ описанным выше способом.

9.3. Измерение габарита или стрелы провеса провода (троса) приспособлением ПОВЭ

Простым и удобным прибором для измерения стрелы провеса или габарита провода до земли (рис. 10) является приспособление для определения высот элементов ПОВЭ (карманный высотомер).

Прибор представляет собой плоскую коробку, имеющую форму равностороннего треугольника. В основание треугольника вставлено стекло, на котором нанесены две риски. В вершине треугольника имеются два отверстия, через которые производится визирование.

Для определения высоты измеряемого объекта (высоты дерева под проводами, высоты опоры или подвески провода на опоре) наблюдатель удаляется от него, держа приспособление отверстиями у глаз, на такое расстояние, при котором риски на стекле совпадают: верхняя — с вершиной объекта, нижняя — с его основанием; затем измеряется рулеткой расстояние от объекта до наблюдателя (L). Искомая высота (Н) равняется половине этого расстояния.

Для определения высоты провода над землей под проводом в месте измерения забивается колышек. Затем наблюдатель удаляется от линии в направлении, перпендикулярном к ней, держа приспособление отверстиями у глаз на расстояние, при котором риски совпадают, верхняя — с проводом, нижняя — с основанием колышка. Измеряется расстояние от наблюдателя до колышка. Габарит провода в месте измерения равен половине этого расстояния.

Для определения стрелы провеса провода измеряется сначала высота подвески провода на опоре, как указано выше, затем наименьший габарит над землей и находят их разность.

Погрешность измерений ПОВЭ при высоте объектов или габаритах до 50 м не превышает 4%, что является допустимым.

9.4. Измерение стрелы провеса провода (троса) визированием с помощью двух реек

На стойках опор, в пролете между которыми измеряется стрела провеса, от точки подвеса провода отмеряется расчетное значение стрелы провеса для данной длины пролета и температуры окружающего воздуха, и в этих местах на опорах закрепляются горизонтальные рейки (рис. 11). Расположившись на опоре таким образом, чтобы глаз оказался на уровне одной из реек, монтер смотрит на рейку соседней опоры. При расчетной стреле провеса низшая точка провода должна находиться на прямой линии, соединяющей обе визирные рейки.

При отклонении действительной стрелы провеса провода от расчетной следует перемещать одну из реек вверх или вниз до тех пор, пока низшая точка провода не совпадет с прямой линией, соединяющей обе визирные рейки. В этом случае измеряемое значение стрелы провеса будет равно полусумме расстояний от уровня подвеса провода до реек на соседних опорах.

При горизонтальном расположении проводов на опорах визирование среднего провода удобнее производить, закрепляя рейки на одной опоре на левой стойке, а на другой — на правой.

9.5. Измерение стрел провеса теодолитом

Наиболее точно стрелы провеса могут быть измерены с помощью теодолита.

Теодолит устанавливается на расстоянии 50-60 м от линии, так чтобы расстояния от прибора до вертикальных проекций низшей точки провода и точки подвеса провода на опоре (R1 и R2) были примерно одинаковы (рис. 12). Эти расстояния тщательно измеряются с помощью рулетки или с помощью теодолита и рейки.

Вертикальная визирующая ось теодолита направляется на точку подвеса провода на опоре и производится отсчет превышения этой точки над горизонтальной осью прибора (угол β). Аналогично производится отсчет превышения низшей точки провода над горизонтальной осью прибора (угол α). По полученным отсчетам определяется стрела провеса провода как разность подсчитанных значений.

10. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ И ИСПЫТАНИЙ

Результаты осмотров, контроля и измерений, производимых на ВЛ, заносятся в специальные формы технической документации.

К ним относятся:

Листок осмотра и ведомость заполняются непосредственно на месте работ (на трассе ВЛ) производителем работ или лицом, производящим осмотр, и передаются в район (службу) электрических сетей; журнал неисправностей заполняется в районе (службе) электрических сетей мастером или инженером электрических сетей.

Листки осмотра должны сохраняться в течение одного года.

Ведомости измерений загнивания деталей деревянных опор и измерений габаритов и стрел провеса провода (троса) сохраняются постоянно, остальные ведомости — до следующей проверки. Журнал неисправностей хранится постоянно.

Ниже приведены формы указанной технической документации.

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

 

ЛИСТОК ОСМОТРА

ВЛ______кВ _____________________

наименование

Вид осмотра ______________________________________________________

Номер опоры, пролета

Замеченные неисправности

 

 

 

 

 

Осмотр произведен от опоры № _____ до опоры №______

"__"_______19_г.___________________________________

(ф.и.о.) (подпись)

Листок осмотра принял______________________________

(подпись)

"__" __________19__г.

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

 

 

ВЕДОМОСТЬ (ЖУРНАЛ) ИЗМЕРЕНИЙ ЗАГНИВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР

НА ВЛ ____ кВ __________________

наименование

 

Опора № ___ __________________________Минимально допустимые диаметры (см)

Тип опоры____________________________ в опасных сечениях:

Тип поддерживающего зажима __________________ траверсы _________________

Марка провода и грозозащитного троса стойки___________________

——————————————————————— приставки (пасынка) ___________

 

Наименование детали

Номер детали по проектной документации

Год установки

Номер сечения

Фактический наружный диаметр, см

19 ___ г.

Диаметр здоровой части, см

 

 

19 ___ г.

Диаметр здоровой части, см

 

 

Измерения

Измерения

1

2

1

1

2

3

Траверса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стойка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приставка внутренняя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приставка наруж-ная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производитель работ _________________ _____________

(ф.и.о.) (подпись)

Год

Заключение по результатам измерений

19____

(Ф.И.О.)

(подпись)

19____

(Ф.И.О.)

(подпись)

19____

(Ф.И.О.)

(подпись)

19____

(Ф.И.О.)

(подпись)

19____

(Ф.И.О.)

(подпись)

 

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

ВЕДОМОСТЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР ВЛ______кВ __________________

наименование

Вид осмотра ___________________

Конструкция

Обозначение элемента конструкции или узла

Эскиз дефекта (повреж-дения)

Описа-ние дефекта (повреж-дения)

Размеры дефекта (повреждения)

Рекомен-дуемый способ устране-ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производитель работ____________________________

(ф.и.о.) (подпись)

Заключение составил_____________________________

(ф.и.о.) (подпись)

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

ВЕДОМОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДОВ

НА ВЛ______кВ ______________________

наименование

Способ измерения _______________________________________

_____________Дата измерения _____________________________

 

Дата

Номер опоры

Фаза, номер провода и соединения

Марка провода

Тип соединения

Показания прибора

Отношение падений напряжения на соединении и проводе

Заключение

на соединение

на проводе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания: 1. При измерениях в ведомость следует вписывать только неисправные соединения.

2. Соединения нумеруются в следующей последовательности:

от опоры с меньшим номером к опоре с большим номером;

при горизонтальном расположении проводов — слева направо по ходу ВЛ, а при вертикальном — сверху вниз.

 

Производитель работ ————————————————————————

(ф.и.о.) (подпись)

Заключение составил ___________________________________________

(ф.и.о.) (подпись)

 

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

 

ВЕДОМОСТЬ ПРОВЕРКИ ЛИНЕЙНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ВЛ______кВ_______________________

наименование

Способ проверки ________________________

Дата проверки

Номер опоры с неисправным изолятором

Фаза, номер подвески

Номер изолятора

Тип изолятора

Характер неисправ-ности

Заключение

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изоляция проверена на участке от опоры № _____ до опоры №_______

Не проверены ________________________________________________

№ опор, причина

Всего проверено ____ шт. изоляторов, в том числе типа

_____ шт., типа _____ шт., типа ___ шт.

Всего неисправных _______ шт. изоляторов, в том числе типа

_____ шт., типа _____ шт., типа _____ шт.

Примечания: 1. При проверке в ведомость следует вписывать только неисправные изоляторы.

2. Счет подвесок слева направо и сверху вниз по направлению возрастания нумерации опор.

3. Счет изоляторов в подвеске от траверсы.

4. Условные обозначения неисправностей:

перекрытие электрической дугой — П, битый — Б, нулевой — О, неисправный —Н.

 

Производитель работ____________________________________________

(Ф.И.О.) (ПОДПИСЬ)

Заключение составил ______________._____________________________

(Ф.И.О.) (ПОДПИСЬ)

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

ВЕДОМОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ ГАБАРИТОВ И СТРЕЛ ПРОВЕСА ПРОВОДА (ТРОСА)

НА ВЛ______кВ ____________________________

наименование

Дата

Пролет между опорами №

Марка провода, грозоза-щитного троса

Наимено-вание пересека-емого объекта

Расстоя-ние от пересече-ния до ближай-шей опоры, м

Измерен-ный габарит, м

Температура воздуха, 0С

Габарит с учетом поправки на расчетную темпера-туру, м

Наимень-шее допусти-мое расстоя-ние, м

Стрела провеса с учетом поправки на расчетную температуру, м

Заключение

 

Производитель работ _______________________________________________

(ф.и.о.) (подпись)

Заключение составил________________________________________________

(ф.и.о.) (подпись)

Энергообъединение _________________________________________________

наименование

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

 

ВЕДОМОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ ТЯЖЕНИЯ В ОТТЯЖКАХ ОПОР

НА ВЛ _____кВ__________________________

Наименование

 

Тип опоры: _________ Начальное тяжение по проекту: _________________

Схема расположения оттяжек______________________________________

Дата

Номер опоры

Номер оттяжки

Измеренное тяжение, т

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производитель работ __________________________________________

(ф.и.о.) (подпись)

Заключение составил __________________________________________

(ф.и.о.) (подпись)

Энергообъединение:___________________________

наименование

Предприятие _________________________________

наименование

Район (участок) _______________________________

наименование

 

ЖУРНАЛ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ВЛ

Дата обнаружения неисправности

Место и сущность неисправ-ности, обнаруженной при осмотрах, измерени-ях и ревизиях

Намечаемые мероприятия

Выполняемые мероприятия

Мероприятия по устранению неисправности

Срок устранения неисправности, подпись

Дата выполнения мероприятий

Подпись производителя работ или мастера, ответственного за выполнение мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

МЕТОД РАСЧЕТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ ДРЕВЕСИНЫ ОПОР ПРИ ВНУТРЕННЕМ ЗАГНИВАНИИ

При отбраковке на ВЛ древесины с внутренним загниванием . следует пользоваться методом, предложенным инженером Мосэнерго В.В. Шолоховым. Сущность метода заключается в следующем:

1. Условно принимают, что при любой форме внутреннего загнивания древесины здоровая часть ее представляет в сечении кольцо: при полном внутреннем загнивании — рис. 13, а, при неполном внутреннем загнивании — 13, б.

2. Путем измерений (2 — для траверсы и 3 — для прочих деталей) определяют среднюю толщину наружного здорового слоя древесины (при неполном внутреннем загнивании) и диаметр здоровой сердцевины (ядра), а также среднюю толщину гнилого слоя древесины.

3. Выявленная измерениями здоровая часть детали с внутренним загниванием, имеющая момент сопротивления на изгиб W, приравнивается к равнопрочной детали, имеющей круглое сечение с вполне здоровой древесиной (равнопрочное сечение).

4. Отбраковка производится на основе сравнения диаметра равнопрочного сечения (эквивалентный диаметр dэ для кольца и dо для кольца с ядром) с минимально допустимым диаметром для данной детали.

Нормы отбраковки те же, что и при наружном загнивании.

5. Значение указанных выше величин W, dэ, dо для каждого определенного случая находится по кривым рис. 14, построенным по приводимым ниже формулам:

где D — наружный диаметр кольца, см;

d — внутренний диаметр кольца, см;

К1 — коэффициент, учитывающий дополнительное ослабление прочности древесины за счет ее старения, неоднородности и прочих скрытых дефектов. К1 принимается (в зависимости от толщины δ наружного здорового слоя древесины) равным 0,7-1.

где W — момент сопротивления на изгиб для круга, см ;

D — диаметр круга, см.

6. При определении эквивалентного диаметра dо для сечения в форме кольца с ядром необходимо предварительно найти его момент сопротивления. Для практических целей в данном случае этот момент сопротивления может быть принят равным сумме моментов сопротивления кольца Wэ и ядра Wс. По кривой II для момента сопротивления dо находят затем соответствующий диаметр dо равнопрочного сечения.

Ряд примеров, поясняющих порядок пользования описанным выше методом отбраковки древесины при внутреннем загнивании, приводится ниже.

При этом рекомендуется дополнительно руководствоваться следующим:

1. Ослабление древесины по месту внутреннего загнивания сквозными трещинами или крупными сучками учитывается при отбраковке путем уменьшения найденного по кривым эквивалентного диаметра на 1-2 см.

2. Ослабление древесины по месту внутреннего загнивания врубками и притесами учитывается как наружное загнивание на глубину врубок.

3. При наличии в одном и том же сечении наружного и внутреннего загнивания следует сначала по наружному загниванию, не принимая во внимание внутреннего, определить диаметр оставшейся здоровой древесины, а затем, приняв этот диаметр за наружный, производить отбраковку по внутреннему загниванию в соответствии с изложенным выше.

4. Определение эквивалентных диаметров (по кривым) не требуется в следующих случаях:

а) деталь опоры при полном внутреннем загнивании имеет среднюю толщину наружной здоровой части древесины 2 см и менее. В этом случае деталь подлежит немедленной замене;

б) деталь опоры при внутреннем загнивании (полном и неполном) имеет среднюю толщину наружного здорового слоя древесины более 6 см. В этом случае деталь по внутреннему загниванию не отбраковывается;

в) деталь опоры при неполном внутреннем загнивании имеет среднюю толщину наружного здорового слоя древесины 2 см и менее. В этом случае загнивание следует учитывать как наружное с глубиной, равной средней глубине внутреннего загнивания.

Примеры пользования методом отбраковки древесины при внутреннем загнивании

Пример 1. Пасынок с наружным диаметром 30 см в основном сечении имеет полное внутреннее загнивание по тому же сечению (рис. 15, а).

Минимально допустимый диаметр для данного пасынка dмин = 19 см.

При измерениях получаем: 3/10; 4/10; 5/10, где в числителе указывается, на какой глубине (см) от поверхности начинается внутреннее загнивание, а в знаменателе — на какой глубине оно заканчивается.

По месту загнивания имеется сквозная продольная трещина.

Поскольку в данном случае загнивание внутреннее полное, сечение здоровой части имеет форму кольца. Средняя толщина наружной здоровой части древесины составит:

По кривой I (см. рис. 14) для δ = 4 см и D = 30 см находим эквивалентный диаметр dэ = 24 см.

Учитывая наличие сквозной трещины, снижаем найденный диаметр на 1 см и получаем dэ' = 23 см.

Сравнивая этот диаметр равнопрочного круглого сечения с минимально допустимым для данного пасынка, устанавливаем, что пасынок не подлежит замене.

Пример 2. Пасынок с наружным диаметром в опасном сечении . D = 26 см имеет неполное внутреннее кольцевое загнивание по тому же сечению (рис. 15, б). Минимально допустимый диаметр пасынка (dмин = 18 см. При измерениях получаем: 2/5; 3/6; 4/7.

Поскольку загнивание внутреннее неполное, сечение здоровой части имеет форму кольца с ядром в центре. Средняя толщина наружного здорового слоя древесины кольца составит:

δ ср = (2+3+4)/3 = 3 см

По кривой I (см. рис. 14) для δ = 3 см и D = 26 см находим эквивалентный диаметр для кольца dэ = 18 см.

В данном случае учитывается также прочность здоровой сердцевины (ядра). Диаметр ее будет равен:

dс = (26- (5+6+7)/3)*2 = 14 см

По кривой II находим:

для dэ = 18 см Wэ = 580 см3;

для dс = 14 см WС = 280 см3.

Для определения эквивалентного диаметра dо сечения в форме кольца с ядром необходимо найти момент сопротивления. Он принимается приближенно равным сумме Wэ и Wс, т.е. 860 см3

По той же кривой II для Wо = 860 см3 находим соответствующий диаметр dо = 20,5 см, который оказывается больше минимально допустимого. Таким образом, пасынок замене не подлежит.

Пример 3. Пасынок с наружным диаметром в опасном сечении D = 22 см имеет в этом сечении внутреннее загнивание, как показано на рис. 15, в.

Оно приравнивается к кольцевому внутреннему загниванию.

Минимально допустимый диаметр 16 см.

При измерениях получаем: первом — 2/5; втором — 3/7. При третьем измерении — загнивание не обнаружено и не определена в то же время толщина наружного, здорового, слоя древесины в этом месте. В этом случае среднюю толщину наружного здорового слоя δср определяем по двум измерениям, а среднюю толщину гнилого слоя вср , которую условно считаем распределенной по окружности, — по трем измерениям.

Таким образом, δср = (2+3)/3 = 2,5 см

По кривой I (см. рис. 14) находим: dэ = 14,5 см.

вср = ((5-2)+(7-3)+0)/3 = 2,3 см

dс = D - (δср + вср )*2 = 22 – (2,5+2,3)*2 = 12,4см.

Моменты сопротивления для найденных диаметров dэ и dс находим по кривой II: Wэ = 300 см3; Wс = 200 см3.

Wо принимаем равным 500 см3.

По той же кривой II находим диаметр равнопрочного сечения dо = 17 см.

Пасынок замене не подлежит.

Пример 4. Траверса, диаметр которой в опасном сечении D2 = 24 см (рис. 15, г) имеет по этому сечению загнивание, определяемое следующими измерениями: первое — 3/5; второе — загнивание не обнаружено.

По другому опасному сечению D2 = 21 см (рис. 15, д) траверса имеет загнивание, определяемое измерениями: первое — 1,5/4,5;

второе — загнивание не обнаружено.

Минимально допустимый диаметр для данной траверсы

dмин = 16 см.

В опасном сечении траверса имеет врубку глубиной 2 см.

Проверка траверсы по первому сечению.

Принимая врубку как наружное загнивание, наружный диаметр траверсы в этом сечении будет равен:

D1 = 24 – ((2 + 0)/2)*2 =22 см.

В соответствии с данными, приведенными в предыдущем примере, внутреннее загнивание траверсы по этому сечению приравниваем к внутреннему кольцевому загниванию со средней толщиной здорового наружного слоя δср = 3 см.

По кривой I (см. рис. 14) для D1 = 22 см и δср = 3 см находим эквивалентный диаметр:

dэ1 = 15,8 см.

Средняя толщина гнилого кольцевого слоя, определяемая по двум измерениям, равна:

вср = ((5-3)+0)/2 = 1 см

Диаметр здоровой сердцевины равен:

dс1 = D1 - (δср + вср ) • 2 = 22 - (3 + 1) • 2 = 14 см.

На кривой II по известным dэ1 и dс1находим: Wэ1 = 400 см3;

Wc1 = 280 см3.

Принимая Wо1 = 680 см3, находим по этой же кривой II диаметр равнопрочного сечения dо1 = 19 см. Сравнивая его с минимально допустимым диаметром dмин = 16 см, приходим к выводу, что траверса по данному сечению замене не подлежит.

Проверка траверсы по второму сечению.

По этому сечению траверса имеет внутреннее одностороннее загнивание, которое условно приравнивается к внутреннему кольцевому загниванию с толщиной здорового наружного слоя, равной

δ = 1,5 см,

т.е. менее 2 см.

Такое загнивание учитывается как наружное а, средняя глубина которого равна

dср = ((4,5-1,5) +0)/2+ 2,5 см

Учитывая, кроме того, наличие врубки с боковой стороны (см. рис. 15, д), получаем диаметр здоровой части древесины в этом сечении, равный:

Dо = 21-(((4,5-1,5)+2+0)/3)*2 = 17,66 см

При минимально допустимом диаметре d мин = 16 см траверса не подлежит замене.

 

Список использованной литературы

1. Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ (части 1 и 2). — М.: СПО Союзтехэнерго, 1983.

2. Андриевский В.Н., Голованов А.Т., Зеличенко А.С. Эксплуатация воздушных линий электропередачи.— М.: Энергия, 1976.

3. Зеличенко А.С., Смирнов Б.И. Устройство, эксплуатация и ремонт воздушных линий электропередачи.— М.: Высшая школа, 1966.

4. Инструкция по работе с универсальной измерительной штангой ШИУ-500 при контроле изоляторов и контактов на подстанциях и ВЛ напряжением 330 я 500 кВ.— М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1971.

5. Штанга универсально-измерительная ШИ-220, ШИ-110/35. Паспорт и краткая инструкция по эксплуатации.

6. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок.— М.: Энергоатомиздат, 1987.

7. Инструкция по определению степени загнивания древесины опор ВЛ прибором типа ПД-1 конструкции ЦВЛ Мосэнерго— М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1970.

8. Информационное сообщение № Э-7/64 "Приборы для контроля загнивания древесины".— М.: БТИ ОРГРЭС, 1964.

9. Барг И.Г„ Эдельман В.И. Воздушные линии электропередачи.— М.: Энергоатомнздат, 1985.

10. Методические указания по оценке технического состояния металлических опор воздушных линий электропередачи и порталов открытых распределительных устройств напряжением 35 кВ и выше: МУ 34-70-177-87.— М.: СПО Союзтехэнерго, 1988.

11. Информационное сообщение № Э-9/64. "Определение тяжения в стержневых и тросовых оттяжках опор линии электропередачи методом свободных колебаний".— М.: БТИ ОРГРЭС, 1964.

12. Методические указания по эксплуатации и ремонту железобетонных, опор и фундаментов линий электропередачи 0,4-500 кВ.— М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1972.

13. Нормы испытания электрооборудования. Изд. пятое.— М.: Атомиздат, 1978.

14. СНиП 3.05.06-85. Электротехнические устройства. М.: Госстрой, 1988.

15. Типовые технологические карты по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ. Ч. 1.-- М.: СПО Союзтехэнерго, 1985.

16. Типовые технологические карты по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ. Ч. 2.— М.: СПО Союзтехэнерго, 1987.

17. Инструкции по работам на линиях электропередачи 35-220 кВ и 6-10 кВ, находящихся под напряжением. М.-Л.: Энергия, 1964.

18. Типовая инструкция по работам под напряжением на промежуточных опорах и в пролетах воздушных линии электропередачи напряжением 220-750 кВ. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1988.